Решение по делу № 2-54/2023 (2-459/2022;) от 29.12.2022

Дело (УИД) №60RS0004-01-2022-001105-18

Производство № 2-54/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

рп.Бежаницы Псковской области 09 марта 2023 года

Бежаницкий районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Филиппова С.П.,

при секретаре Петровой С.А.,

с участием помощника прокурора Бежаницкого района Родионовой Е.А.,

с участием представителя ответчика МБОУ «Краснолученская основная школа» - Шатрова Д.Н.,

представителей ответчика Администрации Бежаницкого района Псковской области – Ивановой Е.Н., Гороховой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Краснолученская основная школа» и Администрации Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Бежаницкого района Псковской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Краснолученская основная школа» о возложении обязанности совершить определенные действия, в обоснование своего требования указав, что прокуратурой Бежаницкого района выявлены нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в деятельности МБОУ «Краснолученская основная школа». Проведенная проверка показала, что в МБОУ «Краснолученская основная школа» отсутствует пандус для беспрепятственного доступа в образовательное учреждение маломобильных групп населения, что противоречит статьям действующему законодательству.

Кроме того, в нарушение п. 5 и п.6. 1 ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 6.5.9 СП 59.12220.2020 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны быть размещены рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема.

В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой 23.12.2022 в адрес директора школы внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Согласно ответу МБОУ «Краснолученская основная школа» от 28.12.2022 в настоящее время образовательная организация не обладает денежными средствами, достаточными для установления пандуса. В случае поступления денежных средств в 2023 году пандусы будут установлены.

Выявленные нарушения лишают инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы и зрения возможности для полноценной жизнидеятельности, нарушают их конституционные права на достойную жизнь и свободное развитие и негативно отражается на системе гарантированных правовых мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнидеятельности, направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

На основании вышеизложенных обстоятельств, истец просил обязать МБОУ «Краснолучеснкая основная школа» оборудовать здние школы приспособлениями для свободного доступа в него инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и информирующими тактильными табличками (в том числе тактильно-звуковыми) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения в течение 7 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Определением Бежаницкого районного суда Псковской области от 03 февраля 2023 года в дело в качестве соответчика привлечена Администрация Бежаницкого района Псковской области, также к производству суда приняты уточненные исковые требования, согласно которым заместитель прокурора просит обязать МБОУ «Краснолученская основная школа» оборудовать приспособлениями для свободного доступа в него инвалидов, а также маломобильных групп населения и информирующими тактильными табличками (в том числе тактильно-звуковыми) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения в течение 9 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу и обязать Администрацию Бежаницкого района в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по проведению работ по оборудованию МБОУ «Краснолученская основная школа» приспособлениями для свободного доступа в него инвалидов, а также маломобильных групп населения и информирующими тактильными табличками (в том числе тактильно-звуковыми) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения.

Определением Бежаницкого районного суда Псковской области от 21 февраля 2023 года производство по делу в части заявленных требований об обязании МБОУ «Краснолученская основная школа» оборудовать здание информирующими тактильными табличками (в том числе тактильно-звуковыми) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения – прекращено в связи с отказом от иска.

В судебном заседании помощник прокурора Бежаницкого района Родионова Е.А. исковые требования об обязании оборудовать здание МБОУ «Краснолученская основная школа» приспособлением для свободного доступа в него инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам, дополнительно пояснила, чтопологий спуск, имеющийся при входе в здание детского сада «Лучик» не соответствует требованиям действующего законодательства, которые предъявляются к пандусам.

В судебном заседании представитель ответчика МБОУ «Краснолученская основная школа» Шатров Д.Н. с исковыми требованиями не согласился, поддержал позицию представителя ответчика Администрации Бежаницкого района Псковской области.

В судебном заседании представители ответчика Администрации Бежанцкого района Псковской области Иванова Е.Н., Горохова Л.Н., не отрицая отсутствия в здание школы специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, с исковыми требованиями не согласились, поддержали письменные возражения по делу, из которых следует, что согласно пункту 6.1.1 СП 59.13330.2020 в общественном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Здание МБОУ «Краснолученская основная школа» имеет два входа: главный вход - вход в школу, второй вход - вход в детский сад «Лучик» - филиал МБОУ «Краснолученская основная школа». Вход в детский сад «Лучик» оборудован пологим спуском, через который в школу при необходимости могут въехать инвалиды-колясочники при помощи сотрудника школы, вызванного через кнопку экстренного вызова, фото №1-4 прилагаются, на них зафиксирован пологий спуск, вход и кнопка вызова. По информации ГБУЗ ПО «Бежаницкая межрайонная больница», количество граждан, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата - 419 человек, детей нет. На учете ГУ СО «ЦСО Бежаницкого района» (проживающих на территории сельского поселения «Полистовское») из граждан, стоит 92 инвалида, из них имеющих несовершеннолетних детей - 1; граждан - инвалидов колясочников - 1, из них имеющих несовершеннолетних детей - 0; детей - инвалидов - 1 ребенок; дети инвалиды колясочники – отсутствуют.

На сегодняшний день в МБОУ «Краснолученская основная школа» обучаются 9 детей, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья, двое из которых имеют статус детей-инвалидов. Два ребёнка - инвалида в настоящее время обучаются по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития, программа «Вариант 6.2», и адаптированной основной образовательной программе обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, программа «Вариант 2». По заявлению родителей (законных представителей) и на основании медицинских справок они получают образование на дому. При необходимости данные обучающиеся могут беспрепятственно пройти в школу, поскольку не нуждаются в создании специальных условий для доступа в общеобразовательную организацию. Обучающиеся - не колясочники, свободно передвигаются на своих ногах. Остальные семь обучающихся, имеющих статус ОВЗ, обучаются по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития, и также не нуждаются в создании специальных условий для доступа в образовательную организацию. Согласно спискам по учету детей, проживающих на территории Бежаницкого района, детей - инвалидов на территории сельского поселения «Полистовское» в возрасте от 0 до 7 лет нет. Социальная поддержка инвалидов должна осуществляться исходя из принципа адресности, эффективности и разумности использования муниципальных средств на данные цели, а также, учитывая, мероприятия по строительству пандуса в МБОУ «Краснолученская основная школа» включены в план мероприятий «дорожной карты» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Бежаницкого района Псковской области на 2016 - 2030 годы, утвержденный Постановлением администрации Бежаницкого района от 25 ноября 2015 г. № 675, с изменением от 16.02.2023 №72, данные сведения прилагаются к возражению на исковые требования. Учитывая, что часть 4 данного Плана предусматривает возможность в целях эффективного использования средств, предусмотренных на реализацию мероприятий «дорожной карты», а также при сокращении или увеличении ассигнований на их реализацию, вносить корректировку перечня мероприятий.

Таким образом, в соответствии с указанным планом строительство пандуса в МБОУ «Краснолученская основная школа» может быть осуществлено до 2030 г. в случае возникновения необходимости доступа в школу граждан из числа маломобильной группы населения. Исходя из предоставленных сведений, таких на территории сельского поселения «Полистовское» не значится, а по учету самой школы, таких детей от 0-7 лет тоже нет. В здании школы имеются два входа. Свод правил говорит нам о том, что в здании должен быть один вход, через который может быть осуществлен вход граждан для маломобильных групп населения. Такой вход есть в детский сад «Лучик», через который можно получить доступ к помещениям школы.

В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обращаясь с настоящим иском, прокурор действует в интересах неопределенного круга лиц. Однако доказательств наличия неопределенного круга лиц, права которого нарушаются или могут быть нарушены в связи с отсутствием приспособления, позволяющего обеспечить беспрепятственный доступ в школу инвалидов, не представлено.

Таким образом, обращаясь в суд, прокурором не представлено объективных доказательств в обоснование своих доводов о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц, отсутствует неопределенный круг лиц, его права не нарушены. Оснований полагать, что в будущем будут нарушены права неопределенного круга лиц, также не имеется.

В связи с этим, у прокурора отсутствуют основания для обращения с данными требованиями, заявленные требования не подлежат удовлетворению. Полагают, что в связи с отсутствием детей инвалидов на территории сельского поселения «Полистовское», а также наличие одного входа в здание в МБОУ «Краснолученская основная школа» со стороны детского сада, оборудованного пологим спуском через который в школу при необходимости могут въехать инвалиды-колясочники при помощи сотрудника школы, вызванного через кнопку экстренного вызова, руководствуясь ст. 149 ГПК РФ, просит в удовлетворении заявленных исковых требований истцу отказать.

Суд выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Статья 7 Конституции РФ определяет, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно требованиям статьи 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В силу требований статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

В соответствии со Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» СП 59.13330.2020, утвержденным и введенным в действие Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2020 года №904/пр, настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна) (пункт 1.1). Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН (пункт 1.2).

Требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков (пункт 4.1).

Согласно п.3.13 СП 59.13330.2020 маломобильные группы населения (МГН): люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения для целей настоящего свода правил здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди с нарушением интеллекта, люди старших возрастов, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом и т.д.

Как следует из п.4.4 СП 59.13330.2020 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

Пунктом 6.1.1 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус (пункт 6.1.2).

Согласно п.3.15 СП 59.13330.2020 пандус: сооружение, предназначенное для сопряжения поверхностей пешеходных путей на разных уровнях, состоящее из одного или нескольких маршей, имеющих наклонную поверхность с продольным уклоном и, при необходимости, горизонтальные поверхности.

Как следует из п.8.2.1 СП 59.13330.2020, здания и помещения общеобразовательных организаций проектируют доступными для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики образовательного процесса и типа общеобразовательной организации.

В соответствии с вышеуказанными нормами права, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, осуществляются собственниками этих объектов (ст.15 ФЗ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Из материалов дела следует, что 23 декабря 2022 года заместителем прокурора Бежаницкого района Васильевым Г.С. проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в деятельности МБОУ «Краснолученская основная школа». В ходе проверки установлено, что вопреки изложенным нормам закона в МБОУ «Краснолученская основная школа» отсутствует пандус для беспрепятственного доступа в образовательное учреждение маломобильных групп населения, что противоречии ст.2,7 (ч.2) Конституции Российской Федерации, ст. 15 ФЗ № 181-ФЗ, пункту 1 части 5 статьи 5, пункту 2 части 6 статьи 28, части 7 статьи 28 ФЗ № 273-ФЗ, а также пунктам 5.1.14, 6.1.1, 6.1.2 СП 59.12230.2020.

В связи с установленными нарушениями в адрес директора МБОУ «Краснолученская основная школа» Шатрову Д.Н. заместителем прокурора 23 декабря 2022 года внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.

Данное представление рассмотрено и в ответе от 28 декабря 2022 года № 134 указано, что в настоящее время образовательная организация не обладает денежными средствами, достаточными для установки пандуса или пологого спуска. В период подготовки здания образовательной организации к новому 2023/2024 году в Администрацию МО «Бежаницкий район» учредителю образовательной организации, будет направлено ходатайство о выделении денежных средств и в случае поступления денежных средств, в 2023 году, пандусы будут установлены.

В соответствии п. 1.8, 1.9 Устава МБОУ «Краснолучеснкая основная школа» Учреждение является некоммерческой организацией, организационно-правовая форма Учреждения - муниципальное бюджетное учреждение. Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Бежаницкий район». Функции и полномочия Учредителя осуществляет Администрация Бежаницкого района.

Согласно п. 2.5 Устава учреждение осуществляет основные виды деятельности: реализация образовательных программ начального общего и основного общего образования; реализация адаптированных образовательных программ начального общего и основного общего образования; реализация дополнительных общеобразовательных программ технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой и социально-педагогической направленности; предоставление специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов; обучение на дому и в медицинских организациях; предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; предоставление родителями (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми образования в форме семейного образования методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи; организация работы групп продленного дня, лагеря дневного пребывания; проведение промежуточной и итоговой аттестации для экстернов.

Согласно приведенной выше ч.6 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», государственные и муниципальные расходы, в том числе, на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.

Изданный в соответствии с ч.2 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, который вступил в силу с 1 января 2016 года, утвержден Приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 №1309.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов (административные здания, строения, сооружения и помещения) (далее - объекты) Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - органы), подведомственных органам организаций, независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации); услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.

В соответствии с п.3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски; возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта; содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 годна №386н.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2019 года №1943-О, в случае, если до реконструкции или капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры собственники не могут выполнить условия обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, изложенные в ст.15 Федерального закона №181-ФЗ, то они должны принимать меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Как следует из технического паспорта на здание, МБОУ «Краснолученская основная школа» имеет два входа: главный вход – вход в школу, второй вход в детский сад «Лучик» - филиал МБОУ «Краснолученская основная школа».

Из фототаблиц, приобщенных к возражению по исковому заявлению (фото № 1-4) следует, что вход в детский сад «Лучик» оборудован пологим спуском, через который в школу, при необходимости, могут въехать инвалиды - колясочники при помощи сотрудника школы, вызванного через кнопку экстренного вызова, при этом, каких-либо препятствий доступа в здание школы не имеется, данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании и никем не опровергнуто (фото № 1-7, приобщенные в судебном заседании).

Таким образом, отсутствие пандуса в МБОУ «Краснолученская основная школа» компенсируется наличием на входе в детский сад «Лучик» оборудованным пологим спуском, через который в школу, при необходимости, могут въехать инвалиды - колясочники при помощи сотрудника школы, вызванного через кнопку экстренного вызова, который в случае посещения здания школы лицом, относящимся к маломобильным группам населения, оказывает необходимую помощь для входа в здание школы.

Согласно п.1.2 СП 59.13330.2012 и п.1.4 СП 59.13330.2016 в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и т.д., следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».

Как следует из п.3.22 СП 59.13330.2020 разумное приспособление: внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

Из справки ГБУЗ «Бежаницкая межрайонная больница» №75 от 26 января 2023 года, количество граждан, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата на территории Бежаницкого района – 419 человек, из них инвалиды - колясочники – 40 человек. Детей нет.

Согласно справке ГКУСО «Центр социального обслуживания Бежаницкого района» № 254 от 17 февраля 2023 года, на учете в учреждении и проживающих на территории сельского поселения «Полистовское» (сельское поселение, на территории которой находится МБОУ «Краснолученская основная школа») состоят: граждане - инвалиды - 92, в том числе несовершеннолетние-1; дети - инвалиды-1; граждане-инвалиды (колясочники)-1, в том числе несовершеннолетние - 0; дети-инвалиды (колясочники) - 0; граждане с нарушением зрения -1.

При этом, согласно информации, представленной Администрацией Бежаницкого района в своих возражениях в МБОУ «Краснолученская основная школа» обучаются 9 детей, имеющих статус с ограниченными возможностями здоровья. Двое из которых, имеют статус детей-инвалидов, вместе с тем они не являются инвалидами-колясочниками, свободно передвигаются, однако обучение проходят на дому. Семь детей, обучающих по адаптированным основным программам основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития, также не нуждаются в создании специальных условий для доступа в образовательную организацию. Указанная информация никем не опровергнута. То есть, исходя из представленной информации, в школе отсутствуют инвалиды-колясочники среди родителей и детей, посещающих школу.

Заместитель прокурора Бежаницкого района, обращаясь с настоящим иском в суд, указал, что действует в интересах неопределенного круга лиц. Однако, объективных доказательств наличия неопределенного круга лиц, права которого нарушаются или могут быть нарушены в связи с отсутствием приспособления, позволяющего обеспечить беспрепятственный доступ в здание школы маломобильных групп населения, с учетом установленных выше обстоятельств, не представлено.

Более того, в случае появления в школе лица, относящегося к маломобильной группе населения, в том числе к категории «инвалид -колясочник», имеется доступ в школу через вход в детский сад «Лучик».

Постановлением Администрации Бежаницкого района № 675 от 25 ноября 2015 года, с изменениями от 16 февраля 2023 года, утвержден план мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Бежаницкого района Псковской области на 2016-2030 годы, согласно которому здания школ Бежаницкого района, в том числе, здание МБОУ «Краснолученская основная школа», внесены в план для оборудования пандусами сроком исполнения до 2030 года.

Раздел 3 данного плана предусматривает возможность в целях эффективного использования средств, предусмотренных на реализацию мероприятий «дорожной карты», а также при сокращении или увеличении ассигнований на их реализацию, вносить корректировку перечня мероприятий.

Таким образом, строительство пандуса в здании МБОУ «Краснолученская основная школа» может быть осуществлено до 2030 года в случае возникновения необходимости доступа в здание школы граждан из числа маломобильных групп населения.

Учитывая вышеизложенное, установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что социальная поддержка инвалидов должна осуществляться исходя из принципа адресности, эффективности и разумности использования муниципальных средств на данные цели, при этом, ответчиками предприняты все возможные меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей маломобильных групп населения, у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований заместителя прокурора, в связи с чем, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Краснолученская основная школа» и Администрации Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности совершить определенные действия – отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Бежаницкий районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме 16 марта 2023 года.

Судья С.П. Филиппов

Дело (УИД) №60RS0004-01-2022-001105-18

Производство № 2-54/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

рп.Бежаницы Псковской области 09 марта 2023 года

Бежаницкий районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Филиппова С.П.,

при секретаре Петровой С.А.,

с участием помощника прокурора Бежаницкого района Родионовой Е.А.,

с участием представителя ответчика МБОУ «Краснолученская основная школа» - Шатрова Д.Н.,

представителей ответчика Администрации Бежаницкого района Псковской области – Ивановой Е.Н., Гороховой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Краснолученская основная школа» и Администрации Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Бежаницкого района Псковской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Краснолученская основная школа» о возложении обязанности совершить определенные действия, в обоснование своего требования указав, что прокуратурой Бежаницкого района выявлены нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в деятельности МБОУ «Краснолученская основная школа». Проведенная проверка показала, что в МБОУ «Краснолученская основная школа» отсутствует пандус для беспрепятственного доступа в образовательное учреждение маломобильных групп населения, что противоречит статьям действующему законодательству.

Кроме того, в нарушение п. 5 и п.6. 1 ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 6.5.9 СП 59.12220.2020 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны быть размещены рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема.

В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой 23.12.2022 в адрес директора школы внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Согласно ответу МБОУ «Краснолученская основная школа» от 28.12.2022 в настоящее время образовательная организация не обладает денежными средствами, достаточными для установления пандуса. В случае поступления денежных средств в 2023 году пандусы будут установлены.

Выявленные нарушения лишают инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы и зрения возможности для полноценной жизнидеятельности, нарушают их конституционные права на достойную жизнь и свободное развитие и негативно отражается на системе гарантированных правовых мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнидеятельности, направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

На основании вышеизложенных обстоятельств, истец просил обязать МБОУ «Краснолучеснкая основная школа» оборудовать здние школы приспособлениями для свободного доступа в него инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и информирующими тактильными табличками (в том числе тактильно-звуковыми) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения в течение 7 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Определением Бежаницкого районного суда Псковской области от 03 февраля 2023 года в дело в качестве соответчика привлечена Администрация Бежаницкого района Псковской области, также к производству суда приняты уточненные исковые требования, согласно которым заместитель прокурора просит обязать МБОУ «Краснолученская основная школа» оборудовать приспособлениями для свободного доступа в него инвалидов, а также маломобильных групп населения и информирующими тактильными табличками (в том числе тактильно-звуковыми) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения в течение 9 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу и обязать Администрацию Бежаницкого района в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по проведению работ по оборудованию МБОУ «Краснолученская основная школа» приспособлениями для свободного доступа в него инвалидов, а также маломобильных групп населения и информирующими тактильными табличками (в том числе тактильно-звуковыми) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения.

Определением Бежаницкого районного суда Псковской области от 21 февраля 2023 года производство по делу в части заявленных требований об обязании МБОУ «Краснолученская основная школа» оборудовать здание информирующими тактильными табличками (в том числе тактильно-звуковыми) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения – прекращено в связи с отказом от иска.

В судебном заседании помощник прокурора Бежаницкого района Родионова Е.А. исковые требования об обязании оборудовать здание МБОУ «Краснолученская основная школа» приспособлением для свободного доступа в него инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам, дополнительно пояснила, чтопологий спуск, имеющийся при входе в здание детского сада «Лучик» не соответствует требованиям действующего законодательства, которые предъявляются к пандусам.

В судебном заседании представитель ответчика МБОУ «Краснолученская основная школа» Шатров Д.Н. с исковыми требованиями не согласился, поддержал позицию представителя ответчика Администрации Бежаницкого района Псковской области.

В судебном заседании представители ответчика Администрации Бежанцкого района Псковской области Иванова Е.Н., Горохова Л.Н., не отрицая отсутствия в здание школы специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, с исковыми требованиями не согласились, поддержали письменные возражения по делу, из которых следует, что согласно пункту 6.1.1 СП 59.13330.2020 в общественном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Здание МБОУ «Краснолученская основная школа» имеет два входа: главный вход - вход в школу, второй вход - вход в детский сад «Лучик» - филиал МБОУ «Краснолученская основная школа». Вход в детский сад «Лучик» оборудован пологим спуском, через который в школу при необходимости могут въехать инвалиды-колясочники при помощи сотрудника школы, вызванного через кнопку экстренного вызова, фото №1-4 прилагаются, на них зафиксирован пологий спуск, вход и кнопка вызова. По информации ГБУЗ ПО «Бежаницкая межрайонная больница», количество граждан, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата - 419 человек, детей нет. На учете ГУ СО «ЦСО Бежаницкого района» (проживающих на территории сельского поселения «Полистовское») из граждан, стоит 92 инвалида, из них имеющих несовершеннолетних детей - 1; граждан - инвалидов колясочников - 1, из них имеющих несовершеннолетних детей - 0; детей - инвалидов - 1 ребенок; дети инвалиды колясочники – отсутствуют.

На сегодняшний день в МБОУ «Краснолученская основная школа» обучаются 9 детей, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья, двое из которых имеют статус детей-инвалидов. Два ребёнка - инвалида в настоящее время обучаются по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития, программа «Вариант 6.2», и адаптированной основной образовательной программе обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, программа «Вариант 2». По заявлению родителей (законных представителей) и на основании медицинских справок они получают образование на дому. При необходимости данные обучающиеся могут беспрепятственно пройти в школу, поскольку не нуждаются в создании специальных условий для доступа в общеобразовательную организацию. Обучающиеся - не колясочники, свободно передвигаются на своих ногах. Остальные семь обучающихся, имеющих статус ОВЗ, обучаются по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития, и также не нуждаются в создании специальных условий для доступа в образовательную организацию. Согласно спискам по учету детей, проживающих на территории Бежаницкого района, детей - инвалидов на территории сельского поселения «Полистовское» в возрасте от 0 до 7 лет нет. Социальная поддержка инвалидов должна осуществляться исходя из принципа адресности, эффективности и разумности использования муниципальных средств на данные цели, а также, учитывая, мероприятия по строительству пандуса в МБОУ «Краснолученская основная школа» включены в план мероприятий «дорожной карты» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Бежаницкого района Псковской области на 2016 - 2030 годы, утвержденный Постановлением администрации Бежаницкого района от 25 ноября 2015 г. № 675, с изменением от 16.02.2023 №72, данные сведения прилагаются к возражению на исковые требования. Учитывая, что часть 4 данного Плана предусматривает возможность в целях эффективного использования средств, предусмотренных на реализацию мероприятий «дорожной карты», а также при сокращении или увеличении ассигнований на их реализацию, вносить корректировку перечня мероприятий.

Таким образом, в соответствии с указанным планом строительство пандуса в МБОУ «Краснолученская основная школа» может быть осуществлено до 2030 г. в случае возникновения необходимости доступа в школу граждан из числа маломобильной группы населения. Исходя из предоставленных сведений, таких на территории сельского поселения «Полистовское» не значится, а по учету самой школы, таких детей от 0-7 лет тоже нет. В здании школы имеются два входа. Свод правил говорит нам о том, что в здании должен быть один вход, через который может быть осуществлен вход граждан для маломобильных групп населения. Такой вход есть в детский сад «Лучик», через который можно получить доступ к помещениям школы.

В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обращаясь с настоящим иском, прокурор действует в интересах неопределенного круга лиц. Однако доказательств наличия неопределенного круга лиц, права которого нарушаются или могут быть нарушены в связи с отсутствием приспособления, позволяющего обеспечить беспрепятственный доступ в школу инвалидов, не представлено.

Таким образом, обращаясь в суд, прокурором не представлено объективных доказательств в обоснование своих доводов о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц, отсутствует неопределенный круг лиц, его права не нарушены. Оснований полагать, что в будущем будут нарушены права неопределенного круга лиц, также не имеется.

В связи с этим, у прокурора отсутствуют основания для обращения с данными требованиями, заявленные требования не подлежат удовлетворению. Полагают, что в связи с отсутствием детей инвалидов на территории сельского поселения «Полистовское», а также наличие одного входа в здание в МБОУ «Краснолученская основная школа» со стороны детского сада, оборудованного пологим спуском через который в школу при необходимости могут въехать инвалиды-колясочники при помощи сотрудника школы, вызванного через кнопку экстренного вызова, руководствуясь ст. 149 ГПК РФ, просит в удовлетворении заявленных исковых требований истцу отказать.

Суд выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Статья 7 Конституции РФ определяет, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно требованиям статьи 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В силу требований статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

В соответствии со Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» СП 59.13330.2020, утвержденным и введенным в действие Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2020 года №904/пр, настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна) (пункт 1.1). Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН (пункт 1.2).

Требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков (пункт 4.1).

Согласно п.3.13 СП 59.13330.2020 маломобильные группы населения (МГН): люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения для целей настоящего свода правил здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди с нарушением интеллекта, люди старших возрастов, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом и т.д.

Как следует из п.4.4 СП 59.13330.2020 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

Пунктом 6.1.1 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус (пункт 6.1.2).

Согласно п.3.15 СП 59.13330.2020 пандус: сооружение, предназначенное для сопряжения поверхностей пешеходных путей на разных уровнях, состоящее из одного или нескольких маршей, имеющих наклонную поверхность с продольным уклоном и, при необходимости, горизонтальные поверхности.

Как следует из п.8.2.1 СП 59.13330.2020, здания и помещения общеобразовательных организаций проектируют доступными для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики образовательного процесса и типа общеобразовательной организации.

В соответствии с вышеуказанными нормами права, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, осуществляются собственниками этих объектов (ст.15 ФЗ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Из материалов дела следует, что 23 декабря 2022 года заместителем прокурора Бежаницкого района Васильевым Г.С. проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в деятельности МБОУ «Краснолученская основная школа». В ходе проверки установлено, что вопреки изложенным нормам закона в МБОУ «Краснолученская основная школа» отсутствует пандус для беспрепятственного доступа в образовательное учреждение маломобильных групп населения, что противоречии ст.2,7 (ч.2) Конституции Российской Федерации, ст. 15 ФЗ № 181-ФЗ, пункту 1 части 5 статьи 5, пункту 2 части 6 статьи 28, части 7 статьи 28 ФЗ № 273-ФЗ, а также пунктам 5.1.14, 6.1.1, 6.1.2 СП 59.12230.2020.

В связи с установленными нарушениями в адрес директора МБОУ «Краснолученская основная школа» Шатрову Д.Н. заместителем прокурора 23 декабря 2022 года внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.

Данное представление рассмотрено и в ответе от 28 декабря 2022 года № 134 указано, что в настоящее время образовательная организация не обладает денежными средствами, достаточными для установки пандуса или пологого спуска. В период подготовки здания образовательной организации к новому 2023/2024 году в Администрацию МО «Бежаницкий район» учредителю образовательной организации, будет направлено ходатайство о выделении денежных средств и в случае поступления денежных средств, в 2023 году, пандусы будут установлены.

В соответствии п. 1.8, 1.9 Устава МБОУ «Краснолучеснкая основная школа» Учреждение является некоммерческой организацией, организационно-правовая форма Учреждения - муниципальное бюджетное учреждение. Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Бежаницкий район». Функции и полномочия Учредителя осуществляет Администрация Бежаницкого района.

Согласно п. 2.5 Устава учреждение осуществляет основные виды деятельности: реализация образовательных программ начального общего и основного общего образования; реализация адаптированных образовательных программ начального общего и основного общего образования; реализация дополнительных общеобразовательных программ технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой и социально-педагогической направленности; предоставление специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов; обучение на дому и в медицинских организациях; предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; предоставление родителями (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми образования в форме семейного образования методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи; организация работы групп продленного дня, лагеря дневного пребывания; проведение промежуточной и итоговой аттестации для экстернов.

Согласно приведенной выше ч.6 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», государственные и муниципальные расходы, в том числе, на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.

Изданный в соответствии с ч.2 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, который вступил в силу с 1 января 2016 года, утвержден Приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 №1309.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов (административные здания, строения, сооружения и помещения) (далее - объекты) Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - органы), подведомственных органам организаций, независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации); услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.

В соответствии с п.3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски; возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта; содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 годна №386н.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2019 года №1943-О, в случае, если до реконструкции или капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры собственники не могут выполнить условия обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, изложенные в ст.15 Федерального закона №181-ФЗ, то они должны принимать меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Как следует из технического паспорта на здание, МБОУ «Краснолученская основная школа» имеет два входа: главный вход – вход в школу, второй вход в детский сад «Лучик» - филиал МБОУ «Краснолученская основная школа».

Из фототаблиц, приобщенных к возражению по исковому заявлению (фото № 1-4) следует, что вход в детский сад «Лучик» оборудован пологим спуском, через который в школу, при необходимости, могут въехать инвалиды - колясочники при помощи сотрудника школы, вызванного через кнопку экстренного вызова, при этом, каких-либо препятствий доступа в здание школы не имеется, данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании и никем не опровергнуто (фото № 1-7, приобщенные в судебном заседании).

Таким образом, отсутствие пандуса в МБОУ «Краснолученская основная школа» компенсируется наличием на входе в детский сад «Лучик» оборудованным пологим спуском, через который в школу, при необходимости, могут въехать инвалиды - колясочники при помощи сотрудника школы, вызванного через кнопку экстренного вызова, который в случае посещения здания школы лицом, относящимся к маломобильным группам населения, оказывает необходимую помощь для входа в здание школы.

Согласно п.1.2 СП 59.13330.2012 и п.1.4 СП 59.13330.2016 в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и т.д., следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».

Как следует из п.3.22 СП 59.13330.2020 разумное приспособление: внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

Из справки ГБУЗ «Бежаницкая межрайонная больница» №75 от 26 января 2023 года, количество граждан, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата на территории Бежаницкого района – 419 человек, из них инвалиды - колясочники – 40 человек. Детей нет.

Согласно справке ГКУСО «Центр социального обслуживания Бежаницкого района» № 254 от 17 февраля 2023 года, на учете в учреждении и проживающих на территории сельского поселения «Полистовское» (сельское поселение, на территории которой находится МБОУ «Краснолученская основная школа») состоят: граждане - инвалиды - 92, в том числе несовершеннолетние-1; дети - инвалиды-1; граждане-инвалиды (колясочники)-1, в том числе несовершеннолетние - 0; дети-инвалиды (колясочники) - 0; граждане с нарушением зрения -1.

При этом, согласно информации, представленной Администрацией Бежаницкого района в своих возражениях в МБОУ «Краснолученская основная школа» обучаются 9 детей, имеющих статус с ограниченными возможностями здоровья. Двое из которых, имеют статус детей-инвалидов, вместе с тем они не являются инвалидами-колясочниками, свободно передвигаются, однако обучение проходят на дому. Семь детей, обучающих по адаптированным основным программам основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития, также не нуждаются в создании специальных условий для доступа в образовательную организацию. Указанная информация никем не опровергнута. То есть, исходя из представленной информации, в школе отсутствуют инвалиды-колясочники среди родителей и детей, посещающих школу.

Заместитель прокурора Бежаницкого района, обращаясь с настоящим иском в суд, указал, что действует в интересах неопределенного круга лиц. Однако, объективных доказательств наличия неопределенного круга лиц, права которого нарушаются или могут быть нарушены в связи с отсутствием приспособления, позволяющего обеспечить беспрепятственный доступ в здание школы маломобильных групп населения, с учетом установленных выше обстоятельств, не представлено.

Более того, в случае появления в школе лица, относящегося к маломобильной группе населения, в том числе к категории «инвалид -колясочник», имеется доступ в школу через вход в детский сад «Лучик».

Постановлением Администрации Бежаницкого района № 675 от 25 ноября 2015 года, с изменениями от 16 февраля 2023 года, утвержден план мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Бежаницкого района Псковской области на 2016-2030 годы, согласно которому здания школ Бежаницкого района, в том числе, здание МБОУ «Краснолученская основная школа», внесены в план для оборудования пандусами сроком исполнения до 2030 года.

Раздел 3 данного плана предусматривает возможность в целях эффективного использования средств, предусмотренных на реализацию мероприятий «дорожной карты», а также при сокращении или увеличении ассигнований на их реализацию, вносить корректировку перечня мероприятий.

Таким образом, строительство пандуса в здании МБОУ «Краснолученская основная школа» может быть осуществлено до 2030 года в случае возникновения необходимости доступа в здание школы граждан из числа маломобильных групп населения.

Учитывая вышеизложенное, установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что социальная поддержка инвалидов должна осуществляться исходя из принципа адресности, эффективности и разумности использования муниципальных средств на данные цели, при этом, ответчиками предприняты все возможные меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей маломобильных групп населения, у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований заместителя прокурора, в связи с чем, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Краснолученская основная школа» и Администрации Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности совершить определенные действия – отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Бежаницкий районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме 16 марта 2023 года.

Судья С.П. Филиппов

2-54/2023 (2-459/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Бежаницкого района
Ответчики
Администрация Бежаницкого района Псковской области
МБОУ "Краснолученская основная школа"
Суд
Бежаницкий районный суд Псковской области
Судья
Филиппов Сергей Петрович
Дело на сайте суда
bezhanicky.psk.sudrf.ru
29.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.12.2022Передача материалов судье
30.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2023Судебное заседание
03.02.2023Судебное заседание
21.02.2023Судебное заседание
09.03.2023Судебное заседание
16.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее