УИД 13RS0023-01-2023-001493-08
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 16 июня 2023 года
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Надёжиной С.Ю.,
при помощнике судьи Морозкиной С.А.,
с участием в деле:
старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия Мещеряковой Инны Михайловны,
истца Гнидиной Тамары Ивановны, её представителя адвоката Емельянова Никиты Сергеевича, действующего на основании ордера № 59 от 24 мая 2023 года,
ответчика Администрации городского округа Саранск,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Правительства Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гнидиной Тамары Ивановны к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, признании права на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу,
установил:
Гнидина Т.И. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение в связи с изъятием земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд.
В обоснование требований указано, что на основании договора передачи, заключенного с МУ «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади» от 8 апреля 2005 года № 47826 ей на праве собственности принадлежит комната, площадью 12,9 кв.м, расположенная по адресу:<адрес>
Заключением Межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда №2 от 21 февраля 2018 года выявлены основания для признания многоквартирного дома по адресу:<адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 28 марта 2018 года № 753 указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, пунктом 2 постановления установлен способ изъятия путем предоставления гражданам, проживающим в указанном доме, других благоустроенных жилых помещений в период с 2018 по 2021 год.
В декабре 2022 года ею получено уведомление об изъятии и проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, подписанные Администрацией городского округа Саранск.
Согласно пункту 1.1. указанного соглашения предметом является размер и порядок выплаты возмещения за недвижимое имущество. Размер возмещения в связи с изъятием земельного участка и недвижимого имущества определен сторонами на основании отчета №114/11/2022-Н/101 и составляет 500 500 руб.
Она не согласна с предложенным в соглашении порядком и размером выплаты возмещения за изымаемое недвижимое имущество.
Условия об изъятии жилого помещения, содержащие в проекте соглашения, существенно нарушают её права, как собственника, ведь она фактически лишается жилья, а приобрести другое на предлагаемую к возмещению сумму невозможно.
Государственной программой Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 года №53, включающей подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» на 2019-2025 годы определены этапы переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Из содержания пункта 1 части второй статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» следует, что жилой дом включается в указанную программу в случае признания его аварийным до января 2017 года.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным только в 2018 года и не включен ни в одну из названных программ.
Из содержания постановлений Администрации городского округа Саранск №753 от 28 марта 2018 года, № 9 от 11 января 2019 года следует, что Администрация городского округа Саранск взяла на себя обязанность по отселению граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, исключительно путем предоставления других благоустроенных жилых помещений, а не путем предоставления платы за указанные помещения.
В настоящее время в связи с утверждением Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2022 года № 1469 «Правил предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда» и изданием Приказа Минстроя России от 11 ноября 2021 года №817/пр (в редакции от 16 сентября 2022 года) «Об утверждении методических рекомендаций по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» многоквартирный <адрес> подлежит включению в адресную программу, и имеются все законные основания для такого включения.
По результатам инженерно-технического обследования жилого дома, от 12 февраля 2018 года техническое состояние конструкций дома не соответствует требованиям Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» состояние конструкций не обеспечивает безопасность жизни и здоровья людей, в связи с чем, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, должно осуществляться по правилам переселения граждан из жилого фонда, включенного в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в первоочередном порядке
На основании изложенного истец считает, что за ней подлежит применению право на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного <адрес>, признанного аварийным подлежащим сносу, в связи с его расселением и наличием угрозы его обрушения.
Основывая свои требования на положениях статей 281, 657 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 7, 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, истец просила суд:
- обязать Администрацию городского округа Саранск, в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером№ площадью 4308,46 кв.м. и жилого помещения с кадастровым номером№, площадью 12,9 кв.м. для муниципальных нужд предоставить истцу в собственность другое благоустроенное жилое помещение - однокомнатную квартиру жилой площадью не менее 12,9 кв.м.;
- признать за Гнидиной Т.И. право на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного<адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, в связи с его расселением и наличием угрозы его обрушения.
В судебное заседание истец Гнидина Т.И. не явилась по неизвестной причине, о дне и времени слушания дела извещена своевременно и надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца адвокат Емельянов Н.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и заявлении об увеличении исковых требований, просил удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации городского округа Саранск не явился по неизвестной причине, о дне и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, при этом представитель Лисина К.С. представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие Администрации городского округа Саранск.
В возражениях на исковое заявление указала, что для обеспечения безопасности граждан, проживающих в аварийном многоквартирном жилом доме, во исполнение пункта 2 постановления Администрации городского округа Саранск №753 от 28 марта 2018 года постановлением Администрации городского округа Саранск №764 от 27 мая 2020 года была утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и расположенных на территории городского округа Саранск».
Собственникам комнат, в том числе истцу, было предложено переселение в жилые помещения муниципального маневренного фонда, но она отказалась.
Администрацией городского округа Саранск во исполнение решения Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 марта 2022 года принято постановление № 1249 от 2 сентября 2022 года «Об изъятии земельного участка и помещений, расположенных по адресу:<адрес>, правообладателям изымаемой недвижимости направлена копия данного постановления, а 09 ноября 2022 года был подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости изымаемой недвижимости, расположенной по адресу:<адрес>, ком. 69, с учетом стоимости долей в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом, размера убытков, причиняемых изъятием земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, а также компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома №114/11/2022-Н/101.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Правительства Республики Мордовия не явился по неизвестной причине, о дне и времени слушания дела извещался своевременно и надлежащим образом, представитель Кочетков В.В. представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Правительства Республики Мордовия.
Кроме того, участники процесса, помимо направления извещений о времени и месте рассмотрения дела, извещались путем размещения информации по делу на официальном сайте Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http//leninsky.mor.sudrf.ru в соответствии с требованиями части 7 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения представителя истца, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Гнидиной Т.И. не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании договора передачи от 8 апреля 2005 года, заключенного с МУ «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади», Гнидиной Т.И. на праве собственности принадлежит комната, площадью 12,9 кв.м, расположенная по адресу:<адрес> (л.д. 9).
Право собственности Гнидиной Т.И. на комнату в общежитии зарегистрировано в ЕГРН 29 июня 2005 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10 мая 2023 года № КУВИ-001/2023-108025590.
Согласно выписке из домовой книги от 16 мая 2023 года, предоставленной ООО «Саранский информационный центр», в жилом помещении по адресу:<адрес>, с 5 августа 1997 года зарегистрирована Гнидина Т.И.
Заключением межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда от 21 февраля 2018 года № 2 принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу:<адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 28 марта 2018 года № 753 «О выявлении оснований для признания многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>, аварийными и подлежащими сносу» (с изменениями, внесенными постановлением от 11 января 2019 года №9, постановлением от 29 декабря 2021 года №2039) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (пункт 1); принято решение отселить граждан, проживающих в многоквартирном доме, в другие благоустроенные жилые помещения в период с 2018 по 2025 год (пункт 2).
16 января 2019 года Администрацией городского округа Саранск в адрес Гнидиной Т.И. направлено требование № 286-ОГ о проведении мероприятия по сносу дома, расположенного по адресу: <адрес>, совместно с иными собственниками в течение двух месяцев со дня его получения. В случае не осуществления сноса в установленный срок, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и каждое жилое помещение в многоквартирном доме за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, подлежат изъятию для муниципальных нужд, в порядке, предусмотренном частями 1-2, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В целях обеспечения жилищных и имущественных прав при отселении из аварийного жилищного фонда предложено заключить с Администрацией городского округа Саранск соглашение о выплате выкупной стоимости за жилое помещение, находящееся в ее собственности. В этом случае размер выкупной стоимости за жилое помещение будет определяться по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В течение 5 дней после получения уведомления предложено направить письменное согласие на заключение соглашения о выплате выкупной стоимости объекта недвижимости.
24 января 2019 года Гнидиной Т.И. дано согласие на заключение с Администрацией городского округа Саранск соглашения на изъятие принадлежащего ей жилого помещения путем выплаты ей выкупной стоимости либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 14 июля 2022 года, бездействие Администрации городского округа Саранск, выразившееся в непринятии мер по представлению прокуратуры Октябрьского района г. Саранска от 7 июля 2021 года №7-1-2021 об устранении нарушений жилищного законодательства признано незаконным, не соответствующим абзацу 2 части первой статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», части десятой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. На Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в части десятой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение данного решения Администрацией городского округа Саранск издано постановление от 2 сентября 2022 года №1249 «Об изъятии земельного участка и помещений, расположенных по адресу: <адрес>», в котором постановила, в том числе, изъять для муниципальных нужд городского округа Саранск
- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 4308,46 кв.м. (пункт 1);
- жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, согласно приложению к постановлению для муниципальных нужд городского округа Саранск (пункт 2);
- нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, площадью 38,5 кв.м. для муниципальных нужд городского округа Саранск (пункт 3).
Согласно приложению, подлежал изъятию объект недвижимости по адресу: <адрес>, площадью 12,9 кв.м., с кадастровым номером №
9 сентября 2022 года по месту регистрации Гнидиной Т.И. направлена копия данного постановления, которая ей вручена 18 октября 2022 года.
В декабре 2022 года Гнидиной Т.И. направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в котором ей предложено взамен изымаемого жилого помещения и доли земельного участка выкупную стоимость в размере 500 500 рублей.
Размер возмещения определен на основании Отчета ООО «НОКС-ОЦЕНКА» №114/11/2022-Н/101 от 9 ноября 2022 года, и определен исходя из рыночной стоимости изымаемой недвижимости с учетом стоимости долей в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом в размере 383 000 рублей, размера убытков, причиняемых изъятием земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости в размере 20 500 рублей, компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома в размере 97 000 рублей, всего 500 500 рублей (л.д. 18-19).
Согласно части первой статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
На основании пункта 11 части первой статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе, относятся определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.
В соответствии с частью четвертой статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 6 части первой статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, где оно находится, для государственных или муниципальных нужд; предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника; в зависимости от того, для чьих нужд изымается участок, выкуп помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 1); признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам помещений в доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок; если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором дом расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в доме, за исключением принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию (часть десятая).
Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в пункте 3 статьи 2 определяет понятие переселения из аварийного жилищного фонда, а в части третьей статьи 16 предусматривает правила такого переселения.
На основании части первой статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ).
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (пункт 1 части второй статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 года № 53 утверждена Государственная программа Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», в которую включена подпрограмма «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия», которая направлена на реализацию регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», в рамках которого предоставляются субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно паспорту подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» задачами данной Подпрограммы является переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, являющихся приложением № 4 к подпрограмме «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия», жилой дом по адресу: <адрес>, не включен.
Иных программ на республиканском уровне в указанной сфере отношений не принято.
В силу вышеприведенной статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ вопрос о включении многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в республиканскую адресную программу решается Правительством Республики Мордовия и в полномочия Администрации городского округа Саранск не входит.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 27 мая 2020 года №764 утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и расположенных на территории городского округа Саранск». В разделе №1 данной программы указано, что в 2019-2021 годы в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия 6 февраля 2019 года №53, вошли многоквартирные дома, признанные до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации. В адресный список высвободившихся жилых помещений, являющийся приложением №2 к муниципальной программе, жилое помещение по адресу: <адрес>, не включено.
Согласно приложению № 4 к муниципальной программе установлен адресный список жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и подлежащих расселению путем предоставления благоустроенных жилых помещений, в который <адрес> также не включена.
Таким образом, спорный многоквартирный дом признан аварийным после 1 января 2017 года и не включен ни в одну из указанных программ.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»).
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16 и пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть восьмая статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 подпункта «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В соответствии с частью восьмой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
По смыслу части восьмой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения).
Аналогичная позиция изложена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части восьмой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 года №20-П «По делу о проверке конституционности частей первой, восьмой и десятой статьи 32 и пункта 1 части второй статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части третьей статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в связи с жалобами граждан ФИО1, ФИО2 и ФИО3, ФИО4» признано, что части первая, восьмая и десятая статьи 32 и пункт 1 части второй статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 18, 19 (части первая и вторая), 40, 45, 46 (части первая и вторая), 55 (часть третья) и 75.1, в той мере, в какой они - в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями - не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.
Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, при применении частей первой, восьмой и десятой статьи 32 и пункта 1 части второй статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует исходить из того, что граждане, указанные в пункте 1 резолютивной части настоящего Постановления, подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, - незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.
Таким образом, с учетом данных положений, собственники жилых помещений, признанные малоимущими и состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, могут рассчитывать на получение жилья или денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в связи с изъятием земельного участка в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть вторая).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части второй статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть вторая статьи 49, часть первая статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, при решении вопроса об условиях и порядке реализации жилищных прав истца, юридически значимыми обстоятельствами по делу являются: признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признание собственника малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий, отсутствие иного жилья пригодного для проживания.
Соглашение о предоставлении другого жилого помещения между Администрацией городского округа Саранск и собственником Гнидиной Т.И. не достигнуто.
Согласно сообщению Администрации городского округа Саранск от 15 июня 2023 года №3754-исх Гнидина Т.И. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), в том числе по категории «малоимущие граждане» в Администрации городского округа Саранск не состоит.
По выписке из ЕГРН Гнидина Т.И. имеет в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
С учетом приведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что право предоставления другого благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого, у Гнидиной Т.И., не состоящей на учете нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), в том числе по категории «малоимущие граждане», и являющейся собственником жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным после 1 января 2017 года, не включенного в соответствующую региональную программу, возникает только при достижении соглашения с Администрацией городского округа Саранск.
При таких обстоятельствах, требование Гнидиной Т.И. о возложении обязанности на Администрацию городского округа Саранск предоставить в ей собственность другое благоустроенное жилое в связи с изъятием для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4308,46 кв.м. и жилого помещения с кадастровым №, площадью 12,9 кв.м., удовлетворению не подлежат.
Доводы истца Гнидиной Т.И.. относительно несогласия с предлагаемой к возмещению суммой 500 500 рублей, судом не принимаются во внимание, поскольку указанное обстоятельство не является юридически значимым и входящим в предмет доказывания по настоящему делу.
Кроме того, истцом Гнидиной Т.И. заявлено требование о признании за ней права на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного<адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, в связи с его расселением и наличием угрозы его обрушения.
В исковом заявлении истец указывает, что в связи с тем, что принадлежащая ей комната входит в состав многоквартирного жилого дома, включающего коридоры, кухни, туалеты, ванные (душевые) комнаты, холлы и обеспечена всеми необходимыми коммуникациями (водопровод, канализация, электроосвещение, газоснабжение), считает, что в связи с изъятием ее для муниципальных нужд, в ее собственность должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение - однокомнатная квартира жилой площадью не менее 12,9 кв.м.
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями второй и третьей статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Часть вторая указанной статьи предусматривает, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 года № 472 определены этапы расселения конкретного перечня аварийных домов, которые были аварийными и подлежащими сносу до 2012 года.
В соответствии с пунктом 3 части первой статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части первой статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Вместе с тем, пункт 3.1 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность предоставления жилых помещений маневренного фонда гражданам, чьи жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При этом в силу положений части первой данной статьи жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания.
Как установлено, реализация жилищных прав собственника Гнидиной Т.И. обеспечивается в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и зависит от соблюдения ряда условий, в том числе включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в региональную программу переселения, признание собственника малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий, отсутствие иного жилья пригодного для проживания.
Наличие данных условий у собственника Гнидиной Т.И. судом не установлено.
Доказательств, свидетельствующих, что в настоящее время имеется реальная угроза обрушения указанного многоквартирного дома, а также об обращении с заявлением, о предоставлении жилого помещения маневренного фонда истцом Гнидиной Т.И. не представлено.
Согласно представленным стороной ответчика, возражениям на исковое заявление Администрацией городского округа Саранск были приняты меры для организации безопасного пребывания граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме, в том числе истцу предложено переселение в жилые помещения муниципального маневренного фонда.
Учитывая вышеизложенное, суд находит не подлежащими удовлетворению исковые требования Гнидиной Т.И. о признании за ней права на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного<адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, в связи с его расселением и наличием угрозы его обрушения.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Гнидиной Тамары Ивановны (<данные изъяты> к Администрации городского округа Саранск (ИНН №) о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером № площадью 4308,46 кв.м. и жилого помещения с кадастровым номером №, площадью 12,9 кв.м. для муниципальных нужд, признании права на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, в связи с его расселением и наличием угрозы его обрушения, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия С.Ю. Надёжина
Мотивированное решение суда составлено 22 июня 2023 года.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия С.Ю. Надёжина