Решение по делу № 2-542/2022 от 22.03.2022

66RS0016-01 -2022-000396-98

Дело № 2-542/2021

Мотивированное решение составлено 08.07.2022.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Артемовский                                                                                14 июня 2022 года

Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Тюриковой Т.В., при секретаре Гужавиной О.А., с участием истца Сотниковой Е.В., представителей ответчика Шевелева И.С., Пономаревой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сотниковой Е. В. к Финансовому управлению Администрации Артемовского городского округа о восстановлении срока исковой давности, признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы, денежной компенсации, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Сотникова Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации Артемовского городского округа в лице Финансового управления о восстановлении срока исковой давности, признании приказа от 01.12.2021 об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы в размере 175 033,04 руб., денежной компенсации в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.

В обоснование требований истец в иске указала, что состоит в трудовых отношениях с Администрацией Артемовского городского округа в лице Финансового управления с 12.12.1984. До отстранения от работы работала в должности ведущий специалист отдела бухгалтерского учета и отчетности. В связи с выходом Постановления Главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 14.10.2021 № 05-24/2 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Свердловской области в 2021 г. по эпидемическим показаниям», ей было выдано уведомление от 15.10.2021 № 01/886 о прохождении обязательной иммунизации с разъяснениями о том, что в случае отказа будет рассмотрен вопрос об отстранении от работы в порядке, предусмотренном абз.8 4.1 ст.76 ТК РФ без сохранения заработной платы, либо переводе на дистанционный режим. Согласно обжалуемому приказу работодателя основанием для выдачи уведомления является также распоряжение Администрации Артемовского городского округа от 28.10.2021 № 167-РА «О внесении изменений и распространения коронавирусной инфекции (2019-№CoV) в здании Администрации Артемовского городского округа». Однако указанное распоряжение действует в отношении посетителей администрации города, а не в отношении ее работников. В повторном уведомлении от 09.11.2021 № 01/973 указано, что истец будет отстранена от работы без сохранения заработной платы с 01.12.2021 и перевод на дистанционный режим стал невозможен по техническим причинам, хотя перевод на дистанционный режим ранее уже был. В действительности возможность перевода в дистанционный режим сохранялась.

25.10.2021 и 25.11.2022 истцом работодателю по его просьбе были представлены отказы от вакцинации. Согласно действующему законодательству работодатель не вправе был требовать и получать от истца отказ при несогласии ставить прививку, так как работодатель на это не уполномочен в силу закона, неправомерным является возложение обязанностей на работодателя, в том числе на орган местного самоуправления, по выполнению требований санитарного законодательства по иммунизации сотрудников администрации города путем проведения профилактических прививок либо оформления отказа. Считает действия работодателя по отстранению истца от работы, незаконными. Незаконным отстранением от работы нарушены трудовые права истца, истцу причинен материальный ущерб и моральный вред. Полагает, что выплаты за время вынужденного прогула производятся одновременно с изданием приказа об отмене приказа об отстранении от работы. С учетом периода отстранения от работы, с декабря 2021 по июнь 2022 года, по расчетам истца, просила взыскать за время вынужденного прогула заработную плату 410 694,12 руб. (в календарных днях) или 266 739,48 руб. (рабочие дни), а так же проценты на невыплаченную заработную плату.

После отстранения от работы истец понесла нравственные страдания, связанные с неправомерным поведением Работодателя. Фактически истец не могла искать новую работу и получить статус безработной, так как была трудоустроена по-прежнему у работодателя, при этом незаконное отстранение от работы без сохранения зарплаты поставило ее в сложное материальное положение. Моральный вред оценивает в размере 5 000 рублей.

Срок исковой давности пропущен истцом по уважительной причине. С целью зашиты своего права 18.01.2021 истец обратилась в Государственную инспекцию труда, но до этого обращения, в период с 02.12.2021 - 16.12.2021 истец находилась в стационаре, что подтверждается листком нетрудоспособности (электронным), выданным ГАУЗ СО «Артемовская ЦРБ». Государственная инспекция труда (ГИТ) дала свой ответ 22.02.2022 и посоветовала работнику обратиться за разрешением трудового спора в суд. Истец воспользовалась данными рекомендациями и 16.03.2022 подала настоящее исковое заявление в суд по месту своего жительства. Полагает, что поскольку обратилась в суд после получения ответов на его обращения в ГИТ, пропуск установленного ст. 392 ТК РФ срока был вызван уважительной причиной.

Просит суд восстановить срок исковой давности, пропущенный по уважительной причине. Признать Приказ от 01.12.2021 № 93-к об отстранении Сотниковой Е. В. от работы незаконным. Начислить и выплатить истцу заработную плату за период незаконного отстранения от работы с 02.12.2021. Обязать Администрацию Артемовского городского округа в лице Финансового управления выплатить истцу денежную компенсацию в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленной даты выплаты по день фактического расчета со мной включительно. Взыскать с Администрации Артемовского городского округа в лице Финансового управления в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

В судебном заседании истец Сотникова Е.В. на уточненных исковых требования настаивала, поддержала доводы изложенные в иске, она отказалась предоставлять свои медицинские документы работодателю, потому что это медицинская тайна, она не обязана предоставлять их работодателю, у него нет права принуждать к вакцинации, на прививки подписывают добровольное согласие. Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить работника от работы только в тех случаях, когда выполнение работы связано с высоким риском заражения, сельскохозяйственные, строительные, по лесозаготовке, обслуживание животноводческих хозяйств, работы по отлову и содержанию безнадзорных животных, канализационное обслуживание, работа в образовательных учреждениях, и т.д., моя работа в этот список не входит. Истец ссылается ФЗ №157, в трудовом кодексе есть пункт, по каким федеральным законам отстраняются от работы. Из письма Министерства здравоохранения по прививкам следует, что это клинические испытания, они носят экспериментальный характер, истец не хочу быть экспериментом, на себе проводить испытания не позволит. В Свердловской области введен режим повышенной готовности для органов управления, для населения режим повышенной готовности не объявлен. Федеральная служба по надзору в сфере по защите прав потребителей дает ответ, что режим повышенной готовности или режим чрезвычайной ситуации по Российской Федерации Правительством РФ либо Президентом РФ не вводился. Истцу в <адрес> аллерголог выдал справку, в Артемовской ЦРБ такую справку отказались выдать. С расчетом стороны ответчика истец согласна, в случае удовлетворения исковых требований просит принять расчет ответчика.

Представитель соответчиков Шевелев И.С., действующий на основании доверенностей (л.д. 78,79), Пономарева А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, подержали доводы, изложенные в письменных отзывах.

Из возражений Финуправления следует, что в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 N» 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» чрезвычайная ситуация приравнена к режиму повышенной готовности. Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-пСо V)» на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности.

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 14.10.2021 №2 05-24/2 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Свердловской области в 2021 г. по эпидемическим показаниям» установлено с 01.10.2021 организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы, муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, работников органов власти и местною самоуправления;

Рассмотреть вопрос об отстранении от работы или переводе на дистанционный режим работы государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы, муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, работников органов власти и местного самоуправления не имеющих не одной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с 02.12.2021 включительно. На 12.05.2022 Постановление контрольною органа не отменено, обязательно к исполнению и распространяет свое действие на всей территории Свердловской области.

15.10.2021 Сотникова Е.13. уведомлена об обязательной иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а так же на случае отказа от иммунизации о возможном отстранении от работы в порядке предусмотренном абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудовою кодекса Российской Федерации, без сохранения заработной платы, либо переводе на дистанционный режим работы, до прохождения иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо до нормализации эпидемиологической обстановки. От истца поступил письменный отказ.

Из докладной записки специалиста 1 категории по информационным технологиям Финансового управления ФИО2 следует, что функционирование Финансовою управления осуществляется программно-техническими средствами с использованием защищённых каналов связи (Континент-ДП, Континент-TLS, VipNet-client) и средствами криптографической защиты информации (Крипто-ПРО) установленными на автоматизированных рабочих местах Финансового управления. Установка программно- технических средств с использованием защищённых каналов связи и средств криптографической защиты информации производится с привязкой    к автоматизированному рабочему месту с заполнением акта установки, следовательно на дому установить программно-технические средства с использованием защищенных каналов связи и средства криптографической защиты информации невозможно, поэтому отсутствует возможность перевода работников Финансового управления    на дистанционный режим работы.

Приказом но Финансовому управлению от 01.12.2021 N» 93-к Сотникова Е.В. отстранена от работы с 02.12.2021 и до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации. Сотникова Е.В. уведомлена, что она может приступить к работе при отказе вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) в случае предоставления медицинских документов о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией (COV1D-19). На 12.05.2022 указанные документы Сотниковой Е.В. в Финансовое управление не предоставлены.

Таким образом, Финансовое управление считает, что при отстранении Сотниковой Е.В. от работы, полностью действовало в соответствии с трудовым и противоэпидемическим законодательством и просит суд в удовлетворении исковых требований Сотниковой Е.В. отказать в полном объеме (л.д. 63-64).

Представитель ответчика в судебном заседании дополнил, что с 14.06.2022 по 30.06.2022 Сотниковой Е. В. согласно графику отпусков на 2022 год предоставлен очередной оплачиваемый отпуск (Приказ Финансового управления Администрации Артемовского городского округа от 31.05.2022 № 23-л). Выплата отпускных и материальной помощи к отпуску произведена 08.06.2022 по заявлению Сотниковой Е.В. на карту третьего лица (л.д. 123-125).

Представитель Управления Роспотребнадзора по Свердловской области о слушании дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В заключении указал, что нарушений в действиях работодателя не установлено.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему:

статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит, в том числе, свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит, в том числе, свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

В силу части 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из совокупности представленных и исследованных в судебном заседании письменных материалов дела установлено, что Сотникова Е. В. работает в Финансовом управлении Администрации Артемовского городского округа с 12.12.1984.

Приказом Финансового управления Администрации Артемовского городского округа от 31.12.2010 № 6-к, Скрябина Евгения Вячеславовна назначена на должность муниципальной службы ведущего специалиста отдела бухгалтерского учета и отчетности Финансового управления Администрации Артемовского городского округа. С работником в письменной форме с 01.01.2011 на неопределенный срок заключен трудовой договор от 31.12.2010 № 10 (л.д. 75).

Приказом Финансового управления от 09.07.2015 № 17-к, в связи с изменением фамилии ведущего специалиста отдела бухгалтерского учета и отчетности ФИО1 на Сотникову Е.В, внесены изменения в учетные документы работника (л.д. 74).

Во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 14.10.2021 № 05-24/2 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Свердловской области в 2021 г. по эпидемическим показаниям» 18.10.2021 истец была уведомлена об обязательной иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а так же в случае отказа от иммунизации о возможном отстранении от работы, в порядке, предусмотренном абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудовою кодекса Российской Федерации, без сохранения заработной платы, либо переводе на дистанционный режим работы, до прохождения иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо до нормализации эпидемиологической обстановки (л.д. 76 оборот).

25.10.2021 от Сотниковой Е.В. поступил письменный отказ от обязательной иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) (л.д. 67 оборот). При этом сведения об имеющих медицинских противопоказаниях к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COV1D-19), а так же медицинские документы, подтверждающие факт перенесенного заболевания COVID-19 от Сотниковой Е.В. в адрес работодателя не поступали.

09.11.2021 Сотникова Е.В. повторно уведомлена об обязательной иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а так же в случае отказа от иммунизации о возможном отстранении от работы в порядке предусмотренном абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, без сохранения заработной платы, либо переводе на дистанционный режим работы, до прохождения иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COV1D-19), либо до нормализации эпидемиологической обстановки (уведомление от 09.11.2021 № 01/973 на л.д. 76).

25.11.2021 от Сотниковой Г..В. поступил письменный отказ от обязательней иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (л.д. 67).

Из докладной записки специалиста 1 категории по информационным технологиям Финансового управления ФИО2 следует, что функционирование Финансовою управления осуществляется программно-техническими средствами с использованием защищённых каналов связи (Континент-ДП, Континент-TLS, VipNet-client) и средствами криптографической защиты информации (Крипто-ПРО) установленными на автоматизированных рабочих местах Финансового управления. Установка программно- технических средств с использованием защищённых каналов связи и средств криптографической защиты информации производится с привязкой к автоматизированному рабочему месту с заполнением акта установки, следовательно га дому установить программно-технические средства с использованием защищенных каналов связи и средства криптографической защиты информации невозможно, поэтому отсутствует возможность перевода работников Финансового управления     на дистанционный режим работы (л.д. 65 оборот).

    Приказом по Финансовому управлению №93-к от 01.12.2021 истец была отстранена от работы с 02.12.2021 и до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации ведущего специалиста отдела бухгалтерского учета и отчетности Сотникову Е. В., отказавшуюся от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и не имеющую противопоказаний для вакцинации (сведения о противопоказаниях отсутствуют). Отделу бухгалтерского учета и отчетности (ФИО3) не начислять Сотниковой Е.В. заработную плату за период отстранения от работы (л.д. 65). С указанным приказом от 01.12.2021 истец была ознакомлена 01.12.2021.

23.03.2022 истец уведомлена о приступлении к исполнению служебных обязанностей, в том числе при представлении медицинских документов о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (л.д. 77).

Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-пСо V)» на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).

В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).

На основании подпунктов «в», «г» пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Статья 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).

Согласно статье 35 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 1 статьи 51).

Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» также установлено, что решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по COVID-19 на территории Свердловской области Главным государственным санитарным врачом по Свердловской области принято Постановление от 14.10.2021 №05-24/2 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Свердловской области в 2021 год по эпидемическим показаниям» (далее по тексту - Постановление).

Постановлением определен перечень работников и лиц, осуществляющих деятельность на основании гражданско-правового договора, подлежащих обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям, установлены сроки вакцинации

Согласно п.9.2 Постановления, руководителям юридических    лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям указано рассмотреть вопрос об отстранении от работы или переводе на дистанционный режим работы граждан, подлежащих обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям, не имеющих к установленному сроку ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции или не завершивших в установленные сроки вакцинацию.

Указанная в Постановлении норма о необходимости отстранения от работы сотрудников, не прошедших вакцинацию в установленном порядке носит рекомендательный характер. При этом, работник, выполняющий работы в вышеуказанных сферах деятельности, не имеющий противопоказаний, вправе отказаться от вакцинации

Вместе с тем статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г N 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает что граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановления, предписания должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Кроме того, статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г N 52-ФЗ обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

В части 3 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» имеется ссылка на календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, где указаны сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации.

В календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденном Приказом №1122н от 06.12.2021 «Об утверждении Национального календаря профилактических прививок, календаря прививок по эпидемическим показаниями порядка проведения профилактических прививок» указано, что вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 подлежат гражданские и муниципальные служащие.

Абзацем 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных указанным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 76 ТК РФ установлено, что работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.

На уведомление ответчика, истец отказалась пройти вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не предоставила справки о наличии противопоказаний к вакцинации или сертификата о перенесенном заболевании COVID-19. По состоянию на 14.06.2022 (дата рассмотрения дела) режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией на территории Свердловской области, не отменен.

Из докладной записки специалиста 1 категории по информационным технологиям Финансового управления ФИО2 следует, что функционирование Финансовою управления осуществляется программно-техническими средствами с использованием защищённых каналов связи (Континент-ДП, Континент-TLS, VipNet-client) и средствами криптографической защиты информации (Крипто-ПРО) установленными на автоматизированных рабочих местах Финансового управления. Установка программно- технических средств с использованием защищённых каналов связи и средств криптографической защиты информации производится с привязкой    к автоматизированному рабочему месту с заполнением акта установки, следовательно га дому установить программно-технические средства с использованием защищенных каналов связи и средства криптографической защиты информации невозможно, поэтому отсутствует возможность перевода работников Финансового управления    на дистанционный режим работы.

С учетом изложенного, отстранение истца ответчиком от работы до момента предоставления документов, подтверждающих вакцинацию против новой коронавирусной инфекции COVID-19, либо предоставлении сертификата о перенесенном заболевании COVID-19, либо предоставлении справки о наличии противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), решение о выдаче которой принято врачебной комиссией медицинской организации, либо до окончания периода режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, является правомерным. У работодателя отсутствовала возможность перевода работника Финансового управления на дистанционный режим работы.

Нарушений порядка отстранения истца от работы работодателем не допущено.

Поскольку, приказ об отстранение работника от работы от 01.12.2021, носит длящийся характер, на момент рассмотрения дела, распространял свое действие, истцом срок исковой давности, не пропущен.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска о восстановлении срока исковой давности, признании приказа об отстранении истца от работы незаконным, в удовлетворении производных требований о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, процентов, компенсации морального вреда также следует отказать

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Сотниковой Е. В. к Финансовому управлению Администрации Артемовского городского округа о восстановлении срока исковой давности, признании приказа об отстранении от работы №93-к от 01.12.2021 незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, денежной компенсации, компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения с подачей жалобы через Артемовский городской суд.

    Мотивированное решение подлежит составлению в течение пяти рабочих дней, в срок по 21 июня 2022 года включительно.

Судья:                                                                       Т.В. Тюрикова

.

2-542/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сотникова Евгения Вячеславовна
Ответчики
Финансовое управление администрации АГО
Другие
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области
Суд
Артемовский городской суд Свердловской области
Судья
Тюрикова Татьяна Васильевна
Дело на сайте суда
artemovsky.svd.sudrf.ru
22.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2022Передача материалов судье
29.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.05.2022Предварительное судебное заседание
09.06.2022Судебное заседание
14.06.2022Судебное заседание
08.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее