Решение по делу № 8Г-19053/2024 [88-19749/2024] от 17.09.2024

            УИД 0

            Дело № 88-19749/2024

            мотивированное определение составлено 19 ноября 2024 года

        ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Челябинск                                                             07 ноября 2024 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего    Чаус И.А.

    судей    Малоедовой Н.В., Бурматовой Г.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-232/2024 по иску прокуратуры Тюменской области к Руссковой Елене Алексеевне, Русскову Андрею Владимировичу, Руссковой Марии Андреевне о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, встречному исковому заявлению Руссковой Елены Алексеевны к прокуратуре Тюменской области, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании типового договора найма служебного жилого помещения недействительным, признании незаконным бездействия Прокуратуры Тюменской области, признании незаконными решения жилищной комиссии Прокуратуры Тюменской области, решения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, применении последствий их недействительности, признании права пользования жилым помещением до передачи жилого помещения в собственность,

по кассационной жалобе Руссковой Елены Алексеевны на решение Ленинского районного суда г.Тюмени от 14 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 12 августа 2024 года.

Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В., объяснения Руссковой Е.А., её представителей адвоката Царенко С.В., Пуртовой Н.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Никитиной Н.В., полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

    установила:

    Прокуратура Тюменской области обратилась в суд с иском к Руссковой Е.А., Русскову А.В., Руссковой М.А. о выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, без предоставления другого жилого помещения.

    В обоснование заявленных требований указано, что Российская Федерация является собственником жилого помещения по адресу: <данные изъяты> 3, общей площадью 40,1 кв.м, которое на праве оперативного управления передано прокуратуре Тюменской области. Данное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду и является служебным жилым помещением. В связи со службой в органах прокуратуры на основании протокола заседания жилищной комиссии прокуратуры Тюменской области от 19 октября 2007 г. № 5 вышеуказанное жилое помещение предоставлено Руссковой Е.А. 12 декабря 2007 г. с Руссковой Е.А. заключен договор найма служебного жилого помещения № 7. Ответчики имеют регистрацию по адресу: <данные изъяты> 3. В соответствии с приказом прокурора Тюменской области от 14 июня 2022 г. № 142 л/с «Об освобождении от должности и увольнении» Русскова Е.А. уволена из органов прокуратуры, что является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. 07 декабря 2022 г. на заседании жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации рассмотрено заявление Руссковой Е.А. о признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилых помещений (далее - учет нуждающихся в жилых помещениях), предоставлении занимаемого служебного жилого помещения по адресу: <данные изъяты> в собственность. Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07 декабря 2022 г. № 4 принято решение об отказе Руссковой Е.А. в признании нуждающейся в жилых помещениях. Решением жилищной комиссии прокуратуры Тюменской области от 10 января 2023 г. Русскова Е.А. снята с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях по месту службы в связи с увольнением из органов прокуратуры. 17 января 2023 г. Руссковой Е.А. лично вручено уведомление об освобождении служебного жилого помещения в связи с прекращением договора найма специализированного жилого помещения в срок до 10 февраля 2023 г.

    Русскова Е.А. обратилась со встречными исковыми требованиями к прокуратуре Тюменской области, с учетом уточнений просила признать типовой договор найма служебного жилого помещения № 7, заключенный 12 декабря 2007 г. между прокуратурой Тюменской области (наймодатель) и Руссковой Е.А. (наниматель) недействительным; признать бездействие прокуратуры Тюменской области, выразившееся в нерассмотрении ее заявления о признании нуждающейся в предоставлении жилых помещений в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, о принятии на такой учет и передаче занимаемого жилого помещения по <данные изъяты> в г. Тюмени в собственность от 28 декабря 2018 г. и не направлении указанного заявления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры РФ незаконным; решение жилищной комиссии прокуратуры Тюменской области, оформленное выпиской из протокола от 10 января 2023 г., решение Генеральной прокуратуры РФ, оформленное выпиской из протокола от 07 декабря 2022 г., полученные 17 января 2023 г., признать незаконными и применить последствия их недействительности, восстановив Русскову Е.А. в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, признав за ней право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <данные изъяты>, до даты передачи жилого помещения в собственность.

    В обоснование встречных требований указала, что с 28 декабря 1999 г. Русскова Е.А. состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В конце 2004 года - начале 2005 года в период нахождения на больничном, Русскова Е.А. ошибочно была исключена из очереди, а 01 марта 2006 г. восстановлена в ней с составом семьи из 3-х человек как ошибочно исключенная по дате подачи первичного заявления (28 декабря 1999 г.). 19 октября 2007 г. Руссковой Е.А. была распределена однокомнатная квартира по адресу: <данные изъяты>. После чего, 12 декабря 2007 г. по требованию руководства между ними был заключен типовой договор найма служебного жилого помещения № 7, поскольку иной механизм оформления правоотношений на 12 декабря 2007 г. отсутствовал. Право собственности на переданную квартиру на дату передачи в пользование Руссковой Е.А. у прокуратуры Тюменской области отсутствовало и было зарегистрировано только 28 февраля 2008 г., то есть после заключения договора. Вместе с тем на дату передачи в пользование Руссковой Е.А., квартира по адресу: <данные изъяты>, статусом служебного жилья не обладала, поскольку была включена в состав специализированного жилищного фонда Распоряжением ТУ Росимущества № 157/03 от 21 июня 2016 г., то есть, спустя девять лет с даты передачи Руссковой Е.А. указанной квартиры. Считает, что между сторонами фактически сложились правоотношения социального найма, а не найма служебного жилого помещения. Предоставляя спорную квартиру, прокуратура действовала в целях соблюдения прав Руссковой Е.А. как состоящей в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке обеспечения недостающими 40,7 кв.м. (18 кв.м х 3 + 20 кв.м.- 33,3 кв.м.), о чем прямо указано в протоколе от 01 марта 2006 г. Настаивает на том, что имела право на предоставление ей квартиры площадью 74 кв.м, однако такое право ею реализовано не было.

    Определением суда от 11 июля 2023 года на основании статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве ответчика привлечена Генеральная прокуратура Российской Федерации.

    Решением Тюменского районного суда Тюменской области от 27 марта 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 15 июля 2024 года, исковые требования Прокуратуры Тюменской области удовлетворены. В удовлетворении встречного искового заявления Руссковой Е.А. отказано.

В кассационной жалобе, с учетом дополнений, заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

В своих возражениях прокурор относительно доводов кассационной жалобы, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

    Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.

Судом установлено, что с 27 февраля 1984 года Русскова Е.А. принята на работу в органы прокуратуры (т.2 л.д.35-42).

28 декабря 1999 года Русскова Е.А. поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

01 марта 2006 года решением профсоюзного комитета и администрации прокуратуры Тюменской области Русскова Е.А., ошибочно исключенная из списков нуждающихся в жилых помещения, восстановлена в очереди по дате подачи первичного заявления, то есть с 28 декабря 1999 года с составом семьи из 3-х человек (т.2 л.д.43, 44, 164).

На основании государственного контракта на приобретение квартиры № 12-2007 от 11 сентября 2007 года жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 40,1 кв.м, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, находится в оперативном управлении у прокуратуры Тюменской области (т.1 л.д.39, 40, 45-46, 47-49, 57, т.2 л.д.51-54).

19 октября 2007 года на заседании жилищной комиссии прокуратуры Тюменской области № 5 принято решение о распределении квартиры № <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, старшему прокурору отдела Руссковой Е.А. (т.1 л.д.13, т.2 л.д.45, 165).

12 декабря 2007 года между прокуратурой Тюменской области (наймодатель) и Руссковой Е.А. (наниматель) был заключён типовой договор найма служебного жилого помещения, в соответствии с которым наймодатель передал нанимателю и членам её семьи во владение и пользование жилое помещение, общей площадью 40,1 кв.м, расположенное в <данные изъяты>, для временного проживания в нём.

Согласно п.2 договора, жилое помещение предоставлено в связи с прохождением службы в органах прокуратуры. Из п.4 договора следует, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселились члены её семьи: муж Руссков А.В., дочь Русскова М.А. В соответствии с п.5 договора он заключён на время трудовых отношений.

Данные обстоятельства подтверждаются типовым договором найма служебного жилого помещения № 7 от 12 декабря 2007 года (т.1 л.д.8-12, т.2 л.д.46-49, 160-163).

25 июня 2009 года между жилищной комиссией прокуратуры Тюменской области и Руссковой Е.А. был подписан акт приема-передачи жилого помещения, в соответствии с которым Руссковой Е.А. во владение и пользование передано жилое помещение, находящееся в оперативном управлении прокуратуры Тюменской области, общей площадью 40,1 кв.м, расположенное в <данные изъяты>, для временного проживания в нём (т.2 л.д.50).

Согласно распоряжению ТУ Росимущества в Тюменской области №157/03 от 21 июня 2016 года, квартира № <данные изъяты>, находящаяся в собственности РФ и закрепленная на праве оперативного управления за прокуратурой Тюменской области, отнесена к специализированному служебному фонду (т.1 л.д.41-44, т.2 л.д.55-58, 166-168).

В жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты>, зарегистрированы: Русскова М.А. с 19 января 2009 года, Руссков А.В. с 12 сентября 2017 года, Русскова Е.А. с 19 января 2009 года, что подтверждается поквартирной карточкой (т.1 л.д.36).

24 января 2019 года жилищной комиссией прокуратуры Тюменской области Русскова Е.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право проживать в служебном жилье, что подтверждается протоколом заседания жилищной комиссии прокуратуры Тюменской области от 24 января 2019 года (т.1 л.д.111-128, т.2 л.д.125-141).

21 ноября 2019 года жилищной комиссией прокуратуры Тюменской области Русскова Е.А. признана не имеющей собственного жилого помещения по месту службы (т.1 л.д.135-148).

18 мая 2021 года жилищной комиссией прокуратуры Тюменской области Русскова Е.А. признана не имеющей собственного жилого помещения по месту службы (т.1 л.д.166-176).

На основании приказа прокуратуры Тюменской области № 142 л/с от 14 июня 2022 года Русскова Е.А. освобождена от должности и уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию за выслугу лет (т.1 л.д.33).

Заключениями прокуратуры Тюменской области от 29 сентября 2022 года, от 30 сентября 2022 года установлена нуждаемость Руссковой Е.А. в обеспечении её жилым помещением и наличие оснований направления ходатайства в Генеральную прокуратуру РФ о принятии решения о передаче жилого помещения в собственность (т.2 л.д.59-62).

30 сентября 2022 года жилищной комиссией прокуратуры Тюменской области признано наличие оснований для внесения предложений прокурору Тюменской области Московских В.В. о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для признания нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях пенсионера прокуратуры Тюменской области Руссковой Е.А. и предоставления ей занимаемого служебного жилого помещения в собственность (т.1 л.д.193-198, т.2 л.д.63-66).

Жилищной комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации 07 декабря 2022 года Руссковой Е.А. отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях: в соответствии с п.3 ст.44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и п.1.3 Положения, поскольку ею уже было реализовано право на получение жилого помещения в собственность путем приватизации её мужем квартиры жилой площадью 33,3 кв.м, расположенной по адресу: г.Тюмень, пр-д Заречный, дом № 31, квартира № 126, предоставленной ей в связи с прохождением службы в органах прокуратуры; в силу подп.«а» п.17 ст.44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», поскольку на дату подачи ею заявления по данным по вопросам (20 сентября 2022 г.) она была уволена из органов прокуратуры (16 июня 2022 г.). В связи с чем решено не выходить к Генеральному прокурору Российской Федерации с предложением о наличии оснований для предоставления Руссковой Е.А. занимаемого служебного жилого помещения общей площадью 40,1 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в собственность.

Прокуратуре Тюменской области поручено провести мероприятия по расторжению договора найма служебного жилого помещения от 12 декабря 2007 года № 7 и освобождению Руссковой Е.А. служебного жилого помещения общей площадью 40,1 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты> 3, для последующего его распределения между состоящими на учете нуждающихся в служебных жилых помещениях, и о результатах проведенных мероприятий проинформировать жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 4 от 07 декабря 2022 г. (т.1 л.д.50-51, т.2 л.д.89-90).

10 января 2023 года решением жилищной комиссии прокуратуры Тюменской области Русскова Е.А. снята с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях по месту службы в связи с увольнением из органов прокуратуры. С ней расторгнут договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Тюменская область, <данные изъяты>, с уведомлением о необходимости освободить жилое помещение в срок по 10 февраля 2023 года, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии прокуратуры Тюменской области (т.1 л.д.52-53, 80-81, 203-204, т.2 л.д.67-68).

17 января 2023 года прокуратурой Тюменской области Руссковой Е.А. вручено требование № 611-06-2023 об освобождении занимаемого служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты> по 10 февраля 2023 года (т.1 л.д.34, т.2 л.д.71).

Русскова Е.А. отказалась от расторжения договора найма служебного жилого помещения (т.1 л.д.54-55).

Из справок ГБУ ТО «Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации» следует, что по состоянию на 28 января 1999 года сведения о существующем и прекращенном праве собственности Руссковой Е.А., Русскова А.В., Руссковой М.А. на объекты недвижимости на территории Тюменской области отсутствуют (т.2 л.д.2, 14, 23).

Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений объекты недвижимости у Руссковой Е.А., Русскова А.В., Руссковой М.А. отсутствуют (т.2 л.д.4, 8, 10).

В соответствии с ответами Департамента имущественных отношений администрации г.Тюмени от 03 мая 2023 года № 44-06-2412/23, 05 мая 2023 года № 44-06-2569/23 в качестве нуждающихся в жилых помещениях Русскова Е.А., <данные изъяты> года рождения, Руссков А.В., <данные изъяты> года рождения, Русскова М.А., <данные изъяты> года рождения на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г. Тюмени не состояли и не состоят (т.2 л.д.21, 24).

Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования прокуратуры Тюменской области, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Положением о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, утвержденным Приказом Генпрокуратуры России от 02 октября 2018 г. № 624, исходил из того, что прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения от 12 декабря 2007 года и выселения Руссковой Е.А., Русскова А.В., Русковой М.А. из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, поскольку обстоятельств, при которых в соответствии с положениями ч.1 ст.103 Жилищного кодекса Российской Федерации выселение из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не допускается, не установлено.

Отказывая в удовлетворении встречного иска Руссковой Е.А., суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07 декабря 2022 года об отказе Руссковой Е.А. в признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и об отказе в обращении к Генеральному прокурору Российской Федерации с предложением о предоставлении занимаемого жилого помещения в собственность, а также решение жилищной комиссии прокуратуры Тюменской области от 10 января 2023 года о снятии Руссковой Е.А. с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях по месту службы в связи с увольнением из органов прокуратуры и расторжении договора найма служебного жилого помещения, соответствует требованиям закона, поскольку Руссковой Е.А. ранее было реализовано право на предоставление в собственность жилого помещения, в связи с прохождением службы в органах прокуратуры. При этом, указано, что на момент заключения договора служебного найма квартира в муниципальной собственности не находилась.

С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.

Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.

Доводы кассационной жалобы о наличии у Руссковой Е.А. права на обеспечение жильем площадью 74 кв.м, в связи с чем, приватизация ранее предоставленного жилого помещения, площадью 33,3 кв.м, не свидетельствует о реализации указанного права, а также ссылка на то, что в силу ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации Русскова Е.А. не подлежит выселению из служебного жилого помещения без предоставления другого жилья, как пенсионер по старости, состоящая на соответствующем жилищном учете на момент увольнения, а также на бездействие прокуратуры, выразившееся в не рассмотрении обращения от 28 декабря 2018 года по передаче жилого помещения в собственность и не направлении указанного обращения в Генеральную Прокуратуру РФ и недоказанность исключения из очереди, поскольку соответствующий протокол заседания жилищной комиссии не представлен, основанием для отмены судебных актов не являются.

Согласно ст.35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

В соответствии с ч.3 ст.104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы являются основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно ч.1 ст.103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.102 и ч.2 ст.103 данного Кодекса.

В силу ч. 2 ч. 1 ст.103 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: пенсионеры по старости.

Пунктом 1 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" определено, что обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата).

Вместо единовременной социальной выплаты при наличии предусмотренных настоящей статьей оснований и условий ее получения на основании обращения либо с согласия заявителя могут предоставляться жилые помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации (пункт 2).

Согласно пункту 3 названной нормы единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры.

В целях реализации приведенных норм Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02 октября 2018 года № 624 утверждено Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность).

Согласно пункту 1.3 названного Положения единовременная социальная выплата предоставляется или занимаемое жилое помещение передается в собственность прокурорам один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации.

Изменения в Федеральный закон от 17 января 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в том числе в связи с введением статьи 44.1, устанавливающей принцип однократности обеспечения прокуроров жилыми помещениями, внесены Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 492-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 31 декабря 2017 года № 492-ФЗ действие положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется в том числе на лиц из числа прокуроров, принятых на день вступления в силу настоящего Федерального закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях), а также проживающих в служебных жилых помещениях.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации об отказе Руссковой Е.А. в признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях соответствует требованиям ч.3 ст. 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и п.1.3 Положения о предоставлении единовременной социальной выплаты, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02 октября 2018 г. № 624 «О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями», поскольку Руссковой Е.А. ранее было реализовано право на предоставление в собственность жилого помещения в связи с прохождением службы в органах прокуратуры.

Так, из материалов дела следует, что квартира, расположенная по адресу: г.Тюмень, проезд Заречный, дом № 31, квартира № 126, в качестве жилого помещения, которым Русскова Е.А. была обеспечена, была предоставлена, как сотруднику прокуратуры, состоящему на учете нуждающихся в жилых помещениях по месту службы в прокуратуре, что подтверждается копией ордера № 3855 от 13 августа 1992 года, на состав семьи – 1 человек.

Вопреки утверждениям подателя жалобы, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что сам по себе факт нахождения ответчика по первоначальному иску в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий на дату увольнения, не влечет возникновения у неё права на получение единовременной социальной выплаты либо передачу занимаемого жилого помещения в собственность, так как для этого необходима совокупность условий, определенных Законом, включая соблюдение принципа однократности обеспечения жильем в период службы в органах прокуратуры, который в данном случае соблюден путем предоставления указанной квартиры по адресу: г.Тюмень, проезд Заречный, дом № 31, квартира № 126.

В силу абзаца 2 пункта 4 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в период заключения спорного договора) прокуроры, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемыми на эти цели органам Прокуратуры Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 07 ноября 2008 г. № 632-О-О, в соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации" в редакции, вступившей в силу 01 января 2005 г., порядок обеспечения жилыми помещениями прокуроров и следователей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 06 декабря 2005 г. № 737 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005-2006 годах» и п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 г. № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями», указанная категория лиц обеспечивается жилыми помещениями, относящимися к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. Тем самым предполагается, что соответствующими жилыми помещениями обеспечиваются те лица, которые состоят в служебных отношениях с органами прокуратуры Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что жилые помещения, приобретаемые за счет средств федерального бюджета и предоставляемые вышеуказанным категориям лиц, являются специализированным жилым фондом в силу прямого указания закона и принятие специального решения об отнесении указанных жилых помещений к специализированному жилищному фонду не требуется, что также исключает возможность возникновения у их нанимателей права пользования такими жилыми помещениями на условиях договора социального найма.

Поскольку спорное жилое помещение приобретено в собственность Российской Федерации для государственных нужд, передано в оперативное управление прокуратуры Тюменской области и в силу вышеприведенных обстоятельств и норм права не могло быть предоставлено Руссковой Е.А. и её семье на условиях договора социального найма.

Отклоняя доводы Руссковой Е.А. о невозможности выселения из спорного жилого помещения, поскольку она является пенсионером по старости, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что Русскова Е.А. на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состоит, в связи с чем, оснований для применения пункта 2 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не имеется.

То обстоятельство, что Русскова Е.А. состояла в прокуратуре на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 28 декабря 1999 года правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.

Пунктом 4 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возлагалась обязанность предоставлять прокурорам и следователям, назначенным на должность и (или) нуждающимся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам прокуратуры Российской Федерации, благоустроенное жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде во внеочередном порядке.

В целях реализации права прокуроров, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилыми помещениями, органами прокуратуры велся учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы, предусмотренный статьей 30 ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР, который носил альтернативный характер и не исключал возможность принятия прокуроров на учет по месту их жительства.

В настоящее время не предусмотрено ведение ведомственного учета лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

В связи с изменением с 01 января 2005 года порядка обеспечения жилыми помещениями прокуроров и следователей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и отсутствии у них права на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, на основании протокола заседания жилищной комиссии прокуратуры Тюменской области от 24 января 2019 г., Русскова Е.А., состоящая на учете нуждающихся с 1999 года, была признана нуждающейся и имеющей право проживать в служебном жилье (т. 2 л.д.125-141).

С учета нуждающихся в служебных жилых помещениях по месту службы Русскова Е.А. снята решением жилищной комиссии прокуратуры Тюменской области от 10 января 2023 года в связи с увольнением из органов прокуратуры, в связи с чем оснований считать, что Русскова Е.А. продолжает состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы и решение о её снятии с указанного учета отсутствует, не имеется.

По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.

Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.

Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Тюмени от 14 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 12 августа 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Руссковой Елены Алексеевны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-19053/2024 [88-19749/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г.Челябинске) апелляционно -кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Прокуратура Тюменский области
Генеральная прокуратура Российской Федерации
Ответчики
Русскова Елена Алексеевна
Русскова Мария Андреевна
Руссков Андрей Владимирович
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Малоедова Наталия Валерьевна
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
07.11.2024Судебное заседание
07.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее