Дело №12-63/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
18 ноября 2021 года село Моргауши
Судья Моргаушского районного суда Чувашской Республики Турхан А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу инспектора дорожно-патрульной службы ОГИБДД ОМВД России по Моргаушскому району ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №2 Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым в отношении Иванова ФИО4 производство по делу прекращено за отсутствием состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении Иванова ФИО5 прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в его действиях состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с вынесенным постановлением, должностное лицо – инспектор дорожно-патрульной службы ОГИБДД ОМВД России по Моргаушскому району ФИО1 подал жалобу, в которой просит постановление мирового судьи судебного участка №2 Моргаушского района отменить, дело направить на новое рассмотрение. В жалобе указал на несогласие с выводами суда о том, что мотоблок <данные изъяты> исходя из понятия, сформулированного в примечании к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к другим статьям главы 12 настоящего Кодекса, транспортным средством не является.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении Иванов Н.В., инспектор дорожно-патрульной службы ОГИБДД ОМВД России по Моргаушскому району ФИО1 не явились в судебное заседание, обратились с заявлением о рассмотрении дела без их участия.
Изучив доводы жалобы и материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.
В силу пункта 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки, в том числе водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 25 минут Иванов Н.В. на автодороге общего пользования возле <адрес> в нарушение пункта 2.1.1. правил дорожного движения управлял мотоблоком <данные изъяты> без государственного регистрационного знака с прицепом на жесткой сцепке, будучи лишенным права управления транспортными средствами.
Прекращая производство по делу, мировой судья пришел к выводу об отсутствии в действиях Иванова Н.В. состава административного правонарушения, указав, что согласно примечанию к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мотоблок <данные изъяты>, которым управлял Иванов Н.В., транспортным средством признан быть не может, в связи с чем Иванов Н.В. не являлся водителем и к административной ответственности по части 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечен быть не может.
Вместе с тем, приходя к такому выводу, мировым судьей не принято во внимание следующее.
12 февраля 2019 решением Коллегии Евразийской экономической комиссии №25 «О классификации мотоблока (мотокультиватора) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» определено понятие мотоблока (мотокультиватора). Данный документ подписан его членами, в том числе Российской Федерацией и вступил в законную силу 17 марта 2019 года. В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 22 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Коллегия Евразийской экономической комиссии решила, что мотоблок (мотокультиватор) представляет собой устройство с возможностью крепления навесного и (или) прицепного оборудования управляемое рядом идущим водителем при помощи рулевого устройства в виде двух рукояток, с одной ведущей осью, двигателем внутреннего сгорания, конструктивные особенности которого предусматривают возможность установки на ведущую ось рабочих органов (фрез) для обработки почвы или колес, имеющее тягово-спецное устройство, и (или) приспособления для крепления навесного оборудования, и шкив или вал отбора мощности, в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1и 6 классифицируется в субпозиции
8701 10 000 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года №54 (в редакции от 19 марта 2019 года) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза», вступившими в законную силу с 16 мая 2019 года определена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в субпозиции 8701 10 000 0, в соответствии с которым мотоблок (мотокультиватор) относится к категории тракторы одноосные.
Таким образом, управление мотоблоком (мотокультиватором), отнесенным к категории транспортных средств - тракторы одноосные, по дорогам общего пользования следует квалифицировать по статьям главы 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 года №796 под самоходными машинами в настоящих Правилах понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющим двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).
В случае использования мотоблока в качестве устройства для перевозки людей, грузов по дорогам общего пользования, такое средство определяется как самоходная машина и для его управления необходимо наличие в удостоверении тракториста открытой категории «В» - гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт. Лица, управляющие самоходными машинами (мотоблоками) приравниваются к водителям.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года №20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ», с учетом принятого 12.02.2019 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии №25, где под транспортными средствами в главе 12 КоАП РФ понимаются: подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час; подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час; подлежащие государственной регистрации прицепы к указанным автомототранспортным средствам; трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины; транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед).
Исходя из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года №20 наличие либо отсутствие государственной регистрации имеет значение для автомототранспортных средств с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, тогда как транспортное средство, под управлением Иванова Н.В. такими скоростными характеристиками не обладает.
Предоставление специального права управления транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения является отдельным основанием для установления события правонарушения, предусмотренного главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (например для мопедов), наряду с иными транспортными средствами: тракторами, самоходными дорожно-строительными и иными самоходными машинами, для правонарушений с участием которых предоставление специального права управления транспортными средствами не является характеризующим признаком.
Учитывая изложенное, вывод мирового судьи о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сделан без учета вышеприведенных нормативных требований.
При этом следует также отметить, что с ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2020 года №1502 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в используемое в Правилах учета дорожно-транспортных происшествий понятие «транспортное средство» включено устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем «мотоблок». Данные Правила устанавливают единый порядок учета дорожно-транспортных происшествий на всей территории Российской Федерации.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, что установлено статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со статьями 24.1, 26.11, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении должны быть установлены и указаны в постановлении обстоятельства правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи подлежит отмене с возвращением дела об административном правонарушении мировому судье на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу должностного лица – инспектора дорожно-патрульной службы ОГИБДД ОМВД России по Моргаушскому району ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №2 Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Иванова ФИО6, удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №2 Моргаушского района чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Иванова ФИО7, которым производство по делу прекращено, отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Иванова ФИО8, направить мировому судье судебного участка №2 Моргаушского района Чувашской Республики на новое рассмотрение.
Судья А.Н. Турхан