Решение по делу № 33а-4376/2018 от 06.09.2018

Судья Станиславский В.В. Дело № 33а-4376/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего Кричкер Е.В.,

судей Машкиной Н.Ф., Бурова А.И.,

при секретаре Зеленцовой Н.З.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 7 сентября 2018 года административное дело по апелляционной жалобе Администрации города Воткинска на решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 5 сентября 2018 года, которым

удовлетворен административный иск Соколова М. Е. к Администрации города Воткинска о признании незаконным действий Администрации города Воткинска об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме митинга, о признании незаконным ответа Администрации города Воткинска от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании назначить уполномоченного представителя при проведении публичного мероприятия.

Признаны незаконными действия Администрации города Воткинска об отказе в согласовании Соколову М. Е. публичного мероприятия в форме митинга на Центральной площади города Воткинска. Время проведения публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ, начало митинга с 10 - 00 до 13-00 по местному времени, с количеством участников 1000 человек.

Признан незаконным ответ Главы муниципального образования «Город Воткинск» Заметаева А.В. от ДД.ММ.ГГГГ.

На Администрацию города Воткинска возложена обязанность не препятствовать проведению публичного мероприятия в заявленную дату и время.

На Администрацию города Воткинска возложена обязанность назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания Соколову М. Е. содействия в проведении публичного мероприятия в форме митинга на Центральной площади города Воткинска. Время проведения публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ, начало митинга с 10 - 00 до 13-00 по местному времени, с количеством участников 1000 человек в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Бурова А.И., выслушав объяснения административного истца Соколова М.Е., представителя административного истца Закирова И.Ш., представителя административного ответчика – Администрации г.Воткинска Паклина М.Ю., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Соколов М. Е. (далее – административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Воткинска, в котором просит: признать незаконным действия Административного ответчика об отказе в согласовании Соколову М. Е., публичного мероприятия в форме митинга на Центральной площади города Воткинска. Время проведения публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ, начало митинга с 10 - 00 до 13-00 по местному времени, с количеством участников 1000 человек; признать незаконным Ответ от ДД.ММ.ГГГГ; восстановить нарушенное право и обязать Административного ответчика назначить уполномоченного представителя при проведении мероприятия в форме пикетирования с применением быстровозводимой конструкции по адресу на Центральной площади города Воткинска. Время проведения публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ, начало митинга с 10 - 00 до 13-00 по местному времени, с количеством участников 1000 человек в соответствии с законом, мотивировав заявленные требования следующим.

Административным истцом ДД.ММ.ГГГГ Административному ответчику подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие в форме митинга на Центральной площади города Воткинска. Время проведения публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ, начало митинга с 10 - 00 до 13-00 по местному времени, целью публичного мероприятия является Привлечение внимания граждан к проблеме повышения пенсионного возраста.

ДД.ММ.ГГГГ Административный ответчик подготовил письмо , Административный истец — получил письмо ДД.ММ.ГГГГ, о чем расписался. Административный ответчик настоящим письмом фактически отказал в согласовании публичного мероприятия, не предложив альтернативных мест для его проведения. О фактическом отказе в согласовании свидетельствует указание на то, что уведомление подано с нарушениями требований ч.2. ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а именно им, как организатором публичного мероприятия, не предоставлены сведения, подтверждающие его право быть организатором публичного мероприятия. В этом же письме ему предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить документы, подтверждающие его право на организацию публичного мероприятия. Кроме этого в ответе указано, что цели запланированного мероприятия и его форма не соответствуют положениям пленума Верховного суда РФ от 26.06.2018 г. №28, якобы цель не отражает планируемый результат проведения публичного мероприятия.

Административный истец считает, что Административный ответчик принял незаконное решение (отказал в согласовании публичного мероприятия путем направления письма), тем самым нарушая права на проведение публичного мероприятия. В своем письме Административный ответчик не обосновывает какой именно необходим документ для проведения публичного мероприятия. Из п.2 ч.1 ст.12 ФЗ №54 следует вывод о том, что в случае отказа в согласовании места проведения публичного мероприятия, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления обязан предложить иное место проведения публичного мероприятия. Жалоба вышестоящему в порядке подчиненности органу не подавалась. Организатор публичного мероприятия, указанный в уведомлении, не относится ни к одной из категорий лиц, указанных в ч.2 ст.5 54-ФЗ, а потому подача им заявки не может являться основанием для отказа в согласовании. Перечень мест, в которых запрещается проведение публичного мероприятия, установлен в ч.2 и 2.2 ст.8 54-ФЗ. Содержащееся в уведомлении место проведения публичного мероприятия не относится ни к одной из указанных категорий. В письме Административного ответчика не содержится предусмотренных законом оснований для отказа в согласовании публичного мероприятия. В связи с этим отказ в согласовании является незаконным решением, ограничивающим права гражданина.

Суд постановил обжалуемое решение.

Не согласившись с вынесенным решением, представитель административного ответчика обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объеме. В качестве оснований для отмены постановленного решения ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение судом норм материального права.

В судебном заседании представитель административного ответчика Паклин М.Ю. настаивал на незаконности решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Административный истец Соколов М.Е. против удовлетворения жалобы возражал.

Представитель административного истца Закиров И.Ш. поддержал позицию административного истца.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, которое является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве, в числе основ конституционного строя которого признаются идеологическое и политическое многообразие и многопартийность и на котором лежит обязанность обеспечивать защиту, включая судебную, прав и свобод человека и гражданина.

Из объяснения сторон и представленных материалов следует, что административным истцом Соколовым М.Е. в Администрацию города Воткинска ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 15 мин. подано Уведомление о проведении публичного мероприятия, в котором указано, что в соответствии Федеральным Законом “О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях” № 54 ФЗ от 19.06.2004 он уведомляет о проведении публичного мероприятия в форме митинга. Ограничения, предусмотренные частью 2 статьи 5 Федерального закона “О собраниях, митингах и демонстрациях, шествиях и пикетированиях” отсутствуют. Место проведения публичного мероприятия - “Центральная площадь города Воткинска”, дата и время проведения публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ, начало митинга с 10 - 00 до 13-00 по местному времени. Цель публичного мероприятия - привлечение внимания граждан к проблеме повышения пенсионного возраста. Предполагаемое количество участников публичного мероприятия 1000 человек. Во время публичного мероприятия будет использоваться сцена и звукоусиливающая аппаратура, плакаты, флаги Российской Федерации и иные средства наглядной агитации. Обеспечение общественного порядка гарантирует. Формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организация медицинской помощи - должная осторожность организатора мероприятия, инструктирование участников публичного мероприятия, обеспечение участников информации вызова полиции и скорой помощи, при необходимости.

На указанное Уведомление Главой муниципального образования «Город Воткинск» Заметаевым А.В. Соколову М.Е. направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении митинга», в котором сообщается, что уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о проведении публичного мероприятия в форме митинга на Центральной площади города Воткинска ДД.ММ.ГГГГ с участием 1000 человек получено ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 15 мин. Указано, что Уведомление подано с нарушением требований части 2 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон), а именно: организатором публичного мероприятия не предоставлены сведения, подтверждающие его право быть организатором публичного мероприятия. Предложено заявителю в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить документы, подтверждающие право заявителя на организацию публичных мероприятий. Сообщено, что в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5 Федерального закона непредставление документов будет означать, что уведомление от ДД.ММ.ГГГГ не подано. Также указано на то, что в уведомлении на проведение публичного мероприятия необходимо конкретизировать цель публичного мероприятия, для недопущения ее произвольного или неоднозначного толкования, и отразить планируемый результат проведения публичного мероприятия (абзац 2 части 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26.06.2018 №28). Со ссылкой на изложенное и статью 3 и часть 5 статьи 5 Федерального закона Соколов М.Е. проинформирован, что проведение указанных публичных мероприятий в заявленное время и в заявленном месте будет являться незаконным.

Судом первой инстанции правильно установлено, что Уведомление о проведении публичного мероприятия подано административным истцом в установленный ч.1 ст.7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ срок. Уведомление о проведении публичного мероприятия отвечает требованиям, указанным в ч.3 ст.7 указанного закона, в том числе указана цель публичного мероприятия: «Привлечение внимания граждан к проблеме повышения пенсионного возраста». Конкретизация цели публичного мероприятия не требуется. Указанная цель публичного мероприятия является определенной, не допускает ее произвольного или неоднозначного толкования. В данном случае цель публичного мероприятия совпадает с планируемым результатом публичного мероприятия: «Привлечение внимания граждан к проблеме повышения пенсионного возраста». Обязанности организатора публичного мероприятия указаны в ч.4 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ. Обязанность: «представить документы, подтверждающие право на организацию публичных мероприятий» в данной норме не содержится. В Уведомлении о проведении публичного мероприятия указано: «Ограничения, предусмотренные Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» отсутствуют». В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" указано на право, а не обязанность организатора публичного мероприятия, на предоставление сведений (в частности, справки об отсутствии судимости).

На основании указанных норм права и установленных судом обстоятельств, суд первой инстанции с правильным применением норм материального права – статей 5, 7, 12 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» признал незаконным ответ Главы муниципального образования «Город Воткинск» Заметаева А.В. от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, судебная коллегия не соглашается с удовлетворением судом первой инстанции требования административного истца по оспариванию действий Администрации города Воткинска об отказе в согласовании Соколову М. Е. публичного мероприятия в форме митинга на Центральной площади города Воткинска. Время проведения публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ, начало митинга с 10 - 00 до 13-00 по местному времени, с количеством участников 1000 человек.

Так, административным истцом ни в административном исковом заявлении, ни в объяснениях в судебном заседании никаких действий, совершенных административным ответчиком по отказу в согласовании данного массового мероприятия не называется. Представитель административного ответчика также не сообщал о каких-либо действиях такого характера. Суд в ходе рассмотрения дела также таких действий не установил. Из обстоятельств дела следует, что административный ответчик принял решение, обличенное в форму письма, об отказе административному истцу в согласовании публичного мероприятия в форме митинга на Центральной площади города Воткинска.

При таких обстоятельствах, в данной части решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового – об отказе в удовлетворении такого требования в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В целях восстановления нарушенных прав административным истцом предложен способ – возложить на административного ответчика назначить уполномоченного представителя при проведении мероприятия в форме пикетирования с применением быстровозводимой конструкции по адресу на Центральной площади города Воткинска.

Давая оценку такому способу восстановления нарушенного права, коллегия отмечает следующее.

В соответствии с положениями ст.2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм. Как следует из материалов дела, административный истец уведомлял органы местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в форме митинга, и не уведомлял о пикетировании. При таких обстоятельствах, судебная коллегия не имеет возможности согласиться с позицией административного истца о способе восстановления нарушенного права.

    Кроме того, в ходе апелляционного рассмотрения установлены обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения органом местного самоуправления при рассмотрении Уведомления.

    В соответствии с постановлением Территориальной избирательной комиссии г.Воткинска от 15 июня 2018 года № 74.1 в связи со сложением полномочий депутатов избранных по №3 Луначарскому и №4 Центральному избирательным округам назначены дополнительные выборы депутатов Воткинской городской Думы по данным округам на ДД.ММ.ГГГГ.

    Реализация гражданами активного избирательного права связана с передвижением их к избирательным участкам, организованным в г.Воткинске УР ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 8 часов до 20 часов.

    Кроме того, как следует из представленных письменных материалов (Протокола поручений Главы муниципального образования «Город Воткинск» по результатам строительной планерки, письма начальника управления капитального строительства администрации г.Воткинска, письма директора МУП «Воткинские городские электрические сети», разрешение на проведение земляных работ) на Центральной площади г.Воткинска (в месте предполагаемого проведения публичного мероприятия) ДД.ММ.ГГГГ с 8 часов до окончания работ будут проводиться электромонтажные работы по подготовке к осенне-зимнему периоду.

Проверка наличия возможности обеспечения безопасности лиц, как участников предполагаемого публичного мероприятия, так и реализующих свое активное избирательное право в рамках проведения дополнительных выборов депутатов в Воткинскую городскую Думу, а также безопасности лиц, предполагаемого публичного мероприятия в связи с проведением электромонтажных работ по подготовке к осенне-зимнему периоду в месте проведения публичного мероприятия находится в компетенции органов местного самоуправления г.Воткинска – административного ответчика по настоящему делу.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" в случае, если в судебном заседании административный ответчик представит доказательства, что после вынесения оспариваемого решения органа публичной власти возникли иные обстоятельства, объективно препятствующие проведению публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время, суд может возложить на административного ответчика обязанность в установленный судом срок повторно рассмотреть вопрос о месте, времени и условиях проведения публичного мероприятия.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что надлежащим способом восстановления нарушенного права административного истца будет являться возложение на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть Уведомление административного истца в срок не позднее 17 часов ДД.ММ.ГГГГ (с учетом указанной в Уведомлении даты проведения публичного мероприятия – ДД.ММ.ГГГГ, то есть непродолжительности оставшегося срока).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 5 сентября 2018 года отменить в части удовлетворения административного иска Соколова М. Е. к Администрации города Воткинска о признании незаконными действий Администрации города Воткинска об отказе в согласовании Соколову М. Е. публичного мероприятия в форме митинга на Центральной площади города Воткинска, время проведения публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ года, начало митинга с 10 - 00 до 13-00 по местному времени, с количеством участников 1000 человек, возложении на Администрацию города Воткинска обязанности не препятствовать проведению публичного мероприятия в заявленную дату и время и назначении своего уполномоченного представителя в целях оказания Соколову М. Е. содействия в проведении публичного мероприятия в форме митинга на Центральной площади города Воткинска, время проведения публичного мероприятия 9 сентября 2018 года, начало митинга с 10 - 00 до 13-00 по местному времени, с количеством участников 1000 человек в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, с принятием в указанной части нового решения, которым

отказать Соколову М. Е. в удовлетворении требований к Администрации города Воткинска о признании незаконными действий Администрации города Воткинска об отказе в согласовании Соколову М. Е. публичного мероприятия в форме митинга на Центральной площади города Воткинска, время проведения публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ, начало митинга с 10 - 00 до 13-00 по местному времени, с количеством участников 1000 человек, возложении на Администрацию города Воткинска обязанности не препятствовать проведению публичного мероприятия в заявленную дату и время и назначении своего уполномоченного представителя в целях оказания Соколову М. Е. содействия в проведении публичного мероприятия в форме митинга на Центральной площади города Воткинска, время проведения публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ, начало митинга с 10 - 00 до 13-00 по местному времени, с количеством участников 1000 человек в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Возложить на Администрацию города Воткинска обязанность не позднее 17 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ повторно рассмотреть Уведомление Соколова М. Е. о проведении публичного мероприятия в форме митинга на Центральной площади города Воткинска, время проведения публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ, начало митинга с 10 - 00 до 13-00 по местному времени, с количеством участников 1000 человек.

В остальной части решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 5 сентября 2018 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу представителя Администрации г.Воткинска удовлетворить частично.

Председательствующий     Е.В. Кричкер

судьи: Н.Ф. Машкина

                                    

                                 А.И. Буров

33а-4376/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Соколов М.Е.
Соколов М. Е.
Ответчики
администрация г. Воткинска
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Буров Андрей Иванович
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
07.09.2018Судебное заседание
07.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2018Передано в экспедицию
07.09.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее