Дело № 2А-2672/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 октября 2021 года г.Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Хисамутдиновой О.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области к Титову Сергею Александровичу о взыскании обязательных платежей и санкций
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №11 по Московской области обратилась в суд с административным исковым заявлением и просит взыскать с Титова С.А. задолженность по уплате транспортного налога за 2015-2018 года в сумме 2900 рублей 00 копеек, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 53 рубля 14 копеек.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в соответствии со ст.357 НК РФ, а также п.2 ст.2 Закона Московской области от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области» Титов С.А. является плательщиком транспортного налога, как лицо, на которое зарегистрированы транспортные средства, на которые был начислен налог за 2015-2018 года в общей сумме 2900 рублей 00 копеек.
Статье 362 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог не взимается только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Статьей 363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Уплата налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области в срок, предусмотренный п.2 ст. 52 НК РФ, в адрес Титова С.А. были направлены налоговые уведомления с указанием суммы налога, подлежащего уплате, между тем, в установленный законодательством срок транспортный налог в полном объеме Титовым С.А. уплачен не были.
В соответствии с п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а также согласно п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
На основании ст. 75 НК РФ за неуплату налогов Титову С.А. начислены пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования, действующей в соответствующем периоде.
В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом были вынесены и направлены в адрес Титова С.А. требования об уплате налога, пени, штрафа от 12.02.2017 № 962, от 09.02.2018 № 7124, 04.02.2019 № 8086, от 04.02.2020 № 5096 с установленным сроком добровольной уплаты.
В установленный в требовании срок и до настоящего времени задолженность в полном объеме налогоплательщиком не уплачена.
Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении налогоплательщика. Мировой судья, рассмотрев заявление, вынес судебный приказ о взыскании задолженности. Титов С.А. представил мировому судье возражения относительно исполнения этого судебного приказа, в связи с чем судебный приказ был отменен.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Титов С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с положениями ст.96 КАС РФ извещен путем направления судебных повесток по месту регистрации с определением суда о принятии дела к производству, в котором были указаны официальный сайт суда и адрес электронной почты, контактные номера телефонов, по которым административный ответчик мог получить информацию об административном деле. Кроме того, копия искового заявления в соответствии с положениями ч.7 ст.125 КАС РФ была направлена административным истцом в адрес административного ответчика.
В соответствии с п.1 ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям, данным в п.п.67 и 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).
Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Применительно к правилам пункта 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 г. № 234, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствие со ст. 150 КАС РФ.
Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами письменные материалы, исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, на имя Титова С.А. с 06.09.2007 зарегистрировано транспортное средство - легковой автомобиль ВАЗ 21053 государственный регистрационный <номер> (л.д.36-37).
01.10.2016 Титову С.А. направлено налоговое уведомление от 09.09.2016 №103284502 с расчетом транспортного налога за 2015 год в сумме 725 рублей 00 копеек, который необходимо было уплатить не позднее 01.12.2016 (л.д. 24,28).
03.03.2017 Титову С.А. посредствам личного кабинета налогоплательщика вручено требование <номер> об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 12.02.2017, в соответствии с которым по состоянию на 12.02.2017 за налогоплательщиком числится задолженность по транспортному налогу в сумме 725 рублей 00 копеек, пени в размере 17 рублей 40 копеек. Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области предложено погасить имеющуюся задолженность в срок до 02.05.2017. Справочно указано, что по состоянию на 12.02.2017 за Титовым С.А. числится общая задолженность в сумме 4240 рублей 06 копеек, в том числе по налогам – 3263 рубля 50 копеек, которая подлежит уплате (л.д. 8, 14).
11.10.2017 Титову С.А. направлено налоговое уведомление от 20.09.2017 №63533401 с расчетом транспортного налога за 2016 год в сумме 725 рублей 00 копеек, который необходимо было уплатить не позднее 01.12.2017 (л.д. 25, 29).
01.08.2018 Титову С.А. вручено требование № 7128 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 09.02.2018, в соответствии с которым по состоянию на 09.02.2018 за налогоплательщиком числится задолженность по транспортному налогу в сумме 725 рублей 00 копеек, пени в размере 13 рублей 12 копеек. Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области предложено погасить имеющуюся задолженность в срок до 27.03.2018. Справочно указано, что по состоянию на 09.02.2018 за Титовым С.А. числится общая задолженность в сумме 5328 рублей 04 копейки, в том числе по налогам – 3988 рублей 50 копеек, которая подлежит уплате (л.д. 9-17).
12.09.2018 Титову С.А. направлено налоговое уведомление от 19.08.2018 №71110036 с расчетом транспортного налога за 2017 год в сумме 725 рублей 00 копеек, который необходимо было уплатить не позднее 03.12.2018 (л.д. 26, 30).
02.03.2019 Титову С.А. вручено требование № 8086 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 04.02.2019, в соответствии с которым по состоянию на 04.02.2019, за налогоплательщиком числится задолженность по транспортному налогу в сумме 725 рублей 00 копеек, пени в размере 11 рублей 54 копейки. Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области предложено погасить имеющуюся задолженность в срок до 20.03.2019. Справочно указано, что по состоянию на 04.02.2019 за Титовым С.А. числится общая задолженность в сумме 3338 рублей 02 копейки, в том числе по налогам – 2683 рубля 00 копеек, которая подлежит уплате (л.д. 10, 20).
12.09.2019 Титову С.А. направлено налоговое уведомление от 23.08.2019 №7804166 с расчетом транспортного налога за 2018 год в сумме 725 рублей 00 копеек, который необходимо было уплатить не позднее 02.12.2019 (л.д. 27, 31).
22.02.2020 Титову С.А. вручено требование № 5096 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 14.02.2020, в соответствии с которым по состоянию на 14.02.2020, за налогоплательщиком числится задолженность по транспортному налогу в сумме 725 рублей 00 копеек, пени в размере 11 рублей 08 копеек. Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области предложено погасить имеющуюся задолженность в срок до 08.04.2020. Справочно указано, что по состоянию на 14.02.2020за Титовым С.А. числится общая задолженность в сумме 4093 рубля 14 копеек, в том числе по налогам – 3408 рублей 00 копеек, которая подлежит уплате (л.д. 11, 23).
Согласно данных карточки «Расчеты с бюджетом» местного уровня по налогу (сбору, взносу) налогоплательщика Титова С.А. по состоянию на 21.06.2021 за налогоплательщиком числиться задолженность по транспортному налогу в сумме 4133 рубля 00 копеек, пени в сумме 970 рублей 84 копейки (л.д. 43).
В соответствии с представленным расчетом за период с 02.12.2016 по 11.02.2017 начислены пени в сумме 17 рублей 40 копеек за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 725 рублей 00 копеек (л.д.32). За период с 02.12.2017 по 08.02.2018 начислены пени в сумме 13 рублей 12 копеек за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 725 рублей 00 копеек (л.д.33). В соответствии с представленным расчетом за период с 04.12.2018 по 03.02.2019 начислены пени в сумме 11 рублей 54 копейки за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 725 рублей 00 копеек (л.д.34). За период с 03.12.2019 по 13.02.2020 начислены пени в сумме 11 рублей 08 копеек за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 725 рублей 00 копеек (л.д.35).
В связи с неисполнением Титовым С.А. своих налоговых обязательств Межрайонная ИФНС России № 11 по Московской области обратилась к мировому судье 239 судебного участка Серпуховского судебного района Московской области с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении должника Титова С.А.
28.12.2020 мировым судьей 239 судебного участка Серпуховского судебного района Московской области был вынесен судебный приказ, который определением мирового судьи от 21.01.2021 отменен в связи с поступившими от ответчика Титова С.А. возражениями на исполнение судебного приказа (л.д. 40).
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ и статьей 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу части 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 3634 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно части 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно пункту 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Кроме того, на основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 6 стать 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.ст. 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что административный ответчик в силу закона является налогоплательщиком, так как на его имя были зарегистрированы транспортные средства, поэтому обязан в установленные законом сроки и размерах уплачивать транспортный налог. Каких-либо льгот по налогообложению ответчик не имеет.
В связи с неуплатой налога в установленные законодательством о налогах и сборах сроки налоговым органом в соответствии с положениями ст.75 НК РФ правомерно начислены пени, исходя из размера недоимки по конкретному налогу, которые также подлежат взысканию с ответчика. На день рассмотрения дела в суде в соответствии с данными карточки «Расчеты с бюджетом» местного уровня по налогу (сбору, взносу) недоимка по транспортному налогу и пени ответчиком не погашена.
В материалах дела имеются доказательства направления уведомлений и требований по адресу регистрации Титова С.А., что подтверждается списком почтовых отправлений.
В связи с неуплатой налога в установленные законодательством о налогах и сборах сроки налоговым органом в соответствии с положениями ст.75 НК РФ правомерно начислены пени за период с 02.12.2016 по 11.02.2017, 02.12.2017 по 08.02.2018, 04.12.2018 по 03.02.2019, а также с 03.12.2019 по 13.02.2020 исходя из размера недоимки по конкретному налогу и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
В силу части 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Факт направления налогового уведомления, а также требования об уплате налога подтвержден имеющимися в материалах дела скриншотами с личного кабинета налогоплательщика.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 настоящей статьи.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Установлено, что МИФНС России № 11 по Московской области действия по исчислению и направлению уведомления и требования об имевшейся задолженности по транспортному налогу за 2015 год произведены в 2016 году, за 2016 год произведены в 2017 году, за 2017 год произведены в 2018 году, а так же за 2018 год действия по исчислению и направлению уведомления и требования об имевшейся задолженности по транспортному налогу произведены в 2019 году.
Исходя из смысла положений ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Таким образом, в рассматриваемом случае факт вынесения судебного приказа свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с таким заявлением, предусмотренного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, материалами дела и судами установлено, что определением мирового судьи от 21 января 2021 года судебный приказ от 28 декабря 2020 года отменен в связи с поступившими возражениями, следовательно, началом течения срока обращения в суд с настоящим иском является 22 января 2021 года, налоговый орган обратился в суд с настоящим иском 20 июля 2021 года, то есть в пределах срока обращения в суд в порядке искового производства (ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
На день рассмотрения дела в суде в соответствии с данными карточки «Расчеты с бюджетом» местного уровня по налогу (сбору, взносу) недоимка по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и пени ответчиком не погашена.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что административный ответчик в силу закона является налогоплательщиком, так как на его имя было зарегистрировано транспортное средство, на которое начислен налог за 2015-2018 года, поэтому обязан в установленные законом сроки и размерах уплачивать транспортный налог. Документы о наличии льгот по налогообложению, оплаты налога ответчик в суд не представил.
Расчет транспортного налога произведен в соответствии с положениями ст.1 Закона Московской области от 16.11.2002 года N 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области», которой определены налоговые ставки, порядок и сроки уплаты транспортного налога.
Согласно пункту 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ государственная пошлина в размере 400 рублей 00 копеек, от уплаты которой административный истец был освобожден в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, подлежит взысканию с административного ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области удовлетворить.
Взыскать с Титова Сергея Александровича (ИНН <номер>), <дата> рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области задолженность по уплате транспортного налога за 2015-2018 года в сумме 2900 рублей 00 копеек, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период с 02.12.2016 по 11.02.2017 в сумме 17 рублей 40 копеек, за период с 02.12.2017 по 08.02.2018 в сумме 13 рублей 12 копеек, за период с 04.12.2018 по 03.02.2019 в сумме 11 рублей 54 копейки, за период с 03.12.2019 по 13.02.2020 в сумме 11 рублей 08 копеек, а всего взыскать – 2953 (две тысячи девятьсот пятьдесят три) рубля 14 копеек.
Взыскать с Титова Сергея Александровича (ИНН <номер>), <дата> рождения, уроженца <адрес>, в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.С. Фетисова
Мотивированное решение составлено 8 октября 2021 года