Решение от 22.07.2021 по делу № 2а-294/2021 от 24.05.2021

№ 2а-294/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июля 2021 года                     п. Новоорск

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Квиринг О.Б.

при секретаре Егоровой Л.А.,

при участии в судебном заседании:

представителя истца Богданчикова И.Ю.,

рассмотрев по общим правилам административного производства административное дело по административному иску ООО «Инноватор», Снадина А.А. к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области о признании недействительным и отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,

установил:

ООО «Инноватор» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области о признании недействительным и отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, указывая, что на основании распоряжении (приказа) от ДД.ММ.ГГГГ , была проведена проверка по исполнению обязанности по организации содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, для жителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «Инноватор».

По результатам проверки главным специалистом отдела контроля качества коммунальных услуг и расчетов ГЖИ по Оренбургской области ФИО4 составлен Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ в котором указано, что директором ООО «Инноватор» не соблюдаются лицензионные требования и выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГг., в котором предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ. устранить нарушения путем выполнения работ по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества. Представить в инспекцию документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, в том числе сведения о включении в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов площадок, в том числе специальных площадок для складирования крупных габаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества, владении на законных основаниях местами (площадками) накопления твердых коммунальных отходов, установленных в соответствии с требованиями п. 26 (1) Минимального перечня № 290, пп. «д (2)» п. 11 Правил № 491.

Просит суд признать предписание Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить, обязать Государственную жилищную инспекцию по Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соистца привлечен директор ООО «Инноватор» Снадин А.А.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области.

В судебном заседании представитель административного истца Богданчиков И.Ю. поддержал исковые требовании, указал, что оспариваемое предписание является неисполнимым, так как на земельных участках многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Инноватор» невозможно организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и правил. Места накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Инноватор» имеются. Согласно реестра мест накопления твердых коммунальных отходов на территории МО Новоорский поссовет места накопления ТКО для жителей многоквартирных домов находятся по адресам: <адрес> – в непосредственной близости от МКД по <адрес> ( в реестре), <адрес> (дом в управлении общества) в непосредственной близости от МКД <адрес>, 13 ( в реестре), <адрес>, ул<адрес> ( в реестре), <адрес> (дом в управлении общества) – в непосредственной близости от МКД <адрес> в реестре), <адрес> ( в реестре).

Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Органом местного самоуправления реализованы полномочия предоставленные федеральным законодательством. Жители многоквартирных домов, находящихся в управлении общества обеспечены площадками для сбора ТКО.

Внесение сведений в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования не является лицензионным требованием, поскольку полномочия по ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отнесены законом к полномочиям органов местного самоуправления. Необходимость владения площадками ТКО на законных основаниях на управляющую компанию законом не возложена.

Административный истец Снадин А.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ поддержал исковые требовании, полагая, что указанное предписание является незаконным и неисполнимым, поскольку необходимые места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) уже созданы органом местного самоуправления на земельных участках, являющихся собственностью муниципального образования; возможности обустроить такие же площадки с соблюдением всех необходимых санитарных норм и правил в границах земельных участков, включенных в состав общего имущества многоквартирных домов, не представляется возможным.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, суду представлено письменное заявление с просьбой рассмотрения дела в его отсутствие.

В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель административного ответчика Лемешкова С.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что по результатам конкурсного отбора региональным оператором на территории Оренбургской области определено ООО «Природа» и заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ /п, в соответствии с п. 2.1. 5 которого ООО «Природа» приняла обязанность создавать (или) содержать контейнерные площадки с указанием их мест нахождения и источника финансирования (при необходимости). Обязанность по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок с указанием их местонахождения в соответствии с законодательством Российской Федерации из соглашения от 28.04.20 18 №38-18/П исключена 26.12.2018, путем подписания дополнительного соглашения. Аналогичная обязанность, закрепленная в пп. «п» п. 7 Постановления Правительства Оренбургской области от 06.02.2018 № 52-п утратила силу с 20.12.2019 (постановление Правительства Оренбургской области от 18.12.20 19 № 933-п). На основании вышеизложенного, ООО «Природа» не является лицом, обязанным по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых отходов.

Обязанность по организации мест накопления ТКО лежит на управляющих компаниях.

Положения п. 26(1) Перечня № 290, пп. «д (2)» п. 11 Правил № 491 предусматривают полномочия и обязанность организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, для находящихся у них в управлении.

Сведения о наличии мест накопления твердых коммунальных отходов для жителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся управлении ООО «Инноватор», в реестре мест (площадок) накопления созданных на территории муниципального образования Новоорского поссовета, ООО «Инноватор», или владельцем которых является данное общество, отсутствуют.

Считают, что создание места накопления органом местного самоуправления не исключает обязанности ООО «Инноватор» по организации и содержанию мест (площадок) накопления для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества.

Отсутствие возможности разместить места (площадки) накопления в границах земельных участков многоквартирных домов также не является обстоятельством, исключающим обязанность, предусмотренную п. 26 (1) Перечня № 290, пп. «д (2)» п. 11 Правил № 491, так как возложенной законом обязанности по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «Инноватор», может являться как получение, в установленном порядке земельного участка под обозначенные цели, так и заключения соглашения о порядке и условиях использования имеющихся контейнерных площадок с их собственником (например, органом местного самоуправления). Запрета на создание (размещение) таких площадок за границами земельного участка, находящегося в управлении Общества, действующее законодательство не содержит.

Заключение собственниками помещений в многоквартирных домах находящихся в управлении ООО « Ииноватор», действующими от своего имени договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не свидетельствует о прекращении обязанности Общества по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для таких собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся управлении Общества.

Представитель заинтересованного лица администрации МО Новоорский поссовет в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Представил в суд пояснение, что в управлении общества находится несколько многоквартирных домов, все оборудованные площадки для размещения ТКО, созданы органами местного самоуправления, расположены на земельных участках, принадлежащих муниципальному образованию.

В соответствии со статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие административного соистца и ответчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не просивших об отложении слушания.

Выслушав мнения сторон, допросив специалиста ФИО7, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ).

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Исходя из положений статьи 17 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

Жилищное законодательство согласно пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законодательное разграничение полномочий органов государственной власти в указанной сфере закреплено Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

На основании подпункта 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов осуществления регионального государственного жилищного надзора относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Аналогичное правовое регулирование отражено в пункте 8.1 статьи 13 ЖК РФ.

Под государственным жилищным надзором согласно части 1 статьи 20 ЖК РФ понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 ЖК РФ).

Согласно части 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных части 4.1 и 4.2 указанной статьи.

Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 3 названного Положения, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ, являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Подпунктом "д" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416, определено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением указанных в данной норме стандартов, к числу которых относится организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе: определение способа оказания услуг и выполнения работ; подготовка заданий для исполнителей услуг и работ; выбор, в том числе на конкурсной основе, исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в многоквартирном доме; заключение договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; заключение с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг; заключение договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме; осуществление контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме исполнителями этих услуг и работ, в том числе документальное оформление приемки таких услуг и работ, а также фактов выполнения услуг и работ ненадлежащего качества.

В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В соответствии с пунктом 11 названных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 данных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.

Из системного анализа приведенных положений закона следует, что установка на обслуживающей территории сборников для твердых отходов и их содержание в соответствии с СанПиН N "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" является обязанностью управляющей компании в силу осуществляемой деятельности по управлению многоквартирным домом.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов: организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, также предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Таким образом, действующим законодательством именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении.

Согласно ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 3, 4 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Инноватор» является управляющей компанией следующих многоквартирных домов: <адрес>, что подтверждается договорами управления.

Распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора) органа муниципального контроля о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в отношении ООО «Инноватор».

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения лицензионных требований, предусмотренных пп. «б» п. 3 Положения № 1110, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ в части неорганизации (не оборудования) места (площадок) накопления ТКО, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирном домах, находящихся в управлении Общества.

ДД.ММ.ГГГГ ГЖИ по Оренбургской области выдало предписание директору ООО «Инноватор» Снадину А.А. об устранении выявленных нарушений лицензионных требований в части: оказания всех услуг и (или) выполнения работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; исполнения обязанностей по договору управления, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиата, в части не выполнения работ по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок.

По результатам проверки директору предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить соблюдение лицензионных требований при содержании общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении, путем выполнения работ по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества; представить в инспекцию документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества, владении на законных основаниях местами (площадками) накопления твердых коммунальных отходов, установленных в соответствии с требованиями п. 26 (1) минимального перечня № 290, пп. «д (2)» п. 11 Правил № 491., обеспечить соблюдение лицензионных требований при содержании общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении (согласно сведениям, содержащимся в реестре лицензий по состоянию на (дата)), путем выполнения работ по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления ТКО, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества; представить в инспекцию документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, в том числе сведения о: включении в реестр мест (площадок) накопления ТКО площадок, в том числе специальных площадок для складирования крупных габаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества, владении на законных основаниях местами (площадками) накопления ТКО, установленных в соответствии с требованиями пункта 26(1) Минимального перечня №290, подпункта д(2) пункта 11 Правил №491.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ Северо-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области следует, что размещение мест (площадок) накопления ТКО на территории МО Новоорский поссовет согласовано.

В иске административный истец приводит доводы о том, что потребители, проживающие в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «Инноватор», фактически обеспечены органами местного самоуправления оборудованными площадками для размещения ТКО; согласно границ земельных участков, сформированных для размещения многоквартирных домов, находящихся в управлении общества и включенных в состав общего имущества, на данных земельных участках невозможно организовать (создать) места накопления ТКО с соблюдением санитарно – эпидемиологических норм и правил.

В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" разъяснено, что под "организацией мест накопления" понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.

В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на Учреждение как управляющую организацию возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Согласно части 1 статьи 8 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, также предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Проанализировав приведенные выше нормы действующего законодательства, суд пришел к выводу, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов, находящихся в ее управлении.

Исполнение органом местного самоуправления обязанности по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, не освобождает управляющую организацию от обязанности по созданию таких мест с целью исполнения лицензионных требований при управлении многоквартирными домами. Доказательства того, что работы по созданию мест (площадок) накопления ТКО велись управляющей организацией административными истцами в материалы дела не представлены.

Оспариваемым предписанием на ООО «Инноватор» не возложена обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с нарушением санитарно – эпидемиологических требований; исполнение предписания предполагает обязанность общества создать названные места накопления твердых коммунальных отходов (в том числе специальные площадки для складирования крупных габаритных отходов) с соблюдением санитарно – эпидемиологических и иных обязательных требований.

В соответствии с вышеприведенными требованиями закона обязанность лицензиата организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (в том числе специальные площадки для складирования крупных габаритных отходов) для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющей организации, не ставится в зависимость от факта включения таких мест в состав общего имущества на момент заключения договора управления. Действующее правовое регулирование предполагает включение мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома по мере их создания на соответствующем земельном участке.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Рассматривая довод административного истца о том, что на земельных участках многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Инноватор» невозможно организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и правил, суд пришел к следующему.

Так, главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 утверждены санитарные правила СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", п. 2.2.3 которых предусматривает, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов (абз. 3 п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест").

Положения данных правил подлежат применению в части не противоречащей санитарному законодательству Российской Федерации.

Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", устанавливающие обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.

Действительно, п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. При этом данный пункт не устанавливает требования к размещению контейнеров в районах сложившейся застройки, где уже невозможно соблюсти расстояние от 20 м до 100 м, а содержит требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве зданий, предназначенных для постоянного проживания.

Допрошенный специалист ФИО7 пояснил суду, что для установления сокращения этих расстояний представитель Общества должен обратиться в администрацию поселения. Это вопрос решается комиссионно.

Таким образом, приведенная норма правил допускает в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где отсутствует возможность соблюдения предусмотренных разрывов, устанавливать эти расстояния комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача), что не противоречит требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10.

При этом, суд считает необходимым указать на то, что указанные истцом основания не могут являться основанием для освобождения ответчика от возложенной на него законом обязанности по установке и содержанию контейнерных площадок для накопления ТКО, учитывая, что ее неисполнение повлечет нарушение прав и законных интересов собственников помещений многоквартирных домов, которые производят оплату, в том числе услуг по содержанию мест накопления ТКО.

Однако административным истцом не представлены доказательства обращения в администрацию муниципального образования с целью установления сокращения этих расстояний.

Процедура выдачи предписания соблюдена.

Оспариваемое предписание в части выполнения работ по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления ТКО вынесено полномочным должностным лицом, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

При этом, суд считает необходимым исключить из п. 2 Предписания ссылку на необходимость предоставления сведений о включении в реестр мест (площадок) накопления ТКО, в том числе, специальных площадок для складирования крупных габаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества, владении на законных основаниях местами (площадками) накопления твердых коммунальных отходов, поскольку полномочия по ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отнесены законом к полномочиям органов местного самоуправления. При этом, необходимость владении площадками ТКО на законных основаниях, на управляющую компанию законом не возложена.

Руководствуясь ст.ст. 286, 291, 292,293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░– ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░– ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.07.2021 ░.

░░░░░:

2а-294/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Инноватор"
Директор ООО Инноватор» Снадин Александр Алексеевич
Ответчики
Государственная жилищная инспекция
Другие
Администрация МО Новоорский поссовет
Суд
Новоорский районный суд Оренбургской области
Судья
Квиринг Оксана Борисовна
Дело на сайте суда
novoorsky.orb.sudrf.ru
24.05.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
24.05.2021Передача материалов судье
26.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2021Судебное заседание
07.07.2021Судебное заседание
17.07.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
20.07.2021Судебное заседание
22.07.2021Судебное заседание
26.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее