Решение по делу № 2-903/2019 от 22.07.2019

                дело № 2-903/19                                 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                     

21 августа 2019 года                                                                       п.Каменоломни

Октябрьский районный суд Ростовской области

в составе судьи: Дыбаль Н.О.,

с участием помощника прокурора: Беляковой О.А.,

при секретаре: Скляровой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Ростовской области, в интересах Российской Федерации, ГУ УПФР в Октябрьском районе (межрайонное), Управления социальной защиты населения Администрации Октябрьского района Ростовской области к Кужелевой М.В., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительной справки и выписки из акта освидетельствования об установлении инвалидности, взыскании незаконно полученной суммы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Ростовской области, действующий в интересах Российской Федерации, ГУ УПФР в Октябрьском районе (межрайонное), УСЗН Администрации Октябрьского района Ростовской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка законности установления 2 группы инвалидности Кужелевой М.В., из которой следует, что согласно выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2014 № 2436410, выданной Бюро № 30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», с 12.10.2015 г. Кужелевой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.

По информации ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области Минтруда и социальной защиты РФ» от 22.03.2019 г. №02/11-2846 в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕВИИАС), используемой при проведении МСЭ, данные по освидетельствованию Кужелевой М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., отсутствуют, также отсутствуют акты и протоколы освидетельствования на бумажном носителе.

Согласно представленной информации МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково от 13.03.2019 г. № 227/1 и МБУЗ ЦРБ Октябрьского района от 22.04.2019 г.               № 571 Кужелева М.В. за оказанием медицинской помощи в указанные учреждения здравоохранения не обращалась, направление на медико-социальную экспертизу ей не выдавалось.

В соответствии с информацией УПФР в Октябрьском районе Ростовской области (межрайонное) 03.11.2015 г. Кужелева М.В. обратилась в УПФР в Октябрьском районе Ростовской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности.

Правовым основанием для установления Кужелевой М.В. выплат положенных гражданам, являющимся инвалидами, явилась выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2014 № 2436410, выданной Бюро № 30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», согласно которой с 12.10.2015 г. Кужелевой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.

Согласно предоставленной УПФР в Октябрьском районе Ростовской области информации общая сумма выплаченной пенсии, ЕДВ, единовременной выплаты пенсионеру Кужелевой М.В. с 12.10.2015 г. по 28.02.2019 г. УПФР в Октябрьском районе составляет 425736,09 руб., в том числе страховая пенсия по инвалидности - 334744,63 руб., ЕДВ - 85991,46 руб., единовременная выплата пенсионеру 5000 руб.

Вместе с тем, представленные сведения свидетельствуют о том, что в отношении Кужелевой М.В. медико-социальная экспертиза Бюро №30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по РО» не проводилась.

Также установлено, что на основании представленной Кужелевой М.В. в Управление социальной защиты населения Администрации Октябрьского района Ростовской области справки серии МСЭ-2014 № 2436410, выданной Бюро № 30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО» ей назначена и выплачена из средств федерального бюджета компенсация затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг с 01.01.2016 г. по 28.02.2019 г. в сумме 14838,02 рублей.

На основании изложенного, просит суд признать недействительными с момента выдачи справку Бюро № 30 - филиала Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» серии МСЭ-2014 № 2436410 от 12.10.2015 г., выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2014 от ДД.ММ.ГГГГ об установлении Кужелевой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, второй группы инвалидности бессрочно вследствие общего заболевания. Взыскать с Кужелевой М.В. в пользу ГУ УПФР в Октябрьском районе Ростовской области незаконно полученные за период с 12.10.2015 г. по 28.02.2019 г. пенсию по инвалидности, ежемесячные денежные выплаты в общей сумме 425736,09 руб. Взыскать с Кужелевой Марины Владимировны в пользу Управления социальной защиты населения Администрации Октябрьского района Ростовской области незаконно полученную компенсацию затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг с 01.01.2016 г. по 28.02.2019 г. в сумме 14838,02 рублей.

В судебном заседании помощник прокурора Белякова О.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, отказав в удовлетворении заявления о применении срока исковой давности, поскольку истцу стало известно о допущенных нарушениях при проведении проверки в феврале 2019 года.

Ответчик Кужелева М.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила письменные возражения, согласно которым исковые требования прокурора Октябрьского района не признала в полном объеме, возражала против их удовлетворения, пояснила, что в течение длительного времени, с 2014 г. она находилась на лечении, как амбулаторном, так и стационарном. В 2015 г. обратилась за медицинской помощью в г. Гуково, где ей были проведены все диагностические и лечебные мероприятия, которые подтвердили стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеванием, ей была выдана справка об инвалидности. С доводами прокурора, о том, что она не обращалась за медицинской помощью в МБУЗ «ЦРБ» г. Гуково она не согласна, считает, что документы могли быть утеряны или уничтожены специально. По поводу того, что в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕВИИАС), данные по её освидетельствованию отсутствуют, также отсутствуют акты и протоколы освидетельствования на бумажном носителе считает, что данные в федеральную базу начали вносить более чем через два года после получения ею инвалидности, а документы на бумажных носителях могли быть утеряны, уничтожены, либо изъяты. Главным доказательством прохождения ею медико-социальной экспертизы является полученная справка МСЭ, а также выписка из акта освидетельствования гражданина. Справка подлинная, выдана надлежащим органом. Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 26.02.2018 г. N 10-П, указывает на то, что учреждения МСЭ несут ответственность как за существо принятого решения, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания гражданина инвалидом, включая проверку предоставления необходимых для проведения экспертизы документов. Возложение на гражданина, проходящего МСЭ, ответственности за нарушением работниками МСЭ процедуры принятого решения, означало бы вменение ему в обязанность контролировать их действия, при том, что он не может оказывать влияние на принятие ими решения. Кроме того, просила применить срок исковой давности.

Представитель УСЗН Администрации Октябрьского района Ростовской области ФИО в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, отказав в удовлетворении ходатайства о применении срока исковой давности.

Представитель ГУ УПФР в Октябрьском районе (межрайонное), извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором просил иск удовлетворить.

Суд в силу ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ГУ УПФР в Октябрьском районе (межрайонное), представителя ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ответчика Кужелевой М.В.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту интересов Российской Федерации.

Настоящее исковое заявление предъявлено прокурором Октябрьского района в защиту интересов Российской Федерации в связи с тем, что наличие у Кужелевой М.В. справки об инвалидности 2 группы (бессрочно) влечет за собой существенное нарушение законных интересов Российской Федерации в лице УПФР РФ, поскольку дает лицу право на обращение за выплатой страховой пенсии по инвалидности, иных социальных льгот. Незаконное получение пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты причинили ущерб бюджету Российской Федерации в лице Пенсионного Фонда Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 г. «181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации Постановлением от                 20.02.2006 г. № 95 утвердило Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико- социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально- бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

          Согласно пункту 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

В соответствии с пунктом 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом устанавливается I, II или III группа инвалидности.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).

Пунктом 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет:

  • не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению;
  • не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам);

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданному гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Разделом III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Согласно пунктам 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Медицинская организация направляет гражданина на медико- социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года N 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.

Согласно п. 31 Административного регламента для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. № 874 (далее - направление на медико-социальную экспертизу), либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения) (далее - справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу).

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.

Согласно п. 27 указанного порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при:

  • очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцевот даты ее начала;
  • благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью;
  • необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.

           Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).

Таким образом, для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств:

  • длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы;
  • проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий;
  • период временной нетрудоспособности;

          -направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

В соответствии с пунктом 8 Классификаций и критериев, утверждённых Приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 года №1024н, критерием для становления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Критерием для установления второй группы инвалидности является - нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п.11 Классификаций и критериев).

         Таким образом, признание гражданина инвалидом II группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских гганизациях независимо от их организационно-правовой формы.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 28.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на ежемесячную денежную выплату имеют инвалиды и дети -инвалиды.

         Согласно положениям ст. 25 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими дляустановления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Кужелева М.В. обратилась в УПФР г. Октябрьского района Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности 03.11.2015 г. (л.д.17-18), с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты 29.10.2015 г.          (л.д. 21-22).

Правовым основанием для установления Кужелевой М.В. выплат, положенных гражданам, являющимся инвалидами, явилась выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2014 № 2436410, выданная Бюро № 30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», согласно которой с 12.10.2015 г. Кужелевой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.

Общая сумма выплаченной пенсии, единовременной выплаты Кужелевой М.В. за период с 12.10.2015 г. по 28.02.2019 г. УПФР в Октябрьском районе составляет 425736,09 руб., в том числе страховая пенсия по инвалидности - 334744,63 руб., ЕДВ - 85991,46 руб., единовременная выплата пенсионеру 5000 руб.) (л.д. 13).

На основании представленной Кужелевой М.В. в Управление социальной защиты населения Администрации Октябрьского района Ростовской области справки серии МСЭ-2014 № 2436410, выданной Бюро № 30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО» ей назначена и выплачена из средств федерального бюджета компенсация затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг с 01.01.2016 г. по 28.02.2019 г. в сумме 14 838,02 рублей. (л.д.12).

По информации ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области Минтруда и социальной защиты РФ» от 12.03.2019 г. №02/11-2846 в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕВИИАС), используемой при проведении МСЭ, данные по освидетельствованию Кужелевой М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., отсутствуют, также отсутствуют акты и протоколы освидетельствования на бумажном носителе (л.д.30).

Согласно сообщения МБУЗ «Центральная городская больница» Октябрьского района Ростовской области от 22.04.2019 Кужелева М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., за медицинской помощью в МБУЗ «ЦГБ» Октябрьского района Ростовской области не обращалась, в службу медико-социальной экспертизы не направлялась (л.д. 28-29).

Согласно сообщения МБУЗ «Центральная городская больница»          г. Гуково Ростовской области от 13.03.2019 Кужелева М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в службу медико-социальной экспертизы не направлялась (л.д. 27).

Рассмотрев доводы ответчика Кужелевой М.В. о том, что она в 2015 г. обратилась за медицинской помощью в г. Гуково, где ей были проведены все диагностические и лечебные мероприятия, которые подтвердили стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеванием, ей была выдана справка об инвалидности, суд приходит к выводу, что ответчиком не предоставлено доказательств прохождения в установленном порядке медико-социальной экспертизы в Бюро N 30 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России, а также медицинских документов, которые могли бы подтвердить наличие заболевания у Кужелевой М.В., являющееся основанием для установления ей группы инвалидности без срока переосвидетельствования. Поскольку представленные в материалы дела письменные документы свидетельствуют о том, что Кужелева М.В.не походила медико-социальную экспертизу в экспертном составе Бюро № 30 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, за медицинской помощью в МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково и «Центральная городская больница» Октябрьского района Ростовской области не обращалась, в службу медико-социальной экспертизы не направлялась, в ЕАВИИАС какие-либо сведения об освидетельствовании Кужелевой М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. года рождения, отсутствуют и в базе данных ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда он не значится, актов и протоколов освидетельствования Кужелевой М.В. на бумажном носителе не имеется. В связи с изложенным, справка серии МСЭ-2014 № 2436410 от 12.10.2015 г. не может являться доказательством прохождения Кужелевой М.В. медико-социальной экспертизы.

Таким образом, суд находит требование прокурора Октябрьского района о признании недействительными с момента выдачи справки Бюро № 30 - филиала Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» серии МСЭ-2014 № 2436410 от 12.10.2015 г., выписки из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2014 № 2436410 от 12.10.2015 г. об установлении Кужелевой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, второй группы инвалидности бессрочно вследствие общего заболевания, подлежащими удовлетворению, поскольку ответчиками нарушен установленный законом порядок получения указанных документов.

Кроме того, судом установлено, что в соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

Согласно п. 2 ст. 1102 ГК РФ правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Исходя из положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ, не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В данном случае недобросовестность Кужелевой М.В. очевидна и подтверждена материалами дела - письмами ФКУ «ГБ МСЭ по РО», МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково и МБУЗ ЦРБ Октябрьского района, которыми в свою очередь опровергнута добросовестность.

Представленные сведения свидетельствуют о том, что Кужелева М.В. не проходила медико-социальную экспертизу в экспертном составе Бюро №30 - филиала ФКУ «ГБУ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, и, как следствие, знала об этом при предъявлении недействительной справки в Пенсионный фонд с целью получения пенсии по инвалидности.

Вместе с тем, разрешая ходатайство ответчика Кужелевой М.В. о применении срока исковой давности суд приходит к следующему.

Общий срок исковой давности устанавливается в три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ (ст. 196 ГК РФ).

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).

Кроме этого, согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации N 452-О-О от 19 июня 2007 года, поскольку истечение срока исковой давности, то есть срока, в пределах которого предоставляется судебная защита лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске, в этом случае принудительная (судебная) защита прав гражданина независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, невозможна, вследствие чего исследование иных обстоятельств спора не может повлиять на характер вынесенных судебных решений.

В п. 24 вышеуказанного постановления Пленума разъяснено, по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.

Исходя из вышеизложенного, при исчислении сроков исковой давности по требованиям о взыскании переплат пенсии, предусматривающих исполнение в виде периодических платежей, применяется общий срок исковой давности, который подлежит исчислению отдельно по каждому платежу со дня, когда истец узнал или должен быть узнать о нарушении своего права.

Обращаясь с иском в суд, прокурор Октябрьского района Ростовской области сослался на то, что о допущенных ответчиком Кужелевой М.В. нарушениях требований закона истцу стало известно лишь в феврале 2019 года в результате проведенной проверки.

Заявленные истцом периоды, в которые ответчику выплачивалась пенсия по инвалидности и ЕДВ, исчисляются с 12.10.2015 г. по 28.02.2019 г., периоды, когда ответчику выплачивалась компенсация затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг с 01.01.2016 г. по 28.02.2019 г., а исковое заявление о взыскании и денежных средств истцом предъявлено в суд 22.07.2019 г. (л.д. 3).

О применении последствий пропуска срока исковой давности было заявлено ответчиком в возражениях на исковое заявление до вынесения обжалуемого решения, что не оспаривается истцом по делу.

Доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности, истцом в условиях состязательности и равноправия судебного заседания суду не представлено, ходатайств о восстановлении пропущенного срока заявлено не было.

При таких обстоятельствах, взысканию подлежат денежные средства выплаченные ответчику в период с 22.07.2016 г. по 22.07.2019 г., находящиеся в пределах срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ: пенсия по инвалидности, ежемесячные денежные выплаты за период с 22.07.2016 г. по 28.02.2019 г. в общей сумме 358332,04 руб., компенсация затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 22.07.2016 г. по 28.02.2019 г. в сумме 10769,55 рублей.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с Кужелевой М.В. подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства пропорционально сумме удовлетворенных исковых требований в сумме 6891,02 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                             РЕШИЛ:

       Исковые требования прокурора Октябрьского района Ростовской области, в интересах Российской Федерации, ГУ УПФР в Октябрьском районе (межрайонное), Управления социальной защиты населения Администрации Октябрьского района Ростовской области к Кужелевой М.В., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, о признании недействительной справки и выписки из акта освидетельствования об установлении инвалидности, взыскании незаконно полученной суммы удовлетворить частично.

Признать недействительными справку Бюро № 30 - филиала Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» серии МСЭ-2014 № 2436410 от 12.10.2015 г., выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2014     № 2436410 от 12.10.2015 г. об установлении Кужелевой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, второй группы инвалидности бессрочно вследствие общего заболевания.

Взыскать с Кужелевой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу ГУ УПФР в Октябрьском районе Ростовской области незаконно полученные за период с 22.07.2016 г. по 28.02.2019 г. пенсию по инвалидности, ежемесячные денежные выплаты в общей сумме 358 332,04 (триста пятьдесят восемь тысяч триста тридцать два) рублей 04 (четыре) копейки.

Взыскать с Кужелевой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу Управления социальной защиты населения Администрации Октябрьского района Ростовской области незаконно полученную компенсацию затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг с 22.07.2016 г. по 28.02.2019 г. в сумме 10 769,55 (десять тысяч семьсот шестьдесят девять) рублей 55 (пятьдесят пять) копеек.

Взыскать с Кужелевой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, государственную пошлину в размере 6891,02 (шесть тысяч восемьсот девяносто один) рубль 02 (две) копейки в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд Ростовской области п.Каменоломни в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.             

Решение в окончательной форме изготовлено 26.08.2019 года.

Судья:        Н.О. Дыбаль

2-903/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
УПФ РФ в Октябрьском районе
Прокурор Октябрьского района в интересах ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе
УСЗН Октябрьского района
Ответчики
Кужелева Марина Владимировна
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Суд
Октябрьский районный суд Ростовской области
Судья
Дыбаль Наталья Олеговна
Дело на странице суда
oktyabrskys.ros.sudrf.ru
22.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.07.2019Передача материалов судье
26.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2019Подготовка дела (собеседование)
07.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2019Судебное заседание
26.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2020Передача материалов судье
17.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2020Подготовка дела (собеседование)
17.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2020Судебное заседание
17.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Дело оформлено
29.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее