УИД 22RS0009-01-2023-000865-81
РЕШЕНИЕ
03 июня 2024 года г. Змеиногорск
Судья Змеиногорского городского суда Алтайского края Кунанбаева Е.С., рассмотрев жалобу Полякова Александра Викторовича на постановление по делу об административном правонарушении № 62/23/0701 от 28.11.2023, вынесенное главным специалистом отдела регионального государственного экологического надзора управления природных ресурсов и нормирования Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, государственным инспектором Алтайского края в области охраны окружающей среды о привлечении Полякова Александра Викторовича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.3 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
19.12.2023 в Змеиногорский городской суд поступила жалоба Полякова Александра Викторовича на постановление по делу об административном правонарушении № 62/23/0701 от 28.11.2023, вынесенное главным специалистом отдела регионального государственного экологического надзора управления природных ресурсов и нормирования Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, государственного инспектора Алтайского края в области охраны окружающей среды о привлечении Полякова Александра Викторовича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.3 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением № 62/23/0701 от 28.11.2023 главного специалиста отдела регионального государственного экологического надзора управления природных ресурсов и нормирования Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, государственным инспектором Алтайского края в области охраны окружающей среды Быковской Т.Ю., Поляков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей. Поляков А.В. признан виновным в том, что допустил нарушения по факту несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, а именно, загрязнение и (или) засорение окружающей среды, выразившееся в выгрузке или сбросе отходов производства и потребления вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, в ходе рассмотрения административного материала установлено, что 15.07.2023 в дежурную часть ПП по Курьинскому району МО МВД России «Краснощековский» от ФИО3 поступило заявление о том, что 15.07.2023 в 18 часов 00 минут по <адрес> на территории усадьбы дома, а так же на общедоступной территории обнаружила кучу навоза, просила принять меры по устранению навоза с ее территории, указала, что правонарушение совершил ее сосед – Поляков А., проживающий по адресу: <адрес>2.
Не согласившись с данным постановлением, Поляков А.В. обратился в суд с жалобой о его отмене, указав, что факт административного правонарушения признает и раскаивается, однако не согласен с квалификацией его действий. Поскольку не является индивидуальным предпринимателем, и юридическим лицом, является пенсионером по старости и в личном подсобном хозяйстве держит несколько коров для личных нужд, его действия должны быть квалифицированы по ст. 8.2.3 ч. 1 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировке, обработке, утилизации или обезвреживании объекта животноводства. Либо ч. 4 несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов животноводства. Навоз от КРС является именно отходом животноводства, и не является отходом производства либо потребления. То есть в данном случае отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ поскольку не подпадает объект правонарушения, объект правонарушения прямо указан в ст. 8.2.3 КоАП РФ отходы животноводства (класс опасности не определен). Просит постановление в отношении него отменить производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.
В судебном заседании Поляков А.В. поддержал доводы жалобы, просил отменить обжалуемое постановление.
Государственный инспектор Алтайского края в области охраны окружающей среды ФИО2 пояснила, что ей обжалуемое постановление было вынесено исходя из поступивших с отдела полиции материалов дела. Считает, что протокол об административном правонарушении в отношении Полякова А.В. по ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ был составлен правомерно. Просила оставить обжалуемое постановление в силе, жалобу Полякова А.В. отклонить.
Потерпевшая ФИО4 в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения жалобы.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья считает возможным рассмотреть жалобу при данной явке.
Суд, выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы и материалы административного дела, приходит к следующему.
Частью 3.1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за загрязнение и (или) засорение окружающей среды, выразившееся в выгрузке или сбросе с автомототранспортных средств и прицепов к ним отходов производства и потребления вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3.3 указанной статьи действия, предусмотренные частью 3.1 настоящей статьи, совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста двадцати тысяч рублей.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются, в том числе сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Запрещаются, в том числе сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Ввиду ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
В соответствии с требованиями пунктов 1, 6, 7 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- не допускается загрязнение, истощение, деградация, порча, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Статьей 12 ЗК РФ определено, что целями охраны земель является предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Суд полагает установленным, что в ходе предварительной проверки по указанному заявлению установлено, что ФИО4 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, имеет в собственности жилой дом по адресу: <адрес>. Из заявления и объяснения ФИО4 от 15.07.2023, имеющихся в материалах дела следует, что по приезду, на свой земельный участок, по адресу: <адрес>, при входе на территорию участка, возле калитки, она обнаружила кучу навоза, который размещался как на территории ее земельного участка, так и на общедоступной территории, за ограждением. При этом лицом, совершившим сброс отходов (навоза) на вышеуказанной территории, указан Поляков А.В., проживающий по адресу: <адрес>.
В соответствии со свидетельством о регистрации машины № владельцем трактора марки МТЗ-80Л, имеющим государственный номерной знак № является ФИО5 В соответствии со страховым полисом ОСАГО № ХХХ0309059046 Поляков А.В. в период с 22.04.2023 по 21.04.2024 является единолично допущенным к управлению транспортным средством – трактором марки МТЗ-80Л, имеющим государственный номерной знак 5645 МТ 22.
Размещение отходов (навоза) на участке по адресу: <адрес> подтверждается фотоматериалами, имеющимися в материалах дела.
Согласно ч. 1 ст. 8.2.3 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 4 ст. 8.2.3 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов животноводства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ:
- отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, а также вскрышные и вмещающие горные породы, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах»;
- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
- утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);
- обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
В соответствии с данными определениями, действия Полякова А.В., выразившееся в выгрузке и сбросе с трактора отходов производства и потребления (навоза) на почву земельного участка, не относятся ни к сбору, ни к накоплению, ни к транспортированию, ни к обработке, ни к утилизации, ни к обезвреживанию, ни к размещению отходов.
В определении, что такое отходы производства и потребления четко указано, что к таковым не относятся донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, а также вскрышные и вмещающие горные породы, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I "О недрах".
При этом, согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» навоз крупного рогатого скота относится к отходам производства и потребления и имеет код по ФККО 1 12110 00 00 0(класс опасности не определен).
Доводы Полякова А.В. изложенные в жалобе суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку в действиях Полякова А.В., выразившихся в выгрузке и сбросе с трактора отходов производства и потребления (навоза) на почву земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, т.е. вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ.
Таким образом, действия Полякова А.В. были квалифицированы правильно по ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ, как «действия, предусмотренные частью 3.1 настоящей статьи, (загрязнение и (или) засорение окружающей среды, выразившееся в выгрузке или сбросе с автомототранспортных средств и прицепов к ним отходов производства и потребления вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов), совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин».
Факт совершения Поляковым А.В. вмененного в вину административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении и содержащимися в нем объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объяснениями ФИО4, ФИО6, ФИО5, рапортом начальника ОУУП и ПДН МО МВД России «Краснощековский», свидетельством о регистрации машины- трактора, страховым полисом № ХХХ0309059046 от 21.04.2023.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемого постановления не усматривается.
Обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении не установлено. Процессуальных нарушений влекущих отмену или изменения оспариваемого постановления при рассмотрении дела об административном правонарушении комиссией не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Оснований для отмены обжалуемого постановления не усматриваю.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 24.5, 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении № 62/23/0701 от 28.11.2023, вынесенное главным специалистом отдела регионального государственного экологического надзора управления природных ресурсов и нормирования Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, государственным инспектором Алтайского края в области охраны окружающей среды о привлечении Полякова Александра Викторовича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.3 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Полякова Александра Викторовича без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.С. Кунанбаева