Дело №а-342/2022
УИД: 23RS0№-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
25 января 2022 года город Сочи
Центральный районный суд г. С. Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Воронковой А.К.,
при секретаре судебного заседания Симованян К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в здании Центрального районного суда г. С. гражданское дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю к Орловой Е. С. о взыскании суммы задолженности по налогам и сборам,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - Межрайонная ИФНС России № по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Орловой Е.С. о взыскании суммы задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 372 рубля, пени в размере 3,28 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 884 рублей, пени в размере 107,93 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии в размере 29 354 рубля, пени в размере 55,55 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю в качестве налогоплательщика состоит Орлова Е. С. и в соответствии с п.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязана уплачивать законно установленные налоги. Ответчик является плательщиком имущественного налога за: квартиру, адрес: 354003, Россия, г. С., <адрес>, кадастровый №, площадь 65,50, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 1 ст. 406 НК РФ). Пунктом 3 Решения Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории города Сочи» установлены ставки налога на имущество. За 2017 и 2018 годы Орловой Е.С. был начислен имущественный налог. Однако налогоплательщик в срок не уплатил задолженность и в соответствии со ст. 75 НК РФ, за каждый день просрочки исполнения обязанностей по уплате налога и сбора, начиная со следующего дня их уплаты, установленного налоговым законодательством, начала начисляться пеня. Тем самым, на текущую дату Орловой Е.С. начислена пеня за неуплату имущественного налога в срок, в размере 3,28 рублей. Также, Орлова Е.С. является плательщиком страховых взносов, ввиду осуществления адвокатской деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Инспекция предприняла все меры для надлежащего извещения налогоплательщика об его обязанности по уплате взносов. Однако до настоящего времени добровольное погашение плательщиком задолженности по уплате взноса и пени не произошло. На дату подготовки административного иска, согласно поступивших в налоговый орган квитанций об уплате взноса, сумма недоимки, подлежащая уплате в бюджет, состоит: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 29 354 рубля, пени в размере 565,55 рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 29 354 рубля, пени в размере 55,55 рублей. Ответчик добровольно задолженность не оплатила, в связи с чем, инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участке № Центрального района г. С.. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Центрального района г. С. вынесен судебный приказ №а-784/104-2021 о взыскании с должника Орловой Е.С. задолженности по налогам и пени. Определением от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ отменен по заявлению должника. По приведенным основаниям, подробно изложенным в адресованном суду исковом заявлении, истец просит суд восстановить срок на подачу административного искового заявления и удовлетворить заявленные требования.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, в адресованном суду заявлении просил о рассмотрении в свое отсутствие.
Административный ответчик Орлова Е.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, ранее представила письменные возражения, в которых указала, что административным истцом нарушен процессуальный срок обращения в суд, кроме того, ранее административный истец уже обращался в суд требованием о взыскании задолженности за 2017 год и судом ему было отказано, в связи с чем, просила применить срок исковой давности и в административном иске отказать, рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя по доверенности.
Представитель административного ответчика Орловой Е.С. – Туляков Н.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, в адресованном суду заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, просил применить срок исковой давности.
В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ и при установленных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие сторон.
Изучив доводы и возражения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что в удовлетворении заявленных требования Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы относятся к налоговым доходам бюджетов. Неуплата указанных платежей влечет неисполнение доходной части бюджета, а, следовательно, неполучение государством денежных средств, что нарушает интересы государства и его граждан.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В Российской Федерации обязанность уплачивать законно установленные налоги закреплена статья 57 Конституции РФ, а также ст. 23 Налогового кодекса РФ и иными нормативными актами.
Межрайонная ИФНС России № по Краснодарскому краю в соответствии с п.п. 2 ч. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела, на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю в качестве налогоплательщика состоит Орлова Е. С. и в соответствии с п.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязана уплачивать законно установленные налоги.
Ответчик является плательщиком имущественного налога за: квартиру, адрес: 354003, Россия, г. С., <адрес>, кадастровый №, площадь 65,50, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 1 ст. 406 НК РФ). Пунктом 3 Решения Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории города Сочи» установлены ставки налога на имущество.
За 2017 и 2018 годы Орловой Е.С. был начислен имущественный налог. Однако налогоплательщик в срок не уплатил задолженность и в соответствии со ст. 75 НК РФ, за каждый день просрочки исполнения обязанностей по уплате налога и сбора, начиная со следующего дня их уплаты, установленного налоговым законодательством, начала начисляться пеня.
Тем самым, на текущую дату Орловой Е.С. начислена пеня за неуплату имущественного налога в срок, в размере 3,28 рублей.
Также, Орлова Е.С. является плательщиком страховых взносов, ввиду осуществления адвокатской деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Инспекция предприняла все меры для надлежащего извещения налогоплательщика об его обязанности по уплате взносов.
Однако до настоящего времени добровольное погашение плательщиком задолженности по уплате взноса и пени не произошло.
На дату подготовки административного иска, согласно поступивших в налоговый орган квитанций об уплате взноса, сумма недоимки, подлежащая уплате в бюджет, состоит:
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 29 354 рубля, пени в размере 565,55 рублей;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 29 354 рубля, пени в размере 55,55 рублей.
Из материалов дела следует, что руководствуясь ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика были направлены требования №, №, № об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Ответчик добровольно задолженность не оплатила, в связи с чем, инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участке № Центрального района г. С..
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Центрального района г. С. вынесен судебный приказ №а-784/104-2021 о взыскании с должника Орловой Е.С. задолженности по налогам и пени.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ отменен по заявлению должника.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (ч. 3 ст. 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что судебный приказ о взыскании недоимки по налогам и сборам вынесен ДД.ММ.ГГГГ.
После отмены судебного приказа МИФНС № по Краснодарскому краю принято решение об обращении в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В данном случае, ввиду отмены судебного приказа и в силу п. 3 ст. 48 НК РФ, шестимесячный срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением необходимо исчислять с даты отмены выше представленного судебного приказа, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, административный истец был вправе обратиться в районный суд с административным исковым заявлением не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Фактически же административный истец обратился в Центральный районный суд г. С. с данным административным исковым заявлением только ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, из письменных возражений ответчика следует, что административному ответчику было необходимо до ДД.ММ.ГГГГ включительно уплатить взносы по договорам обязательного медицинского страхования в ФФОМС России и Пенсионный фонд России за 2017 год. Поскольку последним днем уплаты фиксированного платежа за 2017 год являлось 31 декабря, однако в 2017 году эта дата приходилась на воскресенье (нерабочий день), следовательно, срок уплаты переносится на первый рабочий день, следующий за 31 декабря - это ДД.ММ.ГГГГ (пункт 7 ст. 6.1 НК РФ).
С учетом того, что срок уплаты страховых взносов за 2017 год установлен до ДД.ММ.ГГГГ, срок для направления требования следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, требование должно быть направлено административному ответчику не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалов дела требование межрайонная ИФНС России № по Краснодарскому краю направлено ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, которые ответчик не получала, при этом административным истцом не представлены в суд доказательства направления указанных требований по месту жительства ответчика заказным письмом - в материалах дела отсутствует реестр отправленной корреспонденции с отметкой о доставке либо отказа от получения ответчиком заказного письма, либо возвращения письма отправителю в связи с истечением срока его хранения.
Суд соглашается с доводом административного ответчика о том, что налоговый орган в порядке пункта 2 статьи 48 НК РФ должен был обратиться в суд с требованием в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Административный иск в Центральный районный суд г. С. подан ДД.ММ.ГГГГ с существенным пропуском срока на его подачу.
Факт того‚ что инспекции своевременно было известно о том, что административный ответчик не оплатил налоги, подтверждается имеющимся в деле требованиями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, в которых налоговый орган указывал должнику, что в случае, если указанные требования будут оставлены без исполнения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах меры ко взысканию в судебном порядке налогов (сборов, страховых сборов, пеней, штрафов, процентов).
При этом административным истцом не приведены исключительные обстоятельства, которые бы препятствовали налоговому органу обратиться в суд с административным иском в течение установленного законом срока.
Кроме того, как указывает административный ответчик, ей стало известно, что ранее административный истец уже обращался в суд требованием о взыскании налоговой задолженности за 2017 год и судом ему было отказано в удовлетворении требований, что подтверждается копией решения Центрального районного суда г. С. от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-988/2021 о взыскании с Орловой Е.С. страховых взносов и пени по обязательному медицинскому страхования работающего населения и на обязательное пенсионное страхование за 2017 год.
Учитывая вышеизложенное, судом установлено, что рассматриваемое административное исковое заявление подано налоговой инспекцией с пропуском установленного ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока. Доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, препятствующих обращению в суд с требованиями в указанный срок, административным истцом не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для взыскания с административного ответчика задолженности по налогам и сборам.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Объективных причин, препятствующих своевременному обращению административного истца за судебной защитой, судом не установлено, а указанные административным истцом обстоятельства не могут быть признаны судом уважительными.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 286-290, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю к Орловой Е. С. о взыскании суммы задолженности по налогам и сборам – оставить без удовлетворения.
Мотивированное решение составлено судом ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.К. Воронкова