Дело № 12-80/2015
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
10 июня 2015 года пос. Кугеси
Судья Чебоксарского районного суда Чувашской Республики Смирнова С.А.,
с участием представителя Казённого учреждения Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики Аскерова Т.А., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, начальника ОГИБДД ОМВД России по Чебоксарскому району Чувашской Республики Полякова Ю.И. (сл. удостоверение №),
рассмотрев жалобу Казённого учреждения Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, на постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Чебоксарскому району Полякова Ю.И. от 15 апреля 2015 года о наложении административного наказания в виде административного штрафа в размере 300000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ,
проверив законность и обоснованность обжалованного постановления, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав лиц, участвующих в деле,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением от 15 апреля 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, вынесенным начальником ОГИБДД ОМВД России по Чебоксарскому району Поляковым Ю.И., на Казённое учреждение Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики наложено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Согласно постановлению, 30 марта 2015 года в 15 часов 00 минут на 18 км + 380 м автодороги «Чебоксары - Сурское», выявлено нарушение Казённым учреждением Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики правил содержания автодороги в безопасном для дорожного движения состоянии, горизонтальная разметка не соответствует п. 4 ГОСТ Р 50597-93: разметка 1.2.1, обозначающая край проезжей части неразличима; разметка 1.5., обозначающая границы полос движения неразличимы, разметка 1.3., разделяющая транспортные потоки противоположных направлениях неразличима, тем самым учреждение совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.12.34 КоАП РФ.
Казённое учреждение Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, не согласившись с указанным постановлением, обжаловало его в суд, указав, что отсутствует событие правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Казённого учреждения Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики Аскеров Т.А. поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям и просил ее удовлетворить.
Начальник ОГИБДД ОМВД России по Чебоксарскому району Чувашской Республики Поляков Ю.И. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы в связи с её необоснованностью.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно статье 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.11.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Согласно положениям статьи 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93).
Пунктами 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТам 13508 и 23457 и утвержденным схемам. Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными материалами.
Требования стандарта являются обязательными и должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Как следует из материалов дела, 30 марта 2015 года начальником ОГИБДД ОМВД РФ по Чебоксарскому району Чувашской Республики выявлены нарушения в содержании автомобильной дороги «Чебоксары – Сурское» на 18 км+380 м. Горизонтальная дорожная разметка не соответствует п. 4 ГОСТ 50597-93, а именно: разметка 1.2.1, обозначающая край проезжей части неразличима; разметка 1.5, обозначающая границы полос движения неразличима; разметка 1.3, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений местами неразличима.
Названные нарушения зафиксированы в акте выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 30 марта 2015 года с приложением фотоматериала.
31 марта 2015 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 КоАП РФ
В соответствии с п. 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).
В п. 5.1 ГОСТ Р 51256-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования" предусмотрено, что разметка может выполняться краской (эмалями), термопластиком и холодным пластиком по ГОСТ Р 52575, полимерными лентами по ГОСТ Р 54306, штучными формами по ГОСТ Р 53170, световозвращателями по ГОСТ Р 50971. Для придания разметке, выполненной из красок (эмалей), термопластиков и холодных пластиков, штучных форм, световозвращающих свойств применяют микростеклошарики по ГОСТ Р 53172.
Разметка, выполненная термопластиком или холодным пластиком с толщиной нанесения 1,5 мм и более, штучными формами и полимерными лентами, должна обладать функциональной долговечностью не менее одного года, термопластиком или холодным пластиком с толщиной нанесения менее 1,5 мм - не менее шести месяцев, а красками (эмалями) - не менее трех месяцев. Функциональная долговечность разметки определяется периодом, в течение которого разметка отвечает требованиям настоящего стандарта, а разрушение и износ разметки каждого типа по площади не превышают установленных настоящим пунктом значений (п. 5.4 ГОСТ Р 51256-2011).
Имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актом от 30 марта 2015 г. с приложением фотоматериала, протоколом об административном правонарушении от 30 марта 2015 года, подтверждается, что 30 марта 2015 года на автомобильной дороге «Чебоксары – Сурское» 18 км + 380 м отсутствовала дорожная горизонтальная разметка, разделяющая потоки транспортных средств противоположных направлений, и линия, обозначающая край проезжей части на дороге, а также линия, обозначающая границы полос движения, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя в совершении правонарушения административным органом установлена в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в постановлении о привлечении к административной ответственности.
При указанных обстоятельствах должностное лицо ОГИБДД правильно пришло к выводу о совершении Казённым учреждением Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.
Ссылка Казённого учреждения Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики на то, что учреждение привлечено к административной ответственности, которое им не совершалось, соответственно постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ подлежит отмене в связи с отсутствием события административного правонарушения, несостоятельна.
Суд считает, что Казённое учреждение Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики должно было осуществить эксплуатационный контроль состояния дорожной разметки по истечении 1/2, 2/3 гарантийного срока эксплуатации и, соответственно, имело возможность своевременно выявить отсутствие дорожной разметки на спорном участке автодороги, а также должно было незамедлительно принять необходимые меры, направленные на соблюдение требований нормативных актов при содержании автомобильной дороги.
Между тем доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению требований нормативных актов, в материалах дела не имеется, выявленный факт ненадлежащего содержания автодороги свидетельствует о недостаточном проведении контроля со стороны заявителя и о том, что заявителем не принято всех зависящих от него мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Казённое учреждение Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики извещено надлежащим образом.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
При оценке размера наложенного штрафа суд, руководствуясь правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, считает возможным снизить размер штрафа до 100 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Чебоксарскому району Чувашской Республики от 15 апреля 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Казённого учреждения Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики изменить.
Снизить Казённому учреждению Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики размер административного наказания в виде штрафа до 100 000 рублей, в остальной части постановление от 15 апреля 2015 года оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток.
Судья С.А. Смирнова