Решение по делу № 5-17/2024 от 09.09.2024

УИД 24RS0052-01-2024-000384-84

производство №5-17/2024

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 ноября 2024 года                         с. Туруханск Красноярского края

Судья Туруханского районного суда Красноярского края Житникова Л.B.,

с участием заместителя прокурора Туруханского района Атаманова В.Э.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении должностного лица и.о. главы Туруханского района Кожевникова Евгения Георгиевича по признакам правонарушения предусмотренного ст. 17.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

09 сентября 2024 года в Туруханский районный суд поступило постановление прокурора Туруханского района Сайфулина Р.Ф. от 30 августа 2024 года №64 о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении должностного лица - и.о. главы Туруханского района Кожевникова Е.Г.

Согласно постановлению прокурора, указанное должностное лицо не выполнило требования и.о. заместителя прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом, а именно являясь и.о. главы Туруханского района в период с 20 по 26 августа 2024 года Кожевников Е.Г. не явился в прокуратуру Туруханского района 23 августа 2024 года в назначенное время для дачи объяснений по вопросам подготовки к началу и прохождению отопительного периода 2024-2025 г.г. на территории Туруханского района.

В судебном заседании заместитель прокурора Туруханского района Красноярского края Атаманов В.Э. просил привлечь к административной ответственности и.о. главы Туруханского района Кожевников Е.Г. по ст. 17.7 КоАП РФ, так как последний исполняя обязанности главы Туруханского района не явился в прокуратуру Туруханского района по вызову и.о. заместителя прокурора Туруханского района для дачи объяснений.

Выслушав заместителя прокурора Туруханского района, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.

Согласно статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа, в том числе на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отнесено к исключительной подведомственности судей.

Согласно абзацу 6 части 3 указанной статьи за исключением перечисленных в этой части случаев дела об административных правонарушениях, указанные в частях 1 - 2 настоящей статьи, рассматриваются мировыми судьями.

Рассмотрение таких дел судьями районных судов предусмотрено абзацем 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 данной статьи и производство, по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

В силу частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (часть 2 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года                   № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должностью муниципальной службы признается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 1 указанного Федерального закона этим законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее - избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее - лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.

Перечни должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательной комиссии муниципального образования в зависимости от статуса муниципального образования и численности населения, постоянно проживающего на территории муниципального образования на территории Красноярского края установлены Законом Красноярского края от 27 декабря 2005 г. № 17-4354 «О реестре должностей муниципальной службы», статьей 2 которого к указанным должностям категории руководителей в редакции закона от 01 ноября 2012 года № 3-644, отнесена должность главы (руководителя) местной администрации (в случае замещения должности по контракту), а в редакции закона от 19 ноября 2020 года № 10-4417, отнесены должности заместителей главы муниципального образования, заместителей главы (руководителя) местной администрации.

Согласно подразделу 2 «Перечень должностей муниципальной службы в исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления городского округа, муниципального района» являющегося приложением к указанному Закону Красноярского края Реестру муниципальной службы к высшей группе должностей категории руководителей в редакции закона от 01 ноября 2012 года № 3-644, отнесена должность главы (руководителя) местной администрации, в случаях замещения должности по контракту, заключаемому по результатам конкурса на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования, а в редакции закона от 19 ноября 2020 года № 10-4417, отнесены должности первого заместителя главы (руководителя) местной администрации, заместителя главы муниципального образования, заместителя главы (руководителя) местной администрации.

Уставом Туруханского района Красноярского края, утвержденным решением Туруханского районного Совета депутатов Красноярского края от 18 мая 2013 года №24-341, в статье 45 предусмотрено, что глава района является высшим выборным должностным лицо, избираемым представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, наделенное согласно настоящему Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения и возглавляет местную администрацию.

Положения указанных нормативных актов, Закона Красноярского края от 27 декабря 2005 года № 17-4354 «О реестре должностей муниципальной службы» действовавшего до редакции от 19.11.2020, разграничивают понятия «глава муниципального образования» и «глава администрации муниципального образования, должность которого замещается по контракту». Так, глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, наделенным уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава администрации муниципального образования, должность которого замещается по контракту - высшая должность муниципальной службы.

Кроме этого, Законом Красноярского края от 27 декабря 2005 г. № 17-4354 «О реестре должностей муниципальной службы», в редакции закона от 19 ноября 2020 года                               № 10-4417, должность главы (руководителя) местной администрации и вовсе не отнесена к должностям муниципальной службы.

Согласно части 1 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 18 марта 2019 года № 26-ФЗ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность, либо осуществлять деятельность в области управления многоквартирными домами.

Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, определен в части 3 названной статьи, к числу которых относятся лица, замещающие должности муниципальной службы.

В рассматриваемом случае дело об административном правонарушении возбуждено в отношении и.о. главы муниципального образования Туруханский район Красноярского края Кожевникова Е.Г.

Следовательно, назначение Кожевникову Е.Г. административного наказания в виде дисквалификации противоречило бы требованиям статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не было бы основано на положениях приведенных выше правовых норм, поскольку глава Туруханского района Красноярского края к лицам, замещающим должности муниципальной службы, не относится.

Следует учесть, что основания, при которых полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, определены в пункте 6 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 17 указанного выше Устава, их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, дисквалификация в их числе отсутствует.

Таким образом, рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении и.о. главы Туруханского района Красноярского края Кожевникова Е.Г. не подсудно судье районного суда, поскольку наказание в виде дисквалификации как к лицу, замещающему должность главы района, к нему применено быть не может.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Нарушение родовой подсудности рассмотрения дела повлечет существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволит всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в том числе, выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

При таких обстоятельствах дело об административном правонарушении подлежит передаче на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка № 126 в Туруханском районе Красноярского края.

Указанная позиция согласуется с постановлением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28 октября 2022 года по делу №16-5706/2022.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9 Кодекса об административных правонарушениях судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденное прокурором Туруханского района Красноярского края Сайфулиным Р.Ф. 30 августа 2024 года в отношении и.о. главы Туруханского района Красноярского края Кожевникова Евгения Георгиевича, передать на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка №126 в Туруханском районе Красноярского края.

Копию настоящего определения направить в адрес прокурора Туруханского района и должностному лицу - и.о. главы Туруханского района Красноярского края Кожевникову Е.Г., для сведения.

Судья                                     Л.В. Житникова

5-17/2024

Категория:
Административные
Ответчики
Кожевников Евгений Георгиевич
Суд
Туруханский районный суд Красноярского края
Судья
Житникова Лада Владимировна
Дело на странице суда
turuh.krk.sudrf.ru
09.09.2024Передача дела судье
10.09.2024Подготовка дела к рассмотрению
27.09.2024Рассмотрение дела по существу
27.11.2024Рассмотрение дела по существу
27.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее