Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
**** 12 мая 2017 года
Тулунский городской суд **** в составе: председательствующего судьи Мицкевича А.О., при секретаре Щукиной О.Н., с участием заместителя Тулунского межрайонного прокурора Бузиковой Т.В., представителя ответчика Администрации Усть-Кульского сельского поселения Абраменко С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по иску Тулунского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Усть-Кульского сельского поселения об обязании организовать проведение диспансеризации муниципальных служащих,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ответчику Администрации Усть-Кульского сельского поселения с требованием об обязании организовать проведение диспансеризации муниципальных служащих.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что Тулунской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе в части прохождения диспансеризации муниципальных служащих, в ходе которой установлено, что администрацией Усть-Кульского сельского поселения мер к проведению диспансеризации муниципальных служащих принято не было, договор об оказании услуг по проведению диспансеризации с медицинским учреждением не заключался, список муниципальных служащих в медицинское учреждение не направлялся.
Указанные обстоятельства подтверждаются ответом ОГБУЗ «Тулунская городская больница» от ...... ***, согласно которому в Тулунскую городскую больницу поименные списки муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, от органов местного самоуправления **** и **** не поступали, календарные планы проведения диспансеризации муниципальных служащих не составлялись.
Просит суд обязать администрацию Усть-Кульского сельского поселения организовать проведение диспансеризации муниципальных служащих в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель Тулунского межрайонного прокурора Бузикова Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что администрация сельского поселения Законом № 131-ФЗ наделена полномочиями по решению вопросов местного значения. Работа муниципальных служащих напрямую связана с гражданами, то есть с неопределенным кругом лиц, которые имеют право и должны получать квалифицированную помощь. Здоровье муниципальных служащих охраняется путём прохождения диспансеризации, где могут быть выявлены не только общесоматические заболевания, но и психиатрические, наркологические, алкогольные заболевания, препятствующие прохождению муниципальной службы. Наличие данных заболеваний у муниципального служащего может нарушить права неопределенного круга лиц, обращающихся в орган местного самоуправления.
Представитель ответчика Администрации Усть-Кульского сельского поселения Абраменко С.Г. требования искового заявления не признал. Суду пояснил, что обязанность работодателя организовать диспансеризацию является дополнительной гарантией муниципальных служащих, а не обязанностью. Круг лиц, в защиту которых обращается прокурор, индивидуально определен. В случае увольнения с муниципальной службы при проведении диспансеризации денежные средства будут истрачены, так как заложены в бюджете, при этом при поступлении на муниципальную службу у работников, претендующих на замещение муниципальной должности, уже есть обязанность представить заключение по установленной форме.
Выслушав заместителя прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона от ...... № 323-ФЗ «Об основах охраняя здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается, в том числе путём проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Диспансеризация, как указано в ч. 4 ст. 46 указанного Федерального закона, представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 6 ст. 46 Федерального закона от ...... № 323-ФЗ «Об основах охраняя здоровья граждан в Российской Федерации» закреплено, что в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.
Отношения, связанные с прохождением муниципальной службы, регулируются Федеральным законом от ...... № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
На основании п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Под диспансеризацией в соответствии с п.2 Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от ...... ***н (далее – Порядок), понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) и муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее - гражданский служащий) и муниципального служащего.
В соответствии с п. 3 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: «терапия», «акушерство и гинекология», «неврология», «урология», «хирургия», «офтальмология», «отоларингология», «эндокринология», «психиатрия», «психиатрия-наркология», «рентгенология», «ультразвуковая диагностика», «клиническая лабораторная диагностика» (далее – медицинское учреждение).
В силу п. 4 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно.
Согласно п. п. 5, 6 Порядка диспансеризация муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации, утвержденным представителем нанимателя (работодателем) в сроки, установленные графиком.
Для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список гражданских служащих или муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение (п. 7 Порядка).
Медицинское учреждение на основании полученного от представителя нанимателя (работодателя) поименного списка гражданских служащих или муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, утверждает совместно с представителем нанимателя (работодателем) календарный план проведения диспансеризации (п. 8 Порядка).
В силу п. 17 Порядка медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма ***-ГС/у), форма которого предусмотрена приложением ***, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения.
Согласно ответу главного врача Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тулунская городская больница» от ...... *** поименные списки муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации в ...... году от администраций 24-х сельских поселений не поступали.
Представитель ответчика Абраменко С.Г. в судебном заседании сообщил, что данный главой сельского поселения ответ не относится к диспансеризации муниципальных служащих, диспансеризация муниципальных служащих в администрации сельского поселения не проводилась ранее.
Статья 18 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Одним из способов защиты гражданских прав, указанных в ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, в течение которого прокурор просит обязать администрацию Усть-Кульского сельского поселения исполнить решение суда, суд находит разумным, так как данная обязанность должна была быть исполнена органом местного самоуправления в силу указанных выше положений законодательства организации и проведения диспансеризации муниципальных служащих.
Доводы представителя ответчика Абраменко С.Г. о том, что круг лиц, в защиту к которых обращается прокурор, индивидуально определен, в связи с чем у прокурора отсутствуют основания для подачи иска, отвергается судом по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Муниципальным служащим, как указано в ст. 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (п. 1 ст. 2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Должностью муниципальной службы является должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (п. 1 ст. 6 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Согласно ст. 4 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» к основным принципам муниципальной службы относятся взаимодействие с общественными объединениями и гражданами (п. 6) и социальная защищенность муниципальных служащих (п. 8).
Несоблюдение установленных законом ограничений, связанных с прохождением муниципальной службы, в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» является основанием для расторжения трудового договора (контракта) о прохождении муниципальной службы.
Поскольку за разрешением вопросов местного значения к муниципальному служащему может обратиться неопределенный круг лиц, права которых могут быть нарушены наличием заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы, то Тулунский межрайонный прокурор вправе обратиться в суд с данным иском.
Таким образом, прохождение ежегодной диспансеризации является не только дополнительной гарантией, связанной с охраной здоровья муниципальных служащих, но и призвано защитить интересы неопределенного круга лиц, обращающихся в орган местного самоуправления, поэтому исковые требования Тулунского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тулунского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Усть-Кульского сельского поселения об обязании организовать проведение диспансеризации муниципальных служащих - удовлетворить.
Обязать Администрацию Усть-Кульского сельского поселения организовать проведение диспансеризации муниципальных служащих в течение двух месяцев со дня вступлении решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Мицкевич А.О.