Дело № 2а-627/2021
УИД 56RS0035-01-2021-000880-07
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сорочинск 04 октября 2021 года
Сорочинский районный суд Оренбургской области,
в составе председательствующего судьи Хаирова М.Р.,
при секретаре Банниковой О.А.,
с участием старшего помощника Сорочинского межрайонного прокурора Суюндуковой С.Н.,
административных истцов Шаройко В.Ю., Аржанова В.П.,
представителя административного ответчика администрации Сорочинского городского округа – Лелявиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сорочинского межрайонного прокурора Оренбургской области, Шаройко Виктории Юрьевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей М.В.М., Ш.Е.Е., Ш.М.А., Ташпулатовой Румии Раильевны, Ахмедова Рустама Алишеровича, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Т.М.Т., Т.И.Т., А.Л.Р., Малаховой Надежды Юрьевны, Малахова Николая Александровича, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Д.Е.Н., Н.Д.Д., М.Е.Н., Аржановой Ольги Анатольевны, Аржанова Владимира Петровича, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей А.А.В., А.Т.В., А.Ф.В. к администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области об обязании об устранении нарушений земельного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Сорочинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области, в котором, с учетом неоднократного уточнения исковых требований, просит признать незаконным действия администрации Сорочинского городского округа по предоставлению гражданам, имеющих трех и более детей, земельного участка, включенного в специальный фонд, не оснащенного техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, расположенного по <адрес>, по включению в специальный фонд земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, не оснащенных техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, расположенные по <адрес>, обязать администрацию МО Сорочинский городской округ обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно к газораспределительной системе, электрическим сетям, системам водоснабжения земельного участка с кадастровым номером №, предоставленного семье Васильевых, разработать проект на присоединение возможного объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером № к газораспределительной сети, системам водоснабжения и электрическим сетям, организовать производство работ по монтажу газораспределительного газопровода, систем водоснабжения и электрических сетей к земельному участку с кадастровым номером № в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать администрацию МО Сорочинский городской округ обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно к газораспределительной системе, электрическим сетям, системам водоснабжения земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, разработать проект на присоединение возможного объекта капитального строительства на земельных участках с кадастровыми номерами № №, №, № к газораспределительной сети, системам водоснабжения и электрическим сетям, организовать производство работ по монтажу газораспределительного газопровода, систем водоснабжения и электрических сетей к земельным участкам, с кадастровыми номерами №, №, №, №, в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование административных исковых требований прокурор указывает, что постановлением администрации Сорочинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № земельные участки, расположенные в г. Сорочинске по адресам <адрес>, включены в фонд земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам в собственность.
Согласно региональной программе газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Оренбургской области газификация <адрес>).
Считает, что включение администрацией МО Сорочинский городской округ в специальный фонд земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам в собственность, не обеспеченных соответствующими техническими условиями, нарушает требования земельного законодательства.
По факту выявленных нарушений прокурором ДД.ММ.ГГГГ главе МО Сорочинский городской округ внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства. ДД.ММ.ГГГГ года представление прокурора рассмотрено и удовлетворено частично.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МУП «Санитарная очистка», АО «Газпром газораспределение Оренбург», ГУП КЭС Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соистцов привлечены лица (многодетные семьи), которым предоставлены земельные участки.
В судебном заседании старший помощник прокурора заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по указанным в заявлении основаниям.
Пояснила, что в нарушение требований закона, предоставленные истцам земельные участки, а также земельные участки включенные в соответствующий фонд, не имеют технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, что предполагает возложение на многодетные семьи бремени расходов, которые должна нести администрация округа.
Административные истцы Шаройко В.Ю., Аржанов В.П. заявленные прокурором требования поддержали, просили их удовлетворить. Суду пояснили, что предоставленные им земельные участки они ещё не успели оформить в собственность, при этом необходимой инфраструктурой участки не обеспечены.
Представитель администрации Сорочинского городского округа в судебном заседании возражала против удовлетворения требований прокурора по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Административные истцы, представители заинтересованных лиц, извещенные о времени судебного заседания, в суд не явились. Суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав старшего помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела и оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, кроме прочего, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу положений ст. 4 Закона Оренбургской области от 22.09.2011 № 413/90-V-ОЗ «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» предоставление земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, обладающими в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области правом предоставления земельных участков, на основании заявления гражданина о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Для реализации пункта 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Оренбургской области создаются специальные фонды земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан. В фонд включаются земельные участки по мере их формирования и постановки на государственный кадастровый учет органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков, в установленном законодательством порядке.
Предоставление земельных участков бесплатно в собственность граждан без включения таких земельных участков в фонды, указанные в абзаце первом настоящей части, запрещается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1.2 настоящего Закона.
Информация о сформированных и включенных в фонд земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте органов местного самоуправления Оренбургской области в сети Интернет. Указанная информация обновляется по мере включения в фонд новых земельных участков.
Информация о земельных участках должна содержать следующие сведения:
местонахождение и разрешенное использование земельного участка;
кадастровый номер земельного участка;
площадь земельного участка;
наличие или отсутствие сервитутов, публичных сервитутов;
технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу положений ст. 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Согласно пункту 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных Приказом Минрегиона России от 09.09.2013 №372, при установлении случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, рекомендуется предусмотреть процедуру поиска и формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена.
В целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии: существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли.
В ходе судебного разбирательства установлено, что постановлением администрации Сорочинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с п. 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ, Закона Оренбургской области от 22.09.2011 № 413/90-V-ОЗ «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», земельные участки, расположенные в г. Сорочинске по адресам <адрес>, включены в фонд земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам в собственность.
Согласно пункту 2 указанного постановления отделу по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям поручено опубликовать на портале администрации Сорочинского городского округа информацию о земельных участках со сведениями о технических условиях подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.
Вышеуказанные земельные участки были предоставлены административным ответчиком без технических условий подключения, а также подключения к соответствующим системам водо-, электро- и газоснабжения.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес администрации округа направлено представление о необходимости устранения вышеуказанных нарушений.
Как следует из протокола рассмотрения представлений прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в поселке <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не поступило ни одного заявления от многодетных семей о начале строительства, при этом по указанным улицам за период с 2019 года по 2020 год представлено 34 земельных участка. В микрорайоне Озерки сформировано 499 земельных участков, из которых 123 не газифицировано.
Сторонами не отрицалось, что как на момент предоставления спорных земельных участков, так и на момент рассмотрения настоящего административного дела, земельные участки не имеют технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (в частности, по системам водо-, электро- и газоснабжения) и не обеспечены условиями для подключения участков к распределительным сетям.
Возражая против удовлетворения административных исковых требований, представитель административного ответчика ссылается на отсутствие прямого законодательного указание на необходимость оснащения предоставляемых земельных участков техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, между тем анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует об обратном.
Несостоятельными являются доводы административного ответчика об оснащенности спорных земельных участков техническими условиями подключения к системам водоснабжения и газоснабжения, так как регистрация права муниципальной собственности на водопроводную сеть, подведенную к территории микрорайона «Озерки», а также наличие программы газификации, не свидетельствует о фактической оснащенности спорных земельных участков техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.
Суд считает, что наличие указанных условий является обязательным условием для предоставления земельных участков многодетным семьям администрацией муниципального образования.
Так задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года №2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Таким образом, помимо технических условий, предоставленные земельные участки должны быть обеспечены технической возможностью подключения к инженерным сетям.
Неисполнение указанной обязанности свидетельствует о незаконном бездействии администрации.
Каких-либо объективных оснований, препятствующих ответчику устранить вышеуказанные нарушения законодательства и исполнить возложенную на администрацию округа обязанность по обеспечению технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно газораспределительной системе, электрическим сетям, системам водоснабжения, судом не установлено.
Соответственно суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора в вышеуказанной части, в сроки, запрошенные в исковом заявлении.
Между тем, суд не находит оснований для обязания ответчика разработать проект на присоединение возможного объекта капитального строительства на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, №, № к газораспределительной сети, системам водоснабжения и электрическим сетям, организовать производство работ по монтажу газораспределительного газопровода, систем водоснабжения и электрических сетей к земельным участкам, с кадастровыми номерами №, №, №, №, так как данная обязанность законом не предусмотрена, а кроме того указанные работы могут быть выполнены только специализированными организациями, а не органом местного самоуправления.
Руководствуясь ст.ст. 226, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск Сорочинского межрайонного прокурора к администрации Сорочинского городского округа удовлетворить частично.
Признать незаконным действия администрации Сорочинского городского округа по предоставлению гражданам, имеющих трех и более детей, земельного участка, включенного в специальный фонд, не оснащенного техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, расположенного по <адрес>, по включению в специальный фонд земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, не оснащенных техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, расположенные по <адрес>, обязать администрацию муниципального образования Сорочинский городской округ обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно к газораспределительной системе, электрическим сетям, системам водоснабжения земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: М.Р. Хаиров
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 13.10.2021 года.