ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-1961/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 20 февраля 2021 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожилова И.А., рассмотрев кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации на апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 18 ноября 2020 г. об изменении способа и порядка исполнения апелляционного определения по делу № 2-5630/2015 (УИД 04RS0021-01-2015-005199-54) по иску Прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах Есипова Вячеслава Александровича о взыскании капитализированных платежей,
установил:
решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 6 ноября 2015 г. в удовлетворении требований Прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах Есипова Вячеслава Александровича (далее по тексту -Есипов В.А.) к казне Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании капитализированных платежей отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 15 февраля 2016 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 6 ноября 2015 г. отменено. По делу вынесено новое решение. С Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Есипова В.А. взысканы единовременно капитализированные повременные платежи за период с 1 ноября 2014 г. по 30 октября 2015 г. в сумме 20 639,10 рублей, ежемесячно капитализированные повременные платежи в сумме 1 735 рублей с последующей индексацией в соответствии с законом.
Определением Верховного Суда Республики Бурятия от 23 мая 2016 г. разъяснено, что взыскание с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Есипова В.А. капитализированных повременных платежей в указанном определении производить по 11 октября 2065 г. включительно.
Министерство финансов Российской Федерации обратилось в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения апелляционного определения Верховного Суда Республики Бурятия от 15 февраля 2016 г. по настоящему делу, заменив Минфин России на уполномоченный орган - Фонд социального страхования Российской Федерации, указав, что исполнительный лист по данному делу был направлен для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. № 872 определен государственный орган, уполномоченный производить капитализированные повременные платежи с Российской Федерации - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Определением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 30 сентября 2020 г. заявление Министерства финансов Российской Федерации об изменения способа и порядка исполнения апелляционного определения оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 18 ноября 2020 г. определение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 30 сентября 2020 г. отменено, заявление Министерства финансов Российской Федерации об изменения способа и порядка исполнения апелляционного определения удовлетворено. Изменен способ и порядок исполнения апелляционного определения Верховного Суда Республики Бурятия от 15 февраля 2016 г. по делу № 2-5630/2015 по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах Есипова В.А. в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Есипова В.А. единовременных капитализированных платежей за период с 1 ноября 2014 г. по 30 октября 2015 г. в сумме 20 639,10 рублей, ежемесячных капитализированных повременных платежей в сумме 1 735 рублей с последующей индексацией в соответствии с законом, заменено Министерство финансов Российской Федерации на уполномоченный орган - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 18 ноября 2020 г., оставить в силе определение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 30 сентября 2020 г.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что возложение на Минфин России, а с 2020 г. на Фонд, обязанности по выплате капитализированных повременных платежей с указанием на применение к этим платежам механизма индексации, противоречит установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации требованиям, предъявляемым к содержанию исполнительных документов, выдаваемых на основании вступившего в законную силу судебного постановления по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, а также противоречит положениям статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, которыми не предусмотрена индексация капитализированных повременных платежей при их выплате Минфином России, что прямо указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № 81-КГ16-6. Судом апелляционной инстанции не исследованы обстоятельства того, что согласно пункту 2 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, с выплатой капитализированных повременных платежей, прекращается соответствующее обязательство должника, из чего следует, что объем капитализированных повременных платежей рассчитывается на весь период получения гражданином повременных капитализированных платежей и обязательства Российской Федерации по выплате повременных капитализированных платежей прекращаются с расходованием этой суммы, не дана оценка доводам Фонда, изложенным в отзыве от 22 сентября 2020 г. № 02-11-11/04-07-4083П, тем самым нарушены нормы материального и процессуального права
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» дано разъяснение, что если право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. № 872 «О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации. Данное Постановление вступило в силу с 1 января 2020 г.
В соответствии с пунктом 13 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. № 872 «О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Разрешая заявление об изменении порядка и способа исполнения решения суда, суд апелляционной инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявления Министерства финансов Российской Федерации об изменении способа и порядка исполнения решения суда.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кассационным судом общей юрисдикции не установлено.
Довод Фонда о том, что при разрешении заявления судом не истребовалась и не исследовалась информация у Минфина России о размере исполненных и не исполненных обязательств по выплате капитализированных платежей Есипова В.А., является несостоятельным, так как пунктом 13 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. № 872, предусмотрено, что после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Доводы кассационной жалобы о несогласии с индексацией капитализированных платежей, о прекращении обязательств Российской Федерации по выплате повременных капитализированных платежей с расходованием этой суммы, основаны на неверном толковании норм права.
В целом доводы кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, о неверном применении норм права не свидетельствуют, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 18 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.
Судья И.А. Новожилова