Дело № 12-50/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
02 марта 2020 года г. Элиста
Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Карвенова Е.В., рассмотрев жалобу министра сельского хозяйства Республики Калмыкия Адьяева С.Б. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия Цеденова Ю.В. № 8/12-36-И/30-72 от 13 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Адьяева С.Б.,
у с т а н о в и л:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия Цеденова Ю.В. № 8/12-36-И/30-72 от 13 января 2020 года, Адьяев С.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, Адьяев С.Б. подал жалобу, в которой просит постановление № 8/12-36-И/30-72 от 13 января 2020 года отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что из оспариваемого постановления следует, что работодатель в нарушение пункта 2 приложения № 37 проверочного листа (приложение №2), абз. 8 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 2.1.4, 2.1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2013г. № 1/29, допустил к работе ФИО1 без ознакомления с первичным инструктажем на рабочем месте, а также ФИО2 – без прохождения повторного инструктажа, что подтверждает копия журнала инструктажа на рабочем месте. Считают данное постановление незаконным, мотивируя тем, что постановление по делу об административном правонарушении от 13.01.2020г. вместе с протоколом об административном правонарушении от 10.01.2020 г., определением о времени, месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 10.01.2020 г. с сопроводительными письмами получены заявителем почтовым отправлением – бандеролью. Кроме того, в бандероль были вложены два иных постановления по делам об административных правонарушениях от 13.01.2020 г. вместе с протоколами от 10 января 2020 г., определениями о времени, месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 10.01.2020 г., составленных в отношении заявителя, не уведомленного надлежащим образом о времени, месте рассмотрения иных дел, месте, времени составления протоколов по данным делам. Согласно почтовому идентификатору (800818844558755), почтовым штемпелям на бандероли, распечатке об отслеживании почтовых отправлений с официального сайта «Почта России», данное почтовое отправление было сдано на почту по месту нахождения административного органа 29.01.2020 г., поступило в отделение почтовой связи по месту работы заявителя 31 января 2020 г., получено заявителем 04 февраля 2020 г.
В судебном заседании представитель Адьяева С.Б. - Мукубенов В.П., ссылаясь на доводы, изложенные в жалобе, просит постановление государственного инспектора труда 8/12-36-И/30-72 от 13 января 2020 года отменить, производство по делу прекратить.
Представитель Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия в судебное заседание не явился.
Выслушав представителя Адьяева С.Б. –Мукубенова В.П., исследовав материалы дела об административном правонарушении в отношении Адьяева С.Б., суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, протокол об административном правонарушении - это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Согласно части 3 данной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Исходя из положений статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее указание состава вменяемого административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
Из содержания протокола об административном правонарушении № 8/12-19-И/30-72 от 10 января 2020 г. усматривается, что Адьяеву С.Б. в нарушение требований действующего законодательства не были разъяснены положения ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации.
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 10 января 2020 г. главного государственного инспектора труда Цеденова Ю.В. дело об административном правонарушении в отношении министра сельского хозяйства Республики Калмыкия Адьяева С.Б. назначено на 13 января 2020 г. в 10.00 часов, копию определения надлежало направить/вручить Адьяеву С.Б.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о вручении данного определения заявителю.
13 января 2020 г. главным государственным инспектором труда Цеденовым Ю.В. в отношении Адьяева С.Б. вынесено постановление № 8/12-36-И/30-72 о назначении административного наказания, которым Адьяев С.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.
В соответствии с ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В судебном заседании представитель Адьяева С.Б. Мукубенов В.П. указал, что Адьяев С.Б. не присутствовал при рассмотрении административного дела, не был извещен. Протокол об административном правонарушении, определение от 10 января 2020 г. и постановление о назначении административного наказания от 13 января 2020 г. направлены по почте 29 января 2020 г., получено заявителем 04 февраля 2020 г.
Указанные обстоятельства подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80081844558755.
Изложенное свидетельствует о том, что Адьяев С.Б. не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что повлекло нарушение его права на защиту. В связи с вышеизложенным протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством.
При таких обстоятельствах, учитывая, что данное дело об административном правонарушении в отношении Адьяева С.Б. рассмотрено должностным лицом с нарушением требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ, доказательственная база надлежащим образом не сформирована, а имеющиеся в деле доказательства, положенные должностным лицом в основу принятого постановления о привлечении Адьяева С.Б. как должностного лица к административной ответственности, с учетом приведенных возражений, безусловно, не свидетельствуют о наличии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения, оспариваемое постановление не может быть признано законным..
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В связи с указанным постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в РК Цеденова Ю.В. № 8/12-36-И/30-72 от 13 января 2020 года, вынесенное в отношении должностного лица Министерства сельского хозяйства РК, подлежит отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 3 ч. 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
р е ш и л:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия Цеденова Ю.В. № 8/12-36-И/30-72 от 13 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении министра сельского хозяйства Республики Калмыкия Адьяева С.Б. - отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Е.В. Карвенова