Судья ФИО5
Дело №
УИД: 05RS0№-74
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 февраля 2023 года, №, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего ФИО12,
судей ФИО6 и ФИО7,
при секретаре судебного заседания ФИО8,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан, УОПФР по РД в <адрес> о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии за выслугу лет незаконным, возложении обязанности назначить досрочную пенсию с даты обращения,
по апелляционной жалобе представителя ГУ-ОПФР по РД - ФИО10 на решение Табасаранского районного суда РД от <дата>.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО12, доводы представителя ГУ-ОПФР по РД в <адрес> ФИО10, принимавшего участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, просившего удовлетворить апелляционную жалобу, пояснения истца ФИО3 и ее представителя истца ФИО9, полагавших, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Управлению ГУОПФР по РД в <адрес> о признании решения от <дата> об отказе в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости за выслугу лет с момента обращения, в обоснование которого указано, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии за выслугу лет как лицу не менее 25 лет осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Решением от <дата> ей отказано в назначении досрочной пенсии, так как продолжительность льготного страхового стажа, по мнению ответчика, составляет 12 лет 1 месяц и 14 дней.
Полагает, что из ее льготного стажа ответчиком незаконно исключены более 17 лет лечебной деятельности.
Решением Табасаранского районного суда РД от <дата> постановлено:
«Иск ФИО3 (Мазиевой) Э.М. удовлетворить.
Признать решение Управления отделения ПФР по РД в <адрес> от <дата> об отказе в назначении досрочной пенсии за выслугу лет незаконным, обязать УОПФР по РД в <адрес> назначить ей досрочную пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с даты обращения за ее назначением».
В апелляционной жалобе представитель ГУ-ОПФР по РД - ФИО10 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что в ходе проверки период работы истца с <дата> по 09.05.1995г. на должности медицинской сестры при участковой больнице <адрес> не подтвердился; отсутствуют приказы об увольнении и документы о начислении заработной платы; в ходе судебного заседания истицей была представлена сомнительная справка о заработной плате за указанный период, выданная якобы ей при увольнении.
Период работы с <дата> по <дата> не подтверждается ни актом документальной проверки, ни начисленной заработной платой, однако зачтен судом без каких-либо документов.
Период с 1996 по 2002 г.г. согласно проверке имеется зарплата только за март-август 1996г. и январь-апрель 2000г., за остальной период полностью отсутствуют документы. При этом согласно приказа № от <дата> истец принята на работу временно участковой медсестрой районной поликлиники.
Периоды работы в МУ «Центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей», ГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и ГУ «Центр помощи семье и детям в МО «<адрес>» зачтены судом в специальный стаж, хотя данные учреждения в Списке должностей и учреждений отсутствуют.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно подпункту "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются,
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 781 (далее Список N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Список N 1066), для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <дата> по <дата> включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением ФИО1 от <дата> N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, (далее Список N 464) - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <дата> по <дата> включительно.
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даст право на пенсию за выслугу лег (приложение к постановлению ФИО2 от <дата> N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до <дата>.
Таким образом, указанное постановление закрепило возможность применения Списков должностей и учреждений последовательно в определенные промежутки времени.
Из материалов дела следует, что <дата> ФИО3 обратилась в Управление Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от N 400-ФЗ.
Решением ГУ ОПФР по РД в лице управления в <адрес> от <дата> № ФИО3 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа. По мнению ответчика, период льготного страхового стажа составляет 12 лет 1 месяц и 14 дней.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Действительно, правом на получение пенсии на льготных основаниях согласно утвержденному Списку N 781 пользуются медицинские сестры, старшие медицинские сестры.
Пунктом 31 раздела "Наименование учреждений" постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусмотрены учреждения социального обслуживания, в том числе социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
Судом первой инстанции установлено, что Государственное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в МО «<адрес>» был реорганизован путем присоединения к Государственному учреждению – Центру социальной помощи семье и детям в муниципальном образовании «<адрес>» где истец продолжила свою трудовую деятельность в качестве медицинской сестры в период с <дата> по <дата>.
Таким образом, при присоединении к данной организации не только сохранились основные цели, задачи и функции центра социальной реабилитации, но и оптимизировалась путем расширения деятельности. Согласно Устава Центра социальной помощи семье и детям целью деятельности наряду с осуществлением социального обслуживания семей и детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социальной реабилитации, осуществляла и социально-медицинскую деятельность.
При Центре также имелся свой медицинский блок, в котором лечебной деятельностью занимались врачи и медицинские сестры.
Согласно должностным инструкциям и функциональным обязанностям медицинской сестры Центра, медсестра осуществляет все этапы сестринского процесса при уходе за пациентами, осуществляет прием пациентов, своевременно и качественно выполняет профилактические и лечебно-диагностические процедуры, назначенные врачом, ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций, оказывает неотложную доврачебную помощь, вводит лекарственные препараты.
Деятельность работы Центра направленная в том числе по медицинской линии подтверждает наличие Лицензии, которые размещены на официальном сайте Росздравнадзора. Так согласно лицензии N ФС-05-01-000255 от <дата> и лицензии № ФС-05-01-000561 от <дата> ГУ ЦСПСиД разрешены следующие виды медицинской деятельности: осуществление доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу. При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: терапии.
Несмотря на переименование учреждения, а именно в связи с названием учреждения «Центр социальной помощи семье и детям», цели его деятельности, функциональное направление деятельности учреждения не изменялось, не изменялись и функциональные обязанности, следовательно, именование учреждения как «Центр социальной помощи семье и детям» на оценку пенсионных прав не влияет и не является основанием для отказа в зачете спорного периода в специальный стаж работы.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции работа в должности медицинской сестры ГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в муниципальном образовании «<адрес>» включена в специальный стаж работы истца.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается.
Вместе с тем, периоды работы с <дата> по <дата> в МУ «Центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей», и с <дата> по <дата> в ГУ РД «Центр социальной помощи семье и детям в МО «<адрес>» зачтены судом в специальный стаж, хотя данные учреждения в Списке должностей и учреждений отсутствуют.
Это учреждения социального обслуживания населения, основным видом деятельности которых, согласно учредительным документам, является оказание социальной помощи населению, а не лечебная деятельность и деятельность по охране здоровья населения.
Так, согласно Уставу МУ «Центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей» основными его задачами является осуществление мероприятий по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение их временного содержания, социальная реабилитация, защита прав и законных интересов.
Согласно Уставу ГУ РД «Центр социальной помощи семье и детям в МО «<адрес>» целью деятельности Центра является осуществление социального обслуживания семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи.
Указанные учреждения отсутствуют в Списке должностей и учреждений, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, и не могли быть зачтены судом в специальный стаж ФИО3
В приведенном выше Списке должностей и учреждений, вопреки ошибочному выводу суда, не предусмотрено возможности зачета в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, работы в организациях, не являющихся учреждениями здравоохранения, даже если указанные осуществляют медицинскую деятельность.
Периоды работы истца в должности медрегистратора в ЦРБ <адрес> с <дата> по <дата> также не могли быть включены в льготный стаж, поскольку такая должность отсутствует в указанном Списке должностей и учреждений.
Несмотря на то, что период работы истца с <дата> по <дата> не подтверждается ни актом документальной проверки, ни начисленной заработной платой, он также зачтен в льготный стаж.
Судом при начислении ФИО3 льготного стажа был учтен период работы медсестрой в Сиртычской участковой больнице с <дата> по <дата>.
Согласно акту документальной проверки от <дата>, приказом № от <дата> ФИО11 предоставлен отпуск за 1995г.
Приказ об увольнении в проверяемых документах не обнаружен, документы о начислении заработной платы также отсутствовали. Сведения о заработной плате при подаче заявления истцом не были представлены.
В ходе судебного заседания представлена справка от <дата> Табасаранской участковой больницы о заработной плате медицинской сестры Сиртычской участковой больнице за период с 1989-1995 г.г.
Однако в ней не указано, что речь идет о заработной плате конкретно истца.
Период работы ФИО3 с <дата> по <дата> в должности медсестры в ТМО <адрес> также зачтен как льготный.
Между тем, согласно акту документальной проверки от <дата> по заработной плате ФИО3 установлено, что с 1996 г. по 2002 г. у нее имеется заработная плата только за март-август 1996 г. и за январь - апрель 2000 г., а за остальной период полностью отсутствует заработная плата, что свидетельствует о том, что она в указанный период фактически не работала.
Несмотря на отсутствие нормы отработанного времени, этот период судом также зачтен в качестве льготного стажа в полном объеме.
При этом, согласно приказу № от <дата> ФИО3 принята на работу временно участковой медсестрой районной поликлиники.
Обязательным условием для зачета в специальный стаж периодов работы на должностях указанных в Списках, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> №, является занятость работника в течение полного рабочего дня.
Ввиду изложенного, у ФИО3 не имелось необходимого льготного стажа для назначении досрочной страховой пенсии как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, поэтому отказ в назначении такой пенсии ответчиком являлся правомерным.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований о включении в специальный стаж ФИО3 периодов ее работы с <дата> по <дата> в МУ «Центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей», и с <дата> по <дата> в ГУ РД «Центр социальной помощи семье и детям в МО «<адрес>», в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене, с принятием в данной части нового судебного акта об отказе в удовлетворении указанных требований.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Ввиду изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Табасаранского районного суда РД от <дата> в части включения в специальный стаж ФИО3 периодов работы с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры в МУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» и с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры в ГУ РД «Центр социальной помощи семье и детям в муниципальном образовании «<адрес>» и признании решение Управления отделения ПФР по РД в <адрес> от <дата> об отказе в назначении досрочной пенсии за выслугу лет незаконным - отменить.
В отмененной части принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Решение Табасаранского районного суда РД от <дата> в части удовлетворения исковых требований об обязании Управление отделения ПФР по РД в <адрес> зачесть в специальный стаж период работы истца с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры ГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в муниципальном образовании «<адрес>» оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУ ОПФР по РД - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.
Председательствующий:
Судьи: