Дело № 2а-5202/2021
Решение
Именем Российской Федерации
08 сентября 2021 года г.о. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Разумовской Н.Г.,
при помощнике судьи Козловой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Постновой ФИО6 к Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, обязании предоставить земельный участок,
Установил:
Постнова Т.С. обратилась в Щелковский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, обязании предоставить земельный участок.
В обоснование административного иска указала, что она является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объекта торговли, питания и бытового обслуживания с правом возведения хозяйственных построек, общей площадью 1100 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
Указанный земельный участок был предоставлен правопредшественнику истицы ФИО7 на основании договора аренды земельного участка № № от 11.03.2014 г., зарегистрированного в ЕГРН в 18.04.2014 г., сроком аренды на 25 лет (с 11.03.2014 г. по 10.03.2039 г.), а в дальнейшем передан Постновой Т.С. на основании договора уступки прав аренды земельного участка от 07.08.2020 г., зарегистрированного в ЕГРН 21.09 2020 г.
На указанном земельном участке в соответствии с видом его разрешенного использования административным истцом возведен объект недвижимого имущества - здание бытового обслуживания, назначение: нежилое, площадью 126,5 кв.м, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>
На основании решения Щелковского городского суда Московской области от 15.04.2021 г. за Постновой Т.С. было признано право собственности на указанное здание бытового обслуживания, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объекта торговли, питания и бытового обслуживания с правом возведения хозяйственных построек, общей площадью 1100 кв.м, по адресу: <адрес> Решение вступило в законную силу 20.05.2021 г.
На основании вступившего в законную силу судебного акта объект недвижимого имущества поставлен на кадастровый учёт в установленном законом порядке, ему присвоен кадастровый номер № Одновременно за Постновой Т.С. зарегистрировано право собственности на объект недвижимого имущества в ЕГРН, запись регистрации № от 17.06.2021 г.
После регистрации права собственности Постновой Т.С. на здание бытового обслуживания, она обратилась в Администрацию городского округа Лосино-Петровский с заявлением о предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером № в собственность за плату без проведения торгов.
12.07.2021 г. административным ответчиком было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» № №
В качестве оснований для отказа в предоставлении земельного участка Администрация городского округа Лосино-Петровский ссылается на следующие обстоятельства: установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию (земельный участок был предоставлен на праве аренды под определённые цели (для строительства объектов торговли, питания и бытового обслуживания с правом возведения хозяйственных построек). Недостижение указанных в договоре аренды целей является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Кроме того, Администрацией городского округа Лосино-Петровский было указано, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект капитального строительства, зарегистрированный в ЕГРН без разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию (в случаях, если законом прямо предусмотрено получение таких разрешений) или зарегистрированного в ЕГРН на основании декларации (в случаях, если законом прямо не предусмотрена такая регистрация).
Административный истец считает, что решение Администрации городского округа Лосино-Петровский об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» от 12.07.2021 № №, является незаконным, поскольку у административного истца как у собственника объекта недвижимого имущества имеется исключительное право на приобретение арендованного земельного участка в собственность.
Довод Администрации городского округа Лосино-Петровский о том, что возведенное административным истцом здание не отвечает виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № Постнова Т.С. считает не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, так как спорный земельный участок был предоставлен в аренду для строительства объекта торговли, питания и бытового обслуживания с правом возведения хозяйственных построек. Возведенный административным истцом объект недвижимого имущества имеет в соответствии со сведениями ЕГРН назначение: «здание бытового обслуживания», что полностью соответствует виду разрешенного использования земельного участка.
Довод Администрации городского округа Лосино-Петровский об отсутствии разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, также не может приниматься во внимание, поскольку легализация возведенного административным истцом здания произведена в установленном законом порядке. После признания за административным истцом права собственности на объект недвижимого имущества в порядке ст. 222 ГК РФ и регистрации права собственности в ЕГРН дополнительное получение разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию законодательством РФ не предусмотрено.
Перед началом строительства объекта недвижимого имущества административным истцом был разработан соответствующий проект. Строительство здания осуществлялось в соответствии с проектом. В рамках рассмотрения гражданского дела о признании права собственности на возведенный административным истцом объект недвижимого имущества (дело № №) Щелковским городским судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, согласно заключению которой по своим объемно-планировочным и техническим решениям, а также размещению на земельном участке, спорное строение соответствует строительным, санитарным и противопожарным нормам, не нарушает права и законные интересы третьих лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Административный истец Постнова Т.С. просит суд:
признать незаконным решение Администрации городского округа Лосино-Петровский об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» от 12.07.2021 № №
обязать Администрацию городского округа Лосино-Петровский в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку и подписание проекта договора купли-продажи с Постновой ФИО9 в отношении земельного участка с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объекта торговли, питания и бытового обслуживания с правом возведения хозяйственных построек, общей площадью 1100 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с установлением цены продажи земельного участка № равной пятнадцати процентам кадастровой стоимости указанного земельного участка, и направить указанный проект договора купли-продажи в адрес Постновой ФИО10
В судебное заседание административный истец Постнова Т.С. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, её представитель адвокат Васьянова И.В., действующая на основании ордера и доверенности, административный иск поддержала по изложенным в нём основаниям, просила административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области в судебном заседании административный иск не признал, представил в материалы дела письменные возражения, в которых повторил доводы, изложенные в обжалуемом решении об отказе в предоставлении государственной услуги, просил в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим правовым основаниям.
В соответствии с п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
На основании Постановления Правительства Московской области от 2 мая 2012 года № 639/16 «Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на таких земельных участках» с 1 июля 2012 года установить цену продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном:
1) трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков:
относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения;
относящихся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (использования);
вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство).
2) пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.
В соответствии п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
Из материалов дела следует, что правопредшественнику административного истца - ФИО11 на основании договора аренды земельного участка № № от 11.03.2014 г., зарегистрированного в ЕГРН в 18.04.2014 г., был предоставлен земельный участок с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объекта торговли, питания и бытового обслуживания с правом возведения хозяйственных построек, общей площадью 1100 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> сроком аренды на 25 лет (с 11.03.2014 г. по 10.03.2039 г.).
На основании договора уступки прав аренды земельного участка от 07.08.2020 г., зарегистрированного в ЕГРН 21.09.2020 г., право аренды земельного участка с кадастровым номером № приобрела Постнова Т.С.
На земельном участке с кадастровым номером № административным истцом в соответствии с разработанной проектной документацией возведен объект недвижимого имущества - здание бытового обслуживания, назначение: нежилое, площадью 126,5 кв.м, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
На основании решения Щелковского городского суда Московской области от 15.04.2021 г. за Постновой Т.С. было признано право собственности на указанное здание бытового обслуживания, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объекта торговли, питания и бытового обслуживания с правом возведения хозяйственных построек, общей площадью 1100 кв.м, по адресу: <адрес>. Решение вступило в законную силу 20.05.2021 г.
На основании вступившего в законную силу судебного акта объект недвижимого имущества поставлен на кадастровый учёт в установленном законом порядке, ему присвоен кадастровый номер № В соответствии со сведениями ЕГРН объект недвижимого имущества имеет назначение: здание бытового обслуживания.
Одновременно за Постновой Т.С. в ЕГРН зарегистрировано право собственности на объект недвижимого имущества (здание бытового обслуживания), запись регистрации № от 17.06.2021 г.
Таким образом, указанная в договоре аренды цель предоставления земельного участка (для строительства здания бытового обслуживания) была достигнута.
Административный истец, являясь собственником объекта недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке с кадастровым номером №, имея в соответствии с положениями ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение указанного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении соответствующей государственной услуги.
12.07.2021 г. административным ответчиком было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» № №
В числе оснований для отказа в предоставлении земельного участка административным ответчиком указаны следующие обстоятельства: установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию (земельный участок был предоставлен на праве аренды под определённые цели (для строительства объектов торговли, питания и бытового обслуживания с правом возведения хозяйственных построек). Недостижение указанных в договоре аренды целей является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Кроме того, Администрацией городского округа Лосино-Петровский было указано, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект капитального строительства, зарегистрированный в ЕГРН без разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию (в случаях, если законом прямо предусмотрено получение таких разрешений) или зарегистрированного в ЕГРН на основании декларации (в случаях, если законом прямо не предусмотрена такая регистрация).
Полагая отказ административного ответчика в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» от 12.07.2021 № № незаконным и необоснованным, административный истец обратилась в суд с вышеназванным иском.
Оценивая доводы административного иска, суд приходит к выводу, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении административному истцу испрашиваемого земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Так, судом установлено и не оспаривалось административным ответчиком в судебном заседании, что в соответствии с положениями договора аренды земельного участка № № от 11.03.2014 г., сведениями ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка, спорный земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен в аренду для целей строительства на нём объектов торговли, питания и бытового обслуживания с правом возведения хозяйственных построек.
Таким образом, основной объект, возводимый на указанном земельном участке с кадастровым номером № должен иметь одно или несколько из установленных договором аренды видов разрешенного использования. Право выбора направлений деятельности в пределах, установленных договором аренды земельного участка № № от 11.03.2014 г., принадлежит административному истцу как арендатору земельного участка и лицу, осуществляющему строительство на указанном земельном участке.
Согласно сведениям государственного кадастрового учёта, возведенный административным истцом объект недвижимого имущества в установленном законом порядке поставлен на кадастровый учёт, ему присвоен кадастровый номер № В соответствии со сведениями ЕГРН, объект недвижимого имущества имеет назначение: «здание бытового обслуживания», что полностью соответствует виду разрешенного использования арендованного земельного участка и целям его предоставления в аренду.
Вышеуказанные сведения ЕГРН о назначении объекта недвижимого имущества, расположенного на арендованном земельном участке, и о целях его использования, административным ответчиком в ходе судебного заседания не оспаривались.
Таким образом, довод административного ответчика о том, что установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию, а цель, указанная в договоре аренды, не достигнута, - не соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела документам.
Оценивая доводы административного ответчика о том, что Постнова Т.С. не получала разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию также не может рассматриваться как основание для отказа в предоставлении административному истцу спорного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, по следующим правовым основаниям.
Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Указанный перечень является исчерпывающим. В числе оснований для отказа в предоставлении земельного участка отсутствует вышеизложенное основание, приведенное административным ответчиком в обжалуемом отказе от 12.07.2021 № №
Кроме того, доводы административного ответчика не основаны на нормах материального права, поскольку, как следует из материалов дела, признание права собственности на возведенный административным истцом объект недвижимого имущества (здание бытового обслуживания) было осуществлено в порядке, установленном ст. 222 ГК РФ, на основании вступившего в законную силу судебного акта. По смыслу ст. 222 ГК РФ признание судом права собственности на самовольную постройку (здание бытового обслуживания) влечёт за собой придание указанной самовольной постройке правового статуса объекта недвижимого имущества, её легализацию и ввод в гражданский оборот.
Следовательно, после признания за административным истцом права собственности на объект недвижимого имущества в судебном порядке и регистрации права собственности в ЕГРН дополнительное получение разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию законодательством РФ не предусмотрено.
При этом судом принимается во внимание, что рамках рассмотрения гражданского дела о признании права собственности на возведенный административным истцом объект недвижимого имущества (дело № № Щелковским городским судом Московской области была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, согласно заключению которой по своим объемно-планировочным и техническим решениям, а также размещению на земельном участке, спорное строение соответствует строительным, санитарным и противопожарным нормам, не нарушает права и законные интересы третьих лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Решение Щелковского городского суда Московской области от 15.04.2021 г. принято с участием Администрации городского округа Лосино-Петровский; ответчиком не обжаловалось и вступило в законную силу.
По смыслу ч. 2 ст. 64 КАС РФ вступивший в законную силу судебный акт имеет преюдициальное значение для участвующих в деле лиц и для суда, рассматривающего настоящее административное дело, в связи с чем выводы, изложенные в решении Щелковского городского суда Московской области от 15.04.2021 г., в части установления назначения возведенного Постновой Т.С. объекта недвижимого имущества (здание бытового обслуживания) и его ввода в гражданский оборот (легализации), являются обязательными для суда и не подлежат повторному установлению.
По указанной выше причине доводы, изложенные административным ответчиком в возражениях на административный иск, не могут приниматься во внимание, поскольку направлены на оспаривание обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным актом.
Поскольку суд при рассмотрении настоящего административного дела пришёл к выводу о незаконности обжалуемого решения Администрации городского округа Лосино-Петровский от 12.07.2021 № №, нарушенное право административного истца подлежит восстановлению посредством возложения на административного ответчика обязанности в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку и подписание проекта договора купли-продажи с Постновой ФИО12 в отношении земельного участка с кадастровым номером №, с установлением цены продажи указанного земельного участка, равной пятнадцати процентам от кадастровой стоимости земельного участка, и направить проект договора купли-продажи в адрес Постновой ФИО13
Срок подготовки проекта договора и его направления в адрес административного истца соответствует требованиям п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ. Размер выкупной цены определен судом с учётом положений п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ, Постановления Правительства Московской области от 2 мая 2012 года № 639/16 «Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на таких земельных участках».
При изложенных обстоятельствах суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
Административный иск Постновой ФИО14 удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации городского округа Лосино-Петровский об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» от 12.07.2021 № №.
Обязать Администрацию городского округа Лосино-Петровский в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку и подписание проекта договора купли-продажи с Постновой ФИО15 в отношении земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объекта торговли, питания и бытового обслуживания с правом возведения хозяйственных построек, общей площадью 1100 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с установлением цены продажи земельного участка № равной пятнадцати процентам от кадастровой стоимости указанного земельного участка, и направить проект договора купли-продажи в адрес Постновой ФИО16
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий
судья Н.Г. Разумовская