Дело № 2-1781/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2018 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский Городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шнайдер О.А.
при секретаре Сатлаевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Б.А.Н. к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Б.А.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай с требованиями об обязании ответчика немедленно предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту проживания – на территории <адрес>, не ниже установленных норм, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб. Требования мотивированы тем, что Б.А.Н. является сиротой и включен в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Б.А.Н. какого-либо жилья в собственности не имеет. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. В обоснование своих требований истец ссылается на положения ст. ст. 8, 11-12 ГК РФ, ст. 109.1 ЖК РФ, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Республики Алтай от 26 марта 2013 года № 12-РЗ «Об обеспечении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай».
Истец Б.А.Н., представитель Тодокова М.М. в судебном заседании требования искового заявления поддержали, просили их удовлетворить. Истец просил о взыскании с ответчика расходов на представителя.
Представитель ответчика Абанина А.Б. в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать, поскольку существует очередность предоставления жилого помещения, внеочередное обеспечение истца жилым помещением по договору социального найма, нарушит права иных граждан, включенных в список ранее, а также полагала сумму заявленных ко взысканию судебных расходов чрезмерной и подлежащей уменьшению.
Третьи лица Министерства финансов Республики Алтай, Министерство регионального развития Республики Алтай в судебное заседание представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В письменных возражениях на исковое заявление представитель Министерства финансов Республики Алтай просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Б.А.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении специализированного жилого помещения, под порядковым номером, согласно пояснениям представителя ответчика Абаниной А.Б., №.
Судом на основании материалов дела, пояснений Б.А.Н., установлено, что последний с 2015 года по настоящее время проживает на территории <адрес>. В подтверждение указанных обстоятельств истцом предоставлены договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный на неопределенный срок с ООО «Гарант Плюс», расположенным по адресу: <адрес>, сведения о регистрации на территории <адрес>.
Согласно материалам дела, Б.А.Н. в собственности жилого помещения не имеет, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, меры социальной поддержки на приобретение (строительство) жилья истцу не оказывались, что подтверждается Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.
Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 вышеназванного Федерального закона жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем населенном пункте муниципального образования в Республике Алтай (ч. 2 ст. 1 Закона Республики Алтай от 26 марта 2013 года № 12-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай»).Из смысла вышеприведенных норм следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Б.А.Н. достиг совершеннолетия, проживает и зарегистрирован на территории <адрес>, однако, до настоящего времени Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай не предоставило Б.А.Н. жилое помещение специализированного жилищного фонда.
С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.
В силу Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 15 ноября 2013 г. № 314, указанные полномочия возложены на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай (подпункт «г» пункта 15).
В соответствии с изложенным, принимая во внимание, что Б.А.Н. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, в надлежащем порядке включен в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечен, суд считает требования Б.А.Н. об обязании ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту проживания, на территории <адрес>, подлежащими удовлетворению.
Поскольку в Федеральном законе не содержится указания на срок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам данной категории, то предполагается немедленная реализация права после его возникновения, в связи с чем, суд не находит оснований для дополнительного указания в решении суда о немедленном предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Из ст. 88 ГПК РФ следует, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к числу которых отнесены и расходы на оплату услуг представителей.
Поскольку требования истца Б.А.Н. удовлетворены, то судебные издержки, понесенные истцом, в связи с рассмотрением дела, подлежат взысканию с ответчика.
В качестве доказательства, подтверждающего факт понесенных расходов на оплату услуг представителя Тодоковой М.М. по данному делу предоставлены договор возмездного оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, квитанция к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10 000 руб.
Согласно разъяснений, данных в п.п.12, 13, 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, ст. 112 КАС РФ, ч. 2 ст. 110 АПК РФ).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Из материалов дела усматривается, что представитель истца Тодокова М.М. участвовала в двух судебных заседаниях при рассмотрении дела в суде общей юрисдикции.
С учетом фактических обстоятельств дела, степени сложности и характера заявленного спора, объема оказанной юридической помощи, объема рассмотренного дела, количества судебных заседаний с участием представителя, времени, необходимого на подготовку представителем процессуальных документов, результата рассмотрения дела, доводов ответчика, ценности защищаемого права, суд полагает, что с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в пользу Б.А.Н. подлежит взысканию частичное возмещение понесенных расходов по оплате услуг представителя в разумных пределах в размере 5 000 руб. – за оказание юридической помощи и участие в суде первой инстанции.
При предъявлении иска истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек, что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ, размер государственной пошлины рассчитан правильно.
На основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай освобождено от уплаты государственной пошлины, вместе с тем, ни гражданско-процессуальное, ни налоговое или иное законодательство не освобождают данные органы от возмещения уплаченной государственной пошлины стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
Таким образом, суд полагает, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 98, ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Б.А.Н. к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай удовлетворить.
Обязать Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай предоставить Б.А.Н. на территории <адрес> по договору найма благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, предназначенное для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не ниже установленных норм.
Взыскать с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в пользу Б.А.Н. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 руб. 00 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
В удовлетворении требований Б.А.Н. о взыскании с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 5 000 руб. 00 коп., отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья О.А. Шнайдер
Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2018 года.