Дело № 2-212/2021
№ 33-1277/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 февраля 2022 года г.Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Полшковой Н.В.
судей Наумовой Е.А., Султанова Р.А.,
при секретаре Поповой С.А.,
с участием прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Оренбургской области Христич Т.В.,
старшего помощника прокурора г.Оренбурга Мирошниковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга, администрации г.Оренбурга, Управлению строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга, муниципальному бюджетному учреждению «Управление капитального строительства» о возложении обязанности устранить недостатки
по апелляционной жалобе администрации г.Оренбурга Оренбургской области на решение Центрального районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 08 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Полшковой Н.В., заключение прокурора Христич Т.В., заключение прокурора Мирошниковой Е.А., считавших решение суда законным и обоснованным, пояснения представителя третьего лица ООО УК «Эко Дом» Раевской О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения третьих лиц Герасименко Г.З., Мухамбетовой Т.А., просивших отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор г.Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к УЖКХ администрации г.Оренбурга о возложении обязанности устранить нарушения, указав, что прокуратурой г.Оренбурга проведен анализ деятельности УЖКХ администрации г.Оренбурга по обеспечению жилищных прав граждан, переселенных из аварийного жилья.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 15 марта 2013 года №378 – пп утверждена областная адресная программа «Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда» на 2013 – 2017 годы.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 15 апреля 2013 года №388 – пп утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО «г.Оренбург» на 2013 – 2017 годы. Срок реализации программы установлен с 2013 года по 01 сентября 2017 года.
В целях обеспечения реализации программных мероприятий, на основании заключенных муниципальных контрактов, на территории г.Оренбурга осуществлено строительство многоквартирных домов, расположенных по адресам: г.Оренбург, ул. Мирнинская д. 38/1, 34/1, 32/1, 34/2, 38/2, г.Оренбург, ул.Турбинная д. 70, 72, г.Оренбург, ул.Просвещения, д. 19/1, 19/2, 19/3, г.Оренбург, ул.Центральная д. 34/1, 32/1, 32, 34, 36, г.Оренбург, ул.Геофизиков д. 5/3, 3/1, 3/2, 5/4, 3/3.
В последующем жилые помещения предоставлены гражданам.
Установлено, что жилые помещения и общее имущество в выше указанных многоквартирных домах находятся в состоянии, не обеспечивающем их безопасную эксплуатацию.
Согласно справке №165пр от 14 августа 2020 года, предоставленной главным специалистом отдела нормативно-технического контроля ГЖИ по Оренбургской области, по результатам осмотра многоквартирных домов и жилых помещений в них выявлены значительные недостатки, свидетельствующие о ненадлежащем качестве предоставленного жилья, которые препятствуют его безопасной эксплуатации и требуют незамедлительного устранения.
С учетом уточнения исковых требований прокурор просил обязать УЖКХ администрации г.Оренбурга, администрацию г.Оренбурга, УСДХ администрации г.Оренбурга, МБУ «УКС» устранить следующие недостатки и дефекты общего имущества и жилых помещений многоквартирного дома по адресу: г.Оренбург, ул.Центральная, д.32/1:
- устранить трещины/разрывы кровельного материала по периметру кровли на участках примыкания к вертикальным элементам конструкций (парапету);
- устранить причины увлажнения перекрытия и протекания через кровлю в помещениях общего пользования;
- устранить неровности пола в квартирах первого этажа.
В отношении иных жилых домов, упомянутых в первоначальном иске, определением от 02 ноября 2020 года требования выделены в отдельное производство.
Определениями суда к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация г.Оренбурга, в качестве третьих лиц - ООО "УК "Южно-Уральская", собственники и наниматели жилых помещений в спорных домах, НО «Фонд модернизации ЖКХ».
Решением Центрального районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 08 октября 2021 года исковые требования прокурора г.Оренбурга удовлетворены частично.
Суд обязал администрацию г.Оренбурга Оренбургской области в лице уполномоченного органа Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга Оренбургской области устранить недостатки многоквартирного жилого дома по адресу: г.Оренбург, ул.Центральная, д.32/1:
- устранить на кровле жилого дома нарушение герметичности полотен гидроизоляционного ковра с вертикальными поверхностями парапетов и вентиляционных шахт путем демонтажа кровельного покрытия, замены увлажненного утеплителя, устройства требуемой проектной стяжки, устройства гидроизоляционного ковра;
- устранить причины увлажнения перекрытия и протекания через кровлю в зоне расположения водоприемных воронок путем замены конструкции водоприемных воронок и восстановления поврежденных слоев элементов покрытия во внутренних помещениях жилого дома;
- полностью заменить цементно-песчаную стяжку пола в квартирах первого этажа, а также заменить линолеум в помещениях с его недостаточной шириной.
В удовлетворении требований к Управлению строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга, муниципальному бюджетному учреждению «Управление капитального строительства» судом отказано.
В апелляционной жалобе администрация г.Оренбурга Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В суд апелляционной инстанции не явились ответчики, третьи лица, извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили, уважительной причины неявки в суд не представили.
Судебная коллегия с учетом положений ст.167 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; 2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; 3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; 4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения. (части 2,3 ст.65 ЖК РФ).
Согласно ч.1 ст.676 ГК РФ наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания. Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении (ч.2 ст.676 Гражданского кодекса Российской Федерации РФ).
В соответствии со ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления (ч.1 ст.89 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, и установлено судом, по муниципальному контракту № 0153300066916000038-0110468-01 от 22 марта 2016 года ООО СК «Уралмаркет» обязалось по заданию муниципального заказчика выполнить для муниципальных нужд работы по строительству жилого дома №4 по ул.Центральная/ул.Рижская в г.Оренбурге в соответствии с условиями контракта, техническим заданием, проектной документацией и сдать их результат заказчику.
В соответствии с разрешением на строительство от 01 апреля 2016 года №56-301000-105-2016 Управление градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешает строительство малоэтажного многоквартирного жилого дома №4 на земельном участке по адресу: г.Оренбург, ул.Центральная/ул.Рижская, на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0266006:47. Проектная документация объекта капитального строительства подготовлена ООО «Архстройсервис» в 2016 году. Срок действия разрешения - до 01 декабря 2016 года.
Согласно проекту многоквартирного жилого дома по адресу: г.Оренбург, ул.Центральная/ул.Рижская жилой дом №4, подготовленному ООО «Архстройсервис», здание 3-х этажное, общая площадь квартир 1125 кв.м, исходя из общей площади дома 1273 кв.м, продолжительность строительства одного дома составит 6 месяцев.
Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 21 декабря 2016 года, а также распоряжениями департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга от 28 декабря 2016 года подтверждается, что жилой дом № 4 (в настоящее время жилой дом №32/1 по ул.Центральная г.Оренбурга) введен в эксплуатацию, ему присвоен адрес.
Во исполнение вышеназванного муниципального контракта на строительство № 0153300066916000038-0110468-01 от 22 марта 2016 года и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию Управлением жилищной политики администрации города Оренбурга приняты все квартиры в спорном жилом доме.
В соответствии с распоряжением департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга от 28 декабря 2016 года №5602-р многоквартирному дому №5 присвоен адрес: г.Оренбург, ул.Центральная, д.32/1.
После приемки квартир право собственности на них было зарегистрировано на МО г.Оренбург, а право оперативного управления – за УЖКХ администрации г.Оренбурга.
ООО СК «Уралмаркет» к настоящему времени ликвидировано.
В последующем жилые помещения предоставлены гражданам по договорам социального найма либо в порядке обмена с собственниками аварийного жилья в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением Правительства Оренбургской области от 15 марта 2013 года №378-пп, муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением администрации г.Оренбурга от 15 апреля 2013 года №788-п.
В настоящее время часть квартир в спорном жилом доме находится в собственности физических лиц (оформленных в порядке мены, приватизации нанимателями, получившими жилье в спорных домах по основаниям социального найма, либо впоследствии приобретенных по договорам купли-продажи у лиц, оформивших право собственности).
До настоящего времени часть квартир занимают граждане на условиях социального найма, часть квартир принадлежит МО г.Оренбург без данных о предоставлении - квартиры № 1, 11, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 25, 26.
Согласно представленным суду договорам социального найма, заключенным администрацией г.Оренбурга в лице Управления жилищной политики администрации г.Оренбурга (наймодатель-1) и УЖКХ администрации г.Оренбурга (наймодатель-2) с нанимателями - гражданами, переселяемыми из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, (п.5) наймодатели обязались передать нанимателю по акту в срок, не превышающий 10 дней со дня подписания настоящего договора, свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающим требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.
Во всех договорах также содержится обязательство проводить капитальный ремонт жилого помещения (п.5в договоров социального найма), а также принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещение (пункты 5б договоров соответственно).
УЖКХ администрации г.Оренбурга является правопреемником Управления жилищной политики администрации г.Оренбурга в соответствии с передаточным актом.
В актах приема передачи жилого помещения имеется информация, что нанимателям передано жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, в удовлетворительном состоянии, претензий не имеется.
Между тем, прокуратурой г.Оренбурга проведен анализ деятельности УЖКХ администрации г.Оренбурга по исполнению обязанностей наймодателя по договорам социального найма.
Согласно представлению Главе г.Оренбурга от 25 августа 2017 года при осмотре дома по ул.Центральная, д.32/1 обнаружены множественные строительные недостатки, которые прокурор требовал безотлагательно устранить.
Письмом администрации г.Оренбурга от 26 сентября 2017 года прокурору был направлен план по устранению выявленных недостатков, приложенный к материалам дела, в котором с большей частью недостатков ответчик выражал согласие и устанавливал срок исправления до 01 октября 2017 года (кроме тех недостатков, которые, как указывает администрация г.Оренбурга, не могут быть устранены, т.к. не предусмотрены проектом строительства либо по которым ведется претензионная работа с подрядчиком).
Из справки ГЖИ по Оренбургской области от 14 августа 2020 года № 165пр усматривается, что специалистом проведен осмотр многоквартирных жилых домов и жилых помещений в них в целях определения их качества и соответствия законодательным нормам. В отношении спорного дома выявлены неустраненные следующие недостатки:
- трещины/разрывы кровельного материала по примеру кровли на участка примыкания к вертикальным элементам конструкций (парапету).
- следы увлажнения перекрытия и протекания через кровлю;
- неровный пол в квартирах первого этажа.
Приложенным договором управления подтверждается, что многоквартирным домом по адресу д.32/1 по ул.Центральная г.Оренбурга управляет ООО «УК «Южно-Уральская».
Как следует из представленного управляющей компанией заключения по результатам обследования кровли многоквартирного жилого дома, выполненного по состоянию на август 2020 года ООО «БСБ», кровля жилого дома имеет множественные дефекты и недостатки (некачественно выполнено примыкание гидроизоляционного ковра к парапетам, вентканалам, фановым трубам и аэраторам, нарушение разуклонки, разрушение защитного слоя бетона вентканала и др.), что привело к состоянию кровли, которое оценивается как «ограниченно работоспособное», и рекомендуется рассмотреть целесообразность выполнения капитального ремонта кровли.
В рамках рассмотрения заявленных требований по ходатайству участников процесса судом была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта №ТП-ПЭЗС - 65/09-21 от 07 октября 2021 года при проведении исследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Оренбург, ул.Центральная, д.32/1, установлено, что в нем имеются недостатки, указанные в исковых требованиях, являются несоответствием проектной и действующей нормативно-технической документации. Все установленные недостатки вызваны некачественным выполнением строительно-монтажных работ. Все выявленные недостатки являются устранимыми.
Требуются следующие виды работ по выявленными недостаткам:
- участки кровли с нарушением герметичности полотен гидроизоляционного ковра с вертикальными поверхностями парапетов и вентиляционных шахт необходимо восстановить при проведении капитального ремонта кровли.
Учитывая отсутствие предусмотренной проектом цементно-песчаной стяжки необходимо ее устройство (примерно 70% общей площади) путем проведения следующих работ:
- демонтаж кровельного покрытия;
- замена увлажненного утеплителя;
- устройство требуемой проектной стяжки;
- устройство гидроизоляционного ковра.
При проведении капитального ремонта кровли необходимо заменить конструкции водоприемных воронок и восстановить поврежденные слои элементов покрытия во внутренних помещениях жилого дома.
В рамках проведения капитального ремонта требуется полная замена цементно-песчаной стяжки пола в квартирах первого этажа, а также замена линолеума в помещениях с его недостаточной шириной (без заведения полотен под плинтус).
Для определения стоимости работ по устранению выявленных недостатков необходима разработка проектной документации на капитальный ремонт, включающей изменения конструктивных решений кровли и конструкций пола первого этажа. Данная документация может быть разработана специализированной проектной организацией с учетом фактических конструктивных решений жилого дома и его отдельных элементов. Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт исследуемого жилого дома силами эксперта не представляется возможным.
Судебная коллегия принимает указанное заключение, как допустимое доказательство по делу, поскольку экспертиза проведена с соблюдением процессуальных норм, эксперт предупреждён об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, выводы экспертизы аргументированы, компетентность эксперта не вызывает сомнений, заключение в полном объеме отвечает требованиям ст.86 ГПК РФ.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что Управлением жилищной политики администрации г.Оренбурга (правопреемником которого является УЖКХ администрации г.Оренбурга) принятые обязательства по договору социального найма жилого помещения перед гражданами многоквартирного дома не выполнены, предоставленные гражданам жилые помещения в указанном доме не отвечают установленным санитарным, пожарным, строительным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, поскольку конструкции жилого дома, выделенные по договору гражданам жилые помещения, общее имущество многоквартирного жилого дома находятся в ненадлежащем состоянии для проживания, требуется проведение ремонтных работ для устранения выявленных строительных дефектов и недостатков.
Кроме того, в силу ст.32 ЖК РФ в случае передачи гражданину жилого помещения в собственность с недостатками, неоговоренными в договоре, у него имеется право требовать устранения недостатков.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке дел к судебному разбирательству", состав лиц, участвующих в деле, указан в статье 34 ГПК РФ. Возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса, поэтому определение возможного круга лиц, которые должны участвовать в деле, начинается с анализа правоотношений и установления конкретных носителей прав и обязанностей. С учетом конкретных обстоятельств дела судья разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, то есть о сторонах, третьих лицах - по делам, рассматриваемым в порядке искового производства; заявителях, заинтересованных лицах - по делам особого производства и по делам, вытекающим из публичных правоотношений, а также об участниках, содействующих рассмотрению дела, - представителях сторон и третьих лиц, экспертах, специалистах, переводчиках, свидетелях.
В рассматриваемом случае прокурор Оренбургской области обратился в защиту неопределенного круга лиц, а именно собственников и нанимателей жилых помещений, расположенных в спорном многоквартирном доме, которые имеют материально-правовой интерес в разрешении данного спора, а также чьи права и законные интересы были нарушены, а также в отношении иных лиц, круг которых не может быть определен, но которые могут посещать указанный многоквартирный дом, жизни и здоровью которых могут угрожать ограниченно работоспособные элементы здания.
Для выяснения поддерживают ли собственники или наниматели жилых помещения исковые требования прокурора они были привлечены к участию в судебном разбирательстве.
В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.2 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Статус лица, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, возлагает на такое лицо обязанность по несению бремени собственника по содержанию имущества, в том числе уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно Положению об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга, утвержденному решением Оренбургского городского Совета от 28 июня 2011 года № 187, Управление имеет самостоятельный баланс, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления муниципальным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (пункты 1.6., 1.9), осуществляет функции по владению, пользованию объектами муниципального жилищного фонда в части организации работ по их содержанию и ремонту (п. 2.50).
Согласно пунктам 2.56, 2.94 Положения УЖКХ администрации г.Оренбурга осуществляет принятие к бюджетному учету муниципальных жилых помещений в составе имущества муниципальной казны муниципального образования «город Оренбург», заключает договоры социального найма жилых помещений и осуществляет иные полномочия наймодателя по указанным договорам.
В соответствии с п.1.5 Положения УЖКХ администрации г.Оренбурга является правопреемником Управления жилищной политики администрации города Оренбурга в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, УЖКХ администрации г.Оренбурга является органом, обеспечивающим мероприятия по текущему и капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Положением об УЖКХ администрации г.Оренбурга, на нем лежит обязанность по устранению установленных строительных дефектов в объеме, определенном заключением эксперта.
На основании вышеизложенного, обязанность по устранению выявленных недостатков обоснованно возложена судом первой инстанции на УЖКХ администрации г.Оренбурга.
Оснований возлагать соответствующую обязанность на собственников/нанимателей квартир не имеется, поскольку судом установлено, что на момент предоставления указанным гражданам жилых помещений по договору социального найма и в собственность предоставленные жилые помещения уже были непригодны для проживания, большинство выявленных недостатков являются производственными, допущенными при строительстве жилого дома, и устранимыми.
Доводы апелляционной жалобы с учетом приведенных положений закона и обстоятельств дела сводятся к неверному пониманию норм материального права и переоценке имеющихся в деле доказательств, оснований для чего не имеется.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 08 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Оренбурга Оренбургской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: