Судья Куулар А.М. № 2а-21/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 3 июня 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В.,
судей Железняковой С.А., Ойдуп У.М.,
при секретаре Чимит Е.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Бай-Тайгинского района Республики Тыва к администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» о признании недействующим постановления от 7 сентября 2019 года № 505а «О введении на территории Бай-Тайгинского кожууна режима чрезвычайной ситуации муниципального характера» по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Байс Х.С. на решение Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 26 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Железняковой С.А., возражения прокурора Ооржак С.А.,
УСТАНОВИЛА:
и.о. прокурора Бай-Тайгинского района Республики Тыва обратился в суд с административным иском к администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» о признании недействующим постановления администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» от 7 сентября 2019 года № 505а, которым на территории бАй-Тайгинского кожууна Республики Тыва введён режим чрезвычайной ситуации муниципального характера в связи с разрушением моста через реку Ооруг с. Кызыл-Даг Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва на автомобильной дороге республиканского значения Тээли – Кызыл-Даг с 7 сентября 2019 года без указания даты его окончания. В обоснование иска указано, что правовая природа любого режима ограничения прав и свобод, связанного с чрезвычайными ситуациями, может носить только временный характер, не может вводиться без ограничения периода действия, иное означало бы отмену установленных на территории Российской Федерации гарантий прав и свобод граждан. Кроме того, сложившаяся ситуация не является чрезвычайной, поскольку возникла не в результате непредсказуемого или неожиданного обстоятельства вследствие аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь человеческие жертвы, а в результате несвоевременного принятия администрацией мер по проведению ремонта. В результате незаконного введения режима чрезвычайной ситуации между ГКУ РТ «Управление автомобильных дорог РТ» и индивидуальным предпринимателем Иргитом У.А. был незаконно заключён государственный контракт № 27 на выполнение аварийно - восстановительных работ мостового перехода через р. Ооруг автомобильной дороги Тээли – Кызыл-Даг без указания даты заключения контракта.
Определением от 17 декабря 2019 года в качестве заинтересованного лица по делу привлечено Министерство дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва.
Определением от 25 декабря 2019 года в качестве заинтересованного лица по делу привлечено ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Тыва».
Решением Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 26 января 2021 года административное исковое заявление прокурора Бай-Тайгинского района Республики Тыва удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика – администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун» Республики Тыва (далее – администрация района) Байс Х.С. просит отменить решение суда, производство по делу прекратить, поскольку на момент рассмотрения дела оспариваемый нормативно-правовой акт прекратил своё действие в связи с вынесением постановления от 8 октября 2019 года № 682 «О снятии режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» муниципального характера для органов управления и сил территориальной подсистемы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Бай-Тайгинского кожууна» и перестал затрагивать права и законные интересы неопределённого круга лиц, тем самым отсутствует предмет административного спора.
В возражении на апелляционную жалобу и.о. прокурора Бай-Тайгинского района Республики Тыва Опай А.М. просит оставить решение суда без изменения.
Представители административного ответчика - администрации Бай-Тайгинского района Республики Тыва, заинтересованных лиц – Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва, ГКУ РТ «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В судебном заседании прокурор Ооржак С.А. просила решение суда оставить без изменения.
Выслушав прокурора, изучив материалы административного дела и доводы жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением врио. председателя администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» Серен-Чимита А.О. от 07.09.2019 года № 505а «О введении на территории Бай-Тайгинского кожууна режима чрезвычайной ситуации муниципального характера» (л.д. 6) в связи с разрушением моста через реку Ооруг с.Кызыл-Даг Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва на автомобильной дороге республиканского значения Тээли – Кызыл-Даг с 7 сентября 2019 года введён режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» муниципального характера для органов управления и сил территориальной подсистемы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций кожууна.
Указанное постановление было официально опубликовано на сайте администрации района 30 сентября 2019 года, что подтверждается распечаткой с сайта (л.д. 207).
В соответствии с подпунктами «и, к» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в редакции действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно: вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;
Согласно подпункту «б» пункта 8 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ при введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования: местный уровень реагирования: решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного сельского поселения, либо межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района. Из указанных нормативных правовых актов следует, что решение об установлении режима чрезвычайной ситуации находится в компетенции главы муниципального района (кожууна).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26 Устава муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва», утверждённого решением Хурала представителей муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» от 3 июля 2019 года № 144, глава кожууна является высшим должностным лицом кожууна и наделён собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава кожууна избирается Хуралом представителей из своего состава сроком на четыре года и исполняет полномочия председателя Хурала представителей.
Таким образом, оспариваемый прокурором нормативный правовой акт принят административным ответчиком в нарушение предоставленной ему компетенции, без соблюдения формы принятия нормативного правового акта, поскольку он должен был быть принят в форме решения, а не постановления.
При таких обстоятельствах административный иск и.о. прокурора Бай-Тайгинского района Республики Тыва обоснован и подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд первой инстанции, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которому если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Однако судебная коллегия считает, что вышеуказанный нормативный акт подлежит признанию не действующим со дня принятия административным ответчиком постановления от 8 октября 2019 года № 682 «О снятии режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» муниципального характера для органов управления и сил территориальной подсистемы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Бай-Тайгинского кожууна», введённого постановлением от 7 сентября 2019 года № 505а.
Основания для прекращения производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта перечислены в статье 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменён или изменён и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ).
Вместе с тем, как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменён, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ).
Согласно государственному контракту № 27 без даты, заключённому между Государственным казённым учреждением РТ «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» (далее - Заказчик) и индивидуальным предпринимателем Иргитом У.А. (далее - Подрядчик), Подрядчик взял на себя обязанность по выполнению аварийно-восстановительных работ мостового перехода через р. Ооруг автомобильной дороги Тээли – Кызыл-Даг на общую сумму 1 925 716, 85 рублей, а Заказчик вял на себя обязанность принять и оплатить работы за счёт средств республиканского бюджета.
На основании оспариваемого нормативного правового акта был заключён государственный контракт на ремонт автомобильной дороги без проведения торгов, на указанный ремонт были потрачены средства из бюджета Республики Тыва, то есть были затронуты публичные интересы, в связи с чем, несмотря на отмену оспариваемого нормативного правового акта, производство по административному делу не могло быть прекращено судом, поэтому доводы апелляционной жалобы административного ответчика в этой части являются необоснованными.
Кроме того, постановление администрации Бай-Тайгинского района Республики Тыва от 8 октября 2019 года № 682 «О снятии режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» муниципального характера для органов управления и сил территориальной подсистемы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Бай-Тайгинского кожууна» также является нормативным правовым актом, поэтому оно вступает в силу со дня его официального опубликования, но до настоящего времени указанное постановление не опубликовано.
Поскольку оспариваемое постановление было размещено на официальном сайте администрации района и не публиковалось ни в одном из печатных изданий, то, соответственно, сообщение о принятом решении должно быть размещено только на официальном сайте администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению в части срока, с которого оно признаётся недействующим, и в части размещения сообщения о вынесенном решении.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 26 января 2021 года изменить, изложив в следующей редакции:
«Признать недействующим с 8 октября 2019 года постановление администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» от 7 сентября 2019 года № 505а «О введении на территории Бай-Тайгинского кожууна режима чрезвычайной ситуации муниципального характера».
Возложить на администрацию муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» обязанность разместить сообщение о принятом решении на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу».
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Бай-Тайгинский районный суд Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 июня 2021 года.
Председательствующий
Судьи