Дело № 2а-1-53/2020 УИД 32RS0№-81
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Выгоничи 07 февраля 2020 года
Выгоничский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Сайфутдиновой Е.В.,
при секретаре Пыталевой О.Е.,
с участием
административного истца помощника прокурора Выгоничского района Дубининой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Выгоничского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Хутор-Борской сельской администрации о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Выгоничского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Выгоничского района обязанности по сбору и определению места первичного сбора отходов 1 и 2 класса опасности, по результатам которой установлены нарушения требований законодательства. Так, Хутор-Борской сельской администрацией в нарушение Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 года №681 договор со специализированной организацией по сбору ртутьсодержащих ламп не заключен. Прокуратурой в адрес администрации внесено представление, однако до настоящее времени нарушения законодательства не устранены. Просил признать незаконным бездействие Хутор-Борской сельской администрации, выразившееся в ненадлежащей организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и обязать Хутор-Борскую сельскую администрацию заключить со специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, договор на обезвреживание и утилизацию отработанных ртутьсодержащих ламп.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал и, сославшись на обстоятельства, указанные в иске, просил требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебном заседании не присутствовал, о дате, месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства, от него поступило письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие ответчика. В этом же заявление административный ответчик согласился с исковыми требованиями.
На основании положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ, дело судом рассмотрено в отсутствие неявившейся стороны.
Суд, заслушав объяснения явившейся стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из содержания п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Исковые требования прокурора Выгоничского района основаны на несоблюдении требований законодательства, регулирующего вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, благоприятной окружающей среды.
В соответствии с ч.2 ст.7, ст.20, ч.1 ст.41, ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на защиту жизни, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения в области обеспечения благоприятной окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подзаконными актами.
Согласно ст. 3, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с Законом Брянской области от 05 декабря 2014 года №80-З «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области», в силу ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Статьей 10 Федерального закона от 23 ноября 2009 года 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 вышеуказанных Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 года №681, органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
В силу пункта 9 указанных Правил, сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Хутор-Борской сельской администрацией договор по сбору ртутьсодержащих ламп на территории Хутор-Борского сельского поселения со специализированной организацией не заключен.
С целью устранения выявленных нарушений, <дата> прокуратурой Выгоничского района главе Хутор-Борской сельской администрации внесено представление, однако нарушения законодательства устранены не были, что подтверждается ответом Хутор-Борской сельской администрации от <дата> №, объяснениями главы администрации от <дата>.
Исследовав доказательства дела в их совокупности, суд находит, что отсутствие организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Поскольку Хутор-Борская сельская администрация не организовала сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, что нарушает права неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и считает их подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Выгоничского района в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Хутор-Борской сельской администрации, выразившееся в ненадлежащей организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями законодательства.
Обязать Хутор-Борскую сельскую администрацию организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями законодательства, заключить со специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, договор на обезвреживание и утилизацию отработанных ртутьсодержащих ламп.
Об исполнении решения административному ответчику сообщить в суд и прокурору Выгоничского района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение на основании ч.1 ст.298 КАС РФ может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается в апелляционную инстанцию через Выгоничский районный суд.
Председательствующий: Е.В. Сайфутдинова