Решение по делу № 2а-2253/2019 от 02.09.2019

Дело № 2а-2253/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Михайловск                                                                                               21 октября 2019 года

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Гладских Е.В.,

при секретаре Ениной Д.В.,

с участием:

представителя административного истца Брацило И.М. по доверенности Поляковой Н.И.,

представителя административного ответчика – администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края по доверенности Рубачевой А.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Брацило Ирины Митрофановны к администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края об оспаривании решения органа местного самоуправления, выразившегося в отказе указания местоположения земельного участка и обязании административного ответчика предоставить сведения о фактическом местоположении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

    Брацило И.М. обратилась в Шпаковский районный суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования г.Михайловска Шпаковского района Ставропольского края о признании незаконным решения администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в указании местоположения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, б/н и обязании администрации муниципального образования <адрес> предоставить сведения о фактическом местоположении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, б/н.

    В 1993г. Брацило И.М. предоставлен на праве собственности земельный участок по <адрес>, б/н, имеющий кадастровый площадью 800 кв.м.

Участок был образован в соответствии с требованиями законодательства, действующими на момент его формирования, относится к категории ранее учтенных участков и имеет кадастровый , запись о праве собственности на данный участок имеется в сведениях ЕГРН.

Между тем, установить самостоятельное фактическое расположение участка Брацило И.М. не смогла, соответственно выполнить работы по установлению уточненных границ земельного участка не предоставляется возможным, что нарушает ее права собственника участка.

Брацило И.М. обратилась в администрацию муниципального образования города Михайловска Шпаковского района ставропольского края с заявлением ДД.ММ.ГГГГг.с просьбой указать сведения о фактическом местоположении участка. Административный ответчик ей направил отказ, оформленный письмом администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Брацило И.М. с настоящим административным исковым заявлением в суд.

Брацило И.М. считает данное решение органа местного самоуправления незаконным и необоснованным и просит суд обязать административного ответчика предоставить сведения о фактическом местоположении земельного участка с кадастровым номером .

Административный ответчик считает, что установить фактическое местоположение земельного участка не предоставляется возможным, так как его границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и не имеют координат характерных точек границ, кроме того, администрация муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края не является уполномоченным органом в предоставлении сведений о местоположении земельного участка.

Истец Брацило И.М. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить в полном объеме. Представитель истца по доверенности Полякова Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края по доверенности                    Рубачева А.А., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований административного истца, о чем представила суду письменный отзыв.

Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям.

В силу ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В соответствии ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 4 КАС РФ судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов гражданского дела, в 1993г. Брацило И.М. предоставлен на праве собственности земельный участок по <адрес>, б/н, имеющий кадастровый площадью 800 кв.м, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации от 08.04.2016г., свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно строительному паспорту от ДД.ММ.ГГГГ., выданному на имя Брацило Ирины Митрофановны, ей было разрешено строительство индивидуального жилого дома в границах отведенного из земель Шпаковской сельской администрации участка 0,08 га по <адрес> в <адрес>. Схема выноса в натуру границ указанного земельного участка, являющаяся неотъемлемой частью строительного паспорта, содержит сведения о расположении земельного участка Брацило И.М. между земельными участками Звонаревой и Коваленко (<адрес> и <адрес>).

В 2015г. Брацило И.М. стало известно, что в границах земельного участка, который она считала принадлежащим ей на праве собственности, администрация муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края сформировала участок с другим кадастровым номером и присвоила <адрес>.

В материалах административного дела имеются судебные решения, вступившие в законную силу о предпринятых Брацило И.М. способах судебной защиты по истребованию земельного участка из незаконного владения и впоследствии о взыскании убытков.

Решением Шпаковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГг. по гражданскому делу отказано Брацило И.М. в удовлетворении исковых требований об истребовании имущества из чужого незаконного владения и восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, кроме того, указанным судебным актом отказано Брацило И.М. в удовлетворении требований о признании незаконным образования (формирования) и межевание земельного участка с кадастровым номером по <адрес>, отмене распоряжения администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края об утверждении схемы земельного участка.

Соответственно, впоследствии, по гражданскому делу Шпаковского районного суда    Брацило И.М. было отказано в возмещении убытков ввиду отсутствия доказательств о совершении администрацией муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края противоправных действий.

Судом исследованы указанные судебные акты. По смыслу выводов, следующих из вступивших в силу судебных решений, земельный участок с кадастровым номером по <адрес>, интересов и прав Брацило И.М. не затрагивает, следовательно ее земельный участок, имеющий статус ранее учтенного, с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, б/н может иметь иное местоположение.

Сведениями о фактическом местоположении земельного участка может располагать орган местного самоуправления, являющийся субъектом землеустройства на вверенной территории и осуществляющий полномочия по контролю за градостроительной деятельностью.

Суд считает, что Брацило И.М. обоснованно обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением об указании местоположения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, б/н, принадлежащего ей на праве собственности с 1993г.

Администрация муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ. отказала Брацило И.М. в указании местоположения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, б/н по причине отсутствия у земельного участка установленных границ на кадастровом учете, отсутствия координат поворотных точек границ участка. В судебном заседании административный ответчик также привел доводы об отсутствии у него полномочий на выдачу сведений о фактическом местоположении земельных участков.

К доводам административного ответчика суд относится критически, считает их необоснованными и противоречащими законодательству.

Земельные участки, кадастровый учет которых не проводился, но на которые право собственности зарегистрировано, считаются учтенными, а их границы считаются определенными в соответствии с требованиями действовавшего на момент их образования законодательства. Неустановление границ земельных участков в соответствии с действующим законодательством не является препятствием для защиты их собственниками своих прав посредством предъявления иска об устранении препятствий в пользовании земельными участками» (определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -КГ15-7).

Границы земельного участка сформированы в соответствии с действующим на момент его образования законодательством, соответствующее подтверждение административный истец приложил к своему заявлению в администрацию муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края. В перечень прилагаемых к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. документов вошли: копия свидетельства о праве собственности Брацило И.М. на земельный участок, копия постановления главы администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края о разрешении строительства, копия строительного паспорта и акта об отводе земельного участка.

В указанных условиях орган местного самоуправления не мог отказать заявителю в содействии разрешения вопроса о выдаче сведений о фактическом местоположении земельного участка. Земельный участок относится к категории ранее учтенных участков, сформированных до вступления в силу законодательства о необходимости кадастрового учета координат поворотных точек границ на момент образования участка. Отсутствие у ранее учтенного участка сведений о координатах его поворотных точек не приводит к исключению такого объекта из гражданского оборота.

Следовательно, оспариваемое по настоящему административному делу решение органа местного самоуправления об отказе в указании местоположения земельного участка с кадастровым номером площадью 800 кв.м, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ., свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ. – незаконно и необоснованно.

Доводы административного ответчика в части отсутствия полномочий на выдачу сведений о фактическом местоположении земельного участка судом не принимаются.

Орган местного самоуправления на соответствующей территории муниципального образования является главным субъектом землеустройства и регулирования градостроительной деятельности.

Все сведения о землеустройстве по населенному пункту села Шпаковского, затем города Михайловска – находятся в ведении административного ответчика - органа местного самоуправления администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края.

Орган местного самоуправления поселения распоряжается земельными зонами в пределах поселения. В их полномочия входят распоряжение и контролирование использования территорий, разработка законов и программ, предназначенных для охраны имеющихся площадей. Уполномоченным на распоряжение земельными участками органом по территории населенного пункта города Михайловска – является администрация муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края.

В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 08.06.2015) органом местного самоуправления, уполномоченным распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, является администрация муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края.

В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, ответственным органом за исполнение которого является муниципальное образование поселения или городского округа.

Согласно разъяснению Росреестра в письме от 16 февраля 2016 г. № 19-00221/16 «О рассмотрении обращения» подтверждать фактические границы участка, существующие на местности 15 и более лет, могут также материалы межевых и землеустроительных дел из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры и в местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.

Таким образом, администрации поселений являются согласно действующему законодательству источником предоставления сведений о фактическом местоположении земельных участков на соответствующей территории исходя из следующих документов: генеральные планы поселений, проекты организации и застройки, земельные шнуровые книги, планшеты по территориальному планированию, проекты межевания территории.

В соответствии со ст.8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений и др.

Соответственно, администрация муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края является уполномоченным органом на предоставление сведений о местоположении любого объекта строительства в границах населенного пункта муниципального образования.

Согласно сложившейся практики и установленным правилам при уточнении межевания ранее учтенных земельных участков в обязательном порядке проводится их межевание с изготовлением межевого плана земельного участка.

В соответствии с п. 22 приказа Министерства экономического развития РФ от 8 декабря 2015 г.    № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» для подготовки межевого плана используются:

1) документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки);

2) нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков;

3) документация по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории), документы территориального планирования;

4) документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект межевания территории, решение об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;

5) утвержденные в установленном порядке проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения;

6) утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства, проектная документация лесных участков;

7) решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки;

8) вступившие в законную силу судебные акты;

9) иные предусмотренные законодательством документы.

По смыслу приведенных норм, в случае любых сомнений по фактическому расположению земельного участка, границы которого уточняются в соответствии с действующим законодательством, кадастровый инженер или правообладатель участка вправе запросить сведения из указанных источников, которыми располагает администрация соответствующего поселения.

Брацило И.М. принадлежит на праве собственности земельный участок, право на который зарегистрировано в ЕГРН. Для уточнения межевания участка требуется уточнение сведений о его фактическом местоположении, при этом уполномоченным органом на выдачу таких сведений является орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края в в указании местоположения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, б/н является незаконным и нарушающим права административного истца, в связи с чем, заявленные требования Брацило И.М. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы стороны административного ответчика, изложенные в его отзыве, указывающие на отсутствие оснований для удовлетворения заявления Брацило И.М., суд считает основанными на неправильном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем, судом не принимаются.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Брацило Ирины Митрофановны к администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края о признании незаконным решения администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ. и обязании предоставить сведения о фактическом местоположении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, б/н - удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в указании местоположения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, б/н.

Обязать администрацию муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края предоставить сведения о фактическом местоположении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, б/н.

    Решение может быть обжаловано в административную коллегию Ставропольского краевого суд через Шпаковский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 05 ноября 2019 года.

Судья                                                                                                                         Гладских Е.В.

2а-2253/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Брацило Ирина Митрофановна
Ответчики
Администрация МО г. Михайловска Шпаковского района СК
Другие
Полякова Наталья Ивановна
Суд
Шпаковский районный суд Ставропольского края
Судья
Гладских Е.В.
Дело на странице суда
shpakovsky.stv.sudrf.ru
02.09.2019Регистрация административного искового заявления
03.09.2019Передача материалов судье
03.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
03.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2019Подготовка дела (собеседование)
12.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2019Судебное заседание
21.10.2019Судебное заседание
05.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Регистрация административного искового заявления
20.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2020Подготовка дела (собеседование)
25.11.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
25.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2019Судебное заседание
25.11.2019Судебное заседание
25.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее