Судья: Сурков М.П. гр.дело №33-860/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 января 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей: Сивохина Д.А., Захарова С.В.,
при секретаре Салихове Р.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области на решение Исаклинского районного суда Самарской области от 18 ноября 2013 года, которым постановлено:
«Иск прокурора Шенталинского района Самарской области к министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области удовлетворить.
Обязать министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области: 1) привести автомобильную дорогу межмуниципального значения «Исаклы-Шентала» - Крепость Кондурча в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», 2) привести в соответствие с требованиями СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» участок автомобильной дороги межмуниципального значения «Шентала-Четырла» - Нижняя Туарма - Нагорный с 00 км по 02 км, а именно: требованиям к дорогам четвёртой категории.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Захарова С.В., доводы представителей Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области – Черных А.А. и Большова П.В. (по доверенностям) в поддержание жалобы, заключение прокурора Сливы Г.Ю., полагавшего возможным решение оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Прокурор Шенталинского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о возложении на Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее Минтранс) обязанности провести ремонт автомобильных дорог. С учетом уточнений просил обязать Минтранс провести ремонт автомобильной дороги регионального значения «Исаклы – Шентала – Крепость Кондурча», а именно: устранить на всем протяжении автомобильной дороги густую сетку трещин; привести в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 ровность покрытия; устранить нарушение поперечного профиля, выбоины, просадки, занижение обочин. Также просил обязать Минтранс привести в соответствие с требованиями СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» участок автомобильной дороги «Шентала – Четырла – Нижняя Туарма – Нагорный с 0 км по 2 км, а именно: в соответствие с требованиями к дорогам четвертой категории.
Требования мотивированы тем, что по указанным автомобильным дорогам утверждены маршруты перевозки детей в общеобразовательные учреждения. Иных дорог, а значит, иных маршрутов доставления детей, не имеется. В ходе проведения сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Шенталинский» проверки выявлены приведенные в заявлении недостатки дорожного покрытия. Кроме того, дорога с грунтовым покрытием «Шентала – Четырла – Нижняя Туарма – Нагорный», относящаяся к дорогам пятой категории, с 0 км по 2 км имеет грунтовое покрытие и не может использоваться для осуществления перевозки детей на школьных автобусах.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В заседании судебной коллегии представители Министерства транспорта и автомобильных дорог Самасркой области – Черных А.А. и Большов П.В. доводы жалобы поддержали, другие надлежаще извещенные лица, участвующие в деле, не присутствовали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда в части обязания Минтранса привести заявленную дорогу пятой категории в соответствие с требованиями к автодороге четвертой категории, подлежит отмене, как постановленное в этой части с неправильным применением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п.1 ст.12 Федерального закона от 08.11.07 N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Министерство транспорта и автомобильных дорог осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу п.1.6., 2.2. Положения на министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области возлагается решение, среди прочего, задач по обеспечению безопасности на объектах транспорта в Самарской области, созданию условий для удовлетворения спроса населения и потребностей экономики Самарской области в пассажирских и грузовых перевозках. В рамках закрепленных предметов ведения министерство, в числе других полномочий, финансирует в пределах предоставленных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальные и текущие расходы по направлениям, относящимся к предметам ведения министерства, осуществляет функции заказчика-застройщика в сфере дорожного хозяйства, планирование дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области, обеспечивает осуществление дорожной деятельности.
Судом установлено и подтверждено представленными в дело документами, что ОГИБДД МО МВД РФ «Шенталинский» проведена проверка маршрутов движения школьных автобусов и эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, в результате которой установлено, что автомобильная дорога «Шентала – Четырла – Нижняя Туарма – Нагорный» с 0 км по 2 км имеет грунтовое покрытие, является дорогой пятой категории, в результате чего движение по ней школьных автобусов запрещено. Автомобильная дорога «Исаклы – Шентала – Крепость Кондурча» на всем протяжении имеет густую сетку трещин, нарушение поперечного профиля, выбоины, ровность покрытия не соответствует ГОСТ Р 50597-93, с 6 по 14 км имеются пучины, заделанные асфальтовой фрезеровкой, просадки, занижение обочин. Движение школьных автобусов по ней также запрещено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда о допустимости возложения на уполномоченное лицо входящей в его полномочия обязанности по приведению автомобильной дороги «Исаклы – Шентала – Крепость Кондурча» в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
Вместе с тем, согласно ч.18 ст.5 Федерального закона от 08.11.07 N257-ФЗ классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.09 N767 классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации.
Правовых оснований для понуждения в судебном порядке Минтранса Самарской области к совершению действий, направленных на изменение категории автомобильной дорога «Шентала – Четырла – Нижняя Туарма – Нагорный» с пятой на четвертую, заявление прокурора не содержит, ввиду чего решение суда в части удовлетворения таких требований подлежит отмене, а сами требования – оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Исаклинского районного суда Самарской области от 18 ноября 2013 года в части удовлетворения заявления прокурора Шенталинского района Самарской области о возложении на министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области обязанности привести в соответствие с требованиями СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» к дорогам четвертой категории участок автомобильной дороги межмуниципального значения «Шентала –Четырла – Нижняя Туарма – Нагорный» с 0 км по 2 км отменить, постановив в этой части новое решение об отказе в удовлетворении таких требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: