Решение по делу № 5-2367/2021 от 02.03.2021

УИД 10RS0011-01-2021-001810-27

(№5-2367/2021)

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 апреля 2021 г. г. Петрозаводск

Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2021 года

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Нуриева Анна Валерьевна, при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

АО "Тандер", ИНН , ОГРН , юридический адрес: <адрес>,

установил:

<адрес> в период с 14.00 час. до 14.35 час. в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении АО «Тандер» по контролю выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а также выполнения в установленный срок предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, на торговом объекте по адресу: <адрес> выявлено, что в нарушение пунктов 2.6 и 4.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» АО «Тандер» не обеспечило выполнение в полном объеме требований, предписываемых к выполнению в целях проведения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в соответствии с предписанием от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: <данные изъяты>

В судебное заседание законный представитель АО «Тандер» не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Ранее в судебном заседании защитник АО «Тандер» Б. действующий на основании доверенности, в судебном заседании вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признал, поддержал ранее представленные письменные возражения.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Е.., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержал в полном объеме.

Заслушав объяснения явившегося лица, исследовав материалы настоящего дела об административном правонарушении, просмотрев видеозаписи, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенной в действие в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Пунктами 1 и 3 статьи 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 указанного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).

Согласно пункту 3.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.01.2020 № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» руководителям территориальных органов Роспотребнадзора постановлено давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства - больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием.

Распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р «О введении с 12 марта 2020 года на территории Республики Карелия режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия» в связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 30.03.2020 №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 №15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и на основании статьи 2 Закона Республики Карелия от 26.12.2005 №938-ЗРК «О некоторых вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Карелия» с 12 марта 2020 г. на территории Республики Карелия введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия.

В силу пункта 2.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 № 65, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Пунктом 4.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 предусмотрено, что при эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями

Постановлением главного государственного санитарного врача по Республике Карелия от 31.03.2020 № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 в Республике Карелия» постановлено обеспечить в организациях и на объектах, расположенных на территории Республики Карелия, проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе, предусмотренных распоряжениями Главы Республики Карелия (преамбула).

В силу пункта 3 вышеуказанного постановления территориальным органам Федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти Республики Карелия, руководителям организаций, учреждений и предприятий Республики Карелия независимо от организационно-правовой формы собственности, индивидуальным предпринимателям постановлено в срок до особого распоряжения обеспечить, в том числе, ежедневную термометрию сотрудников, недопущение присутствия в организованном коллективе больных с признаками ОРВИ (пункт 3.3); соблюдение в помещениях температурного режима, режима проветривания, текущей дезинфекции, увеличение кратности дезинфекции помещений, обеззараживание воздуха и поверхностей в помещениях с применением ультрафиолетовых облучателей рециркуляторного (закрытого) типа (пункт 3.4); обязательное ношение масок всеми работниками (пункт 3.5); незамедлительную изоляцию лиц с признаками ОРВИ, передачу сведений о заболевших в обслуживающую поликлинику, проведение комплекса противоэпидемических мероприятий в случае выявления среди сотрудников больного симптомами, не исключающими новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в том числе проведение заключительной дезинфекции (пункт 3.7).

В соответствии с предписанием должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор об организации противоэпидемических мероприятий, специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ на АО «Тандер» возложена ответственность обеспечить ежедневно на объектах, в том числе, следующие мероприятия: <данные изъяты>.

Таким образом, исполнение указанного предписания АО «Тандер» являлось обязательным.

В ответ на полученное юридическим лицом предписание АО «Тандер» в Управление представлена информация (исх. от ДД.ММ.ГГГГ №б/н), из которой следовало, что юридическим лицом принимаются меры к исполнению предписания (в целом), в том числе, <данные изъяты>.

В ходе проведения внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ в период с 14.00 час. до 14.35 час. в отношении АО «Тандер» при осуществлении деятельности по реализации пищевой продукции и продовольственного сырья в магазине, расположенного по адресу: <адрес>, ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, выявлено, что <данные изъяты>

Событие инкриминируемого административного правонарушения и виновность юридического лица в его совершении подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, который соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и существенных недостатков не имеет; актом обследования торгового объекта по вопросу проведения дополнительны мер, направленных на недопущение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием от ДД.ММ.ГГГГ; ответом АО «Тандер» на предписание от ДД.ММ.ГГГГ; мотивированным представлением должностного лица органа государственного контроля (надзора) о назначении внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ; решением прокуратуры Республики Карелия о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ (с видеозаписями; определением об истребовании сведений от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРЮЛ; другими материалами дела.

Данные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины АО «Тандер» в совершении вменяемого административного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу вышеприведенной нормы закона, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм возлагается на юридическое лицо.

Между тем, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у АО «Тандер» имелась возможность для соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выполнения предписания, но юридическом лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, подтверждающих, что привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры по недопущению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, исполнению предписания, материалы дела не содержат, а выявленное административное правонарушение свидетельствует о виновном характере бездействия правонарушителя.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о доказанности вины АО «Тандер» в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – невыполнение в установленный срок выданного в период угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Несостоятельными являются доводы АО «Тандер» о допущенных при проведении проверки грубых нарушениях требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку АО «Тандер» не было надлежащим образом и в срок уведомлено о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки (часть 16 статьи 10), не было ознакомлено с распоряжением или приказом о проведении проверки (часть 1 статьи 14).

В соответствии с частью 16 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 указанной статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Учитывая, что проверка проводилась в соответствии подпунктом «а» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», то отсутствовали основания для заблаговременного уведомлении о проведении проверки.

Таким образом, порядок проведения проверки соблюден, результаты проверки оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для признания результатов проверки недопустимым доказательством по делу отсутствуют.

Доводы АО «Тандер» об отсутствии состава административного правонарушения и необходимости квалификации действий по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несостоятельны и основаны на неправильном толковании норм права.

Обстоятельств, установленных статьей 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключающих административную ответственность, по делу не установлено.

Наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Обстоятельства, указанные в статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для признания правонарушения малозначительным, с учетом характера выявленных нарушений, а также создаваемой реальной угрозы распространения опасного заболевания, соответственно, причинения вреда жизни и здоровью людей, отсутствуют.

В силу части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

К смягчающим административную ответственность обстоятельствам судья относит устранение выявленного нарушения. Отягчающим административную ответственность обстоятельством является повторное совершение однородного правонарушения.

При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, факт невыполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции и введением с 12 марта 2020 г. на территории Республики Карелия режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия, кроме того принимает во внимание сложившуюся ситуацию с коронавирусной инфекцией в мире, количество заражений и смертей, а также степень вины нарушителя, обстоятельства совершения административного правонарушения, наличие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, и приходит к выводу о том, что в отношении АО «Тандер» возможно применить административное наказание в виде административного штрафа.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, а также значительного размера минимального штрафа, предусмотренного санкцией статьи, уплата которого может привести к неплатежеспособности АО «Тандер», судья считает необходимым на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снизить размер административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить АО «Тандер» наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. Штраф в указанном размере соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, основания для назначения наказания в виде предупреждения в соответствии с частью 3.5 статьи 4.1, статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют ввиду наличия угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, кроме того АО «Тандер» не является субъектом малого и среднего предпринимательства, спорное административное правонарушение совершено АО «Тандер» не впервые (разъяснения, содержащиеся в пункте 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).

Оснований для применения наказания в виде административного приостановления деятельности не имеется.

Руководствуясь статьями 29.9, 29.10, 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

признать АО "Тандер" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

Административный штраф уплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Расчетный счет: 40101810600000010006 в Отделении – НБ Республика Карелия г. Петрозаводск. Получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, л/сч 04061788030), ИНН 1001048857, КПП 100101001, БИК 048602001, ОКТМО 86701000, КБК 14111601061010003140, УИН (наименование платежа) 14104100002300040241.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33).

Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).

Судья А.В. Нуриева

УИД 10RS0011-01-2021-001810-27

(№5-2367/2021)

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 апреля 2021 г. г. Петрозаводск

Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2021 года

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Нуриева Анна Валерьевна, при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

АО "Тандер", ИНН , ОГРН , юридический адрес: <адрес>,

установил:

<адрес> в период с 14.00 час. до 14.35 час. в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении АО «Тандер» по контролю выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а также выполнения в установленный срок предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, на торговом объекте по адресу: <адрес> выявлено, что в нарушение пунктов 2.6 и 4.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» АО «Тандер» не обеспечило выполнение в полном объеме требований, предписываемых к выполнению в целях проведения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в соответствии с предписанием от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: <данные изъяты>

В судебное заседание законный представитель АО «Тандер» не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Ранее в судебном заседании защитник АО «Тандер» Б. действующий на основании доверенности, в судебном заседании вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признал, поддержал ранее представленные письменные возражения.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Е.., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержал в полном объеме.

Заслушав объяснения явившегося лица, исследовав материалы настоящего дела об административном правонарушении, просмотрев видеозаписи, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенной в действие в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Пунктами 1 и 3 статьи 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 указанного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).

Согласно пункту 3.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.01.2020 № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» руководителям территориальных органов Роспотребнадзора постановлено давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства - больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием.

Распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р «О введении с 12 марта 2020 года на территории Республики Карелия режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия» в связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 30.03.2020 №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 №15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и на основании статьи 2 Закона Республики Карелия от 26.12.2005 №938-ЗРК «О некоторых вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Карелия» с 12 марта 2020 г. на территории Республики Карелия введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия.

В силу пункта 2.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 № 65, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Пунктом 4.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 предусмотрено, что при эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями

Постановлением главного государственного санитарного врача по Республике Карелия от 31.03.2020 № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 в Республике Карелия» постановлено обеспечить в организациях и на объектах, расположенных на территории Республики Карелия, проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе, предусмотренных распоряжениями Главы Республики Карелия (преамбула).

В силу пункта 3 вышеуказанного постановления территориальным органам Федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти Республики Карелия, руководителям организаций, учреждений и предприятий Республики Карелия независимо от организационно-правовой формы собственности, индивидуальным предпринимателям постановлено в срок до особого распоряжения обеспечить, в том числе, ежедневную термометрию сотрудников, недопущение присутствия в организованном коллективе больных с признаками ОРВИ (пункт 3.3); соблюдение в помещениях температурного режима, режима проветривания, текущей дезинфекции, увеличение кратности дезинфекции помещений, обеззараживание воздуха и поверхностей в помещениях с применением ультрафиолетовых облучателей рециркуляторного (закрытого) типа (пункт 3.4); обязательное ношение масок всеми работниками (пункт 3.5); незамедлительную изоляцию лиц с признаками ОРВИ, передачу сведений о заболевших в обслуживающую поликлинику, проведение комплекса противоэпидемических мероприятий в случае выявления среди сотрудников больного симптомами, не исключающими новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в том числе проведение заключительной дезинфекции (пункт 3.7).

В соответствии с предписанием должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор об организации противоэпидемических мероприятий, специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ на АО «Тандер» возложена ответственность обеспечить ежедневно на объектах, в том числе, следующие мероприятия: <данные изъяты>.

Таким образом, исполнение указанного предписания АО «Тандер» являлось обязательным.

В ответ на полученное юридическим лицом предписание АО «Тандер» в Управление представлена информация (исх. от ДД.ММ.ГГГГ №б/н), из которой следовало, что юридическим лицом принимаются меры к исполнению предписания (в целом), в том числе, <данные изъяты>.

В ходе проведения внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ в период с 14.00 час. до 14.35 час. в отношении АО «Тандер» при осуществлении деятельности по реализации пищевой продукции и продовольственного сырья в магазине, расположенного по адресу: <адрес>, ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, выявлено, что <данные изъяты>

Событие инкриминируемого административного правонарушения и виновность юридического лица в его совершении подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, который соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и существенных недостатков не имеет; актом обследования торгового объекта по вопросу проведения дополнительны мер, направленных на недопущение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием от ДД.ММ.ГГГГ; ответом АО «Тандер» на предписание от ДД.ММ.ГГГГ; мотивированным представлением должностного лица органа государственного контроля (надзора) о назначении внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ; решением прокуратуры Республики Карелия о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ (с видеозаписями; определением об истребовании сведений от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРЮЛ; другими материалами дела.

Данные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины АО «Тандер» в совершении вменяемого административного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу вышеприведенной нормы закона, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм возлагается на юридическое лицо.

Между тем, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у АО «Тандер» имелась возможность для соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выполнения предписания, но юридическом лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, подтверждающих, что привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры по недопущению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, исполнению предписания, материалы дела не содержат, а выявленное административное правонарушение свидетельствует о виновном характере бездействия правонарушителя.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о доказанности вины АО «Тандер» в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – невыполнение в установленный срок выданного в период угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Несостоятельными являются доводы АО «Тандер» о допущенных при проведении проверки грубых нарушениях требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку АО «Тандер» не было надлежащим образом и в срок уведомлено о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки (часть 16 статьи 10), не было ознакомлено с распоряжением или приказом о проведении проверки (часть 1 статьи 14).

В соответствии с частью 16 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 указанной статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Учитывая, что проверка проводилась в соответствии подпунктом «а» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», то отсутствовали основания для заблаговременного уведомлении о проведении проверки.

Таким образом, порядок проведения проверки соблюден, результаты проверки оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для признания результатов проверки недопустимым доказательством по делу отсутствуют.

Доводы АО «Тандер» об отсутствии состава административного правонарушения и необходимости квалификации действий по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несостоятельны и основаны на неправильном толковании норм права.

Обстоятельств, установленных статьей 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключающих административную ответственность, по делу не установлено.

Наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Обстоятельства, указанные в статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для признания правонарушения малозначительным, с учетом характера выявленных нарушений, а также создаваемой реальной угрозы распространения опасного заболевания, соответственно, причинения вреда жизни и здоровью людей, отсутствуют.

В силу части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

К смягчающим административную ответственность обстоятельствам судья относит устранение выявленного нарушения. Отягчающим административную ответственность обстоятельством является повторное совершение однородного правонарушения.

При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, факт невыполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции и введением с 12 марта 2020 г. на территории Республики Карелия режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия, кроме того принимает во внимание сложившуюся ситуацию с коронавирусной инфекцией в мире, количество заражений и смертей, а также степень вины нарушителя, обстоятельства совершения административного правонарушения, наличие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, и приходит к выводу о том, что в отношении АО «Тандер» возможно применить административное наказание в виде административного штрафа.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, а также значительного размера минимального штрафа, предусмотренного санкцией статьи, уплата которого может привести к неплатежеспособности АО «Тандер», судья считает необходимым на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снизить размер административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить АО «Тандер» наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. Штраф в указанном размере соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, основания для назначения наказания в виде предупреждения в соответствии с частью 3.5 статьи 4.1, статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют ввиду наличия угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, кроме того АО «Тандер» не является субъектом малого и среднего предпринимательства, спорное административное правонарушение совершено АО «Тандер» не впервые (разъяснения, содержащиеся в пункте 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).

Оснований для применения наказания в виде административного приостановления деятельности не имеется.

Руководствуясь статьями 29.9, 29.10, 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

признать АО "Тандер" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

Административный штраф уплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Расчетный счет: 40101810600000010006 в Отделении – НБ Республика Карелия г. Петрозаводск. Получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, л/сч 04061788030), ИНН 1001048857, КПП 100101001, БИК 048602001, ОКТМО 86701000, КБК 14111601061010003140, УИН (наименование платежа) 14104100002300040241.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33).

Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).

Судья А.В. Нуриева

5-2367/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
АО "Тандер"
Другие
Бойко Владимир Александрович
ПАО "Магнит"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Нуриева А.В.
Статьи

6.3

Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
02.03.2021Передача дела судье
04.03.2021Подготовка дела к рассмотрению
26.03.2021Рассмотрение дела по существу
15.04.2021Рассмотрение дела по существу
19.04.2021Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
22.04.2021Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
23.04.2021Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
16.06.2021Вступление постановления (определения) в законную силу
03.09.2021Обращено к исполнению
03.09.2021Сдача материалов дела в архив
15.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее