Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2016 года <адрес>
Ордынский районный суд <адрес> в составе: Председательствующего судьи Роговой О.В.
с участием помощника прокурора <адрес> Русакова Г.Г.
при секретаре Пашкевич О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Букреевская ОШ» <адрес> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности составить, утвердить и направить в уполномоченный орган паспорта отходов,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к МКОУ «Букреевская ОШ» с исковым заявлением по следующим основаниям.
<адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления образовательными организациями, осуществляющими деятельность на территории <адрес>.
В результате проверки, проведённой ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в МКОУ «Букреевская ОШ» допущены нарушения положений законодательства в указанной сфере.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельное природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ, к видам негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный № 98-ФЗ) паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона №89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
класс - чрезвычайно опасные отходы;
класс - высокоопасные отходы;
класс - умеренно опасные отходы;
класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной осуществляющим государственное регулирование в области окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1 - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, к отходам IV класса опасности относятся:
системные блоки компьютеров, утратившие потребительские свойства (код отхода 4 81 201 01 52 4);
принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства (код отхода 4 81 202 01 52 4);
картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные (код отхода 4 81 203 02 52 4);
клавиатуры, манипуляторы «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства (код отхода 4 81 204 01 52 4).
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной проверки установлено, что в результате деятельности образовательного учреждения образуются указанные виды отходов, вместе с тем, паспорта на данные отходы отсутствуют. По результатам проверки в адрес руководителя МКОУ «Букреевская ОШ» было внесено представление об устранении нарушений законодательства РФ об охране окружающей среды. ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ от МКОУ «Букреевская ОШ», из которого усматривается, что требования прокурора не исполнены, меры к устранению выявленных нарушений законодательства не принимались. Данные обстоятельства также подтверждаются ответом Департамента Росприроднадзора по СФО от 17.02.2016г., что копии паспортов отходов, заверенных общеобразовательными и дошкольными учреждениями <адрес>, не представлялись.
Бездействие МКОУ «Букреевская ОШ», выразившееся в не оформлении паспортов на указанные отходы влечет за собой нарушение установленного законодательством об охране окружающей среды порядка обращения с ними, что нарушает право граждан, в том числе несовершеннолетних обучающихся в данной образовательной организации на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией РФ.
Просит признать незаконным бездействие МКОУ «Букреевская ОШ», выразившееся в непринятии мер по составлению, утверждению и направлению в Департамент Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу паспортов отходов. Обязать МКОУ «Букреевская ОШ» составить, утвердить и направить в установленном порядке паспорта отходов в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании помощник прокурора Русаков Г.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель МКОУ «Букреевская ОШ» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, согласно предоставленного отзыва исковые требования не признает в полном объеме, в настоящее время разработаны и утверждены, отправлены заказным письмом в Департамент Росприроднадзора по <адрес> паспорта отходов 1-4 классов опасности на клавиатуру, манипулятор, картриджи, системный блок, принтеры, сканеры, МФУ.
Третье лицо <адрес> в письменном отзыве сообщила, что МКОУ «Букреевская ОШ» ДД.ММ.ГГГГ утвердило и направила в департамент Росприроднадзора по <адрес> составленные и заверенные копии паспортов отходов 1-4 класса опасности, ответчиком выполнены требовании истца в полном объеме, в связи с этим просит в удовлетворении требований отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельное природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ, к видам негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный № 98-ФЗ) паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона №89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
класс - чрезвычайно опасные отходы;
класс - высокоопасные отходы;
класс - умеренно опасные отходы;
класс - малоопасные отходы;
класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной осуществляющим государственное регулирование в области окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1 - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, к отходам IV класса опасности относятся:
системные блоки компьютеров, утратившие потребительские свойства (код отхода 4 81 201 01 52 4);
принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства (код отхода 4 81 202 01 52 4);
картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные (код отхода 4 81 203 02 52 4);
клавиатуры, манипуляторы «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства (код отхода 4 81 204 01 52 4).
В судебном заседании было установлено, что до момента обращения в суд прокурором района была проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в деятельности МКОУ «Букреевская ОШ», в ходе проверки были выявлены нарушения Федеральных законов № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления», № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды». Ответчику прокурором района ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения и в течение месяца принять конкретные меры к устранению нарушений закона.
Согласно ответа поступившего в прокуратуру района на представление прокурора, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора района исполнены не были.
Согласно ответа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ копии паспортов отходов 1-4 классов опасности, заверенные общеобразовательными и дошкольными учреждениями <адрес>, не представлялись.
Вместе с тем, судом было установлено, что в МКОУ «Букреевская ОШ» на момент проведения проверки прокуратурой района имелись отходы 4 класса опансости (системные блоки компьютеров, принтеры, картриджи печатных устройств), что подтверждается предоставленными паспортами отходов 4 класса опасности.
ДД.ММ.ГГГГ прокурор района обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия МКОУ «Букреевская ОШ», выразившихся в принятии мер по составлению и утверждению и направлению в Департамент Росприроднадзора по <адрес> паспортов отходов и обязании ответчика составить, утвердить и направить в установленном законом порядке паспорта отходов в течении 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании было установлено, что после обращения прокурора в суд, ответчиком были составлены и оформлены паспорта отходов МКОУ «Букреевская ОШ», указанные паспорта ДД.ММ.ГГГГ были направлены в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СФО, что подтверждается квитанцией о почтовом отправлении. ( л.д.19)
Таким образом, в настоящее время требования прокурора в части обязания ответчика составить, утвердить и направить в установленном законом порядке паспорта отходов были исполнены ответчиком добровольно, поскольку требования в этой части до момента рассмотрения дела судом были добровольно исполнены, суд не находит оснований для их удовлетворения.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему, что ответчику стало известно о допущенных им нарушениях Федеральных законов № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления», № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» еще в декабре 2015 года, после получения представления прокурора района.
В сроки, установленные в представлении, ответчиком допущенные нарушения устранены не были, до момента обращения прокурора в суд с иском также не устранялись.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком мер к устранению нарушений федерального законодательства принято не было, паспорта отходов до момента обращения прокурора в суд разработаны и направлены в установленном законом порядке не были, хотя в этот период, ответчику достоверно было известно о необходимости устранить указанные нарушения.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком в судебное заседание доказательств того, что бездействие в указанный период было вызвано объективными причинами, представлено не было.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ответчиком МКОУ«Букреевская ОШ» допущено бездействие, выразившееся в
несвоевременном оформлении паспортов на отходы, что повлекло нарушение законодательства об охране окружающей среды, требования прокурора в части обязания ответчика составить, утвердить и направить в установленном законом порядке паспорта отходов удовлетворению не подлежат, поскольку были удовлетворены добровольно до момента рассмотрения дела судом.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> к МКОУ «Букреевская ОШ» удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие МКОУ «Букреевская ОШ», выразившееся в непринятии мер по составлению, утверждению и направлению в Департамент Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу паспортов отходов, в остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в месячный срок.
Судья