Производство № 2-54/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
рп.Бежаницы Псковской области 09 марта 2023 года
Бежаницкий районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Филиппова С.П.,
при секретаре Петровой С.А.,
с участием помощника прокурора Бежаницкого района Родионовой Е.А.,
с участием представителя ответчика МБОУ «Краснолученская основная школа» - Шатрова Д.Н.,
представителей ответчика Администрации Бежаницкого района Псковской области – Ивановой Е.Н., Гороховой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Краснолученская основная школа» и Администрации Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Бежаницкого района Псковской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Краснолученская основная школа» о возложении обязанности совершить определенные действия, в обоснование своего требования указав, что прокуратурой Бежаницкого района выявлены нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в деятельности МБОУ «Краснолученская основная школа». Проведенная проверка показала, что в МБОУ «Краснолученская основная школа» отсутствует пандус для беспрепятственного доступа в образовательное учреждение маломобильных групп населения, что противоречит статьям действующему законодательству.
Кроме того, в нарушение п. 5 и п.6. 1 ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 6.5.9 СП 59.12220.2020 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны быть размещены рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой 23.12.2022 в адрес директора школы внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Согласно ответу МБОУ «Краснолученская основная школа» от 28.12.2022 в настоящее время образовательная организация не обладает денежными средствами, достаточными для установления пандуса. В случае поступления денежных средств в 2023 году пандусы будут установлены.
Выявленные нарушения лишают инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы и зрения возможности для полноценной жизнидеятельности, нарушают их конституционные права на достойную жизнь и свободное развитие и негативно отражается на системе гарантированных правовых мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнидеятельности, направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
На основании вышеизложенных обстоятельств, истец просил обязать МБОУ «Краснолучеснкая основная школа» оборудовать здние школы приспособлениями для свободного доступа в него инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и информирующими тактильными табличками (в том числе тактильно-звуковыми) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения в течение 7 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Определением Бежаницкого районного суда Псковской области от 03 февраля 2023 года в дело в качестве соответчика привлечена Администрация Бежаницкого района Псковской области, также к производству суда приняты уточненные исковые требования, согласно которым заместитель прокурора просит обязать МБОУ «Краснолученская основная школа» оборудовать приспособлениями для свободного доступа в него инвалидов, а также маломобильных групп населения и информирующими тактильными табличками (в том числе тактильно-звуковыми) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения в течение 9 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу и обязать Администрацию Бежаницкого района в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по проведению работ по оборудованию МБОУ «Краснолученская основная школа» приспособлениями для свободного доступа в него инвалидов, а также маломобильных групп населения и информирующими тактильными табличками (в том числе тактильно-звуковыми) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения.
Определением Бежаницкого районного суда Псковской области от 21 февраля 2023 года производство по делу в части заявленных требований об обязании МБОУ «Краснолученская основная школа» оборудовать здание информирующими тактильными табличками (в том числе тактильно-звуковыми) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения – прекращено в связи с отказом от иска.
В судебном заседании помощник прокурора Бежаницкого района Родионова Е.А. исковые требования об обязании оборудовать здание МБОУ «Краснолученская основная школа» приспособлением для свободного доступа в него инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам, дополнительно пояснила, чтопологий спуск, имеющийся при входе в здание детского сада «Лучик» не соответствует требованиям действующего законодательства, которые предъявляются к пандусам.
В судебном заседании представитель ответчика МБОУ «Краснолученская основная школа» Шатров Д.Н. с исковыми требованиями не согласился, поддержал позицию представителя ответчика Администрации Бежаницкого района Псковской области.
В судебном заседании представители ответчика Администрации Бежанцкого района Псковской области Иванова Е.Н., Горохова Л.Н., не отрицая отсутствия в здание школы специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, с исковыми требованиями не согласились, поддержали письменные возражения по делу, из которых следует, что согласно пункту 6.1.1 СП 59.13330.2020 в общественном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Здание МБОУ «Краснолученская основная школа» имеет два входа: главный вход - вход в школу, второй вход - вход в детский сад «Лучик» - филиал МБОУ «Краснолученская основная школа». Вход в детский сад «Лучик» оборудован пологим спуском, через который в школу при необходимости могут въехать инвалиды-колясочники при помощи сотрудника школы, вызванного через кнопку экстренного вызова, фото №1-4 прилагаются, на них зафиксирован пологий спуск, вход и кнопка вызова. По информации ГБУЗ ПО «Бежаницкая межрайонная больница», количество граждан, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата - 419 человек, детей нет. На учете ГУ СО «ЦСО Бежаницкого района» (проживающих на территории сельского поселения «Полистовское») из граждан, стоит 92 инвалида, из них имеющих несовершеннолетних детей - 1; граждан - инвалидов колясочников - 1, из них имеющих несовершеннолетних детей - 0; детей - инвалидов - 1 ребенок; дети инвалиды колясочники – отсутствуют.
На сегодняшний день в МБОУ «Краснолученская основная школа» обучаются 9 детей, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья, двое из которых имеют статус детей-инвалидов. Два ребёнка - инвалида в настоящее время обучаются по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития, программа «Вариант 6.2», и адаптированной основной образовательной программе обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, программа «Вариант 2». По заявлению родителей (законных представителей) и на основании медицинских справок они получают образование на дому. При необходимости данные обучающиеся могут беспрепятственно пройти в школу, поскольку не нуждаются в создании специальных условий для доступа в общеобразовательную организацию. Обучающиеся - не колясочники, свободно передвигаются на своих ногах. Остальные семь обучающихся, имеющих статус ОВЗ, обучаются по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития, и также не нуждаются в создании специальных условий для доступа в образовательную организацию. Согласно спискам по учету детей, проживающих на территории Бежаницкого района, детей - инвалидов на территории сельского поселения «Полистовское» в возрасте от 0 до 7 лет нет. Социальная поддержка инвалидов должна осуществляться исходя из принципа адресности, эффективности и разумности использования муниципальных средств на данные цели, а также, учитывая, мероприятия по строительству пандуса в МБОУ «Краснолученская основная школа» включены в план мероприятий «дорожной карты» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Бежаницкого района Псковской области на 2016 - 2030 годы, утвержденный Постановлением администрации Бежаницкого района от 25 ноября 2015 г. № 675, с изменением от 16.02.2023 №72, данные сведения прилагаются к возражению на исковые требования. Учитывая, что часть 4 данного Плана предусматривает возможность в целях эффективного использования средств, предусмотренных на реализацию мероприятий «дорожной карты», а также при сокращении или увеличении ассигнований на их реализацию, вносить корректировку перечня мероприятий.
Таким образом, в соответствии с указанным планом строительство пандуса в МБОУ «Краснолученская основная школа» может быть осуществлено до 2030 г. в случае возникновения необходимости доступа в школу граждан из числа маломобильной группы населения. Исходя из предоставленных сведений, таких на территории сельского поселения «Полистовское» не значится, а по учету самой школы, таких детей от 0-7 лет тоже нет. В здании школы имеются два входа. Свод правил говорит нам о том, что в здании должен быть один вход, через который может быть осуществлен вход граждан для маломобильных групп населения. Такой вход есть в детский сад «Лучик», через который можно получить доступ к помещениям школы.
В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обращаясь с настоящим иском, прокурор действует в интересах неопределенного круга лиц. Однако доказательств наличия неопределенного круга лиц, права которого нарушаются или могут быть нарушены в связи с отсутствием приспособления, позволяющего обеспечить беспрепятственный доступ в школу инвалидов, не представлено.
Таким образом, обращаясь в суд, прокурором не представлено объективных доказательств в обоснование своих доводов о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц, отсутствует неопределенный круг лиц, его права не нарушены. Оснований полагать, что в будущем будут нарушены права неопределенного круга лиц, также не имеется.
В связи с этим, у прокурора отсутствуют основания для обращения с данными требованиями, заявленные требования не подлежат удовлетворению. Полагают, что в связи с отсутствием детей инвалидов на территории сельского поселения «Полистовское», а также наличие одного входа в здание в МБОУ «Краснолученская основная школа» со стороны детского сада, оборудованного пологим спуском через который в школу при необходимости могут въехать инвалиды-колясочники при помощи сотрудника школы, вызванного через кнопку экстренного вызова, руководствуясь ст. 149 ГПК РФ, просит в удовлетворении заявленных исковых требований истцу отказать.
Суд выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статья 7 Конституции РФ определяет, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно требованиям статьи 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В силу требований статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В соответствии со Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» СП 59.13330.2020, утвержденным и введенным в действие Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2020 года №904/пр, настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна) (пункт 1.1). Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН (пункт 1.2).
Требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков (пункт 4.1).
Согласно п.3.13 СП 59.13330.2020 маломобильные группы населения (МГН): люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения для целей настоящего свода правил здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди с нарушением интеллекта, люди старших возрастов, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом и т.д.
Как следует из п.4.4 СП 59.13330.2020 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
Пунктом 6.1.1 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус (пункт 6.1.2).
Согласно п.3.15 СП 59.13330.2020 пандус: сооружение, предназначенное для сопряжения поверхностей пешеходных путей на разных уровнях, состоящее из одного или нескольких маршей, имеющих наклонную поверхность с продольным уклоном и, при необходимости, горизонтальные поверхности.
Как следует из п.8.2.1 СП 59.13330.2020, здания и помещения общеобразовательных организаций проектируют доступными для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики образовательного процесса и типа общеобразовательной организации.
В соответствии с вышеуказанными нормами права, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, осуществляются собственниками этих объектов (ст.15 ФЗ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).
Из материалов дела следует, что 23 декабря 2022 года заместителем прокурора Бежаницкого района Васильевым Г.С. проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в деятельности МБОУ «Краснолученская основная школа». В ходе проверки установлено, что вопреки изложенным нормам закона в МБОУ «Краснолученская основная школа» отсутствует пандус для беспрепятственного доступа в образовательное учреждение маломобильных групп населения, что противоречии ст.2,7 (ч.2) Конституции Российской Федерации, ст. 15 ФЗ № 181-ФЗ, пункту 1 части 5 статьи 5, пункту 2 части 6 статьи 28, части 7 статьи 28 ФЗ № 273-ФЗ, а также пунктам 5.1.14, 6.1.1, 6.1.2 СП 59.12230.2020.
В связи с установленными нарушениями в адрес директора МБОУ «Краснолученская основная школа» Шатрову Д.Н. заместителем прокурора 23 декабря 2022 года внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.
Данное представление рассмотрено и в ответе от 28 декабря 2022 года № 134 указано, что в настоящее время образовательная организация не обладает денежными средствами, достаточными для установки пандуса или пологого спуска. В период подготовки здания образовательной организации к новому 2023/2024 году в Администрацию МО «Бежаницкий район» учредителю образовательной организации, будет направлено ходатайство о выделении денежных средств и в случае поступления денежных средств, в 2023 году, пандусы будут установлены.
В соответствии п. 1.8, 1.9 Устава МБОУ «Краснолучеснкая основная школа» Учреждение является некоммерческой организацией, организационно-правовая форма Учреждения - муниципальное бюджетное учреждение. Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Бежаницкий район». Функции и полномочия Учредителя осуществляет Администрация Бежаницкого района.
Согласно п. 2.5 Устава учреждение осуществляет основные виды деятельности: реализация образовательных программ начального общего и основного общего образования; реализация адаптированных образовательных программ начального общего и основного общего образования; реализация дополнительных общеобразовательных программ технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой и социально-педагогической направленности; предоставление специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов; обучение на дому и в медицинских организациях; предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; предоставление родителями (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми образования в форме семейного образования методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи; организация работы групп продленного дня, лагеря дневного пребывания; проведение промежуточной и итоговой аттестации для экстернов.
Согласно приведенной выше ч.6 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», государственные и муниципальные расходы, в том числе, на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
Изданный в соответствии с ч.2 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, который вступил в силу с 1 января 2016 года, утвержден Приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 №1309.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов (административные здания, строения, сооружения и помещения) (далее - объекты) Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - органы), подведомственных органам организаций, независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации); услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.
В соответствии с п.3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски; возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта; содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 годна №386н.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2019 года №1943-О, в случае, если до реконструкции или капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры собственники не могут выполнить условия обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, изложенные в ст.15 Федерального закона №181-ФЗ, то они должны принимать меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Как следует из технического паспорта на здание, МБОУ «Краснолученская основная школа» имеет два входа: главный вход – вход в школу, второй вход в детский сад «Лучик» - филиал МБОУ «Краснолученская основная школа».
Из фототаблиц, приобщенных к возражению по исковому заявлению (фото № 1-4) следует, что вход в детский сад «Лучик» оборудован пологим спуском, через который в школу, при необходимости, могут въехать инвалиды - колясочники при помощи сотрудника школы, вызванного через кнопку экстренного вызова, при этом, каких-либо препятствий доступа в здание школы не имеется, данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании и никем не опровергнуто (фото № 1-7, приобщенные в судебном заседании).
Таким образом, отсутствие пандуса в МБОУ «Краснолученская основная школа» компенсируется наличием на входе в детский сад «Лучик» оборудованным пологим спуском, через который в школу, при необходимости, могут въехать инвалиды - колясочники при помощи сотрудника школы, вызванного через кнопку экстренного вызова, который в случае посещения здания школы лицом, относящимся к маломобильным группам населения, оказывает необходимую помощь для входа в здание школы.
Согласно п.1.2 СП 59.13330.2012 и п.1.4 СП 59.13330.2016 в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и т.д., следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».
Как следует из п.3.22 СП 59.13330.2020 разумное приспособление: внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.
Из справки ГБУЗ «Бежаницкая межрайонная больница» №75 от 26 января 2023 года, количество граждан, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата на территории Бежаницкого района – 419 человек, из них инвалиды - колясочники – 40 человек. Детей нет.
Согласно справке ГКУСО «Центр социального обслуживания Бежаницкого района» № 254 от 17 февраля 2023 года, на учете в учреждении и проживающих на территории сельского поселения «Полистовское» (сельское поселение, на территории которой находится МБОУ «Краснолученская основная школа») состоят: граждане - инвалиды - 92, в том числе несовершеннолетние-1; дети - инвалиды-1; граждане-инвалиды (колясочники)-1, в том числе несовершеннолетние - 0; дети-инвалиды (колясочники) - 0; граждане с нарушением зрения -1.
При этом, согласно информации, представленной Администрацией Бежаницкого района в своих возражениях в МБОУ «Краснолученская основная школа» обучаются 9 детей, имеющих статус с ограниченными возможностями здоровья. Двое из которых, имеют статус детей-инвалидов, вместе с тем они не являются инвалидами-колясочниками, свободно передвигаются, однако обучение проходят на дому. Семь детей, обучающих по адаптированным основным программам основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития, также не нуждаются в создании специальных условий для доступа в образовательную организацию. Указанная информация никем не опровергнута. То есть, исходя из представленной информации, в школе отсутствуют инвалиды-колясочники среди родителей и детей, посещающих школу.
Заместитель прокурора Бежаницкого района, обращаясь с настоящим иском в суд, указал, что действует в интересах неопределенного круга лиц. Однако, объективных доказательств наличия неопределенного круга лиц, права которого нарушаются или могут быть нарушены в связи с отсутствием приспособления, позволяющего обеспечить беспрепятственный доступ в здание школы маломобильных групп населения, с учетом установленных выше обстоятельств, не представлено.
Более того, в случае появления в школе лица, относящегося к маломобильной группе населения, в том числе к категории «инвалид -колясочник», имеется доступ в школу через вход в детский сад «Лучик».
Постановлением Администрации Бежаницкого района № 675 от 25 ноября 2015 года, с изменениями от 16 февраля 2023 года, утвержден план мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Бежаницкого района Псковской области на 2016-2030 годы, согласно которому здания школ Бежаницкого района, в том числе, здание МБОУ «Краснолученская основная школа», внесены в план для оборудования пандусами сроком исполнения до 2030 года.
Раздел 3 данного плана предусматривает возможность в целях эффективного использования средств, предусмотренных на реализацию мероприятий «дорожной карты», а также при сокращении или увеличении ассигнований на их реализацию, вносить корректировку перечня мероприятий.
Таким образом, строительство пандуса в здании МБОУ «Краснолученская основная школа» может быть осуществлено до 2030 года в случае возникновения необходимости доступа в здание школы граждан из числа маломобильных групп населения.
Учитывая вышеизложенное, установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что социальная поддержка инвалидов должна осуществляться исходя из принципа адресности, эффективности и разумности использования муниципальных средств на данные цели, при этом, ответчиками предприняты все возможные меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей маломобильных групп населения, у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований заместителя прокурора, в связи с чем, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Краснолученская основная школа» и Администрации Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности совершить определенные действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Бежаницкий районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение принято судом в окончательной форме 16 марта 2023 года.
Судья С.П. Филиппов