Дело № 2а-88/2021
УИД 21RS0007-01-2021-000061-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2021 года г. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики
в составе судьи Потемкина О.А.
при секретаре Яковлевой И.М.,
с участием
прокурора Козловского района Чувашской Республики Кабуркина С.А.,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Козловскому району об установлении административного надзора в отношении Егорова Никиты Евгеньевича,
установил:
Начальник отдела Министерства внутренних дел России по Козловскому району (далее - ОМВД России по Козловскому району) обратился в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении Егорова Н.Е. Иск обосновывается тем, что Егоров Н.Е. был осужден <дата> Козловским районным судом Чувашской Республики по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, освобожден <дата> по отбытии наказания. Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от <дата> в отношении Егорова Н.Е. установлен административный надзор на срок 8 лет с административными ограничениями в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства и пребывания для регистрации; запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков. В период нахождения под административным надзором административный ответчик совершил преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 314.1 УК РФ, осужден <дата> Козловским районным судом Чувашской Республики к наказанию в виде 4 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, освобожден из мест лишения свободы <дата> по отбытии наказания. Егоров Н.Е. имеет непогашенную судимость за преступление, относящееся к категории тяжких преступлений, постоянного места работы не имеет, по месту жительства характеризуется отрицательно, склонен к совершению повторных преступлений, будучи под административным надзором, совершил преступление, за которое был осужден к лишению свободы и направлен к месту отбытия наказания. В целях индивидуального профилактического воздействия, защиты государственных и общественных интересов, недопущения совершения более тяжких преступлений, ссылаясь на нормы Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", просит установить в отношении Егорова Н.Е. административный надзор сроком на три года с административными ограничениями в виде обязательной явки на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания два раза в месяц; запрещения пребывания в заведениях, где реализуется алкогольная продукция в розлив; запрещения выезда за пределы Чувашской Республики; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов до 06 часов следующего дня.
Административный истец - представитель ОМВД России по Козловскому району, надлежаще извещенный о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, в суд не явился. От Кирилловой Н.В., действующей за ОМВД России по Козловскому району в пределах предоставленных полномочий по доверенности от <дата>, поступило заявление, в котором просила рассмотреть административное дело по иску об установлении Егорову Н.Е. административного надзора с административными ограничениями без их участия. Поддерживая административный иск в полном объеме, просила заявленные требования удовлетворить.
Административный ответчик Егоров Н.Е., надлежаще извещенный о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, его явка не была признана судом обязательной. Из имеющейся в деле расписки видно, что копия иска административным ответчиком получена <дата>. Заявлением от <дата>, поступившем в суд <дата>, ответчик Егоров Н.Е., признавая предъявленный иск, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением и свидетельствует об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, в связи с чем, суд с учетом положений ст. 272 КАС РФ, мнения прокурора, а также поступивших заявлений, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие сторон.
Исследовав представленные письменные доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора Окружновой И.Ю., полагавшей административный иск ОМВД России по Козловскому району законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от <дата> в отношении Егорова Н.Е. установлен административный надзор на срок 8 лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, с административными ограничениями в виде: явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
<дата> Егоров Н.Е. поставлен на профилактический учет в ОМВД России по Козловскому району как лицо, в отношении которого установлен административный надзор, на срок 8 лет, с установленными административными ограничениями согласно решению Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от <дата>. В отношении Егорова Н.Е. заведено дело административного надзора.
Приговором Козловского районного суда Чувашской Республики от <дата> Егоров Н.Е. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 314.1 УК РФ (неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность), и ему назначено наказание в виде 4 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Из справки <число>, выданной ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии <дата>, следует, что Егоров Н.Е. содержался в местах лишения свободы с <дата> по <дата>, откуда освобожден по истечении срока наказания.
В соответствии со справкой-характеристикой участкового уполномоченного полиции ОМВД России по Козловскому району Егоров Н.Е. по месту жительства характеризуется отрицательно, как неоднократно привлекавшийся к уголовной и административной ответственности. Отмечается, что систематически злоупотребляет спиртными напитками, ведет антиобщественный образ жизни и склонен к совершению правонарушений.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ) в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности.
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подается в суд органом внутренних дел.
Согласно статье 2 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" разъяснено, что административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
Судом установлено, что Козловским районным судом Чувашской Республики 08.12.2015 Егоров Н.Е. осужден по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. 19.10.2017 Егоров Н.Е. отбыл наказание за совершение тяжкого преступления, на основании п. "г" ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания, то есть 19.10.2025.
Вступившим в законную силу решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 07.07.2017 в отношении Егорова Н.Е. на основании п. 2 ч. 2 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (как лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений) установлен административный надзор сроком до погашения судимости (8 лет), с административными ограничениями. 07.11.2017 Егоров Н.Е. поставлен на профилактический учет в ОМВД России по Козловскому району, в отношении него заведено дело административного надзора.
В период нахождения под административным надзором Егоров Н.Е. совершил преступление небольшой тяжести, предусмотренное ч. 2 ст. 314.1 УК РФ, осужден 26.11.2020 Козловским районным судом Чувашской Республики к наказанию в виде лишения свободы. Он осужден за неоднократное несоблюдение установленных судом административных ограничений, ранее установленный в отношении него административный надзор прекращен.
29.01.2021 Егоров Н.Е. отбыл наказание за совершение преступления небольшой тяжести, на основании п. "в" ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость за данное преступление погашается по истечении трех лет после отбытия наказания, то есть 29.01.2024.
Из характеризующего материала видно, что после освобождения из мест лишения свободы Егоров Н.Е. зарегистрирован и проживает по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, официально не трудоустроен, по месту жительства характеризуется отрицательно, как склонный к злоупотреблению спиртными напитками и совершению правонарушений, неоднократно привлекавшийся к уголовной и административной ответственности, ведущий антиобщественный образ жизни, имеющий неустойчивую социальную установку.
С учетом установленных обстоятельств, а также положений ч. 2 ст. 3 Закона N 64-ФЗ суд приходит к выводу о наличии законных оснований для установления административного надзора в отношении административного ответчика Егорова Н.Е., имеющего непогашенную и неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Согласно ч. 3 ст. 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и конкретные административные ограничения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ).
Суд находит требование административного истца об установлении в отношении Егорова Н.Е. административного ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Установление конкретных административных ограничений в пределах, предусмотренных законом, является правом суда, которое реализуется в соответствии с обстоятельствами дела, установленными в результате судебного разбирательства.
В силу положений пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Согласно ч. 2 ст. 272 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
При установлении административных ограничений судом принимаются во внимание обстоятельства совершения Егоровым Н.Е. преступлений, их тяжесть, данные, характеризующие административного ответчика, его образ жизни и поведение. Оснований для уменьшения объема и характера административных ограничений, об установлении которых просит административный истец, суд не усматривает.
По мнению суда, испрашиваемые административные ограничения в виде запрещения пребывания в заведениях, где реализуется алкогольная продукция в розлив, запрещения выезда за пределы Чувашской Республики, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов до 06 часов следующего дня, соответствуют обстоятельствам дела, установленным на основании представленных стороной административного истца доказательств, являются соразмерными тем конституционно-защищаемым целям, ради которых они устанавливаются, а именно, предотвращение совершения повторных преступлений, оказание на поднадзорного лица профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, отвечают задачам административного надзора, призваны обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Решая вопрос об определении срока административного надзора Егорову Е.П., суд приходит к следующему.
На основании положений п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 данного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При этом в силу положений п. 1 ч. 3 ст. 5 указанного закона срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Ожидаемый срок погашения судимости Егорова Н.Е. за преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 314.1 УК РФ, - 29.01.2024.
Основываясь на требованиях о сроках административного надзора и погашения судимости, с учетом категории совершенного Егоровым Н.Е. преступления, суд, соглашаясь с доводами административного иска, приходит к выводу о необходимости установления в отношении административного ответчика административного надзора на срок на срок 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до 29.01.2024.
Таким образом, при установленных по делу обстоятельствах административный иск ОМВД России по Козловскому району об установлении в отношении Егорова Н.Е. административного надзора подлежит удовлетворению.
Исходя из положений, закрепленных в подп. 4 п. 1 ст. 333.35, HYPERLINK consultantplus://offline/ref=CC634918690F8668F78686E583080771790AC3C51FED9A111E6EFA5FED23E5D2C13B606CAB22z6cEK подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы внутренних дел освобождены от уплаты государственной пошлины по делам об административном надзоре.
При удовлетворении административного искового заявления органа внутренних дел, связанного с административным надзором, государственная пошлина в порядке ст. 111 КАС РФ с поднадзорного лица не взыскивается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 272, 273 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Козловскому району удовлетворить.
Установить в отношении Егорова Никиты Евгеньевича, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, гражданина РФ, административный надзор на срок 3 (три) года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Козловского районного суда Чувашской Республики от <дата>, то есть сроком до <дата>, с установлением ему административных ограничений в виде обязательной явки 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения пребывания в заведениях, где реализуется алкогольная продукция в розлив, запрещения выезда за пределы Чувашской Республики, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов до 06 часов следующего дня.
Срок административного надзора Егорову Никите Евгеньевичу исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы, представления через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Судья О.А. Потемкин
Мотивированное решение составлено 20 февраля 2021 года