Решение по делу № 2-800/2024 (2-4124/2023;) от 18.07.2023

Дело № 2-800/2024

УИД: 91RS0024-01-2023-003609-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 февраля 2024 года Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Синицыной О.В., при помощнике Морозове В.Л., с участием помощника прокурора г. Ялта Республики Крым Редок А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Ялты Республики Крым, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Водоканал Южного берега Крыма» о признании бездействия незаконным, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым,

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора г. Ялты Республики Крым, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ГУП РК «Водоканал ЮБК» о признании незаконным бездействия ГУП РК «Водоканал ЮБК», выразившееся в уклонении от направления в министерство ЖКХ Республики Крым, выявленных в 2022 году бесхозяйных объектов, а именно: системы водоснабжения (73,89 км.), системы водоотведения (38,16 км.), 35 сооружений системы водоснабжения, 1 строение системы водоотведения, возложении на ГУП РК «Водоканал ЮБК» обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц путем направления заявления в министерство ЖКХ Республики Крым, выявленных в 2022 году бесхозяйных объектов, а именно: системы водоснабжения (73,89 км.), системы водоотведения (38,16 км.), 35 сооружений системы водоснабжения, 1 строение системы водоотведения с целью их включения в Реестр имущества Республики Крым в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города Ялты на основании задания прокуратуры республики проведена проверка исполнения администрацией города Ялта требований законодательства в отдельных областях жилищно-коммунальной сферы, в ходе которой установлено, что ГУП РК «Водоканал ЮБК» во исполнение поручения председателя Совета министров Республики Крым проведена инвентаризация сетей и объектов водоснабжения и водоотведения, имеющих признаки бесхозяйного имущества на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Согласно ответа ГУП РК «Водоканал ЮБК» сотрудниками предприятия ведется работа по выявлению бесхозяйных объектов водоснабжения и водоотведения, для их учета и оформления права собственности. В отношении оставшихся бесхозяйных объектов, мероприятия по обследованию и направлению выявленных бесхозяйных объектов не проводится, требования прокурора не исполнены.

5 декабря 2023 года исковые требования уточнены в порядке ст. 39 ГПК РФ. Истец просит суд признать незаконным бездействия ГУП РК «Водоканал ЮБК», выразившееся в уклонении от направления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Республики Крым на следующее имущество: 277 (78,44 км.) объектов системы водоснабжения, 207 (43,14 км.) объектов водоотведения, 39 сооружений водоснабжения, 1 строение системы водоотведения; обязать ГУП РК «Водоканал ЮБК» устранить допущенное нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц путем направления заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Республики Крым на следующее имущество: 277 (78,44 км.) объектов системы водоснабжения, 207 (43,14 км.) объектов водоотведения, 39 сооружений водоснабжения, 1 строение системы водоотведения в порядке, предусмотренном п. 2.13 постановления Совета министров Республики Крым от <дата> №<номер> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование требований указал, что <дата> в прокуратуру города из ГУП РК «Водоканал ЮБК» поступило ходатайство о приобщении к материалам дела №<номер> следующих документов: акт №<номер> сдачи-приемки выполненных работ от <дата> по контракту от <дата> №<номер>; акт №<номер> сдачи-приемки выполненных работ от <дата> по контракту от <дата> №<номер>; акт №<номер> выполненных работ от <дата> по контракту от <дата> №<номер>; акт №<номер> сдачи-приемки выполненных работ от <дата> по контракту от <дата> №<номер>. Указанные акты содержат сведения о проведении и принятии выполненных работ по подготовке технической документации на объекты водоснабжения и водоотведения: 277 (78,44 км.) объектов системы водоснабжения, 207 (43,14 км.) объектов водоотведения, 39 сооружений водоснабжения, 1 строение системы водоотведения). Вместе с тем до настоящего времени меры, направленные на государственную регистрацию прав на объекты системы водоснабжения и водоотведения, ГУП РК «Водоканал ЮБК» не приняты (т. 2 л.д. 63-66).

    Представитель истца Редок А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

    Представитель ответчика ГУП РК «Водоканал ЮБК» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

    Представитель третьего лица министерства ЖКХ Республики Крым в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав объяснения истца, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой города Ялты Республики Крым на основании задания прокуратуры Республики Крым проведена проверка исполнения администрацией города Ялта требований законодательства в отдельных областях жилищно-коммунальной сферы.

В ходе проверки установлено, что ГУП РК «Водоканал ЮБК» во исполнение п. 44 поручения Председателя Совета министров Республики Крым от <дата> №<номер> по итогам выездного совещания по проблемным вопросам муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым проведена инвентаризация сетей и объектов водоснабжения и водоотведения, имеющих признаки бесхозяйного имущества на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Согласно ответа ГУП РК «Водоканал ЮБК» от <дата> №<номер> сотрудниками предприятия ведется работа по выявлению бесхозяйных объектов водоснабжения и водоотведения, для их учета и оформления права собственности, согласно постановлению Совета министров Республики Крым от <дата> №<номер>, а также проводятся необходимые мероприятия по приведению вышеуказанных объектов в безопасное для эксплуатации состояние. К данному ответу приложен реестр бесхозяйных объектов, а именно: 277 объектов системы водоснабжения (78,44 км.), 207 объектов водоотведения (43,14 км.), 39 сооружений системы водоснабжения, 1 строение системы водоотведения (т. 1 л.д. 8-9).

По данному факту в адрес Врио директора ГУП РК «Водоканал ЮБК» <дата> прокуратурой города внесено представление, из содержания ответа на которое следует, что ГУП РК «Водоканал ЮБК» проведена инвентаризация объектов водоснабжения и водоотведения, по результатам которой перечень объектов направлен в адрес Министерства ЖКХ и Департамент по вопросам ЖКХ администрации города Ялта Республики Крым (т. 1 л.д. 10-13, 14-21).

Письмом Врио директора ГУП РК «Водоканал ЮБК» от <дата> №<номер> в адрес заместителя начальника Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства подтверждается направление перечня сетей и объектов водоснабжения и водоотведения (24 ед.), имеющих признаки бесхозяйного имущества, а также актов обследования (т. 1 л.д. 22-26).

Анализом направленных ГУП РК «Водоканал ЮБК» актов обследования установлено, что общий размер протяженности сетей составляет: водоотведения – 4981 м/п (4, 98 км.), водоснабжения -4551 м/п (4,55 км.), а также 4 объекта водопроводных сетей (т. 1 л.д. 27-74).

<дата> в прокуратуру города из ГУП РК «Водоканал ЮБК» поступило ходатайство о приобщении к материалам дела №<номер> следующих документов акт №<номер> сдачи-приемки выполненных работ от <дата> по контракту от <дата> №<номер>; акт №<номер> сдачи-приемки выполненных работ от <дата> по контракту от <дата> №<номер>; акт №<номер> выполненных работ от <дата> по контракту от <дата> №<номер>; акт №<номер> сдачи-приемки выполненных работ от <дата> по контракту от <дата> №<номер>.

Указанные акты содержат сведения о проведении и принятии выполненных работ по подготовке технической документации на объекты водоснабжения и водоотведения: 277 (78,44 км.) объектов системы водоснабжения, 207 (43,14 км.) объектов водоотведения, №<номер> сооружений водоснабжения, 1 строение системы водоотведения).

Вместе с тем до настоящего времени меры, направленные на государственную регистрацию прав на объекты системы водоснабжения и водоотведения, ГУП РК «Водоканал ЮБК» не приняты, доказательств обратного нет.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения

и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Частью 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно положений ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п.п. 10, 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие), линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, являются линейными объектами.

При рассмотрении состава объекта недвижимого имущества необходимо учитывать нормы Общероссийского классификатора основных фондов №<номер> (далее - ОКОФ), утвержденного Приказом Госстандарта от <дата> N 2018-ст, а также Федерального закона от <дата> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которым сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей (раздел "Введение" ОКОФ).

Примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистрали, улицы, автомобильные, железные дороги, взлетно-посадочные полосы аэродромов; мосты, эстакады, тоннели; водные магистрали, плотины и другие гидротехнические сооружения; магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи; местные трубопроводы, шахты и сооружения для отдыха, развлечений и проведения досуга.

По общему правилу, установленному ст.ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации за исключением отдельных случаев для строительства, необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства – разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Таким образом, объекты капитального строительства создаются с соблюдением последовательного порядка, установленного для создания таких объектов. Перечень случаев, в которых для осуществления строительства объектов не требуется выдача разрешения на строительство, установлен ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от <дата> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Суд соглашается с доводами истца, что к объектам капитального строительства относятся, в том числе линейные объекты.

В соответствии с правовыми позициями, изложенными в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> №<номер> «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс.

Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в ЕГРН регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.

В соответствии с ч.ч. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Постановлением Совета министров Республики Крым от <дата> №<номер> утвержден «Порядок включения бесхозяйного имущества, находящегося на территории Республики Крым, в Реестр имущества, находящегося в собственности Республики Крым» (далее – Порядок).

Согласно п. 1.3.2 Порядка Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым является уполномоченным органом по выявлению и учету бесхозяйных объектов в отношении инженерных сетей – объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения.

Пунктом 2.1 Порядка установлено, что объекты бесхозяйного имущества выявляются на основании заявлений об обнаруженных объектах недвижимости, полученных от исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, юридических и физических лиц, в том числе в связи с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах инженерной инфраструктуры Республики Крым.

Проверкой установлено и подтверждено материалами гражданского дела, что правовая неопределенность бесхозяйных объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым ставит под угрозу жизнь и здоровья граждан и способствует нарушению качества предоставляемых коммунальных услуг.

В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств по соблюдению требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагаются на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения, либо совершившие оспариваемые действия (бездействия).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования заместителя прокурора города Ялты Республики Крым, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск заместителя прокурора города Ялты Республики Крым, действующего в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать незаконным бездействия государственного унитарного предприятия Республики Крым «Водоканал ЮБК» №<номер> выразившееся в уклонении от направления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Республики Крым на следующее имущество: 277 (78,44 км.) объектов системы водоснабжения, 207 (43,14 км.) объектов водоотведения, 39 сооружений водоснабжения, 1 строение системы водоотведения.

Возложить на государственное унитарное предприятие Республики Крым «Водоканал ЮБК» ОГРН: №<номер> обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц путем направления заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Республики Крым на следующее имущество: 277 (78,44 км.) объектов системы водоснабжения, 207 (43,14 км.) объектов водоотведения, 39 сооружений водоснабжения, 1 строение системы водоотведения в порядке, предусмотренном п. 2.13 постановления Совета министров Республики Крым от <дата> №<номер> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Председательствующий:

Решение суда в окончательной форме принято <дата>.

2-800/2024 (2-4124/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора г. Ялты Мерзляков И.В.
Ответчики
ГУП РК "Водоканал ЮБК"
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Синицына Оксана Владимировна
Дело на странице суда
yalta.krm.sudrf.ru
18.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2023Передача материалов судье
18.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2023Судебное заседание
14.09.2023Судебное заседание
15.09.2023Судебное заседание
15.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.12.2023Предварительное судебное заседание
01.02.2024Судебное заседание
08.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
24.06.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
19.07.2024Судебное заседание
22.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
01.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее