Решение по делу № 33-389/2024 от 12.01.2024

Дело                                                                                           Председательствующий – судья ФИО4

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 декабря 2023 г.                                                                                                               <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего ФИО11,

судей ФИО13 и ФИО10,

при секретаре судебного заседания ФИО6

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству внутренних дел по <адрес> о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки и взыскании расходов на оплату услуг представителя,

по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ

Заслушав доклад судьи ФИО10, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

    ФИО14 обратился в суд с иском к МВД по <адрес>, в котором просил признать незаконным решения ЖБК МВД по РИ от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать МВД по РИ восстановить его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ и взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 40 000 руб.

    В обоснование заявленных требований ФИО16 указывал, что он проходил службу в органах внутренних дел с 1997 года по март 2009 года на различных должностях. ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список. После постановки на учет он систематически обновлял документы. ДД.ММ.ГГГГ после очередного обращения в жилищно-бытовую комиссию МВД по РИ истцу была выдана выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ ЖБК МВД по РИ, согласно которому истец и его семья сняты с учета, как нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании того, что по результатам проведенной инвентаризации дел установлено, что у 37 очередников в архивах ЖБК отсутствуют учетные дела и протоколы принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считая действия ответчика незаконными, истец просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично.

На указанное решение представителем МВД по <адрес> подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения ввиду его незаконности.

Истец ФИО15 и третьи лица, в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя МВД по <адрес> ФИО7, поддержавшего доводы жалобы, представителя истца ФИО8, просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО17 с 1997 года по март 2009 года проходил службу в органах внутренних дел по <адрес>. В период прохождения службы поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ (протокол ).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ л/с истец уволен из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 3 ст. 82 (в связи с болезнью) Закона РФ «О милиции».

ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией МВД по <адрес> принято решение, оформленное протоколом , которым истец снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (выявление неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет).

Из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам проделанной работы установлено, что у 37 очередников в архивах жилищно-бытовой комиссии отсутствуют учетные дела и протоколы принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Разрешая спор, руководствуясь положениями ст. ст. 29, 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на день признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, ст. ст. 5 и 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», ст. 56 Жилищного кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что факт подачи истцом документов для постановки его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и принятия его на учет по месту службы, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела достоверных доказательств, в связи с чем частично удовлетворил исковые требования.

Судебная коллегия соглашает с указанными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.

Так, Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2), одновременно предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3).

В развитие названного конституционного положения законодатель в статье 30 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О милиции» (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции») предусмотрел, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

При этом из содержания указанной нормы права следует, что речь идет о сотрудниках милиции, проходящих службу, которые в установленном порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел имеет право на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закона № 247-ФЗ) сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.

В силу ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а также по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривались в течение одного месяца со дня поступления.

В статье 1 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что Жилищный кодекс Российской Федерации вводится в действие с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно статье 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Статья 6 указанного Закона устанавливает, что граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно п. 9 Инструкции о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений, утвержденной приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ , для рассмотрения вопроса о принятии на учет сотрудником в жилищно-бытовую комиссию подразделения подается рапорт (заявление), к которому прилагаются: справка из кадрового аппарата (с указанием занимаемой должности, специального звания и даты поступления на службу (работу) в органы внутренних дел), выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, справка (акт) о проверке жилищных условий.

Из приведенных нормативных предписаний следует, что право сотрудника органов внутренних на улучшение жилищных условий признается в случае установления его нуждаемости в жилом помещении и принятия его на учет.

В ходе рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанций, исследовано учетное дело ФИО18 о постановке на жилищный учет.

Как следует из материалов учетного дела и материалов настоящего гражданского дела, истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с рапортом в адрес министра внутренних дел РИ ФИО9 для постановки на жилищный учет, что подтверждается штампами секретариата МВД РИ от ДД.ММ.ГГГГ вх. , штампом службы тыла МВД РИ от ДД.ММ.ГГГГ вх. , штампом ФИО1 РИ от ДД.ММ.ГГГГ вх.                 (л.д. 21).

Протоколом заседания ЖБК <адрес> ФИО19 был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в составе семьи из 4 человек с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).

Кроме того, в материалах дела представлена выписка из протокола заседания ЖБК МВД <адрес> по предоставлению единовременной социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что на учете по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы ФИО20 состоит с семьей в составе 5 человек (он, жена, четверо детей) с ДД.ММ.ГГГГ Учетное дело .

Установив указанные обстоятельства, оценив их в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о доказанности факта постановки ФИО3 Г.Х. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы.

Факт включения истца в список на улучшение жилищных условий с неопровержимостью подтверждает и факт обращения ФИО21 с заявлением о постановке его на соответствующий учет по месту службы, и факт принятия положительного решения комиссией, поскольку до обращения истца в суд с указанным иском данные факты ответчиком не оспаривались.

Отсутствие подлинника протокола заседания жилищно-бытовой комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также учетного дела, является обстоятельством, не зависящим от волеизъявления и недобросовестного поведения истца, а свидетельствует о ненадлежащем учете и хранении документации со стороны МВД по <адрес>.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ , обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Оценивая представленные в материалы дела документы, обосновывающие затраты истца, связанные с получением юридической помощи, в том числе в досудебном порядке, суд может сделать вывод о реальности понесенных расходов по оплате соответствующих услуг, поскольку они подтверждены соответствующими платежными документами, а потому, учитывая объем, категорию сложности дела, объем работы проведенной представителем истца, суд, исходя из требований разумности и справедливости, и принимая во внимание возражения ответчика, приходит к выводу о взыскании с последнего в возмещение названных расходов в соответствие со ст. 98 ГПК РФ в размере 20 000 руб.

При таких обстоятельствах, поскольку ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не доказано, что ФИО22 в жилищно-бытовую комиссию представлены сведения, не соответствующие действительности и послужившие основанием принятия на учет, а также не доказано, что истец принят на учет в результате неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, оспариваемое судебное решение является законным и обоснованным, оснований, влекущих его отмену по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Магасского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО2 к Министерству внутренних дел по <адрес> о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки и взыскании расходов на оплату услуг представителя оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МВД по <адрес> – без удовлетворения.

        Председательствующий

        Судьи

С подлинного за надлежащими подписями

Верно:

Судья Верховного Суда

Республики Ингушетия                                                                                                                ФИО10

33-389/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ганижев Гирихан Хаджимуратович
Ответчики
Министерство внутренних дел по РИ
Другие
Ганижева Танзила Аюповна, Ганижев Рахим Гириханович, Ганижева Лейла Гирихановна
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Судья
Цуров Хамзат Мавлиевич
Дело на странице суда
vs.ing.sudrf.ru
15.01.2024Передача дела судье
27.02.2024Судебное заседание
18.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2024Передано в экспедицию
27.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее