Судья Клименко Г.А. дело 33-795/2022 (2-2435/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 февраля 2022 года г.Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.,
судей Решетниковой О.В., Солониной Е.А.
при секретаре Чайка Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искуИвановой Л.М. к Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма с обязательством освободить жилое помещение и передать его в собственность Ханты-Мансийского автономного округа-Югры,
по апелляционной жалобе Ивановой Л.М. на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2021 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Ивановой Л.М. к Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма с обязательством освободить жилое помещение и передать его в собственность Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В., объяснения истца Ивановой Л.М., ее представителя Яковлева Г.Т., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя третьего лица Главного управления МЧС России по ХМАО - Югре Романовой М.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Аппарата Губернатора ХМАО - Югры Дрищевой Е.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, объяснения представителя третьего лица Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО -Югры Чернякова П.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Иванова Л.М. обратилась в суд с вышеуказанным иском.
Требования мотивированы тем, что с 1999 года истец проживает в доме (адрес), предоставленном её семье в соответствии с очередностью на условиях социального найма.
Ввиду утери документов о предоставлении жилья истец вынуждена обратиться в суд. Иванова Л.М. состояла в зарегистрированном браке с (ФИО)4 (сотрудником УВД ХМАО-Югры).
Согласно протоколу общего собрания отдела ПиАСР УВД Ханты-Мансийска от 14.04.1993 принято решение о строительстве индивидуальных жилых домов для сотрудников, проработавших более 20 лет.
В выписке из протокола (номер) от 03.12.1993 совместного заседания администрации и жилищно-бытовой комиссии отдела ПАСС УВД ХМАО-Югры в списке очередности сотрудников, нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий, под (номер) значится супруг истца (ФИО)4
Распоряжением администрации ХМАО-Югры от 23.05.1994 № 462-Р приняты меры по финансированию программы строительства жилья военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, даны указания комитету по финансам и налоговой политики администрации округа перечислить денежные средства для строительства жилья военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы.
Решением Думы ХМАО-Югры от 01.03.1995 № 41-130 был утвержден объем капитальных вложений для строительства жилья военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, учреждений ИТУ, внутренних войск РФ, частей и отрядов противопожарной охраны.
Первый заместитель Главы администрации ХМАО-Югры письмом обязал органы местного самоуправления и руководство указанных выше органов представить Программу строительства жилья, информацию об обеспечении жилой площадью сотрудников и списки для формирования бюджета на 1996 год.
В связи с вводом в эксплуатацию в сентябре 1999 года построенного одноквартирного жилого дома (адрес) (постановление Главы администрации города Ханты-Мансийска от (дата) (номер) параграф 3) на основании совместного решения руководства и жилищно-бытовой комиссии УГПС УВД Ханты-Мансийского района (протокол (номер) от (дата)) (ФИО)4, очереднику под (номер), был предоставлен одноквартирный жилой дом, площадью 121,1 кв.м., по (адрес) на состав семьи 4 человека.
(дата) (ФИО)4 умер.
Протоколом (номер) совместного заседания руководства и жилищно-бытовой комиссии УГПС УВД Ханты-Мансийского района от (дата) в связи со смертью (ФИО)4 и изменением состава семьи было принято решение о распределении вышеуказанного жилого дома супруге умершего Ивановой Л.М. на состав семьи из 6 человек.
Право собственности на объект недвижимости зарегистрировано 03.05.2000 за автономным округом.
05.10.2001 Управление Государственной противопожарной службы УВД ХМАО-Югры направило в адрес начальника по учету, распределению и эксплуатации жилья администрации ХМАО-Югры документы для оформления ордера на жилое помещение по (адрес).
Постановлением мэра г.Ханты-Мансийска от 10.02.2004 (номер) произведена перенумерация жилых домов по (адрес), почтовый адрес дома № (номер) изменен на (номер).
Право собственности на объект с измененным адресом зарегистрировано за субъектом РФ - ХМАО-Югра 30.09.2005.
В соответствии с письмом ВрИО начальника управления Приволжско-Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.08.2007 исх. (номер) «Порядок оформления квартир», жилые помещения по договору социального найма предоставляются военнослужащим, заключившим контракт до 1 января 1998 года и после 1 января 1998 года - по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более.
08.09.2004 с целью оформления договора социального найма спорного жилого помещения истец обратилась в Департамент управления делами губернатора ХМАО-Югры.
Письмом от 02.10.2004 № 18-Исх.5268 Ивановой Л.М. разъяснено, что для заключения договора социального найма необходимо представить ордер на занимаемое жилое помещение, а в случае его отсутствия - обратиться в суд.
Документы для оформления ордера на жилое помещение по (адрес) на Иванову Л.М. были направлены ответчику, получены им 05.10.2001 за вх.№ 640, однако были утрачены по причинам, независящим от воли истца.
На запрос о выдаче учетного жилищного дела Главное Управление МЧС России по ХМАО-Югре направило ответ 16.03.2018 № 2307-1-19 о невозможности предоставления запрашиваемых документов в связи их уничтожением за истечением срока хранения.
Правоустанавливающих документов на дом у истца нет.
Однако вселение истца и ее семьи в спорное жилое помещение произведено собственником жилого помещения в порядке очередности на условиях социального найма в период действия ЖК РСФСР.
С момента вселения по настоящее время на протяжении более 18 лет истец проживает в вышеуказанном жилом доме, оплачивает коммунальные услуги, осуществляет ремонт жилого помещения и поддерживает его в надлежащем состоянии, то есть все эти годы открыто владеет и пользуется жилым помещением на условиях социального найма.
Согласно справке отдела сбыта от 17.05.2016, на имя Ивановой Л.М. с 1999 года и по настоящее время открыт лицевой счет в МП «ГЭС» для оплаты потребленной электроэнергии по спорному объекту.
С 01.04.2006 истцом заключен письменный договор на предоставление услуг по водоснабжению с МП «Водоканал».
С учетом уточнения исковых требований Иванова Л.М. просила признать за ней право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: (адрес) на условиях социального найма с обязательством освободить жилое помещение по адресу: (адрес), передать его в собственность Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
В судебном заседании истец Иванова Л.М. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель истца Жабагенова М.А. в судебном заседании поддержала позицию своего доверителя.
Представитель ответчика Аппарата Губернатора ХМАО-Югры Дубровин А.А. в судебном заседании исковые требования не признал. Просил отказать в удовлетворении требований.
Представитель третьего лица Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Черняков П.А. в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре Григорьева Н.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Третьи лица Иванов В.А., Иванова Я.В., Иванов Л.В., Городилова А.В. в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе истец Иванова Л.М. просит отменить решение принять новое об удовлетворении исковых требований.
Не может согласиться с непринятием судом в качестве доказательства выделения истцу спорного помещения протоколом совместного заседания руководства и жилищно-бытовой комиссии УГПС УВД Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата) (номер).
Ссылается на нормы, устанавливающие социальные гарантии в сфере обеспечения жильем, предоставляемые в том числе сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам федеральной противопожарной службы: статью 8 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», статью 64 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», статью 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», пункты 4, 5, 6 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом МО РФ от 15.02.2000 № 80.
Отмечает, что судом не учтено то обстоятельство, что при разрешении вопросов принятия военнослужащих на военный учет необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Указывает, что учет велся по месту работы супруга истца, а Управление пожарной службы в субъекте РФ вправе было вести учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с постановкой их в очередь внутри учреждения с последующей передачей документов в орган местного самоуправления для выдачи ордера на жилое помещение. Порядком учета военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в спасательных воинских формированиях МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений (социальных выплат), утвержденным приказом МЧС РФ от 16.05.2016 № 262 прямо предусмотрено предоставление жилого помещения в случае смерти военнослужащего членам их семей.
Не может согласиться с выводом суда о незаконности проживания истца в спорном жилом помещении в связи с отсутствием ордера и доказательств его наличия. Отсутствие ордера не свидетельствует о незаконности вселения истца в указанный объект.
Отмечает, что доказательств того, что списки очередности в отношении истца и членов его семьи в администрацию города не направлялись, не представлено.
Указывает, что распределение жилого помещения осуществлялось в соответствии с требованиями ст.43 ЖК РСФСР владельцем жилого фонда, а несообщение данной организацией в орган местного самоуправления о принятом решении с целью выдачи ордера установленного образца не может служить препятствием для возникновения у лица, которому жилое помещение предоставлено, права пользования.
(ФИО)4, Иванова Л.М. относились к категории сотрудников, имели право на получение жилья на условиях социального найма. Заявление было подано в период прохождения военной службы при жизни (ФИО)4, сама Иванова Л.М. также служила в УГПС, в этом же учреждении работал их сын (ФИО)27 Совокупный стаж семьи Ивановых в противопожарной службе составляет 82 года, а самого (ФИО)4 на момент подачи заявления - 30 лет.
Фактическое вселение семьи Ивановых в спорный жилой дом произошло осенью 1999 года. С этого момента началось благоустройство, владение, пользование домом, оплата производилась в бухгалтерию УГПС.
С момента вселения по настоящее время, на протяжении более 18 лет, истец проживает в доме, оплачивает коммунальные услуги, осуществляет ремонт жилого помещения, поддерживает его в надлежащем состоянии, то есть постоянно и открыто владеет и пользуется спорным имуществом.
Не может согласиться с выводом суда о невозможности установить по копиям документов факта законности вселения истца в спорный дом, не тождественности копий документов между собой.
В материалах дела отсутствуют копии документов, противоречащие документам, представленным истцом. Также в деле отсутствуют доказательства того, что представленные копии документов не соответствуют подлинникам документов.
Ходатайств, заявлений о фальсификации, экспертизе достоверности доказательств, о несоответствии копий документов ответчиком не предъявлялось. Факт строительства дома и распределения его служащим УГПС не оспаривался лицами, участвующими в деле. Однако суд не дал оценки этим обстоятельствам и разрешил спор без оценки доводов истца.
Также судом не учтено то обстоятельство, что третье лицо Главное управление МЧС по ХМАО-Югре поддержало исковые требования Ивановой Л.М.
Отмечает, что документы для решения вопроса о выдаче Ивановой Л.М. ордера на жилое помещение утрачены по причинам, независящим от воли истца и до настоящего времени не найдены. Их поиски результатов не дали, поскольку, как следует из поступивших ответов, документы уничтожены за истечением срока хранения.
Указывает, что акт приемки законченного строительством спорного жилого дома первоначально был утвержден постановлением администрации г. Ханты-Мансийска (номер) от 28.09.1999, то есть до утверждения акта приемки распоряжением Губернатора от 07.02.2002 № (номер)-рг.
Заказчиком указано УГПС УВД ХМАО-Югры.
Спорный дом был выделен (ФИО)4 решением от 29.09.1999, то есть еще до окончания строительства и ввода дома в эксплуатацию с утверждением акта.
Решение же жилищно-бытовой комиссии от 04.10.2001 не отменяет решение, а лишь заменяет умершего (ФИО)4 его супругой Ивановой Л.М. Дом и выделяемая площадь остаются прежними, содержание и смысл решения не изменились. Именно в связи с окончанием строительства Иванова Л.М. была вселена в спорный объект руководством УГПС.
Не может согласиться с выводом суда о том, что при соблюдении процедуры, регламентированной распоряжением (номер)-рг, спорный жилой дом мог быть предоставлен Управлением государственной противопожарной службы УВД автономного округа истцу только по договору найма на период трудовых отношений.
Доказательств того, что спорный жилой дом является служебным и мог быть предоставлен истцу только на период трудовых отношений, ответчиком не представлено.
Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности Ивановой Л.М., как при вселении в спорное жилое помещение, так и в последующем, не имеется.
Собственник жилого помещения с момента вселения истца в спорный жилой дом, на протяжении почти двадцати лет требований о выселении не предъявлял, мер к владению, пользованию, распоряжению принадлежащим ему имуществом не принимал.
В тексте письменных возражений Аппарат Губернатора ХМАО-Югры просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без рассмотрения.
Согласно представленным письменным возражениям Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без рассмотрения.
Третьи лица Иванов В.ВА., Иванова Я.В., Иванов Л.В., Городилова А.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений, заслушав объяснения
истца Ивановой Л.М., ее представителя Яковлева Г.Т., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя третьего лица Главного управления МЧС России по ХМАО - Югре Романовой М.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Аппарата Губернатора ХМАО - Югры Дрищевой Е.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, объяснения представителя третьего лица Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры Чернякова П.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище и недопустимость произвольного лишения кого-либо жилища. Одновременно указанная норма закона обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления данного права, в том числе, гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в установленном законом порядке.
Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В силу ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений сторон, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Согласно ч. 1 ст. 50 Жилищного кодекса РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем-гражданином, на имя которого выдан ордер (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР).
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (п. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Согласно ч. 3 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Согласно ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется органами местного самоуправления только по основаниям, предусмотренным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно протоколу общего собрания отдела ПиАСР УВД Ханты-Мансийска от 14.04.1993 было принято решение о строительстве индивидуальных жилых домов для сотрудников, проработавших более 20 лет. (т.1, л.д.182).
Согласно архивной справке (ФИО)4 проходил службу в МВД СССР с (дата) по (дата) (т.1, л.д.80).
Распоряжением администрации ХМАО-Югры от 23.05.1994 № 462-Р были приняты меры по финансированию программы строительства жилья военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, даны указания комитету по финансам и налоговой политики администрации округа перечислить денежные средства для строительства жилья военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, согласно приложению. (т.1, л.д.135-137).
Иванова Л.М. состояла в зарегистрированном браке с (ФИО)4.
В выписке из протокола (номер) от 03.12.1993 совместного заседания администрации и жилищно-бытовой комиссии отдела ПАСС УВД ХМАО-Югры утвержден список очередности сотрудников и работников ПАСС УВД ХМАО-Югры, нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий, в котором под (номер) значится супруг истца (ФИО)4 (т.1, л.д.27).
В соответствии с выпиской из протокола (номер) совместного заседания руководства и жилищно-бытовой комиссии УГПС УВД округа от 29.09.1999, слушали информацию, что согласно протокола общего собрания сотрудников отдела ПиАСР УВД Ханты-Мансийского округа от 14 апреля 1993 года принято решение о строительстве индивидуальных жилых домов с правом первоочередного получения среди сотрудников ОП и АСР, ЧПО-75(при долевом участии), проработавших в ОП и АСР УВД Ханты-Мансийского автономного округа и ЧПО -75 двадцать лет и более. В связи с вводом в эксплуатацию в сентября 1999 года построенного одноквартирного жилого дома (адрес), постановлено предоставить одноквартирный дом жилой площадью 121,1 кв.м. по (адрес) <данные изъяты>, очереднику под (номер) на состав семьи из 4 человек. ( т.1, л.д.24).
Выделение спорного дома (ФИО)4 29.09.1999 подтверждается справкой о выделении жилья сотрудникам за период с 1995 по 2001 год ( т.1, л.д.25,26).
Согласно справки МП «ГЭС» с 1999 года по настоящее время на имя Ивановой Л.М. открыт лицевой счет (номер) для оплаты за электроэнергию по адресу: (адрес). (т.1, л.д.42).
Также с 01.04.2006 между истцом и МП «Водоканал» заключен договор (номер) на предоставление услуг по холодному водоснабжению и канализацию (т.1, л.д.43, 44).
(дата) (ФИО)4 умер.
Согласно протокола военно-врачебной комиссии, смерть (ФИО)4 наступила в результате заболевания, полученного в период прохождения службы, не при исполнении служебных обязанностей (Заключительный диагноз: <данные изъяты>.).
Постановлением администрации г.Ханты-Мансийска (номер) от 13.09.1999 утвержден акт приемки законченного строительством объекта - 1-квартирного жилого дома по (адрес), общей площадью 296,8 кв.м. Заказчику УГПС УВД Ханты-Мансийского автономного округа в срок до 30.10.1999 предписано выполнить благоустройство и озеленение территории (т.1, л.д.116-119).
Протоколом (номер) совместного заседания руководства и жилищно-бытовой комиссии УГПС УВД Ханты-Мансийского района от (дата) года в связи с преждевременной смертью (ФИО)4 (дата) и изменением состава семьи повторно рассмотрен вопрос о распределении вышеуказанного жилого дома. Учитывая, что вдова (ФИО)4 - Иванова Л.М. являлась сотрудником УГПС (стаж работы с (дата) года) принято решение о предоставлении ей пятикомнатного одноквартирного жилого дома (адрес), жилой площадью 121,1 кв.м., как очереднику под (номер), на состав семьи из 6 человек (т.1, л.д.28).
Право собственности на спорный объект недвижимости зарегистрировано 03.05.2000 за субъектом Федерации - Ханты-Мансийским автономным округом. Документ - основание: акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта, утвержденный Постановлением Главы Администрации г.Ханты-Мансийска № 652/1 от 13.09.1999 (т.1, л.д.33, 35).
05.10.2001 Управление Государственной противопожарной службы УВД ХМАО-Югры направило в адрес начальника по учету, распределению и эксплуатации жилья администрации ХМАО-Югры документы для оформления ордера на жилое помещение по (адрес). (вх.№ от 05.10.2001), в письме отражено заявление Ивановой Л.М. на оформление ордера от 12.09.2001 и обязательство Ивановой Л.М. об освобождении занимаемого жилого помещения (т.1, л.д.29).
Акт приемки законченного строительством спорного объекта утвержден распоряжением Губернатора ХМАО-Югры от 07.02.2002 (номер)-рг.
Данным же распоряжением Департаменту государственной собственности автономного округа предписано внести спорный жилой дом в реестр государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа. Кроме того, указанный жилой дом передан в оперативное управление и эксплуатацию Государственному учреждению автономного округа «Дирекция по эксплуатации служебных зданий». Департаменту государственной собственности автономного округа предписано заключить договор аренды на жилые дома, в частности на дом (адрес) с Управлением государственной противопожарной службы УВД автономного округа на условиях аренды с последующей передачей для заселения работников УГПС УВД округа (т.1, л.д.30).
Постановлением мэра г.Ханты-Мансийска от 10.02.2004 (номер) произведена перенумерация жилых домов по (адрес), почтовый адрес дома № 2 изменен на (номер). (т.1. л.д.32).
Право собственности на объект с измененным адресом зарегистрировано за субъектом РФ - ХМАО-Югра 30.09.2005 (т.1, л.д.34).
С целью оформления договора социального найма спорного жилого помещения в письменном виде, истец обратилась в Департамент управления делами губернатора ХМАО-Югры. Письмом от 02.10.2014 № 18-Исх-5268 Ивановой Л.М. разъяснено, что для заключения договора социального найма необходимо представить ордер на занимаемое жилое помещение, а в случае его отсутствие - обратиться в суд. (т.1, л.д.45).
На запрос о выдаче документов по указанному жилому дому Главное Управление МЧС России по ХМАО-Югре направило ответ о невозможности предоставления запрашиваемых документов в связи их уничтожением за истечением срока хранения (т.1, л.д.47).
(ФИО)4 по месту службы, на основании ордера (номер) от (дата), выданного на основании решения (номер) от (дата) была предоставлена квартира, расположенная по адресу: г(адрес). Данная квартира была оформлена в собственность в порядке приватизации по 1/2 доле на Иванову Л.М., (ФИО)28 (внука). Указанную квартиру истец согласна передать в собственность Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, о чем свидетельствует заявление об уточнении исковых требований (т.1, л.д.37, 38, 40, 96, 196-207).
Из пояснительной записки начальника управления МЧС России от 27.01.2002 года следует, что строительство объекта велось по договорам подряда и хозяйственным способом, для строительства в 1994 году УГПС приобретены в УПТК УКС администрации Ханты - Мансийского округа 5 комплектов одноквартирных жилых домов. Всего на строительство одноквартирных жилых домов, в том числе на дом (адрес) израсходовано 5 750 549 руб. Сумму в размере 1 335 507 руб. - разницу между фактически израсходованными средствами на строительство всех объектов составляют средства, израсходованные УГПС на оплату трудовых договоров, строительные работы, выполненные хозспособом и на приобретение строительных материалов по счетам - фактурам. ( т.1 л.д.31).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Судебная коллегия с таким выводом согласиться не может, считает его неправильным по следующим основаниям.
До 1 марта 2005 года жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставлялись лицам, признанным в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и в порядке очередности (ст. ст. 28, 33 Жилищного кодекса РСФСР) либо во внеочередном или первоочередном порядке (ст.ст. 36, 37 Жилищного кодекса РСФСР).
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции не учел, что спорный дом был выделен семье истца на законном основании, (ФИО)4 с составом семьи состоял в списках очередности по месту службы, решение о выделении ему спорного дома от 29.09.1999, решение работодателя отдела УГПС УВД Ханты-Мансийского округа о выделении этого же жилого помещения (дата) Ивановой Л.М. не оспорено в установленном законом порядке и не признано недействительным.
Документы на оформление ордера на спорное жилое помещение были направлены в администрацию округа и получены 01.10.2001,однако утрачены по причинам, независящим от воли истца.
В судебном заседании установлено, что дом был построен на государственные денежные средства, семье истца на основании решения работодателя был выделен жилой дом, с 1999 года по настоящее время Иванова Л.М. проживает в доме, несет расходы по его содержанию, спорный дом распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 07.02.2002 (номер)-рг внесен в реестр государственной собственности Ханты - Мансийского автономного округа, при этом никаких договоров в отношении дома Департаментом государственной собственности автономного округа с Управлением государственной противопожарной службы УВД автономного округа не заключалось, дом внесен в реестр вместе с семьей истца, однако правоотношения по пользованию жилым помещением никак не оформлены, Иванова Л.М. более 23 лет не может добиться оформления каких-либо документов на дом, который выделен семье в связи с трудовыми отношениями до 01.03.2005 года, ордер ей не выдавался не по вине истца, а в связи с бездействием государственных органов, в том числе собственника дома.
Поскольку спорный дом предоставлен истцу на законном основании, предоставление жилого помещения и вселение семьи сотрудников ОГПС осуществлено до регистрации права собственности на объект недвижимости за Ханты-Мансийским автономным округом, истец с 1999 года по настоящее время выполняет обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма, пользуется домом, несет расходы по содержанию жилья, с иском о выселении семьи истца из дома никто с 1999 года по настоящее время не обращался, судебная коллегия считает, что Иванова Л.М. фактически приобрела право пользования на спорное жилое помещение на условиях договора социального найма.
Поскольку дом выделялся семье истца с обязательством об освобождении занимаемой двухкомнатной квартиры (адрес), о чем сказано в вышеуказанном письме от 05.10.2001 Управления Государственной противопожарной службы УВД Ханты-Мансийского округа и признается Ивановой Л.М. в исковом заявлении, судебная коллегия считает, что следует признать за истцом право пользования на жилой дом с обязательством об освобождении двухкомнатной квартиры и передаче ее в собственность Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Руководствуясь статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 12 октября 2021 года
отменить,
постановить новое решение, которым признать за Ивановой Л.М. право пользования на условиях договора социального найма на дом (адрес) с обязательством освободить двухкомнатную квартиру (адрес) и передать ее в собственность Ханты-Мансийского округа-Югры.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 марта 2022 года.
Председательствующий | Иванова И.Е. |
Судьи | Решетникова О.В.Солонина Е.А. |