Решение по делу № 2-4567/2024 от 05.07.2024

Дело № 2-4567/2024

УИД 23RS0047-01-2024-005535-53

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    г. Краснодар                                               28 августа 2024г.

    Первомайский районный суд г. Краснодара в составе

председательствующего судьи    Глущенко В.Н.

при секретаре                            Алексеевой И.В.,

    с участием: старшего прокурора отдела Управления прокуратуры Краснодарского края ФИО3

    старшего помощника прокурора Карасунского административного округа г. Краснодара ФИО4

    представителя ответчика Администрации муниципального образования г. Краснодар, действующая на основании доверенности ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокуратуры Карасунского административного округа г. Краснодара к Администрации Муниципального образования г. Краснодар об обязании организации комплекса инженерно-гидрологических изысканий.

установил:

В Советский районный суд города Краснодара обратился с исковым заявлением прокурор Карасунского административного округа города Краснодара (далее – прокуратура, истец) к администрации муниципального образования город Краснодар (далее – администрация, ответчик), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Кубанское бассейное водное управление, филиал «Краснодарское водохранилище» ФГБВУ «Центррегионводхоз», об обязании администрации в срок до 07.05.2025 организовать комплекс инженерно-гидрологических и инженерно-геологических изысканий, разработать проект инженерной защиты территории от подтопления и затопления х. Ленина в городе Краснодаре в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утверждённого решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. 1.

Определением Советского районного суда города Краснодара от 04.07.2024 дело передано по подсудности в Первомайский районный суд города Краснодара.

В обосновании исковых требований указано: прокуратурой округа на основании многочисленных обращений жителей х. Ленина, поручения прокуратуры Краснодарского края, проведена проверка исполнения водного законодательства и законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которой установлены факты подтопления домовладений хутора в результате паводка в январе-марте 2024 года. Согласно карте зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6., в редакции решения от 29.05.2023 № 57 п. 4, территория х. Ленина частично расположена в границах зон с особыми условиями территории, в том числе, в зоне затопления и подтопления.

В соответствии с требованиями п.п. 7,8 ч. 8 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав материалов по обоснованию генерального плана муниципального образования г. Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. 1, включены картографические материалы с отображением зон с особыми условиями использования территорий, а также территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, границы которых определены на основе комплексной оценки территории и являются основными планировочными ограничениями для территориального развития муниципального образования г. Краснодар, а также предусмотрены мероприятия по защите территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе, от аварий на гидротехнических сооружениях. В юго-восточной части х. Ленина, в северной части Краснодарского водохранилища расположена улица Набережная, которая полностью находится в зоне затопления и граничит с Краснодарским водохранилищем. В силу ст. 24, 26 Водного кодекса Российской Федерации, Негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты (статья 1 Водного кодекса Российской Федерации). Сведения о зонах с особым режимом использования (в том числе территориях, подверженных затоплению, подтоплению) отражены в документе о градостроительной деятельности городского округа в соответствии со статьей 67 Водного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия Правил землепользования и застройки) и статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Введенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 Правила определения зон затопления и подтопления предусматривают отнесение к зонам затопления, в том числе территорий, которые прилегают к незарегулированным водотокам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) либо в результате ледовых заторов и зажоров; территорий, прилегающих к естественным водоемам, затапливаемых при уровнях воды однопроцентной обеспеченности. Зоны    подтопления определяются в отношении территорий, прилегающих к зонам затопления, указанным в пункте 1 настоящих требований, повышение уровня грунтовых вод которых обусловливается подпором грунтовых вод уровнями высоких вод водных объектов. Границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством    водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах. Покрытие территории водой в результате превышения притока воды по сравнению с пропускной способностью русла реки (водотока) является затоплением. Нарушение водного режима и баланса территории вследствие техногенных и естественных причин, влекущее повышение уровня подземных вод и/или влажности грунта, требующих применения защитных мероприятий, является подтоплением ("СП 104.13330.2016. Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления. Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85", утв. Приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 N 964/пр) (далее - СП 104.13330.2016). В силу п. 3.10 СП 104.13330.2016 подтопление - это комплексный гидрологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящее к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформация мест обитания животных. Этим же документом инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как сооружения различного назначения, объединенные в единую систему, обеспечивающую инженерную защиту территории от затопления и подтопления. В соответствии с п. 4.1 СП 104.13330.2016 при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления. Система инженерной защиты от подтопления должна быть территориально единой, объединяющей все локальные системы отдельных участков и объектов. При этом она должна быть увязана с генеральными планами и территориальными комплексными схемами градостроительного планирования. Пунктом 4.9 СП 104.13330.2016 предусмотрено, что в качестве основных средств инженерной защиты территорий следует предусматривать обвалование искусственное повышение    поверхности    территории, руслорегулирующие сооружения и сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, систематические дренажные системы, локальные дренажи и другие защитные сооружения. Строительными нормами и правилами 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 19.09.1985 № 154 и зарегистрированными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 19.07.2011 в качестве свода правил 104.13330.2011, было предусмотрено, что при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать    комплекс    мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления. Защита территории населенных пунктов должна обеспечивать бесперебойное и* надежное функционирование и развитие городских, градостроительных, производственно-технических, коммуникационных объектов и других территориальных систем и отдельных сооружений народного хозяйства. В качестве основных средств инженерной защиты следует предусматривать сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, дренажные системы и отдельные дренажи и другие защитные сооружения. Инженерная защита территории от затопления и подтопления должна быть направлена на предотвращение или уменьшение народнохозяйственного, социального и экологического ущерба, который определяется снижением количества и качества продукции различных отраслей народного хозяйства, ухудшением гигиенических и медико- санитарных условий жизни населения, затратами на восстановление надежности объектов на затапливаемых и подтопленных территориях (п.п. 1.1, 1.2 и 1.9 указанных строительных норм и правил). Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 № 964-пр утвержден свод правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», с момента введения в действие которого вышеназванные строительные нормы и правила признаны не подлежащими применению. В данном своде правил приведены положения, схожие с вышеназванными положениями (пункты 4.1, 4.1.1, 4.8 и 4.9 этого свода правил). В частности, Сводом правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления» подтопление определено, как комплексный гидрогеологический и инженерно¬геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных. Этим же документом инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий. В рамках проведённой прокурорской проверки выявлено, что х. Ленина, расположенный в границах муниципального образования г. Краснодар, ежегодно подвергается подтоплению в связи с превышением уровня грунтовых вод в результате выпадения осадков. Так, согласно информации Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и по данным метеорологической    станции Росгидромета, находящейся в районе аэропорта Краснодар, расположенной в непосредственной близости к х. Ленина, в январе 2024 года (с 1 по 31 января) объем выпавших осадков составил 129,3 мм. В феврале 2024 года (с 1 по 29 февраля) объем выпавших осадков составил 44,2 мм., что указывает на превышение нормативов осадков. Согласно п.п. 8, 23, 26 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. В соответствии с п. о ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований. Таким образом, затопление, подтопление территории вследствие повышения уровня воды в водном объекте сезонно либо внезапно является формой негативного воздействия водного объекта и произошедших обильных осадков. При таких обстоятельствах, с целью достоверного установления негативного влияния водного объекта на территорию, ограниченную вышеуказанной улицами, которое (негативное воздействие) в определенные периоды может привести и к возникновению чрезвычайных ситуаций на данной территории необходимо проведение инженерных изысканий.

В соответствии со ст.42 Градостроительного кодекса РФ инженерные изыскания для подготовки документации по планировке территории выполняются в целях получения:

1)    материалов о природных условиях территории, в отношении которой Осуществляется подготовка такой документации, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, прогнозов их изменения в целях обеспечения рационального и безопасного использования указанной территории;

2)    материалов, необходимых для установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, уточнения их предельных параметров, установления границ земельных участков;

3)    материалов, необходимых для обоснования проведения мероприятий по организации поверхностного стока вод, частичному или полному осушению территории и других подобных мероприятий (далее - инженерная подготовка), инженерной защите и благоустройству территории.

Действующим генеральным планом предусмотрены мероприятия по защите территории х. Ленина от затопления и подтопления, однако их проект не разработан. Предъявление прокурором настоящего иска в интересах неопределенного "круга лиц направлено на защиту прибрежной территории х. Ленина и проживающих в нем лиц от любых форм негативного воздействия водного объекта - Краснодарское водохранилище, включая затопление, подтопление, то есть предотвращение негативного воздействия водного объекта и негативных последствий природного и техногенного характера. В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации, полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Обоснованность предъявления настоящего искового заявления заключается в том, что оно подано в интересах неопределенного круга лиц из числа граждан, проживающих на территории х. Ленина. Согласно ч. 1 ст. 31 ГПК РФ иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящихся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или адресу одного и ответчиков по выбору истца. просили суд обязать Администрацию муниципального образования г. Краснодар в срок до (ГМ)5т202-5 организовать комплекс инженерно-гидрологических и инженерно-геологических изысканий, разработать проект инженерной защиты территории от подтопления и затопления х. Ленина в соответствии с генеральным    планом    муниципального    образования инженерно-геологических изысканий, разработать проект инженерной защиты территории от подтопления и затопления х. Ленина г.Краснодара в соответствии с генеральным планом муниципального образования г. Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. 1.

В судебном заседании Прокуратурой уточнены исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) согласно которым просили суд обязать администрацию организовать комплекс инженерно-гидрологических и инженерно-геологических изысканий, разработать проект инженерной защиты территории от подтопления и затопления х. Ленина в городе Краснодаре в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утверждённого решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. 1.

Представитель ответчика АМО действующая на основании доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала позицию изложенную в возражениях, в котором указывает на незаконность и необоснованность заявленных требований, полагает, что исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику. Орган местного самоуправления вправе осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению, а также принятию мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий только в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, в свою очередь требования искового заявления прокуратуры направлены на принятие мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении Краснодарского водохранилища, которое в свою очередь находится в федеральной собственности.

Подтопление и затопление территории х. Ленина в результате паводка, а также поднятие уровня грунтовых вод находится в ведении федеральных органов власти.

Представитель третьего лица Кубанского бассейного водного управления в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Приобщили письменный отзыв: в 2024 году в результате проведенной проверки прокуратурой округа были установлены факты подтопления домовладений х. Ленина г. Краснодара в результате паводка в январе-марте 2024 года.

Представитель третьего лица ФГБВУ «Центррегионводхоз» Филиал «Краснодарское водохранилище» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Письмом от 07.05.2024 N? 10-20 сообщили, что защитные сооружения (дренажная завеса) обеспечивающие перехват фильтрационных и дренажных вод на правом берегу Краснодарского водохранилища в районе хутора Ленина работают в штатном режиме. Согласно открытым данным Кубанского БВУ (Краснодарский край), ФГУ Кубаньмониторингвод за период январь-март 2024 года чрезвычайных происшествий на водных объектах в зоне деятельности Кубанского БВУ не происходило, сохранялась нормальная водохозяйственная обстановка.

Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 2 Решения городской Думы Краснодара                           от 21.04.2011 № 11 п. 6 «О принятии Устава муниципального образования город Краснодар»(далее – Устав) муниципальное образование город Краснодар наделено статусом городского округа Законом Краснодарского края от 10.03.2004 № 670-КЗ «Об установлении границ муниципального образования город Краснодар и наделении его статусом городского округа».

В силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 8 Устава к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:

- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа;

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа;

- утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство;

- осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, а также правил использования водных объектов для рекреационных целей и так далее.

В описательной части искового заявления указано, что х. Ленина частично расположен в зоне с особыми условиями территории (в зоне затопления и подтопления).

Также установлено, что в юго-восточной части х. Ленина г. Краснодара, в северной части Краснодарского водохранилища расположена улица Набережная, которая полностью находится в зоне затопления и граничит с Краснодарским водохранилищем.

Согласно сведениям Департамента архитектуры на основании Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221, постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 24.07.2020 № 2809 «Об утверждении Положения о реализации администрацией муниципального образования город Краснодар полномочий по присвоению адресов объектам адресации на территории муниципального образования город Краснодар, их изменению и аннулированию» Департамент архитектуры присваивает, изменяет и аннулирует адреса объектам адресации на территории городского округа города Краснодара и размещает сведения об адресах в государственном адресном реестре (далее – ГАР).

В Департаменте архитектуры отсутствует информация о наименовании улицы Набережной в х. Ленина.

Сведения в ГАР об элементе улично-дорожной сети городского округа город Краснодар, хутор Ленина, улица Набережная не зарегистрированы.

Согласно статье 41 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утверждённым решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п.6 в соответствии с частью 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации Приказом Кубанского бассейнового водного управления (Кубанское БВУ) от 04.06.2021 № 76-пр «Об установлении зон затопления, подтопления Краснодарского края» установлены зоны затопления, подтопления Краснодарского края (Зоны с особыми условиями использования территории).

В границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

В исковом заявлении прокуратура указывает, что в январе-марте 2024 установлены факты подтопления домовладений хутора Ленина в результате паводка.

Согласно «Методическим рекомендациям по организации подготовки и сопровождения паводкоопасного периода на территории субъекта Российской Федерации» (утв. МЧС России 09.03.2023 № 2-4-48-3-9) (далее – Методические рекомендации) паводок- фаза водного режима реки, которая может многократно повторяться в различные сезоны года, характеризующаяся интенсивным, обычно кратковременным увеличением расходов и уровней воды, и вызываемая дождями или снеготаянием во время оттепелей.

Также согласно Методическим рекомендациям затопление - покрытие территории водой в период половодья или паводков.

Подтопление - повышение уровня грунтовых вод, нарушающее нормальное использование территории и эксплуатацию расположенных на ней объектов.

Согласно Постановлению Госгортехнадзора РФ от 04.11.2000 № 65 «Об утверждении «Методики расчета зон затопления при гидродинамических авариях на хранилищах производственных отходов химических предприятий» вода грунтовая - гравитационная вода первого от поверхности земли постоянно действующего водоносного горизонта, расположенного на первом водоупорном слое.

Мониторинг состояния подземных вод, а также сбор иной информации о подземных водах осуществляет Федеральное агентство по недропользованию (далее - Роснедра).

Согласно Положению «О Федеральном агенстве по недропользованияю», утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации                         от 17.06.2004 № 293 Роснедра является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 № 649).

Роснедра находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2008              № 404).

Роснедра осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству и т.д.

организует:

- государственное геологическое изучение недр;

- экспертизу проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых; (пп. 5.2.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 № 1476);

- проведение в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр;

- правомочия обладателя геологической информации о недрах от имени Российской Федерации; (пп. 5.3.2 в ред. Постановления Правительства РФ                    от 29.12.2015 № 1476);

- осуществляет ведение государственного учета работ по геологическому изучению недр посредством ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр и т.д.

В силу пункта 16 статьи 1 ВК РФ негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определённые территории и объекты.

Частью 5 статьи 67.1 ВК РФ установлено, что собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Согласно подпунктам 1 и 17 статьи 24 ВК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления осуществляют полномочия по владению, пользованию, распоряжению, а также осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований(подпункты 1 и 2 части 1 статьи 27 ВК РФ).

Обязанность своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании возложена на собственников таких объектов, водопользователей (пункт 4 части 2 статьи 39 ВК РФ).

Кроме того, в силу положений пункта 2 части 1 статьи 39 ВК РФ установлено, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов имеют право осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах.

Использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (пункт 14 статьи 1 ВК РФ).

Пункт 2 части 1 статьи 11 ВК РФ предусматривает, что использование акватории водных объектов, находящихся в федеральной собственности, осуществляется на основании договора водопользования, если иное не предусмотрено частью 2 и 3 названной статьи.

При этом для осуществления строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов, находящихся в федеральной собственности, требуется решение о предоставлении водных объектов в пользование (пункт 5 части 2 статьи 11 ВК РФ).

Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, или частей таких водных объектов в пользование на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется исполнительными органами государственной власти в пределах их полномочий (части 4 статьи 11 ВК РФ).

В силу пункта 4 части 3 статьи 11 ВК РФ принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется в случае, если водный объект используется для предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

В соответствии со статьёй 67.1 ВК РФ под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.

Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Орган местного самоуправления вправе осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению, а также принимать меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий только в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.

Указанный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017), утверждённой Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.

В силу приложения № 9 к Приказу Министерства природный ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.03.2014 № 66 «Об утверждении Положений о территориальных органах Федерального агентства водных ресурсов» (далее – Положение) Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, сокращенное наименование Кубанское БВУ (далее - территориальный орган), является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов на территории Российской Федерации, в границах бассейнов рек Кубань, Кума, Кура, Егорлыкского, Краснодарского, Кубанского (Большого), Ново-Троицкого, Сенгилеевского, Шапсугского, Чограйского водохранилищ и других водных объектов на территории субъектов Российской Федерации: Республики Адыгея, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского края, Ставропольского края.

Согласно пункту 4 Положения территориальный орган в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия:

организует:

- осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в зоне деятельности территориального органа;

- осуществление мероприятий по охране водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений в зоне деятельности территориального органа;

- осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения функций, установленных пунктом 1 настоящего Положения;

- осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке закупку товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд, в частности заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договорыпозакупке товара, работы, услуги, в том числе на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд;

- осуществляет функции государственного заказчика научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности территориального органа;

осуществляет ведение:

- государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования;

осуществляет:

- в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности;

- разработку, утверждение и реализацию в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов;

- гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации;

- утверждение нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального агентства по рыболовству и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;

- устанавливает режимы пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ;

- в установленном порядке вносит в Федеральное агентство водных ресурсов предложения по финансированию водохозяйственных мероприятий и так далее.

Согласно Положению о Филиале «Краснодарское водохранилище» ФГБВУ «Центррегионводхоз», утверждённому Приказом Федерального государственного бюджетного водохозяйственного учреждения «Центррегионводхоз» от 19.11.2019 № 150 (далее – Положение о Филиале, Филиал соответственно) предметом деятельности Филиала является осуществление полномочий Учреждения по:

выполнению мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит государственная граница Российской Федерации;

выполнению мероприятий по охране водоемов, расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоёмов, установленным Правительством Российской Федерации, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, выполнение мероприятий по ликвидации последствий указанных явлений;

эксплуатации водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений, находящихся в оперативном управлении Учреждения;

регулярным наблюдениям за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, и изменениями морфометрических особенностей водоемов, расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, наблюдениям за находящимися в федеральной собственности водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, эксплуатируемыми Учреждением, в рамках обеспечения ведения государственного мониторинга водных объектов, находящихся в ведении Учреждения.

Филиал вправе осуществлять следующие основные виды деятельности:

проведение противопаводковых, берегоукрепительных и других водохозяйственных мероприятий, в том числе по обеспечению безаварийного пропуска половодий и паводков на гидротехнических сооружениях и водохозяйственных системах, находящихся в оперативном управлении Учреждения, а также водоохранных мероприятий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности в пределах зоны деятельности Учреждения;

выполнение работ по эксплуатации гидротехнических сооружений (ГТС) и водохозяйственных систем, находящихся в ведении Филиала;

проектирование, капитальный и текущий ремонты, реконструкция и строительство гидротехнических сооружений не выше IV опасности;

выполнение комплекса мероприятий, направленных на выполнение функций заказчика, застройщика в отношении водохозяйственных и иных мероприятий в зоне деятельности Учреждения, в том числе:

- получение и оформление исходных данных для проектирования (резервирование земельного участка, технико-экономические обоснования, технические условия на присоединение инженерных коммуникаций, строительный паспорт и т.д.);

- техническое сопровождение проектной стадии (контроль за разработкой проектно-сметной документации, согласование её в установленном порядке, передача в органы экспертизы на утверждение и генподрядной организации и                  т. д.);

- оформление разрешительной документации на выполнение водохозяйственных мероприятий, в том числе строительство, реконструкцию и капитальный ремонт водохозяйственных объектов, контроль за сроками действия выданных технических условий на выполнение мероприятий и так далее.

Подтопление и затопление территории х. Ленина в результате паводка, а также поднятие уровня грунтовых вод находится в ведении федеральных органов власти.

В соответствии со статьёй 67.1 ВК РФ под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.

Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Орган местного самоуправления вправе осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению, а также принимать меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий только в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.

Мероприятия, направленные на инженерную защиту территории от подтопления в рассматриваемом случае должны выполняться соответствующим органом государственной власти Российской Федерации, а следовательно администрация является ненадлежащим ответчиком.

Так же согласно пояснительной записке к плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования город Краснодар, приобщенной администрацией к материалам настоящего дела, судом установлено, что на территории муниципального образования город Краснодар отмечаются участки территории подверженные подмыву, переработке и разрушению берегов р. Кубань и Краснодарского водохранилища.

Протяженность береговой линии Краснодарского водохранилища составляет около 230 км, из них более 29 км по территории муниципального образования город Краснодар.

Разрушению берегов подвержены береговые территории Краснодарского водохранилища, которые не имеют укрепленного берега, то есть от хутора Ленина и вверх по течению.

Береговой уступ потенциально опасно приблизился к жилым зданиям и улично-дорожной сети в ст. Старокорсунской, а также садоводческим участкам          в х. Ленина.

С целью обоснования законности предъявления искового заявления в суд прокуратурой в материалы дела приобщено письмо прокуратуры Краснодарского края от 25.03.2024 № 7/3-17-2024/5438-24-20030001 согласно которому прокурору Карасунского административного округа города Краснодара дано поручение о необходимости проведения проверки обстоятельств строительства коттеджных поселков путем установления обстоятельств направления в органы местного самоуправления уведомлений о строительстве объектов ИЖС от юридических лиц. В ходе проверки прокуратуре округа необходимо дать оценку законности действий застройщиков по возведению объектов ИЖС в отсутствие сетей ливневой канализации. В случае выявления нарушений, принять меры реагирования, направленные на понуждение организаций-застройщиков к возведению сетей ливневой канализации на территориях коттеджных поселков.

Вместе с указанным письмом прокуратурой приобщено к материалам настоящего обращение жителей х. Ленина согласно которому судом установлено следующее.

С 13 января 2024 года территорию х. Ленина затопило, а именно подвальных и цокольных помещениях жилых домов вода поднялась до 80-ти сантиметров, а жителей, живущих в домах, близлежащих к водохранилищу, подвалы залиты полностью, уровень подъема воды достигает 2-х метров.

При строительстве водохранилища дренажные насосы стояли вдоль всего водохранилища. Изначально «Кубанское море» снабжало водой аграриев и жителей города Краснодара.

Указанные насосы защищали город Краснодар и аэропорт «Пашковский» от разлива во время паводков от берегов Кубанского и Краснодарского водохранилищ.

На территории х. Ленина гражданами насчитано 18 скважин, в каждой скважине по 2 насоса, которые в настоящее время работают не в полном объеме.

На основании данных обстоятельств суд находит противоречие между исковым заявлением и устными пояснениями прокуратуры.

Так в исковом заявлении истцом указано, что в результате паводка и поднятия грунтовых вод происходит затопления территории хутора Ленина.

Согласно устной позиции представителей прокуратуры истцом не установлены причины такого затопления.

Также исходя из обращения граждан, а также письма прокуратуры <адрес> от 25.03.2024 № 7/3-17-2024/5438-24-20030001, приобщенных к материалам дела судом установлено, что затопление и подтопление территории           х. Ленина происходит из-за ненадлежащей работы дренажных насосов, а также по причине возможно незаконных действий застройщиков по возведению объектов ИЖС в отсутствие сетей ливневой канализации.

Судом приняты во внимание устные пояснения ответчика, согласно которым установлено, что уведомления о планируемом строительстве ИЖС выдается соответствующей администрацией округа в рамках установленной компетенции.

Согласно ГОСТ 19179-73 Гидрология суши. Термины и определения. Гидрология – это наука, изучающая гидросферу, ее свойства и протекающие в ней процессы и явления во взаимосвязи с атмосферой, литосферой и биосферой.

Гидрология суши – это раздел гидрологии, рассматривающий поверхностные воды.

Гидрологический сезон - часть гидрологического года, в пределах которой режим реки характеризуется общими чертами его формирования и проявления, обусловленными сезонными изменениями климата.

Фаза водного режима реки - характерное состояние водного режима реки, повторяющееся в определенные гидрологические сезоны в связи с изменением условий питания. Примечание. Основными фазами водного режима реки являются половодье, паводок, межень.

Согласно «Методическим рекомендациям по организации подготовки и сопровождения паводкоопасного периода на территории субъекта Российской Федерации» (утв. МЧС России 09.03.2023 № 2-4-48-3-9) (далее – Методические рекомендации) паводок- фаза водного режима реки, которая может многократно повторяться в различные сезоны года, характеризующаяся интенсивным, обычно кратковременным увеличением расходов и уровней воды, и вызываемая дождями или снеготаянием во время оттепелей.

Также согласно Методическим рекомендациям затопление - покрытие территории водой в период половодья или паводков.

Подтопление - повышение уровня грунтовых вод, нарушающее нормальное использование территории и эксплуатацию расположенных на ней объектов.

Согласно Постановлению Госгортехнадзора РФ от 04.11.2000 № 65 «Об утверждении «Методики расчета зон затопления при гидродинамических авариях на хранилищах производственных отходов химических предприятий» вода грунтовая - гравитационная вода первого от поверхности земли постоянно действующего водоносного горизонта, расположенного на первом водоупорном слое.

Согласно СП 446.1325800.2019 Инженерно-геологические изыскания для строительства. Общие правила производства работ. Инженерно-геологические изыскания должны обеспечивать комплексное изучение инженерно-геологических условий территории (района, площадки, участка, трассы) проектируемого строительства и составление прогноза возможных их изменений в сфере взаимодействия проектируемых объектов с геологической средой для получения необходимых и достаточных материалов при планировании градостроительной деятельности и разработке проектных решений.

В силу СП 116.13330.2012"СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения"инженерная защита территорий, зданий и сооружений: Комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.

Территория хутора Ленина подвергается опасным гидрологическим процессам.

Орган местного самоуправления в рамках своих полномочий установил границы зон затопления и подтопления генеральным планом муниципального образования город Краснодар, которые в свою очередь определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Как установлено материалами дела предъявление прокурором настоящего иска интересах неопределенного круга лиц направлено на защиту прибрежной территорий х. Ленина г. Краснодара и проживающих в нем лиц от любых форм негативного воздействия водного объекта - Краснодарское водохранилище, включая затопление, подтопление, то есть предотвращение негативного воздействия водного объекта и негативных последствий природного и техногенного характера.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления осуществляют полномочия по владению, пользованию, распоряжению, а также осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований(подпункты 1 и 2 части 1 статьи 27 ВК РФ).

Судом также не могут быть приняты во внимание доводы прокуратуры округа о том, что мероприятия по проектированию ливневых канализаций в х. Ленина могут быть исполнимы в результате организации комплекса инженерно-гидрологических и инженерно-геологических изысканий, так как указанные меры направлены, в силу действующего законодательства, на защиту территории от негативного воздействия водного объекта, а в данном случае Краснодарского водохранилища.

Более того, судом установлено, что указанные негативные последствия появились лишь в 2024 году, в результате ненадлежащей работы дренажных насосов, которые в силу Положений находятся в ведении третьих лиц, как и само Краснодарское водохранилище, а пояснения прокуратуры в части отсутствия ливневых канализаций должны быть рассмотрены в рамках иного судопроизводства и направлены к собственникам ИЖС и/или к застройщикам таких объектов.

Суд приходит к выводу, что исковое заявление не соответствует положениям ст. 131 ГПК РФ, а именно в исковом заявлении отсутствуют сведения, в чем конкретно заключаются интересы заявителя, какое право нарушено, а также отсутствует ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты нарушенного права.

При таких обстоятельствах требования искового заявления являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Прокуратуры Карасунского административного округа г. Краснодара к Администрации Муниципального образования г. Краснодар об обязании организации комплекса инженерно-гидрологических изысканий – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара.

    Судья Первомайского

    районного суда г. Краснодара                     В.Н.Глущенко

    Мотивированное решение изготовлено 30.08.2024

2-4567/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Карасунского округа г. Краснодара
Ответчики
Администрация МО г. Краснодар
Другие
Филиал Краснодарское водохранилище ФГБВУ Центррегионводхоз
Кубанское бассейновое водное управление
Суд
Первомайский районный суд г. Краснодара
Дело на сайте суда
pervomaisky.krd.sudrf.ru
05.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
05.07.2024Передача материалов судье
08.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2024Судебное заседание
14.08.2024Судебное заседание
28.08.2024Судебное заседание
30.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2024Дело оформлено
28.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее