дело № 2а-2588/20
26RS0002-01-2020-002346-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 августа 2020 года г. Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Савиной О.В.;
при секретаре судебного заседания Кудлай М.Ю.;
с участием административного ответчика Дунямалиева Р.И.;
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Ставропольскому краю к Дунямалиеву Рэнату Исаевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 12 по Ставропольскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Дунямалиеву Р.И. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование заявленных требований указано, что на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № 12 по Ставропольскому краю состоит в качестве налогоплательщика Дунямалиев Р.И.
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками производится ими самостоятельно.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Межрайонной ИФНС России № 12 по Ставропольскому краю произведено начисление налога по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 1 января 2017 года - за 2018г. в размере 26545 рублей (налог), 1062,57 рублей (пеня) за неуплату данного налога, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения вфиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2018 г. в размере 5840 рублей (налог), 208,43рублей (пеня) за неуплату данного налога, страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 6,43рублей (пеня) за неуплату данного налога.
На момент подачи заявления обязанность налогоплательщика по уплате налога, страхового взноса в соответствии с пунктом 3 статьи 44 Налогового Кодекса РФ не прекращена, что подтверждается учетными данными, а также справкой о состоянии расчетов по налогам и сборам.
Ответчику в порядке досудебного урегулирования направлялось требование № 77277 от 27.11.2018г., № 68157 от 11.10.2018г., № 87026 от 14.12.2018г., № 3076 от 21.01.2019г. № 60219 от 26.09.2018г., № 1247 от 25.01.2019 г., где предлагалось в добровольном порядке оплатить суммы налога и пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
17.06.2019 г. было вынесено определение мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г. Ставрополя об отмене судебного приказа, поскольку поступили возражения должника.
В частности, уважительными причинами пропуска строка на обращение в суд с административным исковым заявлением является своевременное принятие налоговым органом мер на досудебных стадиях взыскания налоговой задолженности, подтверждающих наличие воли на взыскание с административного ответчика сумм неуплаченных налогов (сборов, страховых взносов) в принудительном порядке.
Просит суд восстановить срок на подачу искового заявления, а также взыскать с Дунямалиева Р.И. задолженность в сумме 33662,43 рублей, в том числе задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 1 января 2017 года за 2018 г. в размере 26545 рублей (налог), 1062,57 рублей (пеня) за неуплату данного налога, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2018г. в размере 5840 рублей (налог), 208,43 рублей (пеня) за неуплату данного налога, страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 6,43 рублей (пеня) за неуплату данного налога.
Представитель административного истца МИФНС России № 12 по СК, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин своей не явки суду не представил.
Административный ответчик Дунямалиев Р.И., в судебном заседании представил письменное ходатайство, в котором указал, что Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Как указывает административный истец 17.06.2019 года было вынесено определение мирового судьи с/у № 2 Октябрьского района г. Ставрополя об отмене судебного приказа о взыскании задолженности по налогам. Таким образом, установленный шестимесячный срок для подачи искового заявления истек 17 января 2020 года. С настоящим административным исковым заявлением истец обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя, согласно информации размещенной на официальном сайте суда (lenvnskv.stv@sudrf.ru) 15 июля 2020 года. Таким образом, с момента отмены судебного приказа прошло более одного года. В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд истец указал на позднее получение налоговым органом определения об отмене судебного приказа, при этом ничем не подтверждая данное обстоятельство. Таким образом, истец утратил право на принудительное взыскание в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено. Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления. Просит суд в удовлетворении административного искового заявления МИФНС России № 12 по СК отказать.
Суд с учетом положений ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № 12 по Ставропольскому краю состоит в качестве налогоплательщика Дунямалиев Р.И.
Согласно ст. 419 НК РФ ответчик является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 1 января 2017 года, страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года и страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 год.
Согласно статье 420 НК РФ объектом налогообложения для применения страховых взносов признается выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Налоговой базой для исчисления суммы страховых взносов признается сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса. Налоговым периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками производится ими самостоятельно.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Уплата страховых взносов в соответствии с пунктом 2 статьи 432 НК РФ производится налогоплательщиком суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Межрайонной ИФНС России № 12 по Ставропольскому краю произведено начисление налога по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 1 января 2017 года за 2018 г. в размере 26545 рублей (налог), 1062,57 рублей (пеня) за неуплату данного налога, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения вфиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2018 г. в размере 5840 рублей (налог), 208,43рублей (пеня) за неуплату данного налога, страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 6,43рублей (пеня) за неуплату данного налога.
Согласно п. 3 ст. 8 Налогового кодекса РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Пункт 2 статьи 44 Налогового Кодекса РФ предусматривает, что обязанность по уплате налога, страхового взноса возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
На момент подачи заявления обязанность налогоплательщика по уплате налога, страхового взноса в соответствии с пунктом 3 статьи 44 Налогового Кодекса РФ не прекращена, что подтверждается учетными данными, а также справкой о состоянии расчетов по налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога, страхового взноса. Неисполнение вышеназванной обязанности является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Ответчику в порядке досудебного урегулирования направлялось требование № 77277 от 27.11.2018г., № 68157 от 11.10.2018г., № 87026 от 14.12.2018г., № 3076 от 21.01.2019г. № 60219 от 26.09.2018г., № 1247 от 25.01.2019 г., где предлагалось в добровольном порядке оплатить суммы налога и пени.
Административный ответчик Дунямалиев Р.И. указанные требования не исполнил.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно пункту 2 этой же статьи Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что судебный приказ мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района города Ставрополя от 28.05.2019 года о взыскании с Дунямалиева Р.И. задолженности, отменен определением от 17.06.2019 года.
В Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края налоговый орган обратился 15 июля 2020 года, то есть по истечении шестимесячного срока для подачи искового заявления.
Проанализировав представленные доказательства в обоснование ходатайства о восстановлении срока, суд приходит к выводу о том, что ходатайство о восстановлении срока для подачи административного иска о взыскании задолженности по налогом не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи заявления пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Суд считает необходимым отметить, что административный истец является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с заявлением о взыскании налога.
Являясь профессиональным участником налоговых правоотношений, инспекции должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Суд, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ), исходит из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке суммы налога.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Ввиду отсутствия доказательств соблюдения административным истцом порядка и сроков взыскания налога, а также отсутствия правовых оснований для восстановления пропущенного срока, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 12 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░