Дело № 2-15/2021
УИД-36RS0022-01-2020-001614-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Н. Усмань 18 января 2021 г.
Новоусманский районный суд Воронежской области в составе судьи Сорокина Д.А.
при секретаре Новиковой Л.А.,
с участием представителя истца Савушкиной Арины Юрьевны по доверенности Хизвер Романа Григорьевича,
представителя ответчика Порядина С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плахтеевой Юлии Алексеевны, Савушкиной Арины Юрьевны, Яковлевой Анастасии Юрьевны к ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" о возложении обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на утверждение границ подземного газопровода низкого давления по <адрес>, запрете до их утверждения наложения на истцов ограничений (обременений)
УСТАНОВИЛ:
Плахтеева Юлия Алексеевна, Савушкина Арина Юрьевна, Яковлева Анастасия Юрьевна обратились в суд с иском к ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" с требованиями, с учетом уточнений, обязать осуществить мероприятия, направленные на утверждение границ подземного газопровода низкого давления по <адрес>, запретить до их утверждения и государственной регистрации прав на них наложение на истцов ограничений (обременений), предусмотренных для охранных зон газораспределительных сетей.
В их обоснование указали, что являются собственниками земельного участка и расположенного на нем домовладения по <адрес>. По улице в непосредственной близости от участка с его фасадной стороны проходит подземный газопровод низкого давления из стальных труб. Границы данного газопровода не определены в установленном законом порядке, охранная зона не стоит на кадастровом учете и, по их мнению, не должна существовать, поскольку газопровод выполнен не из полиэтиленовых, а из стальных труб. Изложенное препятствует им, как собственникам, пользоваться участком и домовладением.
В судебное заседание истцы не явились, о слушании дела были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истца Савушкиной А.Ю. по доверенности Хизвер Р.Г. исковые требования поддержал по указанным в них основаниям. Уточнил, что газопровод был введен в эксплуатацию в 1998 году. В земельном кодексе уже длительное время существуют нормы о необходимости постановки на кадастровый учёт охранных зон. Прошло уже достаточно времени, чтобы оформить охранную зону в установленном законом порядке и поставить ее на кадастровый учет. Бездействуя, по его мнению, ответчик нарушает требования закона и злоупотребляет правом, что недопустимо.
Представитель ответчика иск не признал. Суду пояснил, что подземный газопровод низкого давления был построен по <адрес> из стальных труб в 1997 году, находится в собственности ответчика. Охранная зона газопровода не поставлена на кадастровый учет, поскольку у ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" по территории области очень обширная сеть газопроводов, в связи с чем поставить все охранные зоны на кадастровый учет одновременно невозможно. Данные работы выполняются постепенно, большая часть охранных зон уже стоит на кадастровом учете. Законом срок постановки охранных зон на кадастровый учет не ограничен. По его мнению, права истцов ответчиком не нарушаются.
Иные участвующие в деле лица в суд не явились, о времени и месте его рассмотрении были извещены надлежащим образом, в связи с чем суд посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил указанные ниже обстоятельства и пришел к следующим выводам.
На основании договора дарения от 25.06.2014г. Плахтеева Юлия Алексеевна, Савушкина Арина Юрьевна, Яковлева Анастасия Юрьевна являются собственниками домовладения по <адрес> (л.д. 6-8).
Домовладение расположено на земельном участке с кадастровым номером № площадью 2100 кв.м., образованном из земельного участка с кадастровым номером №л.д. 68-79). Участок на основании договора дарения от 25.06.2014г. принадлежит истцам на праве общей долевой собственности (л.д. 44-46).
По улице в непосредственной близости от участка с его фасадной стороны с 1997 года проходит подземный газопровод низкого давления из стальных труб (л.д. 11-14, 32-33), принадлежащий на праве собственности ответчику по делу (л.д. 47-52). Охранная зона газопровода до настоящего времени не поставлена ответчиком на кадастровый учет.
Перечисленные обстоятельства подтверждаются материалами дела, были подвержены представителями сторон в судебном заседании, в связи с чем суд посчитал их установленными.
В соответствии с частью 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Частью 8 указанной статьи установлено, что земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
В силу пункта 6 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Если иное не предусмотрено статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления (часть 6 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, федеральным законом.
В соответствии с пунктом 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" До 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов:
1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;
2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;
3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;
4) решением суда.
Согласно п. 9 этой же статьи, в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
В п. 10 этой же статьи сказано, что зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2022 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.
В п. 14 данной статьи сказано, что если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 1 января 2022 года либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2025 года, за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 настоящей статьи.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Согласно статье 28 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных газопроводов и других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
В статье 2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" дано понятие охранной зоны объектов системы газоснабжения - это территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей определен Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878 (далее по тексту - Правила охраны газораспределительных сетей).
Правила охраны газораспределительных сетей, которые действуют на всей территории Российской Федерации, являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей (пункт 2 Правил).
Пунктами 7, 9, 47 данных Правил охраны газораспределительных сетей, предусмотрено, что земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременении), устанавливаемых настоящими Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке.
В соответствии с п. п. 17 и 18 названных Правил утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений на входящие в них земельные участки производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.
Согласно подпункту "а" пункта 7 Правил для газораспределительных сетей устанавливаются охранные зоны вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода.
К наружному газопроводу, согласно абз. 4 - 5 п. 7 Технического регламента безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 относится подземный или надземный газопровод сети газораспределения или сети газопотребления, проложенный вне зданий, до внешней грани наружной конструкции здания; к газопроводу подземному - наружный газопровод, проложенный в земле ниже уровня поверхности земли, а также по поверхности земли в насыпи (обваловании).
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 06 октября 2015 года N 2318-0 установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.
Установление границ охранных зон объектов газоснабжения и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки на территории Воронежской области осуществляется в порядке, утвержденном Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской обл. от 11.06.2009 N 941 "Об утверждении Положения о порядке издания приказов об установлении границ охранных зон объектов газоснабжения и наложении ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки". Данный порядок предусматривает, в том числе (п.п. «д» п. 4), предоставление заявителем сведений о границах охранной зоны газораспределительных сетей, которые должны содержать текстовое описание; графическое описание местоположения границ такой зоны, которое включает материалы исполнительной съемки, оформленные в установленном порядке, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости; перечень земельных участков, полностью или частично попадающих в границы охранной зоны объекта газоснабжения, по форме, указанной в приложении к настоящему Положению.
По смыслу приведенных выше, применимых на сегодняшний день, законоположений и разъяснений, охранные зоны считаются фактически установленными в силу расположения газопровода на земельном участке в соответствии с требованиями нормативных актов на момент его ввода в эксплуатацию, действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, а также при условии, если утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности, независимо от того поставлены ли эти зоны в настоящее время на кадастровый учет.
Ни перечисленные выше, ни иные нормативные акты не возлагали на собственников газопроводов обязанность по осуществлению мероприятий, направленных на утверждение границ подземного газопровода низкого давления и их постановке на кадастровый учет в срок до декабря 2020 года (момент подачи уточненного иска).
Согласно положениям ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Как указано в п. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В рассматриваемом случае, по мнению истцов и их представителя, обязанность по осуществлению мероприятий, направленных на утверждение границ подземного газопровода низкого давления по <адрес> возложена на ответчиков законом и иными правовыми актами. Однако ни приведенные выше, ни иные нормативные акты не возлагали на ответчика обязанность по осуществлению мероприятий, направленных на утверждение границ подземного газопровода низкого давления в срок до декабря 2020 года (дата подачи уточненного иска), в связи с чем не проведение по состоянию на декабрь 2020 года ответчиком данных мероприятий не нарушает требований закона, соответственно, у суда отсутствуют основания для понуждения ответчика к совершению названных действий.
Доводы представителя ответчика о том, что отсутствие охранной зоны препятствует собственникам участка осуществлять запланированную реконструкцию домовладения (л.д. 83) несостоятельна, поскольку, как указано выше, охранные зоны считаются фактически установленными в силу расположения газопровода на земельном участке, действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, а также при условии, если утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности, независимо от того поставлены ли эти зоны на кадастровый учет. В рассматриваемом случае собственники участка осведомлены о прохождении газопровода низкого давления в непосредственной близости от него, у них на руках имеется графическое описание схемы расположения газопровода с привязкой к дому №, указанием расстояний от дома до газопровода (л.д. 11), и, соответственно им известно, о наличии определенных ограничений, в связи с чем они вправе осуществлять реконструкцию домовладения, не нарушая установленных охранных зон, согласовав условия реконструкции с ответчиком в индивидуальном порядке.
Ссылка представителя истцов на ст. 10 ГК РФ о том, что ответчик, не ставя охранную зону на кадастровый учет, злоупотребляет своими правами, несостоятельна, поскольку в рассматриваемом случае в действиях ответчика не усматривается намерение причинить вред истцам, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав. Как следует из пояснений представителя ответчика, отсутствие до настоящего времени охранной зоны газопровода низкого давления, проходящего по <адрес> вызвано объективной невозможностью оформить и поставить на кадастровый учет все зоны газопроводов в <адрес> в связи с их многочисленностью и большой протяженностью, то есть объективными причинами.
Доводы истцов о том, что охранная зона не подлежит установлению, поскольку устанавливается лишь для подземных полиэтиленовых газопроводов, основаны на неверном толковании приведенных выше норм права.
В связи с этим, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований и возложения на ответчика обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на утверждение границ подземного газопровода низкого давления по <адрес>.
Требования истцов запретить до утверждения и государственной регистрации прав охранных зон газораспределительных сетей подземного газопровода низкого давления по <адрес> наложение на истцов ограничений (обременений) не подлежит удовлетворению, поскольку данные ограничения накладываются не ответчиком, а требованиями действующих нормативно-правовых актов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Плахтеевой Юлии Алексеевны, Савушкиной Арины Юрьевны, Яковлевой Анастасии Юрьевны к ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" о возложении обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на утверждение границ подземного газопровода низкого давления по <адрес>, запрете до их утверждения наложения на истцов ограничений (обременений) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 23.01.2021г.
Дело № 2-15/2021
УИД-36RS0022-01-2020-001614-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Н. Усмань 18 января 2021 г.
Новоусманский районный суд Воронежской области в составе судьи Сорокина Д.А.
при секретаре Новиковой Л.А.,
с участием представителя истца Савушкиной Арины Юрьевны по доверенности Хизвер Романа Григорьевича,
представителя ответчика Порядина С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плахтеевой Юлии Алексеевны, Савушкиной Арины Юрьевны, Яковлевой Анастасии Юрьевны к ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" о возложении обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на утверждение границ подземного газопровода низкого давления по <адрес>, запрете до их утверждения наложения на истцов ограничений (обременений)
УСТАНОВИЛ:
Плахтеева Юлия Алексеевна, Савушкина Арина Юрьевна, Яковлева Анастасия Юрьевна обратились в суд с иском к ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" с требованиями, с учетом уточнений, обязать осуществить мероприятия, направленные на утверждение границ подземного газопровода низкого давления по <адрес>, запретить до их утверждения и государственной регистрации прав на них наложение на истцов ограничений (обременений), предусмотренных для охранных зон газораспределительных сетей.
В их обоснование указали, что являются собственниками земельного участка и расположенного на нем домовладения по <адрес>. По улице в непосредственной близости от участка с его фасадной стороны проходит подземный газопровод низкого давления из стальных труб. Границы данного газопровода не определены в установленном законом порядке, охранная зона не стоит на кадастровом учете и, по их мнению, не должна существовать, поскольку газопровод выполнен не из полиэтиленовых, а из стальных труб. Изложенное препятствует им, как собственникам, пользоваться участком и домовладением.
В судебное заседание истцы не явились, о слушании дела были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истца Савушкиной А.Ю. по доверенности Хизвер Р.Г. исковые требования поддержал по указанным в них основаниям. Уточнил, что газопровод был введен в эксплуатацию в 1998 году. В земельном кодексе уже длительное время существуют нормы о необходимости постановки на кадастровый учёт охранных зон. Прошло уже достаточно времени, чтобы оформить охранную зону в установленном законом порядке и поставить ее на кадастровый учет. Бездействуя, по его мнению, ответчик нарушает требования закона и злоупотребляет правом, что недопустимо.
Представитель ответчика иск не признал. Суду пояснил, что подземный газопровод низкого давления был построен по <адрес> из стальных труб в 1997 году, находится в собственности ответчика. Охранная зона газопровода не поставлена на кадастровый учет, поскольку у ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" по территории области очень обширная сеть газопроводов, в связи с чем поставить все охранные зоны на кадастровый учет одновременно невозможно. Данные работы выполняются постепенно, большая часть охранных зон уже стоит на кадастровом учете. Законом срок постановки охранных зон на кадастровый учет не ограничен. По его мнению, права истцов ответчиком не нарушаются.
Иные участвующие в деле лица в суд не явились, о времени и месте его рассмотрении были извещены надлежащим образом, в связи с чем суд посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил указанные ниже обстоятельства и пришел к следующим выводам.
На основании договора дарения от 25.06.2014г. Плахтеева Юлия Алексеевна, Савушкина Арина Юрьевна, Яковлева Анастасия Юрьевна являются собственниками домовладения по <адрес> (л.д. 6-8).
Домовладение расположено на земельном участке с кадастровым номером № площадью 2100 кв.м., образованном из земельного участка с кадастровым номером №л.д. 68-79). Участок на основании договора дарения от 25.06.2014г. принадлежит истцам на праве общей долевой собственности (л.д. 44-46).
По улице в непосредственной близости от участка с его фасадной стороны с 1997 года проходит подземный газопровод низкого давления из стальных труб (л.д. 11-14, 32-33), принадлежащий на праве собственности ответчику по делу (л.д. 47-52). Охранная зона газопровода до настоящего времени не поставлена ответчиком на кадастровый учет.
Перечисленные обстоятельства подтверждаются материалами дела, были подвержены представителями сторон в судебном заседании, в связи с чем суд посчитал их установленными.
В соответствии с частью 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Частью 8 указанной статьи установлено, что земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
В силу пункта 6 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Если иное не предусмотрено статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления (часть 6 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, федеральным законом.
В соответствии с пунктом 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" До 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов:
1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;
2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;
3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;
4) решением суда.
Согласно п. 9 этой же статьи, в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
В п. 10 этой же статьи сказано, что зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2022 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.
В п. 14 данной статьи сказано, что если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 1 января 2022 года либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2025 года, за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 настоящей статьи.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Согласно статье 28 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных газопроводов и других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
В статье 2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" дано понятие охранной зоны объектов системы газоснабжения - это территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей определен Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878 (далее по тексту - Правила охраны газораспределительных сетей).
Правила охраны газораспределительных сетей, которые действуют на всей территории Российской Федерации, являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей (пункт 2 Правил).
Пунктами 7, 9, 47 данных Правил охраны газораспределительных сетей, предусмотрено, что земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременении), устанавливаемых настоящими Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке.
В соответствии с п. п. 17 и 18 названных Правил утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений на входящие в них земельные участки производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.
Согласно подпункту "а" пункта 7 Правил для газораспределительных сетей устанавливаются охранные зоны вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода.
К наружному газопроводу, согласно абз. 4 - 5 п. 7 Технического регламента безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 относится подземный или надземный газопровод сети газораспределения или сети газопотребления, проложенный вне зданий, до внешней грани наружной конструкции здания; к газопроводу подземному - наружный газопровод, проложенный в земле ниже уровня поверхности земли, а также по поверхности земли в насыпи (обваловании).
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 06 октября 2015 года N 2318-0 установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.
Установление границ охранных зон объектов газоснабжения и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки на территории Воронежской области осуществляется в порядке, утвержденном Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской обл. от 11.06.2009 N 941 "Об утверждении Положения о порядке издания приказов об установлении границ охранных зон объектов газоснабжения и наложении ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки". Данный порядок предусматривает, в том числе (п.п. «д» п. 4), предоставление заявителем сведений о границах охранной зоны газораспределительных сетей, которые должны содержать текстовое описание; графическое описание местоположения границ такой зоны, которое включает материалы исполнительной съемки, оформленные в установленном порядке, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости; перечень земельных участков, полностью или частично попадающих в границы охранной зоны объекта газоснабжения, по форме, указанной в приложении к настоящему Положению.
По смыслу приведенных выше, применимых на сегодняшний день, законоположений и разъяснений, охранные зоны считаются фактически установленными в силу расположения газопровода на земельном участке в соответствии с требованиями нормативных актов на момент его ввода в эксплуатацию, действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, а также при условии, если утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности, независимо от того поставлены ли эти зоны в настоящее время на кадастровый учет.
Ни перечисленные выше, ни иные нормативные акты не возлагали на собственников газопроводов обязанность по осуществлению мероприятий, направленных на утверждение границ подземного газопровода низкого давления и их постановке на кадастровый учет в срок до декабря 2020 года (момент подачи уточненного иска).
Согласно положениям ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Как указано в п. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В рассматриваемом случае, по мнению истцов и их представителя, обязанность по осуществлению мероприятий, направленных на утверждение границ подземного газопровода низкого давления по <адрес> возложена на ответчиков законом и иными правовыми актами. Однако ни приведенные выше, ни иные нормативные акты не возлагали на ответчика обязанность по осуществлению мероприятий, направленных на утверждение границ подземного газопровода низкого давления в срок до декабря 2020 года (дата подачи уточненного иска), в связи с чем не проведение по состоянию на декабрь 2020 года ответчиком данных мероприятий не нарушает требований закона, соответственно, у суда отсутствуют основания для понуждения ответчика к совершению названных действий.
Доводы представителя ответчика о том, что отсутствие охранной зоны препятствует собственникам участка осуществлять запланированную реконструкцию домовладения (л.д. 83) несостоятельна, поскольку, как указано выше, охранные зоны считаются фактически установленными в силу расположения газопровода на земельном участке, действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, а также при условии, если утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности, независимо от того поставлены ли эти зоны на кадастровый учет. В рассматриваемом случае собственники участка осведомлены о прохождении газопровода низкого давления в непосредственной близости от него, у них на руках имеется графическое описание схемы расположения газопровода с привязкой к дому №, указанием расстояний от дома до газопровода (л.д. 11), и, соответственно им известно, о наличии определенных ограничений, в связи с чем они вправе осуществлять реконструкцию домовладения, не нарушая установленных охранных зон, согласовав условия реконструкции с ответчиком в индивидуальном порядке.
Ссылка представителя истцов на ст. 10 ГК РФ о том, что ответчик, не ставя охранную зону на кадастровый учет, злоупотребляет своими правами, несостоятельна, поскольку в рассматриваемом случае в действиях ответчика не усматривается намерение причинить вред истцам, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав. Как следует из пояснений представителя ответчика, отсутствие до настоящего времени охранной зоны газопровода низкого давления, проходящего по <адрес> вызвано объективной невозможностью оформить и поставить на кадастровый учет все зоны газопроводов в <адрес> в связи с их многочисленностью и большой протяженностью, то есть объективными причинами.
Доводы истцов о том, что охранная зона не подлежит установлению, поскольку устанавливается лишь для подземных полиэтиленовых газопроводов, основаны на неверном толковании приведенных выше норм права.
В связи с этим, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований и возложения на ответчика обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на утверждение границ подземного газопровода низкого давления по <адрес>.
Требования истцов запретить до утверждения и государственной регистрации прав охранных зон газораспределительных сетей подземного газопровода низкого давления по <адрес> наложение на истцов ограничений (обременений) не подлежит удовлетворению, поскольку данные ограничения накладываются не ответчиком, а требованиями действующих нормативно-правовых актов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Плахтеевой Юлии Алексеевны, Савушкиной Арины Юрьевны, Яковлевой Анастасии Юрьевны к ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" о возложении обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на утверждение границ подземного газопровода низкого давления по <адрес>, запрете до их утверждения наложения на истцов ограничений (обременений) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 23.01.2021г.