Дело № 2-295/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
<ДД.РњРњ.ГГГГ> РіРѕСЂРѕРґ Фурманов Рвановской области
Фурмановский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ Рвановской области РІ составе:
председательствующего судьи Слепченковой Л.В.,
при секретаре Чапыгиной Е.В.,
СЃ участием представителя истца – старшего помощника Рвановского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Сутягина Рђ.Рђ.,
представителя ответчика – ООО «ВНК» Махова А.В.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании дело РїРѕ РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Рвановского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующего РІ защиту прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рё интересов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Рє обществу СЃ ограниченной ответственностью «ВНК» Рѕ возмещении ущерба (вреда), причиненного РІРѕРґРЅРѕРјСѓ объекту,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Рвановский межрайонный природоохранный РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился РІ СЃСѓРґ РІ защиту прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рё интересов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рє Обществу СЃ ограниченной ответственностью «ВНК» (далее - РћРћРћ «ВНК») СЃ РёСЃРєРѕРј Рѕ возмещении ущерба (вреда), причиненного РІРѕРґРЅРѕРјСѓ объекту.
Рсковые требования мотивированы тем, что РћРћРћ «ВНК» осуществляет эксплуатацию очистных сооружений РІ районе <адрес>, РІ С…РѕРґРµ которой осуществляет СЃР±СЂРѕСЃ сточных РІРѕРґ РІ реку Шача. Р’ период СЃ <ДД.РњРњ.ГГГГ> РїРѕ <ДД.РњРњ.ГГГГ> Межрегиональным управлением Росприроднадзора РїРѕ Владимирской Рё Рвановской областям проведена внеплановая проверка исполнения РћРћРћ «ВНК» ранее выданного предписания РѕР± устранении нарушений РІРѕРґРЅРѕРіРѕ законодательства. Р’ С…РѕРґРµ проверочных мероприятий <ДД.РњРњ.ГГГГ> Рё <ДД.РњРњ.ГГГГ> Филиалом ЦЛАТРпо Рвановской области произведен отбор РїСЂРѕР± сточной РІРѕРґС‹, сбрасываемой СЃ очистных сооружений РћРћРћ «ВНК», Р° также РїСЂРѕР± РІРѕРґС‹ РёР· РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта - СЂ. Шача 500 Рј выше Рё 500 Рј РЅРёР¶Рµ выпуска сточных РІРѕРґ. РџРѕ результатам исследования установлены превышения ПДК для водоемов рыбохозяйственного назначения РЅР° выпуске СЃ очистных сооружений РїРѕ следующим загрязняющим веществам: нитрит-РёРѕРЅ - РІ 3,75 раза; сульфат-РёРѕРЅ - РІ 1,3 раза; фосфат-РёРѕРЅ (РїРѕ фосфору) - РІ 4,25 раза; БПКполное - РІ 1,53 раза; медь - РІ 4,3 раза; цинк - РІ 1,8 раза; железо общее - РІ 14 раз. Специалистами Межрегионального управления Росприроднадзора РїРѕ Владимирской Рё Рвановской областям произведен расчет ущерба, причиненного РІРѕРґРЅРѕРјСѓ объекту - СЂ. Шача РІ результате хозяйственной деятельности РћРћРћ «ВНК», который составил 183453 рубля. Данный ущерб РћРћРћ «ВНК» РґРѕ настоящего времени РЅРµ возмещен. Поскольку СЃР±СЂРѕСЃ загрязненных сточных РІРѕРґ влечет Рє поступлению СЃ объемом сточных РІРѕРґ завышенного количества загрязняющих веществ, это ведет Рє загрязнению окружающей РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ среды Рё причинению вреда водным объектам, что нарушает права Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц. Ссылаясь РЅР° положения СЃС‚. 69 Р’РѕРґРЅРѕРіРѕ кодекса Р Р¤, С‡.С‡. 1,3 СЃС‚. 77, СЃС‚. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», истец РїСЂРѕСЃРёС‚ взыскать СЃ РћРћРћ «ВНК» РІ бюджет Фурмановского муниципального района Рвановской области вред (ущерб), причиненный РІРѕРґРЅРѕРјСѓ объекту - реке Шача вследствие СЃР±СЂРѕСЃР° недостаточно очищенных сточных РІРѕРґ, РІ СЃСѓРјРјРµ 183453 рубля.
Р’ судебном заседании старший помощник Рвановского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Сутягин Рђ.Рђ. исковые требования поддержал РїРѕ основаниям, изложенным РІ РёСЃРєРµ, Рё РїСЂРѕСЃРёР» РёС… удовлетворить. Участвуя РІ судебных заседаниях ранее, Сутягин Рђ.Рђ. полагал невозможным зачет оплаченных РћРћРћ «ВНК» работ РЅР° выполнение природоохранных мероприятий, ссылаясь РЅР° позицию Межрегионального Управления Росприроднадзора РѕР± отказе РћРћРћ «ВНК» РІ применении Рї. 14 Методики исчисления размера вреда РїСЂРё расчете причиненного РІРѕРґРЅРѕРјСѓ объекту ущерба.
Представитель ответчика РћРћРћ «ВНК» РїРѕ доверенности Махов Рђ.Р’. РІ судебном заседании возражал против исковых требований РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РїРѕ доводам, изложенным РІ дополнении Рє отзыву РЅР° РёСЃРє РѕС‚ <ДД.РњРњ.ГГГГ>, СЃ выводами проведенной РїРѕ делу судебной экспертизы РЅРµ согласился. Участвуя РІ судебных заседаниях ранее, Махов Рђ.Р’. РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ письменном отзыве РЅР° РёСЃРє РѕС‚ <ДД.РњРњ.ГГГГ>, РЅРµ поддержал Рё РїСЂРѕСЃРёР» РёС… РЅРµ учитывать, РїРѕСЏСЃРЅСЏР» также, что зачет фактически понесенных РћРћРћ «ВНК» затрат РЅР° выполнение природоохранных мероприятий является законным правом, вытекает РёР· Закона РѕР± охране окружающей среды Рё установлен Методикой. Управление Росприроднадзора фактически РЅРµ отказывает РћРћРћ «ВНК» РІ зачете этих мероприятий, Р° лишь указывает РЅР° предъявление таких требований РІ СЃСѓРґРµ, ссылаясь РЅР° коррупционную составляющую. Представитель ответчика МаховА.Р’. полагал подлежащим исключению РёР· общей СЃСѓРјРјС‹ ущерба, причиненного РІРѕРґРЅРѕРјСѓ объекту, СЃСѓРјРјС‹ фактических затрат РћРћРћ «ВНК» РЅР° выполнение мероприятий РїРѕ предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного СЃР±СЂРѕСЃР° вредных веществ РІ размере 215833 рубля 33 копейки, указывая РЅР° то, что <ДД.РњРњ.ГГГГ> РћРћРћ «ВНК» обращалось СЃ письменным заявлением РІ Федеральную службу РїРѕ надзору РІ сфере природопользования РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ учета фактических затрат РћРћРћ «ВНК» РЅР° выполнение мероприятий РїРѕ предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного СЃР±СЂРѕСЃР° вредных (загрязняющих) веществ. РџРёСЃСЊРјРѕРј РѕС‚ <ДД.РњРњ.ГГГГ> Федеральной службой РїРѕ надзору РІ сфере природопользования РІ зачете фактических затрат РћРћРћ «ВНК» отказано Рё предложено решить данный РІРѕРїСЂРѕСЃ РІ СЃСѓРґРµ РїРѕ РёСЃРєСѓ органа исполнительной власти Рє РІРёРЅРѕРІРЅРѕРјСѓ лицу Рѕ взыскании вреда. <ДД.РњРњ.ГГГГ> Межрегиональное Управление Росприроднадзора РїРѕ Владимирской Рё Рвановской областям согласовало план снижения СЃР±СЂРѕСЃРѕРІ РћРћРћ «ВНК». Р’ перечень реализации мероприятий, РїРѕ которому планируется достижение экологического эффекта Плана снижения СЃР±СЂРѕСЃРѕРІ РћРћРћ «ВНК», РєСЂРѕРјРµ прочего, РїРѕРґ Рї. 1.5-1.6 включено «проведение проектно-изыскательских работ РїРѕ использованию РІ очистке сточных РІРѕРґ технологической установки реагентной флотации» Рё «строительство, монтаж Рё РїСѓСЃРєРѕ-наладочные работы технологической установки реагентной флотации». Р’ соответствии СЃ указанным Планом РћРћРћ «ВНК» реализует реконструкцию биологических очистных сооружений СЃ модернизацией технологического цикла очистки СЃ учетом приема РЅР° биологические очистные сооружения РїРѕ централизованной системе водоотведения, РєСЂРѕРјРµ хозяйственно-бытовых сточных РІРѕРґ, значительного объема отводимых производственных сточных РІРѕРґ РѕС‚ промышленного сектора Рі. Фурманова СЃ недостаточной очисткой РїРѕ СЂСЏРґСѓ показателей состава Рё свойствам сточных РІРѕРґ, РІ частности, РѕС‚ предприятия текстильно-промышленного производства РћРћРћ «МРРтекс». Р’ рамках реализации Плана снижения СЃР±СЂРѕСЃРѕРІ, РІ целях предупреждения сверхлимитного СЃР±СЂРѕСЃР° вредных (загрязняющих) веществ <ДД.РњРњ.ГГГГ> РћРћРћ «ВНК» заключило СЃ РћРћРћ «ВодостокСтройРемонт» Договор РїРѕРґСЂСЏРґР° <в„–> «на выполнение модернизации системы очистки промышленных стоков СЃ использованием флотационной установки РЅР° очистных сооружениях РћРћРћ «ВНК» Рі. Фурманова Рвановской области» (РІ редакции Дополнительного соглашения <в„–> РѕС‚ <ДД.РњРњ.ГГГГ> Рё Дополнительного соглашения <в„–> РѕС‚ <ДД.РњРњ.ГГГГ>). Общая стоимость работ РїРѕ Договору составила 6250000 рублей. <ДД.РњРњ.ГГГГ> была выполнена часть работ РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 3667161,49 рублей (этап – строительство флотационной установки Рё монтаж оборудования). <ДД.РњРњ.ГГГГ> между РћРћРћ «ВНК» Рё РћРћРћ «ВодостокСтройРемонт» заключен акт взаимозачета встречных требований РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 215833,33 рублей. Таким образом, РІ 4-Рј квартале 2018 РіРѕРґР° Рё РЅР° момент проверки Межрегиональным Управлением Росприроднадзора РїРѕ Владимирской Рё Рвановской областям РћРћРћ «ВНК» понесены фактические затраты РЅР° выполнение природоохранных мероприятий РІ целях предупреждения сверхлимитного СЃР±СЂРѕСЃР° вредных (загрязняющих) веществ РІ составе сточных РІРѕРґ СЃ биологических очистных сооружений РІ водный объект (река Шача). Поэтому РІ силу Рї. 14 Методики исчисления размера вреда ущерб, причиненный РћРћРћ «ВНК» РІРѕРґРЅРѕРјСѓ объекту – СЂ. Шача, РІ размере 183453 рубля должен быть уменьшен РЅР° 215833 рубля 33 копейки, оплаченных РћРћРћ «Водосток СтройРемонт» РЅР° выполнение природоохранных мероприятий РІ целях предупреждения сверхлимитного СЃР±СЂРѕСЃР° вредных (загрязняющих) веществ РІ составе сточных РІРѕРґ СЃ биологических очистных сооружений РІ водный объект (река Шача) (том 1 Р».Рґ. 95-98).
Третье лицо, РЅРµ заявляющее самостоятельных требований, Межрегиональное управление Росприроднадзора РїРѕ Владимирской Рё Рвановской областям РІ судебном заседании РЅРµ участвовал, Рѕ рассмотрении дела извещен надлежащим образом,- РІ соответствии СЃ требованиями главы 10 ГПК Р Р¤, РїСЂРѕСЃРёР» рассмотреть дело РІ его отсутствие, возражений РЅР° РёСЃРє РІ СЃСѓРґ РЅРµ представил (том 1 Р».Рґ. 60, 61, том 2 Р».Рґ. 9, 10), РЅР° основании С‡. 5 СЃС‚. 167 ГПК Р Р¤ считает возможным рассмотреть настоящее дело РІ его отсутствие.
Выслушав представителей истца и ответчика, допросив свидетеля, проверив, исследовав и оценив письменные доказательства по делу в их совокупности, в том числе материалы дела № 5-311/2018 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «ВНК», суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ООО «ВНК» на основании Договора <№> по очистке сточных вод от <ДД.ММ.ГГГГ> осуществляет прием у ООО «Водосеть» сточных вод с целью последующей очистки на очистных сооружениях. На основании Договора аренды <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> (Акт приема-передачи от <ДД.ММ.ГГГГ>) и Дополнительного соглашения от <ДД.ММ.ГГГГ> к договору аренды <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> (акт приема-передачи от <ДД.ММ.ГГГГ> к дополнительному соглашению от <ДД.ММ.ГГГГ>) ООО «ВНК» осуществляет эксплуатацию очистных сооружений в районе <адрес>, в ходе которой осуществляет сброс сточных вод в реку Шача.
Р’ период СЃ <ДД.РњРњ.ГГГГ> РїРѕ <ДД.РњРњ.ГГГГ> Межрегиональным управлением Росприроднадзора РїРѕ Владимирской Рё Рвановской областям проведена внеплановая проверка исполнения РћРћРћ «ВНК» ранее выданного предписания <в„–> РѕС‚ <ДД.РњРњ.ГГГГ> РѕР± устранении нарушений РІРѕРґРЅРѕРіРѕ законодательства (том 1 Р».Рґ. 8-37).
Р’ С…РѕРґРµ проверочных мероприятий <ДД.РњРњ.ГГГГ> Рё <ДД.РњРњ.ГГГГ> специалистами филиала ФБУ ЦЛАТРпо Рвановской области были отобраны РїСЂРѕР±С‹ РІРѕРґС‹ для определения нормативных показателей качества сточных РІРѕРґ РІ месте СЃР±СЂРѕСЃР° СЃ очистных сооружений РІ СЂ. Шача, Р° также отобраны РїСЂРѕР±С‹ РІРѕРґС‹ РёР· поверхностного РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта (СЂ. Шача) 500 Рј. выше Рё 500 Рј. РЅРёР¶Рµ выпуска сточных РІРѕРґ. РџРѕ результатам лабораторных исследований сточной РІРѕРґС‹, сбрасываемой СЃ очистных сооружений РћРћРћ «ВНК», установлены превышения предельно допустимых концентраций (далее – ПДК) для водоемов рыбохозяйственного назначения РЅР° выпуске СЃ очистных сооружений РїРѕ содержанию: нитрит-РёРѕРЅ - РІ 3,75 раза; сульфат-РёРѕРЅ - РІ 1,3 раза; фосфат-РёРѕРЅ (РїРѕ фосфору) - РІ 4,25 раза; БПКполное - РІ 1,53 раза; медь - РІ 4,3 раза; цинк - РІ 1,8 раза; железо общее - РІ 14 раз, что подтверждается актом проверки юридического лица <в„–> РѕС‚ <ДД.РњРњ.ГГГГ>).
В качестве доказательства превышения ПДК представлены протоколы количественного химического анализа проб воды <№>, <№>, <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>; <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> (том 1 л.д. 18-26).
РЎ актом проверки <в„–> РѕС‚ <ДД.РњРњ.ГГГГ> директор РћРћРћ «ВНК» Ргольницын Р•.Рђ. ознакомлен <ДД.РњРњ.ГГГГ> (том 1 Р».Рґ. 12-15).
<ДД.РњРњ.ГГГГ> государственным инспектором РІ области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере природопользования РїРѕ Владимирской Рё Рвановской областям Свидетель в„–1 Р·Р° невыполнение РћРћРћ «ВНК» РІ СЃСЂРѕРє ранее выданного предписания <в„–> РѕС‚ <ДД.РњРњ.ГГГГ> составлен протокол <в„–> РѕР± административном правонарушении (том 1 Р».Рґ. 27-31).
Постановлением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 2 Фурмановского судебного района РІ Рвановской области РѕС‚ <ДД.РњРњ.ГГГГ> <в„–> РћРћРћ «ВНК» признано виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного С‡. 1 СЃС‚. 19.5 РљРѕРђРџ Р Р¤, Рё ему назначено наказание РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 15000 рублей (дело <в„–>, Р».Рґ. 59-60). Как следует РёР· РєРѕРїРёРё платежного поручения <в„–> РѕС‚ <ДД.РњРњ.ГГГГ> административный штраф РІ размере 15000 рублей оплачен РћРћРћ «ВНК» <ДД.РњРњ.ГГГГ> (дело в„– 5-311/2018, Р».Рґ. 66).
Государственным инспектором РІ области охраны окружающей среды РїРѕ Владимирской Рё Рвановской областям Свидетель в„–1 был произведен расчет размера вреда, причиненного РІРѕРґРЅРѕРјСѓ объекту СЂ. Шача, вследствие нарушения РћРћРћ «ВНК» РІРѕРґРЅРѕРіРѕ законодательства, который составил 183453 рублей (том 1 Р».Рґ. 36-37).
<ДД.РњРњ.ГГГГ> Межрегиональным управлением Росприроднадзора РїРѕ Владимирской Рё Рвановской областям РІ адрес генерального директора РћРћРћ «ВНК» Ргольницына Р•.Рђ. направлена претензия Рѕ добровольной уплате ущерба, причиненного РІРѕРґРЅРѕРјСѓ объекту СЂ. Шача, РІ размере 183453 рублей (том 1 Р».Рґ. 34-35).
Однако в добровольном порядке причиненный ООО «ВНК» вред возмещен не был.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), в соответствии со ст. 11 которого, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со ст. 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии со ст.ст. 22, 23 Закона об охране окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (ч. 2 ст. 39 Закона об охране окружающей среды).
Постановлением Правительства РФ № 469 от 23.07.2007 г. «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 г. № 333 утверждена методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.
В силу ст. 3 Водного Кодекса Российской Федерации использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
В соответствии со ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Согласно п. 4.2 СанПиН 2.1.5-980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июня 2000 года, сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования.
Оценивая собранные РїРѕ делу Рё исследованные РІ судебном заседании доказательства, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ законности Рё обоснованности исковых требований Рвановского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Рє РћРћРћ «ВНК» Рѕ возмещении ущерба (вреда), причиненного РІРѕРґРЅРѕРјСѓ объекту, поскольку ответчиком РЅРµ обеспечивается нормативная очистка сточных РІРѕРґ, РІ результате чего РІ СЂ. Шача поступают недостаточно очищенные сточные РІРѕРґС‹ СЃ превышением нормативов допустимого СЃР±СЂРѕСЃР° загрязняющих веществ, что, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, влечет нарушение прав Р Р¤, как собственника РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта, прав неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц - граждан Р Р¤, постоянно или временно находящихся РІ месте СЃР±СЂРѕСЃР° недостаточно очищенных сточных РІРѕРґ Рё использующих РІРѕРґСѓ РІ хозяйственных целях. Ответчиком допускаются нарушения требований действующего законодательства РІ области охраны окружающей среды, РІРѕРґРЅРѕРіРѕ законодательства, что влечет Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ нарушение прав граждан РЅР° благоприятную окружающую среду Рё обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Согласно п. 3 ст. 77 Закона об охране окружающей среды вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и Методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (п. 1 ст. 78 Закона об охране окружающей среды).
Для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам, приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 года № 87 утверждена «Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» (далее – Методика).
Согласно п. 5 Методики исчисление размера вреда, причиненного водным объектам, осуществляется при выявлении факта причинения вреда водному объекту вследствие нарушения водного законодательства Российской Федерации, наступление которого устанавливается по результатам государственного контроля и надзора в области использования и охраны водных объектов на основании натурных обследований, инструментальных определений, измерений и лабораторных анализов.
В пункте 11 Методики приведена формула № 1 для исчисления размера вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод и (или) дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод, и ее составляющие.
Согласно п. 22 Методики расчет массы сброшенного вредного (загрязняющего) вещества в составе сточных вод, по которой исчисляется размер вреда, производится исходя из средних фактических концентраций вредного (загрязняющего) вещества в сточных водах.
Согласно расчету, произведенному Межрегиональным управлением Росприроднадзора РїРѕ Владимирской Рё Рвановской областям, размер вреда РІРѕРґРЅРѕРјСѓ объекту СЂ. Шача вследствие нарушения РћРћРћ «ВНК» РІРѕРґРЅРѕРіРѕ законодательства составил 183453 рублей (том 1 Р».Рґ. 36-37). Размер ущерба (вреда) рассчитан Управлением РІ соответствии СЃ Рї. 11 указанной выше Методики.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик полагал, что предъявленный к взысканию ущерб должен быть уменьшен в соответствии с п. 14 Методики на 215833 рубля 33 копейки, оплаченных им ООО «Водосток СтройРемонт» на выполнение природоохранных мероприятий в целях предупреждения сверхлимитного сброса вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод с биологических очистных сооружений в водный объект (река Шача).
Р’ обоснование понесенных затрат ответчик представил план снижения СЃР±СЂРѕСЃРѕРІ РћРћРћ «ВНК» РЅР° период СЃ <ДД.РњРњ.ГГГГ> РїРѕ <ДД.РњРњ.ГГГГ> СЃ учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых СЃР±СЂРѕСЃРѕРІ РїРѕ каждому веществу, РїРѕ которому устанавливаются лимит РЅР° СЃР±СЂРѕСЃС‹, утвержденный Межрегиональным Управлением природопользования Росприроднадзора РїРѕ Владимирской Рё Рвановской областям <ДД.РњРњ.ГГГГ>; РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РїРѕРґСЂСЏРґР° РЅР° выполнение модернизации системы очистки промышленных стоков СЃ использованием флотационной установки РЅР° очистных сооружениях РѕС‚ <ДД.РњРњ.ГГГГ> <в„–>; дополнительные соглашения <в„–> РѕС‚ <ДД.РњРњ.ГГГГ> Рё <в„–> РѕС‚ <ДД.РњРњ.ГГГГ> Рє РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ РїРѕРґСЂСЏРґР° <в„–> РѕС‚ <ДД.РњРњ.ГГГГ>; локальную смету строительства флотационной установки Рё монтажа оборудования; акт Рѕ приемке выполненных работ РѕС‚ <ДД.РњРњ.ГГГГ>; справку Рѕ стоимости выполненных работ Рё затрат РѕС‚ <ДД.РњРњ.ГГГГ>; счет РЅР° оплату <в„–> РѕС‚ <ДД.РњРњ.ГГГГ>; акт взаимозачета <в„–> РѕС‚ <ДД.РњРњ.ГГГГ>; акты сверки взаимных расчетов Р·Р° период <ДД.РњРњ.ГГГГ> – <ДД.РњРњ.ГГГГ> Рё <ДД.РњРњ.ГГГГ> – <ДД.РњРњ.ГГГГ> между «ВодостокСтройРемонт» РћРћРћ Рё РћРћРћ «ВНК» (том 1 Р».Рґ. 99-100, 111, 112, 113, 114-116, 117-120, 121, 122, 123, 124, 125).
Согласно п. 14 Методики, в случае выполнения мероприятий (строительство и/или реконструкция очистных сооружений, систем оборотного и повторного водоснабжения) по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ размер вреда, исчисленный в соответствии с п. 11 настоящей Методики, уменьшается на величину фактических затрат на выполнение указанных мероприятий в текущем году, осуществленных на момент исчисления размера вреда.
Р’ РїРёСЃСЊРјРµ РѕС‚ <ДД.РњРњ.ГГГГ> РћРћРћ «ВНК» просило Межрегиональное управление Росприроднадзора РїРѕ Владимирской Рё Рвановской областям принять, согласовать Рё учесть РїСЂРё исчислении размера вреда, причиненного водным объектам, понесенные РћРћРћ «ВНК» фактические затраты РІ СЃСѓРјРјРµ 3667161 рубль 49 копеек (РёР· РЅРёС… 215833 рубля 33 копейки РїРѕ акту взаимозачета <в„–> РѕС‚ <ДД.РњРњ.ГГГГ>), оплаченных РћРћРћ «Водосток СтройРемонт» РЅР° выполнение природоохранных мероприятий РІ целях предупреждения сверхлимитного СЃР±СЂРѕСЃР° вредных (загрязняющих) веществ РІ составе сточных РІРѕРґ СЃ биологических очистных сооружений РІ водный объект (река Шача) (том 1 Р».Рґ. 101-104).
РР· ответа Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере природопользования (Росприроднадзор) РѕС‚ <ДД.РњРњ.ГГГГ> следует, что РІ зачете фактических затрат РїСЂРё исчислении размера вреда РІРѕРґРЅРѕРјСѓ объекту РћРћРћ «ВНК» отказано РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием Сѓ управления таких полномочий, РїСЂРё этом рекомендовано разрешить данный РІРѕРїСЂРѕСЃ РІ СЃСѓРґРµ РІ С…РѕРґРµ рассмотрения дела РїРѕ РёСЃРєСѓ органа исполнительной власти Рє РІРёРЅРѕРІРЅРѕРјСѓ лицу Рѕ взыскании вреда (том 1 Р».Рґ. 109-110).
РР· показаний Государственного инспектора РІ области охраны окружающей среды РїРѕ Владимирской Рё Рвановской областям Свидетель в„–1, допрошенной РІ судебном заседании РІ качестве свидетеля, следует, что РІРѕ время проверки исполнения РћРћРћ «ВНК» ранее выданного предписания, РІ СЂ. Шача были взяты РїСЂРѕР±С‹ РІРѕРґС‹, РІ которых выявлены превышения предельно допустимых концентраций. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим, ею был произведен расчет размера причиненного ущерба, который предъявлен предприятию. РџСѓРЅРєС‚ 14 Методики РїСЂРё расчете РЅРµ учитывался, поскольку оценить экономическую составляющую, которая была затрачена РћРћРћ «ВНК» РЅР° реконструкцию РЅРµ представляется возможным (том 1 Р».Рґ. 127-134).
РЎ целью определения, являются ли заявленные РћРћРћ «ВНК» затраты затратами РЅР° выполнение природоохранных мероприятий РїРѕ предупреждению сверхнормативного (РїСЂРё его наличии) СЃР±СЂРѕСЃР° вредных (загрязняющих) веществ, Р° также возможности РёС… зачета РІ счет возмещения причиненного вреда РІРѕРґРЅРѕРјСѓ объекту СЂ. Шача, СЃСѓРґРѕРј назначена строительно-техническая экспертиза объектов капитального строительства (реконструкции), проведение которой поручено эксперту-экологу Ркспертного центра «АРС-ГАРАНТ» Алексеевой Рњ.Рќ. (том 1 Р».Рґ. 170-173).
Согласно выводам, изложенным в заключении эксперта <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, затраты в размере 215833 рубля 33 копейки не могут являться затратами на выполнение природоохранных мероприятий по предупреждению сверхнормативного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ и ликвидации загрязнения водного объекта, которые могут подлежать зачету в счет размера вреда поверхностным водным объектам, исчисленным в соответствии с п. 14 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 13.04.2019 № 87. Фактические затраты в размере 215833 рубля 33 копейки на выполнение природоохранных мероприятий по предупреждению сверхнормативного сброса вредных (загрязняющих) веществ и ликвидации загрязнения водного объекта – р. Шача или его части при осуществлении сброса сточных вод с очистных сооружений ООО «ВНК» г. Фурманова, являются не обоснованными. Фактически они являются средствами взаимозачета между ООО «ВНК» и ООО «Водосток СтройРемонт» по договору аренды недвижимого имущества <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> Указанные фактические затраты не могут быть зачтены в счет возмещения вреда, причиненного водному объекту р. Шача вследствие нарушения ответчиком водного законодательства, в результате сброса в 2018 году недостаточно очищенных сточных вод. Никакая сумма из указанных фактических затрат в размере 215833 рубля 33 копейки не может быть зачтена в счет возмещения вреда, причиненного водному объекту р. Шача, вследствие нарушения ответчиком водного законодательства в результате сброса в 2018 году недостаточно очищенных сточных вод (том 1 л.д. 221-248).
РџСЂРё установлении обстоятельств настоящего дела СЃСѓРґ РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· заключения судебной экспертизы. Данное экспертное заключение выполнено РїРѕ правилам, установленным СЃС‚.СЃС‚. 85, 86 ГПК Р Р¤, Р° также РІ соответствии СЃ ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности РІ РФ» РѕС‚ 31 мая 2001 Рі. в„– 73-ФЗ. Рксперт, проводивший экспертное исследование, предупрежден РѕР± уголовной ответственности РїРѕ СЃС‚. 307 РЈРљ Р Р¤. Данное заключение РІ полной мере отвечает требованиям СЃС‚. 8 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности РІ РФ», является мотивированным, представляет СЃРѕР±РѕР№ полные Рё последовательные ответы РЅР° поставленные перед экспертом РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, неясностей Рё противоречий РЅРµ содержит, исполнено экспертом, имеющим соответствующий стаж работы Рё образование, необходимые для производства данного РІРёРґР° работ. Компетенция, независимость Рё добросовестность эксперта сомнения Сѓ СЃСѓРґР° РЅРµ вызывает. Полученные экспертом результаты основаны РЅР° действующих правилах Рё методиках проведения экспертиз, заключение эксперта является мотивированным. Ркспертом приняты РІРѕ внимание РІСЃРµ представленные СЃСѓРґСѓ материалы, РІ том числе исследована дополнительно представленная документация, которым дан полный Рё подробный анализ. Указанное заключение, РїРѕ мнению СЃСѓРґР°, является объективным, достоверным, находящимся РІРѕ взаимной СЃРІСЏР·Рё СЃ иными доказательствами РїРѕ делу. Оснований сомневаться РІ правильности сделанных РІ судебной экспертизе выводов Сѓ СЃСѓРґР° РЅРµ имеется.
Доказательств обратного ответчиком не представлено, заявленные им возражения фактически сводятся к несогласию с выводами экспертизы.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральнымзаконом.
Оценив представленные в материалы дела письменные доказательства, суд приходит к выводу, что ответчиком не представлены достоверные доказательства, подтверждающие, что понесенные ООО «ВНК» затраты в размере 215833 рубля 33 копейки связаны с восстановлением нарушенного состояния водного объекта.
РџСЂРё указанных обстоятельствах размер вреда, причиненного СЂ. Шача, РІ размере 183453 рублей, исчисленный Межрегиональным управлением Росприроднадзора РїРѕ Владимирской Рё Рвановской областям РІ соответствии Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения РІРѕРґРЅРѕРіРѕ законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Рё экологии Р Р¤ РѕС‚ 13.04.2009 в„– 87, СЃСѓРґ считает доказанным. РЎСѓРґ соглашается СЃ произведенным истцом расчетом задолженности, так как расчет СЃСѓРґРѕРј проверен, оснований сомневаться РІ его правильности Рё объективности РЅРµ имеется. Данный расчет ответчиком РЅРµ оспорен.
Таким образом, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что исковые требования Рвановского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Рѕ взыскании СЃ РћРћРћ «ВНК» РІ счет возмещения ущерба (вреда), причиненного РІРѕРґРЅРѕРјСѓ объекту СЂ. Шача, являются законными, обоснованными Рё подлежащими удовлетворению РІ заявленном размере.
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ сторон РЅРµ влияют РЅР° изложенные выводы СЃСѓРґР°.
Согласно абзацу 2 ч. 6 ст. 46 Бюджетного Кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
Поскольку место СЃР±СЂРѕСЃР° сточных РІРѕРґ для РћРћРћ «ВНК» определено РІ районе <адрес>, там Р¶Рµ расположены очистные сооружения, ущерб, причиненный РІРѕРґРЅРѕРјСѓ объекту, РІ размере 183453 рублей подлежит взысканию РІ РґРѕС…РѕРґ бюджета муниципального образования «Фурмановский муниципальный район Рвановской области».
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ удовлетворением требований Фурмановского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, который РІ силу закона освобожден РѕС‚ оплаты государственной пошлины РїСЂРё подаче РІ СЃСѓРґ РёСЃРєР°, СЃ ответчика РћРћРћ «ВНК» подлежит взысканию государственная пошлина РІ РґРѕС…РѕРґ муниципального образования «Фурмановское РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРµ поселение Фурмановского муниципального района Рвановской области», размер которой, определенный РїРѕ правилам СЃС‚. 103ГПК Р Р¤, СЃС‚. 333.19Налогового кодекса Р Р¤, составляет 4869 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Р• РЁ Р Р›:
Рсковые требования Рвановского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующего РІ защиту прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рё интересов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Рє обществу СЃ ограниченной ответственностью «ВНК» Рѕ возмещении ущерба (вреда), причиненного РІРѕРґРЅРѕРјСѓ объекту удовлетворить РІ полном объеме.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ВНК» ущерб (вред), причиненный водному объекту – реке Шача вследствие сброса недостаточно очищенных сточных вод, в сумме 183453 рубля в бюджет муниципального образования «Фурмановский муниципальный район».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ВНК» в бюджет муниципального образования «Фурмановский муниципальный район» денежные средства в размере 4869 рублей.
Решение может быть обжаловано РІ апелляционном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ Рвановский областной СЃСѓРґ через Фурмановский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ Рвановской области РІ течение месяца СЃРѕ РґРЅСЏ принятия решения СЃСѓРґР° РІ окончательной форме.
Судья /подпись/ Л.В. Слепченкова
Мотивированное решение изготовлено <ДД.ММ.ГГГГ>
Копия верна. Судья: Л.В. Слепченкова
Секретарь: Е.В. Чапыгина
<ДД.ММ.ГГГГ>