Решение по делу № 33а-2695/2020 от 11.12.2020

Судья Власов О.В. Дело №33а-2695/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«15» декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Зиновьевой О.Н., Добровольской Т.В.,

с участием прокурора Рыловой Т.В.,

при секретаре Пыльновой Е.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0024-01-2020-000347-48, №2а-170/2020) по апелляционным жалобам председателя избирательной комиссии Костромской области Барабанова М.В. и представителя территориальной избирательной комиссии Кологривского района Костромской области Лопатиной Н.В. на решение Кологривского районного суда Костромской области от 04 декабря 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Ивановой Лидии Александровны к территориальной избирательной комиссии Кологривского района Костромской области об отмене постановления избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области от 20 ноября 2020 года №30 «О регистрации кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области Кириллова А.Р.».

Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения представителя избирательной комиссии Костромской области и территориальной избирательной комиссии Кологривского района Костромской области Лопатиной Н.В., поддержавшей апелляционные жалобы, заключение прокурора Рыловой Т.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Иванова Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Кологривского района Костромской области об отмене постановления избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области от 20 ноября 2020 года №30 «О регистрации кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области Кириллова А.Р.».

В обоснование заявленных требований указала, что решением Совета депутатов Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области от 22 октября 2020 года №22 на 20 декабря 2020 года назначены досрочные выборы главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области.

Постановлением избирательной комиссии Костромской области от 04 апреля 2016 года №2036 полномочия избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области возложены на территориальную избирательную комиссию Кологривского района Костромской области.

Постановлением избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области от 25 ноября 2020 года №33 она (Иванова Л.А.) зарегистрирована кандидатом на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области, постановлением избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области от 20 ноября 2020 года №30 кандидатом на указанную должность зарегистрирован Кириллов А.Р.

Полагала вынесенное в отношении Кириллова А.Р. постановление избирательной комиссии незаконным, поскольку решение о регистрации его в качестве кандидата принято с нарушением пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что нарушает принцип равенства кандидатов. 11 ноября 2020 года Кирилловым А.Р. поданы документы для выдвижения, в том числе представлено решение Политсовета №7 Политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными», оформленное с нарушением пункта 23.10 Устава (решение Политсовета не подписано секретарем). 13 ноября 2020 года в адрес Кириллова А.Р. направлено извещение об отсутствии в представленных им документах решения о выдвижении кандидата. 16 ноября 2020 года Кириллов А.Р. представил в избирательную комиссию другое решение Политсовета №7 Политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» для замены ранее представленного 11 ноября 2020 года. Вместе с тем пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предоставляет кандидату право заменить документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В настоящем случае правом заменить ранее представленное решение политической партии о выдвижении кандидата Кириллов А.Р. не обладал. Таким образом, Кириллов А.Р. решение политической партии о выдвижении, соответствующее требованиям Устава политической партии, не представил, что в силу подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены избирательная комиссия Костромской области, Кириллов А.Р.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционных жалобах председатель избирательной комиссии Костромской области Барабанов М.В. и представитель территориальной избирательной комиссии Кологривского района Костромской области Лопатина Н.В., полагая решение суда незаконным, просят его отменить, административные исковые требования Ивановой Л.А. удовлетворить. Полагают, что суд при вынесении решения исходил из обстоятельств, предшествующих подаче кандидатом документов на выдвижение и регистрацию, и ограничился оценкой правильности соблюдения процедуры выдвижения кандидата на должность. Представленному Кирилловым А.Р. 11 ноября 2020 года решению Политсовета №7 не дана надлежащая оценка, и не установлено, является ли этот бумажный носитель документом по смыслу статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 года №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» и пункта 3.14 ГОСТа Р ИСО 15489-1-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Управление документами. Часть 1. Понятия и принципы». Бумажный носитель, содержащий информацию о выдвижении кандидата, но не имеющий обязательного реквизита, не может являться документом, подтверждающим факт состоявшейся процедуры выдвижения кандидата и порождающим правовые последствия.

Ссылка суда на разъяснения, содержащиеся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в обоснование вывода о том, что к законодательству, регулирующему проведение выборов и референдумов, относятся не только перечисленные Ивановой Л.А. законы, но и уставы, несостоятельна, поскольку в данном пункте речь идет об уставах субъектов Российской Федерации, а не политических партий, в связи с чем к рассматриваемому делу данные разъяснения не могут быть применены.

Судом не дана оценка доводам избирательной комиссии Костромской области о необходимости соблюдения процедуры выдвижения кандидата избирательным объединением в случае непредоставления решения избирательного объединения о выдвижении кандидата в числе других документов, поданных кандидатом для уведомления о выдвижении и регистрации. Кандидат, не представивший в избирательную комиссию указанное решение, выдвинутым считаться не может. Процедура выдвижения кандидата избирательным объединением, включая проведение съезда (конференции) и представление в избирательную комиссию документов, необходимых для уведомления о выдвижении кандидата, должна быть осуществлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях» и Закона Костромской области от 19 октября 2018 года №451-6-ЗКО «Избирательный кодекс Костромской области».

В отзыве на апелляционную жалобу председателя избирательной комиссии Костромской области Барабанова М.В. административный истец Иванова Л.А. полагает апелляционную жалобу обоснованной, просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В возражениях относительно апелляционных жалоб Кириллов А.Р. и прокурор Кологривского района Костромской области Воронова Е.К. просят решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы председателя избирательной комиссии Костромской области Барабанова М.В. и представителя территориальной избирательной комиссии Кологривского района Костромской области Лопатиной Н.В. – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, за исключением представителя избирательной комиссии Костромской области и территориальной избирательной комиссии Кологривского района Костромской области Лопатиной Н.В., в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены. На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (часть 11 статьи 239 КАС РФ).

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон №67-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) – также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списков кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).

Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области от 22 октября 2020 года №22 на 20 декабря 2020 года назначены досрочные выборы главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области (л.д. 12).

Постановлением избирательной комиссии Костромской области от 04 апреля 2016 года №2036 полномочия избирательных комиссий городского и сельских поселений в Кологривском муниципальном районе, в том числе избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области, возложены на территориальную избирательную комиссию Кологривского района Костромской области (л.д. 55-57).

11 ноября 2020 года Кириллов А.Р. обратился в избирательную комиссию Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области с заявлением о регистрации его в качестве кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области, приложив к нему, в том числе решение Политсовета №7 Политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» от 04 ноября 2020 года, подписанное президентом партии Кирилловым А.Р. (л.д.26).

Постановлением избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области 13 ноября 2020 года №29 Кириллов А.Р. извещен об отсутствии документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (л.д. 33). В перечне недостатков, выявленных в результате проверки документов, представленных кандидатом (приложение к извещению), указано, что решение политической партии о выдвижении кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области, оформленное с требованиями Устава, отсутствует. В соответствии с пунктом 23.10 Устава протоколы заседаний, выписки из протоколов, решения Политсовета подписываются председательствующим и секретарем (л.д. 35).

16 ноября 2020 года Кириллов А.Р. обратился в избирательную комиссию Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области с заявлением в порядке статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, приложив к нему решение Политсовета №7 Политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» от 04 ноября 2020 года о выдвижении его кандидатом на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области, подписанное председательствующим на заседании Политсовета Кирилловым А.Р. и секретарем заседания Политсовета ФИО10 (на 2 листах в 1 экземпляре), и его копию (на 1 листе в 1 экземпляре), о чем свидетельствует подтверждение о приеме документов, представленных для регистрации кандидатом Кирилловым А.Р. (л.д. 28 - 30).

Постановлением избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области от 20 ноября 2020 года №30 Кириллов А.Р. зарегистрирован кандидатом на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области (л.д. 31-32).

Обосновывая заявленные исковые требования об отмене данного постановления избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области, административный истец Иванова Л.А. ссылалась на то, что избирательная комиссия зарегистрировала кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области Кириллова А.Р. при наличии основания для отказа в регистрации, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Аналогичная норма содержится в пункте 4 части 2 статьи 81 Закона Костромской области от 19 октября 2018 года №451-6-ЗКО «Избирательный кодекс Костромской области» (далее также – Избирательный кодекс Костромской области).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришел к выводу о том, что требования закона при подаче документов для регистрации в качестве кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области Кирилловым А.Р. соблюдены, и предусмотренное подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ основание для отказа Кириллову А.Р. в регистрации в качестве кандидата у избирательной комиссии отсутствовали. При этом суд исходил из того, что оспариваемое постановление вынесено избирательной комиссией Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими проведение выборов, в пределах своих полномочий.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по существу разрешенного административного спора у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения.

Пунктом 2 статьи 35 Федерального закона №67-ФЗ предусмотрено, что выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

Согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях» (далее также – Федеральный закон №95-ФЗ) политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

В силу подпункта «и» пункта 2 статьи 21 Федерального закона №95-ФЗ Устав партии определяет порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.

Статьей 24 Устава Политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» к компетенции Политсовета (постоянно действующего коллегиального руководящего органа партии) отнесено принятие решений о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах (пункт 24.1.28).

Согласно статье 23 Устава Политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» протоколы заседаний, выписки из протоколов, решения Политсовета подписываются председательствующим и секретарем (пункт 23.10).

В соответствии с частью 1 статьи 71 Избирательного кодекса Костромской области кандидаты в депутаты Костромской областной Думы, кандидаты в депутаты представительного органа муниципального образования Костромской области, кандидаты на должность главы муниципального образования, другую выборную должность местного самоуправления могут быть выдвинуты непосредственно путем самовыдвижения, избирательным объединением.

Согласно положениям статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области выдвижение списков кандидатов в депутаты по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, списков кандидатов по областному избирательному округу, списков кандидатов по муниципальному избирательному округу, кандидатов на должность главы муниципального образования политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» (часть 1).

При выдвижении кандидатов в депутаты Костромской областной Думы, депутаты представительного органа муниципального образования Костромской области, на должность главы муниципального образования в решении съезда (конференции), общего собрания избирательного объединения о выдвижении списков кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, списков кандидатов по областному избирательному округу, по муниципальному избирательному округу, кандидата на должность главы муниципального образования должны быть указаны:

1) число зарегистрированных участников съезда (конференции), общего собрания;

2) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения;

3) решение о выдвижении кандидатов, списка кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо областного списка кандидатов, муниципального списка кандидатов);

4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, к которому прилагаются список с указанием сведений о них, перечисленных в части 2 статьи 74 настоящего Кодекса, а также письменные согласия каждого из перечисленных в списке лиц осуществлять указанную деятельность;

5) дата принятия решения (часть 4).

Кандидат, выдвинутый избирательным объединением на должность главы муниципального образования, должен представить в избирательную комиссию муниципального образования:

1) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, решение о его создании;

2) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;

3) решение о его выдвижении избирательным объединением (часть 15).

В соответствии с пунктом 16 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ на выборах должностного лица местного самоуправления регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрено, что для регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, выдвинутого политической партией, требуется сбор подписей избирателей.

В силу статьи 80 Избирательного кодекса Костромской области регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 8, 10 - 12 статьи 71 настоящего Кодекса, и иных документов, представленных в соответствии со статьями 71, 73 настоящего Кодекса в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие частей 2 - 6 статьи 76 настоящего Кодекса или части 3 статьи 75 настоящего Кодекса, а в случае, предусмотренном частью 4 статьи 75 настоящего Кодекса, - на основании представленного уведомления гражданина о выдвижении кандидатом (часть 1).

Для регистрации кандидата кандидат не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в избирательную комиссию заявление о регистрации кандидатом, а также решение политической партии, указанной в части 1 настоящей статьи, о выдвижении кандидата (пункт 6 часть 2).

Избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям настоящего Кодекса, а также достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата, представивших установленные настоящим Кодексом документы. Проверка достоверности указанных данных осуществляется в соответствии с частями 13, 18, 19 статьи 71 настоящего Кодекса. При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено настоящим Кодексом, или несоблюдения требований настоящего Кодекса к оформлению документов, соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 8 и 11 (при проведении выборов в Костромскую областную Думу, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с частью 12) статьи 71 настоящего Кодекса, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Кодекса, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего Кодекса. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 10 статьи 71 настоящего Кодекса, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов (часть 8).

Аналогичные требования к документам, представленным для регистрации кандидатов, и к возможности их исправления изложены в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ.

В пункте 2.3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01 июня 2010 года №784-О-О разъяснено, что пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ предусматривает право кандидата в течение срока, определенного в названной норме, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), а также обязанность избирательной комиссии извещать кандидата о неполноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов.

По своему смыслу вышеприведенные законоположения, как призванные гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.

Сторонами по административному делу не оспаривалось, что 11 ноября 2020 года Кирилловым А.Р. в избирательную комиссию Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области с заявлением о регистрации в качестве кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области было представлено решение Политсовета №7 Политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» от 04 ноября 2020 года о его выдвижении кандидатом на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области на досрочных выборах 20 декабря 2020 года.

Во исполнение извещения избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области от 13 ноября 2020 года №29 о выявленных недостатках в документах, представленных для выдвижения и регистрации кандидата, в установленные сроки Кирилловым А.Р. (16 ноября 2020 года) было представлено решение Политсовета №7 Политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» от 04 ноября 2020 года, подписанное председательствующим на заседании Политсовета и секретарем заседания Политсовета.

С учетом того, что до заседания избирательной комиссии, на которой рассматривался вопрос о регистрации кандидата Кириллова А.Р., им были представлены документы, оформленные в соответствии с требованиями закона, у избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области не имелось правовых оснований, установленных подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ и пунктом 4 части 2 статьи 81 Избирательного кодекса Костромской области, для отказа в регистрации Кириллова А.Р. кандидатом на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области.

Ссылка административного истца, как основание для отмены регистрации кандидата, на то, что Кирилловым А.Р. 16.11.2020 г. был заменен ранее поданный (11.11.2020 г.) документ на новый, судом правильно признана несостоятельной, поскольку в рассматриваемом случае не имело место дополнительное представление документа, не представленного в порядке и сроки, установленные статьями 73 и 80 Избирательного кодекса Костромской области. Напротив, Кириллов А.Р. воспользовался своим правом, предусмотренным пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ и частью 8 статьи 80 Избирательного кодекса Костромской области, заменив представленный ранее документ, оформленный с нарушением требований Федерального закона №67-ФЗ и Избирательного кодекса Костромской области.

Судебная коллегия отмечает, что подписание решения Политсовета №7 Политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» от 04 ноября 2020 года председательствующим на заседании Политсовета Кирилловым А.Р. и секретарем заседания Политсовета ФИО10, как это предусмотрено Уставом партии, с целью исправления недостатка ранее представленного кандидатом документа не затрагивает порядок и ход ведения Политсовета, а также существо принятых им решений, а, следовательно, не является нарушением каких-либо правил действующего законодательства о выборах.

Принимая во внимание, что оспариваемое Ивановой Л.А. постановление о регистрации кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области Кириллова А.Р. принято избирательной комиссией в пределах имевшихся у нее полномочий, исходя из принципов и норм, закрепленных в законодательных актах, регулирующих спорные правоотношения, не нарушает прав административного истца, в удовлетворении заявленного требования судом первой инстанции обоснованно отказано в соответствии с частью 2 статьи 244 КАС РФ.

Доводы апелляционных жалоб основаны на неправильной оценке обстоятельств и ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения.

Так, доводы том, что представление решения Политсовета невозможно без повторного его проведения, не основаны на нормах Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях», Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Костромской области от 19 октября 2018 года №451-6-ЗКО «Избирательный кодекс Костромской области».

Судом установлено, что 04 ноября 2020 года на Политсовете Политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» рассматривался вопрос по выдвижению кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области на досрочных выборах 20 декабря 2020 года. Согласно принятому решению кандидатом был выдвинут Кириллов А.Р. При этом до принятия решения о выдвижении кандидата председательствующим заседания Политсовета был избран Кириллов А.Р., секретарем – ФИО10 (л.д. 99-99 отчет о посещении представителем Аппарата ЦИК заседания Политического совета Политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» по вопросам выдвижения кандидатов на досрочных выборах глав муниципальных образований Кологривского муниципального района Костромской области, назначенных на 20 декабря 2020 года, л.д. 100 протокол заседания Политсовета №7 от 04.11.2020 г.).

При таких обстоятельствах непроставление в решении Политсовета №7 Политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» от 04 ноября 2020 года, представленном Кирилловым А.Р. в избирательную комиссию 11 сентября 2020 года, реквизита подписи секретаря ошибочно расценивается заявителями апелляционных жалоб как отсутствие документа. Данный документ, в котором зафиксированы сведения обязательные в силу части 4 статьи 73 Избирательного кодекса Российской Федерации, первоначально был заверен подписью Президента партии Кирилловым А.Р., что не дает оснований считать его не представленным (отсутствующим), а указывает на наличие документа, оформленного с нарушением требований законодательства о выборах.

Вопреки доводам апелляционных жалоб оценка данному документу, как доказательству по делу, дана судом в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, которую суд апелляционной инстанции считает правильной, поскольку задача идентификации с помощью реквизитов документа состоит в обеспечении сохранения тождества первоначального содержания документа содержанию документа, поступившего в избирательную комиссию, и в случае необходимости установления факта этого тождества, в том числе в ходе судебного разбирательства.

Ссылки заявителей апелляционной жалобы на положения статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 года №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» и пункта 3.14 ГОСТа Р ИСО 15489-1-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Управление документами. Часть 1. Понятия и принципы», не регулирующие спорные правоотношения, как это определено сферой действия Федерального закона и Национального стандарта, отклоняются судебной коллегией.

Иные доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку доказательств по делу, установленных судом обстоятельств не опровергают, о неправильном применении судом норм материального права не свидетельствуют, а потому основанием для отмены решения суда не служат. Само по себе несогласие авторов жалоб с выводами суда достаточным поводом для отмены решения суда не является.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Кологривского районного суда Костромской области от 04 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы председателя избирательной комиссии Костромской области Барабанова М.В. и представителя территориальной избирательной комиссии Кологривского района Костромской области Лопатиной Н.В. – без удовлетворения.

На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи:

33а-2695/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
прокурор Кологривского района
Иванова Лидия Александровна
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Кологривского района Костромской области
Другие
Кириллов Андрей Романович
Избирательная комиссия Костромской области
Суд
Костромской областной суд
Судья
Зиновьева Оксана Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.kst.sudrf.ru
11.12.2020Передача дела судье
15.12.2020Судебное заседание
16.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2020Передано в экспедицию
15.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее