Дело № 2-2067/2024(24RS0040-01-2024-001002-30)
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
город Норильск Красноярского края 17 июня 2024 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Крамаровской И.Г.,
при секретаре Симковой Ю.С.,
с участием помощника Красноярского природоохранного прокурора Оленникова А.А., представителя ответчика ООО «Норильскникельремонт» Степаненко Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора (с учетом уточнений) в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Норильскникельремонт» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд с иском (с учетом уточнений исковых требований) в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Норильскникельремонт» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства.
Свои требования мотивировал тем, что Красноярской природоохранной прокуратурой на основании решения о проведении проверки от 20.02.2023 № 35 проведена проверка исполнения ООО «Норильскникельремонт» (далее – Общество) требований законодательства об охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В ходе проверки установлено, что основной видом деятельности ООО «Норильскникельремонт» является ремонт машин и оборудования (ОКВЭД – №). Хозяйственная деятельность на территории МО г. Норильск осуществляется на 4 ОНВОС, а именно: - II категории НВОС (№) - Механический завод по адресу: г. Норильск, проезд Машиностроителей, д. 3, территория Надеждинского металлургического завода; район Талнахской обогатительной фабрики, район Талнаха; - III категории НВОС (№) – 1ННР по адресу: <адрес>; - III категории НВОС (№) – 2 ННР по адресу: <адрес> на 100 ед. а/м; - III категории НВОС (№) – 3 ННР по адресу: №
Проверка показала, что с учетом оказываемого воздействия на атмосферный воздух вследствие выбросов загрязняющих веществ, в настоящее время не для всех производственных объектов (территорий) разработаны проекты санитарно-защитных зон (далее СЗЗ) с ограниченным режимом природопользования. Так, на момент проверки для производственных объектов (земельных участков) не разработано 19 проектов, в том числе для объектов: - 1 ННР (№) - 14; - 2 ННР (№) – 1; - 3 ННР (№) -1;- Механический завод (№) – 3.
По состоянию на 30.01.2024 разработана и установлена СЗЗ для объекта НВОС №, для остальных объектов НВОС проекты СЗЗ не разработаны, чем нарушены требования ст.ст. 11, 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее Правила № 222). Исходя из представленных ответчиком в материалы дела пояснений и приложенных к ним документов следует, что санитарно-защитные зоны для объектов, расположенных по адресам: 1) г. Норильск, ул. Октябрьская-Транспортная, д. 47/2, земельный участок с кадастровым номером №; 2) район <адрес>, в настоящее время установлены. В связи с чем, с учетом уточнений прокурор просит: обязать общество с ограниченной ответственностью «Норильскникельремонт» в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к установлению санитарно-защитных зон, путем разработки проектов санитарно-защитных зон с ограниченным режимом природопользования, получения на них санитарно-эпидемиологического заключения и решения главного санитарного врача Красноярского края, в отношении объектов (территорий), расположенных по адресам: - <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №; - <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №; - <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №; - <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №; <адрес> земельный участок с кадастровым номером №; - площадка рудника «Комсомольский», земельный участок с кадастровым номером №); - <адрес>; - <адрес>
- <адрес>
В судебном заседании помощник Красноярского природоохранного прокурора Оленников А.А. исковые требования (с учетом уточнения) поддержал по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика ООО «Норильскникельремонт» Степаненко Д.Д., действующая на основании доверенности, представленной в деле, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях и дополнительных пояснениях к ним. Согласно которых указала, что обществом частично исполнены требования, содержащиеся в первоначальном исковом заявлении, в частности, СЗЗ установлена для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее – ОНВОС) № (земельный участок с кадастровым номером №), расположенного по адресу <адрес>, решением заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 31.08.2023 № 2649 установлена СЗЗ (ранее представлено в материалах дела). Относительно остальных указанных в иске земельных участков сообщила, что в целях разработки проекта и установления СЗЗ в отношении объектов ОНВОС Общества выполняются работы в порядке договорных обязательств с ООО «Центр экологических разработок и аудита» (далее – ООО «ЦЭРиА») от 23.03.2023 № (ранее представлено в материалах дела). Так, в настоящее время в рамках заключенного с ООО «ЦЭРиА» договора ведутся работы по разработке проектов СЗЗ и их установлению для производственных объектов (территорий) с последующим получением санитарно-эпидемиологических заключений для объектов НВОС № В связи с увеличением объемов работ с ООО «ЦЭРиА» заключено дополнительное соглашение к договору с увеличением объема и срока работ. Так, срок оказания услуг по договору на разработку и установление СЗЗ в редакции дополнительного соглашения № 2 установлен - 31.12.2024. В соответствии с календарным планом оказания услуг дополнительного соглашения № 2 по первому этапу договора в период с 23.03.2023 по 29.03.2024 ООО «ЦЭРиА» проведены сбор и анализ исходных данных объектов Общества: инвентаризации источников физического, химического воздействия производственных объектов Общества на атмосферный воздух, определены предварительные границы СЗЗ согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В рамках III этапа в период с 15.07.2024 по 30.08.2024 будут проведены разработка и экспертиза отчета оценки рисков здоровью населения для Механического завода Общества. В период с 30.08.2024 по 30.10.2024 в рамках IV этапа планируется получение экспертных заключений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проектов СЗЗ. После чего, заключения будут направлены в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Красноярскому краю для получения санитарно-эпидемиологических заключений. По результатам V этапа 30.10.2024 - 30.11.2024 планируется получение санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии разработанных проектов СЗЗ санитарным нормам и правилам. После получения санитарно-эпидемиологических заключений с 30.11.2024 по 31.12.2024 в рамках VI этапа планируется получение решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Красноярскому краю об установлении санитарно-защитных зон для производственных объектов Общества, расположенных на соответствующих земельных участках. Мероприятия по разработке проектов СЗЗ и дальнейшему получению санитарно-эпидемиологических заключений выполняются ООО «ЦЭРиА» согласно установленному дополнительным соглашением № 2 календарному плану оказания услуг, перенос сроков в настоящее время не планируется.
Заслушав пояснения сторон, исследовав в полном объеме материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии со ст. ст. 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В силу требований ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закона № 7-ФЗ) атмосферный воздух является одним из компонентов природной среды, обеспечивающий в совокупности с природными и природно-антропогенными объектами благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В соответствии со статьей 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать санитарно-эпидемиологические требования.
На основании абз. 2 ч. 2 ст. 12 Закона № 52-ФЗ санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно СанПиН, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, определено, что для каждого объекта разрабатывается проект санитарно-защитной зоны, в котором указывается ее размер и границы, режим использования, перечень мероприятий по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. При размещении объекта в границах санитарно-защитной зоны другого объекта с целью предупреждения неблагоприятного воздействия на здоровье населения размер санитарно-защитной зоны может быть увеличен с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов (пп. 3.1, 3.10, 3.13).
Согласно ч. 3 ст. 16 Закона № 96-ФЗ в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее Правил № 222) на правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, возлагается обязанность в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления проведения исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 утвержденных указанным постановлением Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Согласно п. 3 ст. 20 Закона № 52-ФЗ проекты СЗЗ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам.
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (п. 4.2 СанПин 2.2.21/2.1.1.1200-03).
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарных зон устанавливаются, изменяются на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (п. 4.3 СанПин 2.2.21/2.1.1.1200-03).
Таким образом, для устранения нарушений ст.ст. 11, 12 Закона № 52-ФЗ, ст. 52 Закона № 7-ФЗ, ч. 3 ст. 16 Закона № 96-ФЗ, санитарных правил и гигиенических нормативов Общество обязано принять меры к разработке проекта обоснования расчетных СЗЗ для объекта, после чего получить на них санитарно-эпидемиологическое заключение и решение санитарного врача.
Хозяйственная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, согласно ст. 3 Закона № 7-ФЗ, должна осуществляться на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности хозяйственной и иной деятельности.
Частью 2 ст. 39 Закона № 7-ФЗ определено, что юридические и физические лица, осуществляют эксплуатацию объектов капитального строительства в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В силу требований статьи 34 Закона № 7-ФЗ при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Красноярской природоохранной прокуратурой на основании решения о проведении проверки от 20.02.2023 № 35 проведена проверка исполнения ООО «Норильскникельремонт» (далее – Общество) требований законодательства об охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности ООО «Норильскникельремонт» является ремонт машин и оборудования (ОКВЭД – 33.12). Хозяйственная деятельность на территории МО г. Норильск осуществляется на 4 ОНВОС, а именно:
- <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
По состоянию на 30.01.2024 разработана и установлена СЗЗ для объекта НВОС №, для остальных объектов НВОС проекты СЗЗ не разработаны, чем нарушены требования ст.ст. 11, 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее Правила № 222).
Устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации СЗЗ, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
С момента вступления в силу Правил № 222 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.2.1/2.1.2.1200-03 применяются в части, не противоречащей Правилам № 222.
Установить формирование за контурами указанных объектов превышений выбрасываемых загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека возможно на основании расчетов, которые согласно п. 16 Правил являются частью проекта СЗЗ при обосновании размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, наличие либо отсутствие формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования, может быть подтверждено только при разработке проекта СЗЗ в соответствии со специальными требованиями.
В соответствии с п. 8 Правил № 222 исследование (измерение) химических, физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких исследований (измерений), осуществляется должностными лицами, юридическим лицами, индивидуальными предпринимателями, экспертами, имеющими право на их проведение в соответствии с законодательство Российской Федерации.
По результатам проверки генеральному директору Общества 11.04.2023 внесено представление с требованиями об устранении нарушений природоохранного законодательства. Кроме того, должностное лицо привлечено к административной ответственности по ст. 8.1, ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения представления в прокуратуру поступил ответ от 12.05.2023 №, согласно которому юридическим лицом приняты меры к устранению выявленных нарушений.
Однако часть нарушений до настоящего времени не устранена, в том числе не разработаны проекты санитарно-защитных зон с ограниченным режимом природопользования (далее СЗЗ) для производственных объектов (земельных участков), используемых в хозяйственной деятельности, за контурами которых в атмосферном воздухе не должно фиксироваться превышений загрязняющих веществ свыше 1 ПДК при осуществлении хозяйственной деятельности (ответ Общества от 23.01.2024 №).
Обществом частично исполнены требования, содержащиеся в исковом заявлении, в частности, СЗЗ установлена для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее – ОНВОС) № (земельный участок с кадастровым номером №), расположенного по адресу <адрес>, решением заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 31.08.2023 № установлена СЗЗ.
В целях разработки проекта и установления СЗЗ в отношении других объектов ОНВОС Общества выполняются работы в порядке договорных обязательств с ООО «Центр экологических разработок и аудита» (далее – ООО «ЦЭРиА») от 23.03.2023 №
Согласно представленных стороной ответчика документов следует, что настоящее время в рамках заключенного с ООО «ЦЭРиА» договора ведутся работы по разработке проектов СЗЗ и их установлению для производственных объектов (территорий) с последующим получением санитарно-эпидемиологических заключений для объектов № Работа ответчиком ведется в 6 этапов, проведены сбор и анализ исходных данных объектов Общества: инвентаризации источников физического, химического воздействия производственных объектов Общества на атмосферный воздух, определены предварительные границы СЗЗ согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, проведен анализ градостроительной ситуации расположения промышленных площадок Общества и технической документации о производственной деятельности, проводимой на отдельных площадках Общества с целью выявления источников физического и химического воздействия (в том числе шумового воздействия), подготовлены карт-схемы расположения площадок, также подготовлены карт-схемы с точками замеров для проведения лабораторных исследований физических параметров воздействия площадок на окружающую среду (вибрация, инфразвук), выполнена подготовка сведений о размерах СЗЗ в результате проведения зонирования территории СЗЗ с описанием объектов, подпадающих в границы СЗЗ, разработаны программа производственного экологического контроля качества атмосферного воздуха в местах проживания населения и программа натурных наблюдений на границе СЗЗ, проведены исследования (измерения) атмосферного воздуха и уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе СЗЗ производственных объектов Общества, проводятся мероприятия по разработке проектов СЗЗ и обоснованию размеров и границ СЗЗ для 15 объектов Общества, предусмотренных договором, в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. По результатам V этапа 30.10.2024 - 30.11.2024 планируется получение санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии разработанных проектов СЗЗ санитарным нормам и правилам.
После получения санитарно-эпидемиологических заключений с 30.11.2024 по 31.12.2024 в рамках VI этапа планируется получение решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Красноярскому краю об установлении санитарно-защитных зон для производственных объектов Общества, расположенных на соответствующих земельных участках.
Мероприятия по разработке проектов СЗЗ и дальнейшему получению санитарно-эпидемиологических заключений выполняются ООО «ЦЭРиА» согласно установленному дополнительным соглашением № календарному плану оказания услуг, перенос сроков в настоящее время не планируется.
На основании изложенного, учитывая, что выявленные природоохранным прокурором нарушения природоохранного законодательства по загрязнению атмосферного воздуха до настоящего времени частично не устранены, при этом ответчиком ведутся работы по их устранению, что указывает на неоспариваемость требований прокурора в данной части, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части:
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Норильскникельремонт» в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к установлению санитарно-защитных зон, путем разработки проектов санитарно-защитных зон с ограниченным режимом природопользования, получения на них санитарно-эпидемиологического заключения и решения главного санитарного врача Красноярского края, в отношении объектов (территорий), расположенных по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Рассматривая исковые требования в отношении объекта ОНВОС №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № (тер. Надеждинского металлургического завода стр. РМЦ-1), суд приходит к следующему.
Земельный участок с кадастровым номером № входит в земельный участок №, на котором расположен Ремонтно-обеспечивающий цех № (далее – РОЦ №) Механического завода, площадка Надеждинского металлургического завода имени Б.И. Колесникова ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель».
Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для установления на указанном участке отдельной СЗЗ для объекта Общества, поскольку, согласно пп. 2.4., 3.3., 3.4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, единая СЗЗ (реестровый номер 24:55-6.876) уже установлена для группы промышленных объектов, которая в том числе распространяется на участок с номером №
РОЦ № 2 Механического завода расположен на территории единых границ земельного участка №, площадка НМЗ, и входит в уже установленную СЗЗ для объектов НМЗ имени Б.И. Колесникова. 3-й плавильный комплекс. Шифр НМЗ-3ПК ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель», что подтверждается материалами дела.
Проектом СЗЗ 2022 года для НМЗ предусмотрено, что на территории основной промплощадки НМЗ расположена площадка РОЦ № 2 Механического завода ООО «Норильский обеспечивающий комплекс» (в 2022 году Механический завод передан ООО «ННР») на земельном участке с кадастровым номером № При этом, в проекте указывается, что выбросы источников предприятий-арендаторов (Механический завод), осуществляющих свою деятельность на территории основной промплощадки НМЗ, учтены при разработке проекта СЗЗ, параметры источников выбросов и качественно-количественный состав загрязняющих веществ приняты на основании данных действующих на тот момент проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
В соответствии с ч.25 ст.106 Земельного кодекса РФ в случае перехода прав на объект, в связи с размещением которого установлена зона с особыми условиями использования территории, принятие нового решения об установлении зоны с особыми условиями использования территории или решения об изменении данной зоны не требуется.
Согласно п.3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер СЗЗ для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс). Для них устанавливается единая расчетная СЗЗ и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер СЗЗ. Оценка риска для здоровья населения проводится для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II классов опасности.
Для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), СЗЗ может быть установлена индивидуально для каждого объекта. При этом, отсутствует порядок установления индивидуальных СЗЗ, невозможно установить случаи когда и в каком порядке устанавливаются индивидуальные СЗЗ, данный вопрос не урегулирован законодательно.
Кроме того, согласно разработанному проекту расчетов нормативно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для Механического завода Общества, наблюдается уменьшение количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по всему объекту в целом и площадке № 2 (РОЦ № 2) в отдельности.
Так, на площадке № 2 (РОЦ № 2) насчитывается 16 загрязняющих веществ, суммарный выброс по площадке составляет 0,70955003 т/г. В отчете также указано, что площадка РОЦ № 2 включена в СЗЗ для ПАО «ГМК «Норильский никель» Надеждинский металлургический завод имени Б.И. Колесникова, реестровый номер №
Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух письмом от 29.05.2024 № 560 направлен для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы и получения экспертного заключения в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае».
Кроме того, ООО «Центр экологических разработок и аудита» в отношении Механического завода проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, результатами которой подтверждается уменьшение валового количества выбросов загрязняющих веществ, связанное с ликвидацией значительной части источников выбросов ввиду ликвидации (консервации) цехов и локальных вентиляционных труб.
В связи с вышеизложенным, требования в части разработки проектов СЗЗ для объектов ОНВОС на земельном участке с кадастровым номером № фактически уже исполнены и удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. ст. 204, 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание частичное выполнение ответчиком выявленных нарушений, учитывая представленные доказательства о том, что указанные прокурором нарушения имеются в наличии на момент рассмотрения дела, а доказательств по их устранению в полном объеме ответчиком не представлено, суд полагает необходимым удовлетворить заявленный иск частично.
Суд находит установленные сроки для выполнения необходимых мероприятий, работ разумными и обоснованными.
Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Исходя из правил ст.333.19 Налогового кодекса РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора (с учетом уточнений) в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Норильскникельремонт» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, – удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Норильскникельремонт» в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к установлению санитарно-защитных зон, путем разработки проектов санитарно-защитных зон с ограниченным режимом природопользования, получения на них санитарно-эпидемиологического заключения и решения главного санитарного врача Красноярского края, в отношении объектов (территорий), расположенных по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
В удовлетворении искровых требований об обязании Общество с ограниченной ответственностью «Норильскникельремонт» в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к установлению санитарно-защитных зон, путем разработки проектов санитарно-защитных зон с ограниченным режимом природопользования, получения на них санитарно-эпидемиологического заключения и решения главного санитарного врача Красноярского края, в отношении объекта (территорий), расположенного по адресу:
<адрес> – отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Норильскникельремонт» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.Г. Крамаровская
Мотивированное решение составлено 21.06.2024