Судья: Коняхина Е.Н. Дело № 33а-28530/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Редченко Е.В., Фенко Е.А.,
при секретаре Фрейдине В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 августа 2019 года апелляционную жалобу АлексА. А.А. на решение Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Николовой Л. И. о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О регистрации АлексА. А. АлексА.а кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатному избирательному округу <данные изъяты>».
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя ТИК Волоколамского района – Моисеева Р.Е.,
заключение прокурора Смирновой М.В., полагающей решение подлежащим оставлению без изменения,
установила:
решением Избирательной комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> на Территориальную избирательную комиссию (далее – ТИК) <данные изъяты> возложены полномочия избирательной комиссии Волоколамского городского округа.
Решением ТИК <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> на указанную ТИК возложены полномочия окружных избирательных комиссий многомандатных округов <данные изъяты>, 4 и 5 по выборам депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа.
Решением ТИК <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> на <данные изъяты> назначены выборы депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты>.
Решением ТИК от <данные изъяты> <данные изъяты> кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатному избирательному округу <данные изъяты> зарегистрирована Николова Л. И., основание регистрации – подписи избирателей в поддержку самовыдвижения.
Решением той же избирательной комиссии от <данные изъяты> <данные изъяты> кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу зарегистрирован АлексА. А. АлексА., основание регистрации – подписи избирателей в поддержку самовыдвижения.
Николова Л.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения ТИК <данные изъяты> <данные изъяты>, ссылаясь на нарушение данным решением своих избирательных прав и принципа равенства всех кандидатов. В обоснование иска указала, что решение о регистрации АлексА. А.А. кандидатом в депутаты принято ТИК незаконно, поскольку все представленные данным кандидатом подписи в поддержку самовыдвижения являются недействительными. В ходе судебного разбирательства представитель Николовой Л.И. дополнил основания иска, указав, что копия трудовой книжки, представленная АлексА. А.А. в ТИК, не заверена кандидатом.
Решением Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе А. А.А. просит об отмене данного решения, ссылаясь на нарушение тайны совещательной комнаты при постановлении судом обжалуемого решения, нарушение судом его, АлексА. А.А., процессуальных прав; одновременно просит вынести частное определение в адрес ТИК <данные изъяты>.
Лица, участвующие в деле, о дате, месте и времени апелляционного разбирательства извещались надлежащим образом; учитывая положения части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся Николовой Л.И. и АлексА. А.А.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно Федеральному закону № 67-ФЗ, определяющему основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, выдвижение кандидата - самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность (статья 2). Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом (пункт 1 статьи 32 названного Федерального закона).
Из материалов дела усматривается, что Николова Л.И. и А. А.А. являются зарегистрированными кандидатами на предстоящих выборах депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатному избирательному округу <данные изъяты>.
В целях регистрации кандидатом в депутаты А. А.А. представил в ТИК <данные изъяты> заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты по многомандатному избирательному округу <данные изъяты>, приложив соответствующие документы, а также подписные листы с подписями избирателей в поддержку своего самовыдвижения.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
В силу пункта 2.2 указанной выше статьи вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения; заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что кандидат А. А.А. представил в избирательную комиссию не заверенную (в данном случае – собственноручно) копию документа (трудовой книжки), подтверждающего указанные им в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты сведения о роде занятий (л.д. 37). При этом суд правомерно отклонил как не подтвержденный какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами довод АлексА. А.А. о фальсификации представленного суду документа.
В соответствии с пп. "в.1" п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей.
В силу пункта 5 указанной выше статьи подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
Указанная правовая норма носит императивный характер, ее применение не зависит от усмотрения кандидата или избирательной комиссии.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что подписные листы кандидата АлексА. А.А. изготовлены за счет средств его избирательного фонда.
Из материалов дела усматривается, что на свой избирательный счет кандидат А. А.А. внес 100,00 руб. личных средств (л.д. 70, 72); указанные денежные средства он в полном объеме израсходовал на организацию сбора подписей, - покупку бумаги у гражданина Зорина А.В. в целях изготовления подписных листов (л.д. 73, 76, 160-161, 163, 164-166). Соответственно, покупка картриджа для принтера и оплата услуг третьего лица, привлеченного для изготовления подписных листов, были произведены не за счет средств избирательного фонда кандидата АлексА. А.А.
Ссылка последнего на то обстоятельство, что он передал Зорину А.В. собственный, то есть приобретенный ранее, картридж, что Зорин А.В. произвел работы по изготовлению подписных листов на безвозмездной основе, является несостоятельной: как было указано выше, в силу требований закона (пункт 5 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ) подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.
Согласно пп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Следовательно, все подписи избирателей, представленные АлексА. А.А. в ТИК в поддержку самовыдвижения, являются недействительными.
Вместе с тем, неправильный вывод суда первой инстанции об изготовлении подписных листов кандидата АлексА. А.А. за счет средств его избирательного фонда не опровергает правомерность постановленного по делу решения: имелось несколько самостоятельных оснований к отказу в регистрации АлексА. А.А. кандидатом в депутаты, тем не менее, он был неправомерно зарегистрирован, что нарушает положения п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ и принцип равенства всех кандидатов.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения о признании незаконным и отмене решения ТИК <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> о регистрации АлексА. А.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатному избирательному округу <данные изъяты>.
Довод апелляционной жалобы АлексА. А.А. о нарушении тайны совещательной комнаты при вынесении обжалуемого решения не подтверждается какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами.
Довод апеллянта о нарушении судом первой инстанции его процессуальных прав опровергается материалами дела: А. А.А. лично принимал участие в судебном разбирательстве, ему оказывали юридическую помощь три профессиональных юриста, все представленные заинтересованным лицом доказательства, имеющие правовое значение для правильного разрешения возникшего спора, приобщены к материалам дела.
Суд первой инстанции правомерно отклонил ходатайство АлексА. А.А. о назначении почерковедческой экспертизы на предмет установления подлинности подписей членов ТИК <данные изъяты>, подписавших решение о регистрации Николовой Л.И. кандидатом в депутаты: в рамках настоящего дела предметом судебной проверки законность решения о регистрации административного истца не являлась.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения ходатайства АлексА. А.А. о вынесения частного определения в адрес ТИК <данные изъяты>.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу АлексА. А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи