Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Аромашево «19» июня 2015 года
Голышмановский районный суд Тюменской области в составе:
Председательствующего судьи: Баевой Н.Ю.
при секретаре: Слюнкиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску администрации Кротовского сельского поселения Аромашевского муниципального района к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению госимуществом в <адрес>, ФИО1 о признании права муниципальной собственности Кротовского сельского поселения на земельные доли, признанные невостребованными,
у с т а н о в и л:
Истец администрация Кротовского сельского поселения Аромашевского муниципального района обратилась в суд с иском к ТУ Федерального агентства по управлению госимуществом в <адрес> о признании права муниципальной собственности Кротовского сельского поселения на невостребованные земельные доли следующих умерших лиц: ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО4, ФИО5. Требования мотивированы тем, что указанным лицам были выданы свидетельства о праве собственности на земельные паи с оценкой 316 баллогектаров в праве общей долевой собственности, право собственности указанных умерших лиц на земельные паи не зарегистрировано. Земельные доли данных лиц не используются по назначению более 15 лет подряд, а значит, что указанные земельные доли ими не востребованы. Администрацией, в соответствии со ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», был составлен список невостребованных земельных долей и определен день проведения общего собрания участников долевой собственности. Список и сообщение о собрании опубликовано в газете «Слава труду» в номере 36 от 03 мая 2013 года, а также размещен на информационных щитах, расположенных на территории Кротовского сельского поселения. Возражений от наследников указанных лиц в установленный срок, не поступило, общее собрание собственников земельных долей, назначенное на 09 августа 2013 года, не состоялось. Список лиц, земельные доли которых признаны невостребованными, был утвержден, в который также были включены земельные доли, указанные выше собственники которых умерли и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. Просит признать право муниципальной собственности Кротовского сельского поселения на невостребованные земельные доли указанных умерших лиц общей площадью 1580 баллогектаров сельскохозяйственных угодий на земельный участок с кадастровым номером: 72:03:0000000:97, расположенный на территории Кротовского сельского поселения Аромашевского района.
В судебное заседание истец не явился. О дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд представитель истца глава администрации Кротовского сельского поселения ФИО12 направил ходатайство об отказе исковых требований в части признания права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю ФИО3. О последствиях отказа от иска по ст.221 ГПК РФ предупрежден, о чем судом вынесено отдельное определение. В суд представитель истца направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что на своих исковых требованиях настаивает. Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца.
В судебное заседание ответчик – Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области не явились. О дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд представитель ответчика ФИО13 направил возражения относительно исковых требований, указав, что исковые требования истца он не признает, поскольку ответчиками по данному иску в отношении земельных долей, наследники которых отсутствуют, должны являться все собственники востребованных земельных долей, поскольку в данном случае затрагиваются их права и обязанности, а также наследники владельцев невостребованных земельных долей, либо иные лица, претендующие на долю, поэтому по настоящему гражданскому делу они являются ненадлежащим ответчиком. В связи с чем, просил в удовлетворении указанных исковых требований истцу - отказать. Дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Соответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась. О дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, имеется уведомление об извещении, сведений о причинах своей неявки в суд не представила. Дело рассмотрено в отсутствие соответчика.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Россреестра» в суд не явился. О дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, имеется уведомление об извещении. Просят рассмотреть дело в их отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тюменской области Голышмановский отдел ФИО14 в суд не явилась. О дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, сведений о причинах своей неявки в суд не представила. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, изучив материалы дела, находит исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд признается невостребованной земельной долей в установленном порядке. Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовывает этот список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации и размещает в своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности.
При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в ЕГРП, не могут быть признаны невостребованными земельными долями.
В соответствии с п. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В соответствии с п. 8 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными.
Согласно Распоряжения заместителя главы администрации Аромашевского района от 25.03.1993 года № 46-р, за СПК «Кротовский» закреплено 22850 гектаров, в том числе <данные изъяты> (л.д.6)
Согласно п.9 распоряжения главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 27-р, выданы свидетельства на праве общей долевой собственности на землю членам производственного сельскохозяйственного кооператива «Кротовский» ( л.д.7-8)
Согласно объявления в газете «Слава труду» от ДД.ММ.ГГГГ № 32, глава администрации Кротовского сельского поселения ФИО12 довел до сельчан список лиц, которые не распорядились своими земельными долями в течение трех и более лет подряд. В соответствии с требованиями ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", указал срок обращения в администрацию с заявлениями, о созыве собрания участников общей долевой собственности СПК «Кротовский» ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов по адресу: <адрес> (ДК) и разъяснил последствия, указанные в п.7 ст. 12.1 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". ( л.д.9-10).
Из информации главы администрации Кротовского сельского поселения ФИО12 следует, что общее собрание долевой собственности СПК «Кротовский» ДД.ММ.ГГГГ не состоялось. ( л.д.11)
Согласно распоряжения главы администрации Кротовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № 24, утверждены списки лиц, земельные доли которых признаны невостребованными. В указанный список также были включены земельные доли, собственники которых умерли, в том числе: ФИО2, ФИО6, ФИО4, ФИО5. ( л.д.12-15).
Согласно выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ года, кадастрового паспорта земельного участка, право собственности на земельную долю ФИО2, ФИО6, ФИО4, ФИО5 не зарегистрировано, земельный участок не выделен, границы его не установлены, сведений о распоряжении земельным участком указанными лицами или их правопреемниками нет. (л.д.16-18).
Согласно свидетельств на право собственности ФИО2, ФИО6, ФИО4, ФИО5, указанные лица приобрели право общей долевой собственности на землю по адресу: производственный сельскохозяйственный кооператив «Кротовский» с оценкой 316 баллогектаров, каждый. ( л.д.19, 20, 22, 23 )
Согласно справки о смерти за №95, выданной Аромашевским отделом ЗАГС ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО4 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ.( л.д.31). На день смерти согласно сведений администрации Кротовского сельского поселения он проживал по адресу: <адрес> Согласно сведений нотариуса ФИО15 наследственное дело после его смерти не заводилось. ( л.д.37 )
Согласно справки о смерти за № 94, выданной Аромашевским отделом ЗАГС ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО6 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д.32). На день смерти согласно сведений администрации Кротовского сельского поселения она проживала по адресу: <адрес>. Согласно сведений нотариуса ФИО15 наследственное дело после ее смерти не заводилось. ( л.д.37)
Согласно справки о смерти за № 93, выданной Аромашевским отделом ЗАГС ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО2 – 1908 года рождения умерла ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д.33).. На день смерти согласно сведений администрации Кротовского сельского поселения она проживала по адресу: <адрес>. Согласно сведений наследственного дела № и нотариуса ФИО15 наследственное дело после его смерти было заведено ДД.ММ.ГГГГ, наследником принявшим наследство является ее сын – ФИО7 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который в свою очередь умер ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно сведений наследственного дела № и нотариуса ФИО15 наследницей принявшей наследство после его смерти является его жена – ФИО1. (л.д.37-57, л.д.76-94).
Согласно справки о смерти № 96, выданной Аромашевским отделом ЗАГС от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО5 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34). На день смерти согласно сведений администрации Кротовского сельского поселения она проживала по адресу: <адрес> <адрес>. Согласно сведений нотариуса ФИО15 наследственное дело после ее смерти не заводилось. ( л.д.37).
Таким образом, в суде установлено, что истцом в соответствии с требованиями закона было опубликовано сообщение о наличии невостребованных земельных долей, со списком граждан, не оформивших право собственности в установленном законом порядке, которым было предложено реализовать это право путем обращения к истцу и со дня опубликования сообщения истекли установленные законом для обращения за оформлением права на земельную долю 90 дней, однако, до настоящего времени наследники умерших, не вступившие в наследство и не оформившие своих прав собственности на земельные участки в установленном законом порядке, не обратились к истцу с заявлением и необходимыми документами, на собрание участников долевой собственности не явились
В связи с чем, суд находит, что администрацией Кротовского сельского поселения нормы ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не нарушены, права иных собственников земельных долей на выражение своего волеизъявления в отношении невостребованных земельных долей ущемлены не были, поэтому исковые требования истца законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Суд не может согласится с позицией представителя ответчика ФИО13 относительно того, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.( п.2 ст.1151 ГК РФ в редакции закона от 29.11.2007 года № 281-ФЗ).
С 23 июля 2013 года действует новая редакция п.2 ст.1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района ( в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем данного пункта объекты недвижимого имущества. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом. ( п.3 ст.1151 ГК РФ).
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В силу п.1 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Анализируя изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что, согласно действующего законодательства, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом - невостребованным земельным долям возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к таковым также относится ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
С учетом изложенного, суд считает, что истцом правильно определен в качестве ответчика по заявленным требованиям и соответственно обоснованно предъявлены данные исковые требования именно к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области.
Вместе с тем, довод ответчика о том, что ответчиками по данному иску в отношении земельных долей, наследники которых отсутствуют, должны являться все собственники востребованных земельных долей, суд считает ошибочным, поскольку указанным иском муниципального органа права собственников востребованных земельных долей, не нарушаются.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.197-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации Кротовского сельского поселения Аромашевского муниципального района удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Кротовского сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области на невостребованные земельные доли умерших лиц: ФИО2, ФИО6, ФИО4, ФИО5 общей площадью 1264 баллогектара сельскохозяйственных угодий на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный на территории <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тюменского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Голышмановский районный суд.
Решение изготовлено в совещательной комнате с применением компьютера.
Федеральный судья: