Дело № 2а-921/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2018 года
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи И.Ф. Мутагарова,
при секретаре Фазыловой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан к судебному приставу-исполнителю Нефтекамского межрайонного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Сафиуллину Л.С., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация ГО г. Нефтекамск обратилась в суд с данным административным исковым заявлением указав, что решением Нефтекамского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск прокурора г. Нефтекамск, выступающего в интересах Мустафиной Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, которое вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем НМОСП УФССП по РБ Сафиуллиным Л.С. возбуждено исполнительное производство №-ИП.
В ходе исполнения требований исполнительного листа постановлением судебного пристава -исполнителя НМОСП УФССП по РБ Сафиуллина Л.С. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации ГО г. Нефтекамск установлен исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Административный истец указал, что имеется ряд непреодолимых обстоятельств, находящихся вне контроля администрации, а именно: отсутствие финансирования, дефицит бюджета городского округа г. Нефтекамск, которые делают невозможным немедленно исполнение решение суда о предоставлении жилья, так как исполнение решения суда постановлено в прямую зависимость от перечисления администрации из федерального и республиканского бюджета денежных средств в виде субвенции в необходимом размере.
Принимая во внимание указанные обстоятельства административный истец просил освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании решения Нефтекамского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца администрации ГО г. Нефтекамск - Набиева Г.Д., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан своего представителя в суд не направило, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Сафиуллин Л.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Суд, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу решением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск прокурора г. Нефтекамск в интересах Мустафиной Р.Р. к Администрации ГО г. Нефтекамск РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в черте городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения не менее 14 кв.м., сроком на 5 лет.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Нефтекамского МОСП УФССП по РБ от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении администрации ГО г. Нефтекамск Республики Башкортостан в пользу взыскателя Мустафиной Р.Р.
Согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
Поскольку требования исполнительного документа в установленный законом пятидневный срок исполнены не были, судебным приставом исполнителем Нефтекамского межрайонного отдела судебных приставов УФССП по Республике Башкортостан Сафиуллиным Л.С. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора №, которым постановлено взыскать с должника Администрации ГО г. Нефтекамск исполнительский сбор в размере 50 000 руб. в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании решения Нефтекамского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 11, 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 - ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.
В соответствии со ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве").
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 6 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В силу ч.7 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительный сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения ( ст.ст. 49,50,52-54,55 Конституции РФ).
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены ст.401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствие его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В обосновании заявленных требования об освобождении от исполнительского сбора административный истец ссылается на то, что им предпринимались все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства.
16 февраля 2017 года между Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре и администрацией городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан заключено соглашение №5 о предоставлении субвенции из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.
Согласно соглашению Государственный комитет предоставляет субвенцию в размере 19 836 900,00 рублей, в том числе: -за счет федерального бюджета в размере 4 352 500,00 рублей; -за счет средств бюджета Республики Башкортостан в размере 15 484 400,00 рублей.
20 июня 2017 года Дополнительным соглашением к Соглашению №5 от 16 февраля 2017 года, заключенным между Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре и администрацией городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан, изменен п.1.2 Соглашения, изложен в следующей редакции «Государственный комитет предоставляет субвенцию в размере 20 033 389,88 рублей, в том числе: -за счет федерального бюджета в размере 4 337 230,86 руб.; -за счет средств бюджета Республики Башкортостан в размере 15 696 168,02 рублей.»
Согласно позиции административного истца, выделенных средств органами исполнительной власти Республики Башкортостан администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, недостаточно для обеспечения всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в 2017 году право на получение жилого помещения возникло у 123 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, администрация городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан была обязана предоставить Мустафиной Р.Р. благоустроенное жилое помещение не за счет собственных средств, а за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан.
Письмом Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре установлено, что выделение дополнительных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа в 2017 году не предполагается.
В целях надлежащего исполнения государственных полномочий Республики Башкортостан по жилищному обеспечению детей-сирот и лиц из их числа 20 декабря 2017 года в адрес Правительства Республики Башкортостан и Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре направлены письма о необходимости увеличения объема субвенций, подлежащих предоставлению в 2018 году бюджету городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.
Кроме того, администрация ГО г. Нефтекамск неоднократно обращалась в Нефтекамское ОСП УФССП по РБ с информацией о приобретении квартир на денежные средства, выделенные в рамках субвенций за счет средств федерального бюджета и средств бюджета Республики Башкортостан, предоставив список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым приобретены жилые помещения.
Согласно отчета об осуществлении расходов бюджета ГО г. Нефтекамск РБ, источником софинансирования которых является субвенция из федерального бюджета, бюджета РБ на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по состоянию на 01 января 2018 года установлено, что 15 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были обеспечены жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств 2016 года.
Проанализировав доказательства, представленные административным истцом, суд приходит к выводу о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно, поскольку возможность исполнения решения суда была поставлена в прямую зависимость от перечисления должнику из республиканского бюджета денежных средств в необходимом размере. В деле имеются доказательства, свидетельствующие о том, что к моменту истечения пятидневного срока денежные средства, необходимые и достаточные для приобретения соответствующего жилого помещения, из республиканского бюджета перечислены не были. Соответственно, реальная возможность приобретения жилого помещения к моменту истечения указанного срока отсутствовала.
Следовательно, исполнение судебного решения было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
Основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Администрация городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.
Исполнение вышеуказанного решения носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления и органа власти субъекта Российской Федерации. Сам по себе процесс приобретения квартиры в муниципальную собственность для предоставления Мустафиной Р.Р. жилого помещения не может находиться вне процедуры исполнения решения и являться основанием для взыскания исполнительского сбора. С учетом того, что администрацией предпринимаются все необходимые меры для исполнения решения суда, не предоставление в установленные сроки жилого помещения администрацией в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда.
Таким образом, доводы административного ответчика своего подтверждения не нашли.
Суд полагает, что в данном случае отсутствует виновное противоправное бездействие должника в неисполнении в установленный срок требований ФЗ "Об исполнительном производстве", являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что финансирование административного истца осуществляется за счет средств бюджета, исполнение решения суда возможно на основании заключенных государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, наличие доказательств совершения действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, также учитывая, что административным истцом при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства, неисполнение судебного решения вызвано объективными причинами в отсутствие вины должника, суд приходит к выводу о необходимости применения ч. 7 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" и освобождении должника от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан к судебному приставу-исполнителю Нефтекамского межрайонного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Сафиуллину Л.С., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить администрацию городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного на основании решения Нефтекамского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ об обязании администрации городского округа г. Нефтекамск предоставить Мустафиной Р.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в черте городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения не менее 14 кв.м., сроком на 5 лет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Нефтекамский городской суд в течение месяца.
Копия верна. Подпись:
Судья И.Ф. Мутагаров