Решение по делу № 8Г-36630/2023 [88-681/2024 - (88-41734/2023)] от 03.11.2023

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 88-681/2024

№ дела в суде 1-й инстанции 2-4079/2023

УИД № 23RS0047-01-2021-012675-22

г. Краснодар                                            6 февраля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего                  Богатых О.П.,

судей                        Макаровой Е.В. и Якубовской Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ковалева Э.В. на решение Советского районного суда г. Краснодара от 21 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 сентября 2023 года по гражданскому делу по иску Ковалева Эдуарда Владимировича к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействия и компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П., судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

        Ковалев Э.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – Управление), в котором просил признать незаконным отказ ответчика от назначения и проведения внеплановой проверки ООО «Спринт» по вопросу исполнения антимонопольного законодательства Российской Федерации, взыскать с ответчика компенсацию морального ущерба в размере 100 000 рублей.

        Решением Советского районного суда г. Краснодара от 21 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 сентября 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.

        В кассационной жалобе Ковалев Э.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных и необоснованных, принятых с нарушением материальных и процессуальных норм права.

        В обоснование доводов жалобы указывает, что оспаривал отказ Управления в назначении и проведении внеплановой проверки ООО «Спринт», между тем, суды уклонились от проверки его доводов.

        Утверждает, что в жалобе в адрес ответчика им подробно обоснована незаконность действий общества.

        Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//4kas@sudrf.ru).

        Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

        Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

        На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

        Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении данного дела судами не допущено.

Судами установлено, что 4 февраля 2019 года Ковалев Э.В. обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю с жалобой на нарушение требований антимонопольного законодательства оператором связи ООО «Спринт», в которой просил провести внеплановую проверку ООО «Спринт» по вопросу исполнения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

По результатам рассмотрения данной жалобы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарском краю Ковалеву Э.В. дан ответ № 2613/6 от 7 февраля 2019 года, в котором заявителю сообщено, что с 5 января 2016 года антимонопольный орган не наделен полномочиями по рассмотрению заявлений физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также возбуждению дел о нарушении антимонопольного законодательства по результатам рассмотрения таких заявлений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 8 пунктом 1 части 9 статьи 44 Федерального закона «О защите конкуренции», Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарском краю принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Спринт».

Также учитывая, что обращение содержало вопросы, решение которых не входит в компетенцию антимонопольного органа, в связи с осуществляемыми Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю и Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю функциями в соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращении граждан Российской Федерации» Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарском краю направило копии вышеуказанного обращения для рассмотрения в рамках полномочий.

Отказывая в удовлетворении заявленных Ковалевым Э.В. требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из законности оспариваемого отказа антимонопольного органа и, как следствие, отсутствии оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда.

Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, исследовав материалы гражданского дела, полагает, что, разрешая возникший спор, суды правильно установили юридически значимые обстоятельства, верно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, дали правовую оценку представленным доказательствам в соответствии с правилами, установленными положениями ст. 67 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона «О защите конкуренции» заявление подается в письменной форме в антимонопольный орган и должно содержать следующие сведения: 1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица); 2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление; 3) описание нарушения антимонопольного законодательства; 4) существо требований, с которыми заявитель обращается; 5) перечень прилагаемых документов.

Согласно ч. 5 ст. 44 Федерального закона «О защите конкуренции» при рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган: 1) определяет, относится ли рассмотрение заявления или материалов к его компетенции; 2) устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению.

В силу ч. 8 ст. 44 Федерального закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: 1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; 2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; 3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 настоящего Федерального закона.

На основании п. 1 ч. 9 ст. 44 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в следующих случаях, если вопросы, указанные в заявлении, материалах, не относятся к компетенции антимонопольного органа.

В то же время, с 5 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», в соответствии с которым в статью 10 Закона о защите конкуренции внесены изменения.

Согласно новой редакции закона, действующей на дату принятия оспариваемого отказа, злоупотреблением доминирующим положением может признаваться только такое ущемление интересов других лиц, которое имело место в сфере предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов или касается неопределенного круга потребителей.

Следовательно, исключена возможность признания злоупотреблением доминирующим положением действий, касающихся интересов отдельных потребителей - конкретных физических лиц, и действия организации, повлекшие ущемление интересов отдельных граждан, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, более не могут считаться злоупотреблением доминирующим положением.

То есть, с момента вступления в силу новой редакции части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган не вправе был рассматривать заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом, путем ущемления их интересов, не связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции или не связанных с ущемлением интересов неограниченного круга потребителей, следовательно, принимать по ним одно из решений, перечисленных в ч. 8 ст. 44 вышеназванного закона.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарском краю письмом № 2613/6 от 7 февраля 2019 года проинформировало Ковалева Э.В. об отсутствии у Управления полномочий по рассмотрению заявлений физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также возбуждению дел о нарушении антимонопольного законодательства по результатам рассмотрения таких заявлений.

При этом, принимая во внимание, что заявитель является физическим лицом, антимонопольный орган обосновано не принял к рассмотрению обращение в порядке процедуры, предусмотренной ч. 8 ст. 44 Закона "О защите конкуренции", поскольку такое обращение подлежало направлению в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю и Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю.

Поскольку обращение Ковалева Э.В. рассмотрено, что свидетельствует о соблюдении его прав, предусмотренных Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а несогласие истца с результатами рассмотрения его обращения само по себе о незаконности ответа не свидетельствуют, суды пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, судами была произведена полно и всесторонне, нормы процессуального права судами нарушены не были.

Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.

Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах.

Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.

Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.

Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                      определила:

решение Советского районного суда г. Краснодара от 21 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Судьи О.П. Богатых            Е.В. Макарова Е.В. Якубовская

8Г-36630/2023 [88-681/2024 - (88-41734/2023)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Ковалев Эдуард Владимирович
Ответчики
Управление Федеральной антимонопольной Службы по Краснодарскому краю
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
4kas.sudrf.ru
06.02.2024Судебное заседание
06.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее