Решение от 08.06.2021 по делу № 33-2081/2021 от 26.05.2021

Дело №13-2-10/2019 (№33-2081/2020) судья Филиппов А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 июня 2021 года город Тверь

Тверской областной суд в составе

председательствующего судьи Кондратьевой А.В.

при секретаре судебного заседания Ключкиной У.Г.,

рассмотрев в порядке, установленном частью 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представление прокурора Оленинского района Тверской области Панова Е.А. на определение Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 14 апреля 2021 года, которым постановлено:

«Предоставить Министерству социальной защиты населения Тверской области и администрации Оленинского муниципального округа Тверской области отсрочку исполнения решения Оленинского районного суда Тверской области от 29 июня 2020 года до 1 июня 2021 года».

Суд апелляционной инстанции

установил:

администрация Оленинского муниципального округа Тверской области, Министерство социальной защиты населения Тверской области обратились в суд с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения Оленинского районного суда Тверской области от 29 июня 2020 года по делу № 2-42/2020 до 01 августа 2021 года и до 01 июня 2021 года соответственно.

Требования администрации Оленинского муниципального округа Тверской области мотивированы тем, что 24 марта 2021 года повторно объявлен электронный аукцион на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), для предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, дата проведения аукциона назначена на 06 апреля 2021 года.

Без приобретения жилого помещения в муниципальную собственность и государственной регистрации права муниципальной собственности на приобретенное жилое помещение, исполнить решение суда и обеспечить Тюневу Р.В. жилым помещением не представляется возможным.

Требования Министерства социальной защиты населения Тверской области мотивированы тем, что администрацией Оленинского муниципального округа Тверской области проводится процедура по приобретению в муниципальную собственность жилого помещения для передачи его в последующем Тюневой Р.В. по договору найма специализированного жилого помещения. Министерство социальной защиты Тверской области не может исполнить решение суда, поскольку до настоящего времени администрацией Оленинского муниципального округа Тверской области не представлена заявка с приложением копии муниципального контракта на приобретение жилого помещения. Предоставленная отсрочка позволит исполнить решение Оленинского районного суда Тверской области от 29 июня 2020 года.

Определением судьи указанные заявления объединены в одно производство.

Судом постановлено вышеприведенное определение, которое прокурор Оленинского района Тверской области, ссылаясь на отсутствие исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению судебного постановления до 29 июня 2020 года, просит отменить и вынести новое определение об отказе в удовлетворении заявлений об отсрочке исполнения решения суда.

Администрация Оленинского муниципального округа Тверской области в письменных возражениях на представление прокурора полагала обжалуемое определение законным и обоснованным.

На основании части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность определения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в представлении прокурора, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

В силу статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержат перечень оснований для отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, с соблюдением баланса интересов лиц, участвующих в деле.

С учетом предусмотренного пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод права каждого на судебное разбирательство в разумные сроки в пункте 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле названной международной нормы начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. Соответственно, при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении решений в разумные сроки.

Вступившие в законную силу акты федеральных судов, согласно частям 1, 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года №13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

Таким образом, основания для предоставления отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом статей 15, 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости. Исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника. Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

В каждом случае рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства невозможности или крайней затруднительности его исполнения. При этом предоставление отсрочки исполнения решения суда является исключительной мерой, которая должна применяться судом только при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, с учетом интересов, как должника, так и взыскателя.

Принимая оспариваемое определение и приходя к выводу о возможности предоставления заявителям отсрочки исполнения судебного постановления, судом первой инстанции в полной мере учтены вышеуказанные положения.

С учетом установленных по делу обстоятельств, а именно, порядка предоставления жилых помещений, включение взыскателя в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в 2021 году будут обеспечены жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, принятие администрацией Оленинского муниципального округа Тверской области мер к исполнению решения суда путем неоднократного объявления электронных аукционов на приобретение жилого помещения, которые признаны несостоявшимися в связи с непоступлением заявок на участие в аукционе, решение суда в срок до 31 декабря 2020 года исполнено быть не могло по объективным причинам.

Установленный судом первой инстанции срок отсрочки исполнения судебного постановления (до 01 июня 2021 года) нельзя признать нарушающим права взыскателя.

Процедура приобретения жилого помещения в муниципальную собственность, процедура оформления права муниципальной собственности на приобретаемое по возмездной сделке жилое помещение, регламентированы положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218/-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Постановлением Правительства Тверской области от 05 апреля 2012 года №142-пп и требуют определенных процессуальных сроков.

Установленный судом первой инстанции срок отсрочки исполнения судебного решения с учетом необходимости соблюдения процедуры приобретения жилого помещения, финансирования расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность, государственной регистрации права муниципальной собственности на приобретенное по возмездной сделке жилого помещения и его последующего предоставления является разумным, а сама отсрочка отвечает требованиям справедливости, является адекватной, не затрагивает существо конституционных прав сторон, предоставлена с учетом соблюдения баланса интересов, как должника, так и взыскателя.

Доводы, изложенные в представлении, фактически выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, однако, по существу их не опровергают, оснований к отмене определения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.

При таких обстоятельствах обжалуемое определение является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам представления прокурора.

Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену определения суда, судом апелляционной инстанции по делу не установлено.

Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

определил:

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░

33-2081/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Оленинского района Тверской области
Тюнева Р.В.
Ответчики
Министерство социальной защиты населения Тверской области
Администрация Оленинского района Тверской области
Суд
Тверской областной суд
Судья
Кондратьева Алла Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
08.06.2021Судебное заседание
25.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2021Передано в экспедицию
08.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее