Дело № 2-918/2022
УИД 33RS0017-01-2022-001332-02
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
05 декабря 2022 года г. Собинка Владимирской области
Собинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи – Коноваловой А.В., при секретаре судебного заседания – Климановой И.И., с участием истца – Шентерова С.Е., его представителя – Филичкина А.А., представителя ответчика ГУ – ОПФ РФ по Владимирской области – Окуневой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шентерова С.Е. к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области, Министерству финансов Российской Федерации об обязании возвратить конфискованное имущество, взыскании денежной компенсации,
установил:
Шентеров С.Е., с учетом многократного уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований (т. 1 л.д. 94, 217, т. 2 л.д. 2, 97), обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области (далее по тексту – ГУ – ОПФ РФ по Владимирской области), Министерству финансов Российской Федерации об обязании возвратить конфискованное имущество, а в случае отсутствия конфискованного имущества просил взыскать денежную компенсацию в размере 1 274 990 рублей. В обосновании иска указано, что 27 февраля 2019 г. Шентеров С.Е. из ответа Владимирской областной прокуратуры узнал о том, что его дед - Шентеров И.К. в порядке п. «б» ст. 3 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» был признан лицом, подвернутым по политических мотивам уголовным репрессиям и реабилитирован. 16 февраля 1930 г. решением тройки при ОГПУ Шентеров И.К. был приговорен к 3 годам заключения в концлагерь. В силу ст. 1.1. указанного закона подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам. На 16 февраля 1930 г. у Шентерова И.К. был сын - Шентеров Е.И., который остался в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам. Согласно справке Прокуратуру Владимирской области от 03.08.2020 г. № NN следует, что Шентеров Е.И. был признан реабилитированным. Ссылаясь в качестве правового обоснования на положения ст. 16.1. Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», Шентеров С.Е. полагал, что имеет право на возврат конфискованного имущества или возмещение его стоимости, поскольку является наследником по закону первой очереди после отца - Шентерова Е.И., ребенка реабилитированного. Комиссия по восстановлению прав реабилитированных репрессий при администрации Собинского района отказала Шентерову С.Е. в удовлетворении заявления о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации.
Истец - Шентеров С.Е., его представитель - Филичкин А.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали по изложенным в основаниям, полагали, что Шентеров С.Е. имеет право на возврат ему конфискованного у Шентерова И.К. имущества или выплату денежной компенсации.
Представитель ответчика ГУ – ОПФ РФ по Владимирской области Окунева С.В. в судебном заседании полагала, что ГУ – ОПФ РФ по Владимирской области является ненадлежащим ответчиком по данному требованию, поскольку ОПФ РФ по Владимирской области выплачивает компенсацию по решению комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий вместе с тем, решение о выплате денежных средств комиссией не принималось, в адрес ГУ – ОПФ РФ по Владимирской области названное решение не поступало.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, сведений о причине неявки суду не сообщил.
Третьи лица, не заявляющиме самостоятельных требований относительно предмета спора: Мельников Г.С., Широкова Н.И., Шилов В.А., Сундукова Г.И., Кудряшова Н.И., Кислова Е.А., Василюк Л.Е., администрация МО Собинский район, комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района, прокуратуры Владимирской области, комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий администрации Владимирской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседание надлежащим образом.
С учетом требований ч. 7 ст. 113 ГПК РФ, в целях информирования участников процесса о движении дела, информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Собинского городского суда Владимирской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные в дело письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу положений ст. 1.1. Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются, в том числе дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
Целью Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее – Закон РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1) является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
Согласно п. «б» ст. 3 данного закона подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ - ОГПУ, УНКВД - НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек» и иных органов, осуществлявших судебные функции.
Статьей 12 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 предусмотрено, что реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 12 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет федерального бюджета.
При признании лица необоснованно репрессированным только в части предъявленного обвинения осуществляется восстановление тех прав, которые были нарушены в связи с необоснованными политическими обвинениями.
В соответствии со ст. 16.1 указанного Закона, реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.
В случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди.
Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации - в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации.
Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации «О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий».
Порядок выплаты денежных компенсаций, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (ст. 17 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1).
Согласно п. 1.1 Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, утвержденного постановлением Президиума ВС РФ от 30 марта 1992 г. № 2610-1, комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий образуются на основании пункта 5 Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 16 декабря 1991 года «О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий» с функциями контроля за исполнением Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий», а также оказания содействия в восстановлении прав реабилитированных жертв политических репрессий, координации деятельности государственных органов управления, общественных организаций и объединений граждан, пострадавших от репрессий, по защите интересов и увековечению памяти жертв политических репрессий. Комиссии состоят при исполнительных органах власти (п. 2.1).
Порядок возврата реабилитированным лицам конфискованного, изъятого и вышедшего иным путем из их владения в связи с репрессиями имущества, возмещения его стоимости либо выплаты денежных компенсаций регламентирован Положением № 926 о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденным Правительства Российской Федерации от 12.08.1994.
В соответствии с пунктом 2 указанного Положения, в случае смерти реабилитированного лица возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации производится его наследникам по закону первой очереди в равных долях: детям (в том числе усыновленным), супруге супругу) и родителям (усыновителям) умершего, а также ребенку умершего, родившемуся после его смерти.
Согласно п. 4 Положения к заявлению о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации прилагаются нотариально заверенные копии документов о реабилитации, а также имеющиеся материалы, подтверждающие факт конфискации имущества, а наследниками, кроме того, документы, подтверждающие право наследования по закону первой очереди (в частности, нотариально заверенные копии свидетельства о смерти реабилитированного лица, о браке - для супруга, о рождении - для детей и родителей, об усыновлении - для усыновленных и усыновителей, решения суда об установлении факта нахождения на иждивении умершего репрессированного лица).
Пунктом 1 ст. 1142 ГК РФ определено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. В силу пункта 2 этой статьи внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления, которое регулируется ст. 1146 ГК РФ.
Заявление о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации должно быть подано в течение трех лет после введения в действие статьи 16.1 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», а в случае более поздней реабилитации - не позднее трех лет с момента получения документа о реабилитации.
Таким образом, законодателем предусмотрен специальный порядок возмещения ущерба, причиненного в результате политических репрессий, а также определен круг лиц, имеющих право на возмещение этого вреда.
Из вышеуказанных норм права следует, что круг лиц, имеющих право на возврат конфискованного имущества или получение компенсации вместо реабилитированного после его смерти, ограничен законодателем, исходя из реальной возможности государства за счет средств бюджета выплатить компенсацию непосредственно пострадавшим от политических репрессий лицам и их ближайшим родственникам, которые, как правило, являлись членами семьи или иждивенцами реабилитированного. Внуки реабилитированных в число лиц, имеющих право на возврат конфискованного имущества или получение денежной компенсации, законодателем не включены, поскольку не являются наследниками по закону реабилитированного лица первой очереди. Наследники первой очереди перечислены в части 1 статьи 532 Гражданского кодекса РСФСР. Ими являются дети (с том числе усыновленные), супруг и родители умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти. В части 4 названной статьи определен порядок наследования внуков наследодателя, которые отнесены к особой группе наследников, призываемых к наследованию по праву представления, то есть вместо того из их родителей, который был бы наследником, но умер до открытия наследства. Собственного права наследовать имущество наследодателя в первую очередь внуки не имеют и формально в числе наследников первой очереди не названы. Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что внуки реабилитированных не включены в определенный Законом о реабилитации круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного утратой имущества жертв политических репрессий, и пункт 2 Положения полностью соответствует части 1 статьи 532 Гражданского кодекса РСФСР и статье 16.1 Закона о реабилитации.
Судом установлено, что истец - Шентеров С.Е. является внуком Шентерова И.К. (NN).
Шентеров И.К. на основании постановления тройки при ПП ОГПУ по Ивановской промышленной области от ДД.ММ.ГГГГ осужден за контрреволюционную деятельность и антисоветскую агитацию по ст. <данные изъяты> УК РСФСР к трем годам с заключением в концлагерь.
ДД.ММ.ГГГГ Шентеров И.К. умер.
Отец Шентерова С.Е. – Шентеров Е.И. (сын реабилитированного Шентерова И.К.) умер ДД.ММ.ГГГГ г. (NN), то есть после открытия наследства.
Согласно справке прокуратуры Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ г. Шентеров И.К. по заключению прокуратуры Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ г. признан пострадавшим от политических репрессий в соответствии со ст. 1 Указа Президиума ВС СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов» и был реабилитирован по основанию, предусмотренному п. «б» ст. 3 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 (NN).
Шентеров С.Е. на основании ст. 16.1 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1, Положения № 926 23 августа 2019 г. обратился в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района с заявлением, в котором просил произвести возврат конфискованного имущества, или возместить его стоимость, или выплатить денежную компенсацию.
ДД.ММ.ГГГГ г. администрация Собинского района Владимирской области направила Шентерову С.Е. письмо № NN, в котором было отказано в удовлетворении вышеуказанного заявления на основании ст. 15 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1.
Решением Собинского городского суда Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ г. отказ администрации Собинского района Владимирской области в удовлетворении заявления о возврате конфискованного имущества, либо возмещении его стоимости, либо выплате денежной компенсации признан незаконным; на администрацию Собинского района Владимирской области была возложена обязанность в соответствии с нормами действующего законодательства повторно рассмотреть вышеуказанное заявление Шентерова С.Е. от ДД.ММ.ГГГГ г. (NN).
Заключением комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ г. Шентерову С.Е. отказано в удовлетворении заявления о возврате конфискованного имущества, либо возмещении его стоимости, либо выплате денежной компенсации, поскольку Шентеров С.Е., как внук реабилитированного Шентерова И.К., не включен в определенный Законом РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного утратой имущества жертв политических репрессий (NN).
Названное решении комиссии истцом не обжаловалось.
Кроме того, суд учитывает, что вступившим в законную силу решением Собинского городского суда Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ г. Шентерову С.Е. в удовлетворении административных исковых требований к комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района Владимирской области, администрации Собинского района Владимирской области о признании заключения комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ г. незаконным, его отмене и обязании устранить допущенные нарушения отказано. Судом при принятии данного решения установлено, что Шентеров С.Е., являющийся внуком реабилитированного Шентерова И.К., не имеет права на возврат конфискованного имущества или возмещение его стоимости или получение денежной компенсации (NN).
Таким образом, суд не находит необходимых оснований, изложенных в Законе РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1, для возврата конфискованного в связи с репрессиями имущества, либо возмещения его стоимости, либо выплаты денежной компенсации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Шентерова С.Е. к ГУ – ОПФ РФ по Владимирской области, Министерству финансов Российской Федерации об обязании возвратить конфискованное имущество, взыскании денежной компенсации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении искового заявления Шентерова С.Е. (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт NN) к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области (ИНН NN), Министерству финансов Российской Федерации (ИНН NN) об обязании возвратить конфискованное имущество, взыскании денежной компенсации - отказать.
На настоящее решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Собинский городской суд Владимирской области.
Решение суда принято в окончательной форме 12 декабря 2022 г.
Председательствующий А.В. Коновалова