Дело № 2-1163/2021
УИД 04RS0007-01-2021-001297-85
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 апреля 2021 года г. Улан-Удэ
Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия Баторова Д.А., при секретаре Доржаевой Э.В., с участием помощника прокурора Васильевой А.В., истца Калиниченко Е.Ю., представителя ответчиков Министерства социальной защиты населения Республика Бурятия, ГБУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья" Аюшиевой О.В., действующей на основании доверенностей от ***, ***, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску <адрес> в интересах Калиниченко Евгении Юрьевны, Филипповой Ольги Александровны к ГБУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья", Министерству социальной защиты населения РБ об обязании предоставить жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда, пригодные для проживания, отвечающие требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам взамен предоставленных ранее жилых помещений,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор, обращаясь в суд в интересах лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот, просит обязать ответчиков Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ Республики Бурятия Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» (далее - ГБУ РБ «РРЦ «Семья») предоставить истцам Калиниченко Е.Ю., Филипповой О.А. жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения, пригодного для проживания, отвечающего требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен предоставленного ранее жилых помещений по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Бичурского района РБ по обращению истцов проведена проверка по факту предоставления специализированного жилого помещения истцам были предоставлены жилые помещения по вышеуказанному адресу.
Проверкой установлено, что в рамках расследования уголовного дела, возбужденного Кяхтинским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Республике Бурятия по ч.1 ст. 286 УК РФ, проведена экспертиза обозначенного многоквартирного дома. Так, согласно заключению эксперта АНО «Единый экспертно-правовой центр» ... от ***, Жилой дом с расположенными в нем 26 жилым помещениям, по адресу: <адрес>, приобретенный Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия у индивидуального предпринимателя ФИО6 в 2014 году по государственным контрактам от *** и *** не соответствует строительным нормам и техническим требованиям. Отсутствуют сертификаты качества на установленные материалы, отсутствуют звукоизоляционный слой в межквартирных перегородках; система вентиляции не поддерживает равномерность распределения воздуха в помещении, используются системы отопления от электрической энергии не обеспечивает эффективное и экономное расходование энергетических ресурсов; несущие деревянные конструкции кровли не в полном объеме защищены от влагонакапливания (пароизоляционный слой уложен не в полном объеме, имеются участки, где пароизоляционный слой отсутствует); отсутствуют герметизации стыков; отсутствуют ливневой системы водоотведения и снегового барьера; частичное разрушение бетонной отмостки являются последствием нарушений, допущенных при строительстве и не связанные с неправильной эксплуатацией жилых помещений.
По результатам обследования в соответствии с СП 13-102-2003 Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» фактическое техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Республики Бурятия, <адрес>, имеет работоспособное состояния, однако не пригодно для круглогодичного проживания в условиях географического нахождения - <адрес> Республики Бурятия по причине низкой температуры в жилых помещениях, что не обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических и экологических требований по охране здоровья людей. В результате отсутствия сертификата качества и гигиенического заключения на использованные при строительстве СИП-панели отсутствует гарантия экологичности использованного при их изготовлении материала, а именно: применение полиуретанового клея, не выделяющего высокотоксичные фенол и формальдегид.
Таким образом, Министерством социальной защиты населения Республики как уполномоченным органом исполнительной власти, ГБУ РБ «РРЦ «Семья» как наймодателем по договорам не исполнена предусмотренная действующим законодательством обязанность по предоставлению Калиниченко Е.Ю., Филипповой О.А. по договорам найма специализированного жилого помещения специализированного жилого фонда жилых помещений, пригодных для проживания, отвечающих требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам.
Определением суда от 24.02.2021 к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
В судебном заседании представитель прокурора Васильева А.В. поддержала иск по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Калиниченко Е.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила предоставить иное жилье взамен предоставленному ранее жилому помещению.
Истец Филиппова О.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрение в ее отсутствие.
Представитель ответчиков Министерства социальной защиты населения РБ, ГБУ РБ «РРЦ «Семья» Аюшиева О.В. исковые требования не признала, представила письменный отзыв, в котором просила в требованиях отказать в полном объеме, поскольку на момент предоставления жилых помещений в 2014 году они были признаны пригодными для проживания, признание жилых помещений непригодными для проживания относится к исключительной компетенции. Замена данной формы иными формами (способами) решения жилищной проблемы указанной категории граждан, например, предоставлением субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма действующим законодательством не допускается. Кроме того, признание жилых помещений непригодными для проживания относится к исключительной компетенции Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Представитель третьего лица Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в судебное заседание не явился, о рассмотрении извещен.
Суд, заслушав стороны, изучив представленные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п.9 ст.8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Пунктом 3 ст.8 указанного Федерального закона определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Закона.
Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены Законом Республики Бурятия от 11.10.2012 N 2897-IV "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В соответствии со ст. 6 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным Правительством Республики Бурятия органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.
В соответствии с п.п. 3,4,5 п. 3.21 Положения "О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия", утвержденного постановлением Правительства РБ от 06.03.2014 N 88, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия уполномочено на формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учредителем ГБУ РБ «РРЦ «Семья» является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия и выполняет возложенные учредителем функции согласно Устава, утвержденного 29.04.2015, в том числе по предоставлению на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Положением о порядке предоставления жилых
помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот а детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от *** ... «О дополнительный гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченным органом исполнительной власти по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (пункт2). Жилые помещения закрепляются на праве оперативного управления за ГБУ Республика Бурятия «РРЦ «Семья» (пункт 3). В течение 20 рабочих дней со дня закрепления жилого помещения на праве оперативного управления за учреждением или высвобождения жилого помещения в соответствии со списком Министерство издает приказ о предоставлен указанного жилого помещения детям-сиротам. Учреждение в течение 5 рабочих дней со дня получения приказа Министерства направляет уведомления детям-сиротам о принятии решения о предоставлении жилого помещения почтой либо вручает их лично под расписку. В уведомлении указываются дата, время и место проведения распределения жилых помещений между детьми-сиротами (пункт 6).
Статьей 109 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Требования, установленные для жилых помещений специализированного жилищного фонда установлены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», согласно п.4 которого жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Как установлено судом и участниками процесса, не отрицалось, истцы Калиниченко Е.Ю., Филипповой О.А. относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Право собственности Республики Бурятия на указанные жилые помещения зарегистрированы в ЕГРН ***, на основании свидетельства о государственной регистрации права от ***.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия ... от *** в соответствии со статьями 236, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации ГБУ РБ «РРЦ «Семья» на праве оперативного управления были закреплены жилые помещения квартиры с 1 по 20 в жилом <адрес>
ГБУ РБ «РРЦ «Семья» в лице директора Цыденовой Х.А. с лицами числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей заключены следующие договоры найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда:
договор от *** ... с Калиниченко Е.Ю. (<адрес>);
договор от *** ... с Филипповой О.А. (<адрес>).
ГБУ РБ «РРЦ «Семья» в лице директора Цыденовой Х.А. с лицами числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2019 году заключены следующие договоры найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда:
договор от *** ... с Калиниченко Е.Ю. (<адрес>);
договор от *** ... с Филипповой О.А. (<адрес>).
В ходе проверки прокуратурой района с привлечением специалистов Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора проведен осмотр многоквартирного дома по указанному выше адресу.
Проверкой установлено, что в рамках расследования уголовного дела, возбужденного Кяхтинским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Республике Бурятия по ч.1 ст. 286 УК РФ, проведена экспертиза обозначенного многоквартирного дома.
Согласно, заключению эксперта АНО «Единый экспертно-правовой центр» ... от 30 12.2019, Жилой дом с расположенными в нем 26 жилым помещениям, по адресу: <адрес>, приобретенный Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия у индивидуального предпринимателя ФИО6 в 2014 году по государственным контрактам от *** и *** не соответствует следующим строительным нормам и техническим требованиям:
п.9.1, 9.4, 9.18 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003»;
подтвердить использование при строительстве жилого дома СИП панелей ТУ ...2008 «Панели трехслойные «ЭкоПан», окон ПВХ, входных дверей заводского производства не представляется возможным, так как отсутствуют гигиенические заключения и сертификаты качества на использованные материалы. Отсутствие вышеуказанной документации не соответствует требованиям п.9.23 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» и требованиями п. 4.3.3 СП 31-105-2002 «Проектирование и строительство энергоэффективных одноквартирных жилых домов с деревянным каркасом»;
Звукоизоляция внутренних ограждающих конструкций не обеспечивает снижение звукового давления от источников шума, что не соответствует требованиям п.9.25 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003»;
Использование системы отопления от электрической энергии не обеспечивает эффективное и экономное расходование энергетических ресурсов
три его эксплуатации, что не соответствует требованиям п.11.1 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01- 2003»;
Система вентиляции не поддерживает равномерность распределения воздуха в помещении, что не соответствует требованиям п.9.5 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003»;
При осмотре установлено, что несущие деревянные конструкции кровли - в полном объеме защищены от влагонакапливания в процессе эксплуатации,
что не соответствует требованиям п.4.6 СП 17.13330.2011 «Кровли. Актуализированная редакция СНиП П-26-76»;
Наблюдаются следы протечек на потолке жилого помещения в месторасположении вентиляционных отверстий, что не соответствует требованиям п.6.4.4 СП 17.13330.2011 «Кровли. Актуализированная редакция СНиП П-26-76»;
Отсутствует ливневая система водоотведения с крыши и снеговой барьер, что не соответствует требованиям п.6.4.27 и п.9.12 СП 17.13330.2011 «Кровли. Актуализированная редакция СНиП П-26-76»;
Частичное разрушение бетонной отмостки в результате отсутствия заглубления, подстилающего слоя песка, оснований из щебня, армирования, что не соответствует требованиям п. 6.4 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» и требованиям ст. 25 Федерального закона №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Накопление воды возле дома во время осадков или при таянии снега и стекания с крыши размывает верхний слой грунта и достигает фундамента, в результате чего происходит проседание фундамента, образование трещин фундамента и стен.
Таким образом, отсутствие сертификатов качества на установленные материалы, отсутствие звукоизоляционного слоя в межквартирных перегородках; система вентиляции не поддерживает равномерность распределения воздуха в помещении, использования системы отопления от электрической энергии не обеспечивает эффективное и экономное расходование энергетических ресурсов; несущие деревянные конструкции кровли не в полном объеме защищены от влагонакапливания (пароизоляционный слой уложен не в полном объеме, имеются участки, где пароизоляционный слой отсутствует); отсутствие герметизации стыков; отсутствие ливневой системы водоотведения и снегового барьера; частичное разрушение бетонной отмостки являются последствием нарушений, допущенных при строительстве и не связанные с неправильной эксплуатацией жилых помещений.
По результатам обследования в соответствии с СП 13-102-2003 Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» фактическое техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Республики Бурятия, <адрес>, имеет работоспособное состояния, однако не пригодно для круглогодичного проживания в условиях географического нахождения - <адрес> по причине низкой температуры в жилых помещениях, что не обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических и экологических требований по охране здоровья людей. В результате отсутствия сертификата качества и гигиенического заключения на использованные при строительстве СИП-панели отсутствует гарантия экологичности использованного при их изготовлении материала, а именно: применение полиуретанового клея, не выделяющего высокотоксичные фенол и формальдегид.
Таким образом, Министерством социальной защиты населения Республики как уполномоченным органом исполнительной власти, ГБУ РБ «РРЦ «Семья» как наймодателем по договорам не исполнена предусмотренная действующим законодательством обязанность по предоставлению ФИО2, ФИО3 по договорам найма специализированного жилого помещения специализированного жилого фонда жилых помещений, пригодных для проживания, отвечающих требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам.
Доводы представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия согласно которым законом предусмотрена обязанность однократного предоставления жилых помещений, а также, что признание жилых помещений непригодными для проживания относится к исключительной компетенции Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции судом отклонены.
Действительно, требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания установлены в Положении о признании помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
Вместе с тем, в указанном случае, наличие, либо отсутствие такого заключения Межведомственной комиссии правового значения не имеет, поскольку юридически значимым обстоятельством при разрешении данного спора является надлежащее исполнение ответчиком Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия обязанности по обеспечению лиц из числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, соответствующим установленным строительным (техническим) и санитарным нормам и правилам, для постоянного проживания.
Удовлетворяя заявленные требования, суд на основании объяснений лиц, участвующих в деле, представленных письменных доказательств в их совокупности, приходит к выводу о том, что жилые помещения, занимаемые истцами непригодны для постоянного проживания и причинами выявленных недостатков являются нарушение строительных норм и правил, допущенные при строительстве, то есть жилые помещения изначально – с момента их принятия Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия во исполнение государственных контрактов и передачи ГБУ РБ «РРЦ «Семья» в оперативное управление, а затем предоставление истцам, являлись непригодными для постоянного проживания и в настоящее время не подлежит реконструкции или капитальному ремонту без изменения конструктивных особенностей жилого дома в целом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ Республики Бурятия Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» предоставить Калиниченко Евгении Юрьевны, Филипповой Ольги Александровны иные жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилого фонда, пригодные для проживания, отвечающие требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен предоставленного им ранее жилых помещений по адресу: <адрес>; <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Д.А. Баторова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13.04.2021