УИД: 56RS0018-01-2021-007647-07
5-1512/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
25 августа 2021 года г.Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,
при секретаре Карамакановой Е.Ю.,
с участием:
представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Буханцова Е.Ю., старшего помощника Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Оренбургской области – Гейдарова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал», юридический адрес: 460001 г.Оренбург, ул.Потехина, 41 (...
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» (далее – ООО «Оренбург Водоканал») нарушило законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Так, в нарушение ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп. 66, 70, 74 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 176 таблицы 1.1 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п. 2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» ООО «Оренбург Водоканала» 03-04.07.2021, 15-17.07.2021, 19.07.2021 допущены факты превышений ПДК по содержанию сероводорода от объекта Общества (иловых полей) в результате эксплуатации очистных сооружений как на границе СЗЗ иловых полей (03.07.2021 в 7 раз или 0,056+-0,014 мг/м3, 04.07.2021 в 6.3, 17.6 раза или 0,0505+-0,0126 мг/м3, 0,1405+-0,0351 мг/м3, 15.07.2021 в 5,2 раза или 0,042+-0,010 мг/м3, 15-16.07.2021 в 2.3, 5.1 раза или 0,019+-0,004 мг/м3, 0,041+-0,010 мг/м3, 17.07.2021 в 2,3 раза или 0,0187+-0,0047 мг/м3, 19.07.2021 в 6,2 раза или 0,050+-0,012 мг/м3), так и в жилой застройке (03.07.2021 в с. Южный Урал в 3.9, 13.1 раза, или 0,105+-0,026 мг/м3, 0,031+-0,009 мг/м3, 15.07.2021 в 4, 5, 2.9 раза или 0,032+-0,008 мг/м3, 0,040+-0,010 мг/м3, 0,023+-0,006 мг/м3, 15-16.07.2021 в 2.1, 1.8, 2.9, 3 раза или 0,017+-0,004 мг/м3, 0,014+-0,003 мг/м3, 0,023+-0,005 мг/м3, 0,024+-0,006 мг/м3) с нарушением нормативов и технологических регламентов, что подтверждается материалами проверки, в том числе протоколами отбора проб атмосферного воздуха от 02.07.2021 № ... от 03.07.2021 № ..., от 04.07.2021 № ... от 14.07.2021 № ..., от 15.07.2021 № ... от 16.07.2021 № ... от 17.07.2021 № ..., от 18.07.2021 № ... протоколами результатов испытаний проб атмосферного воздуха (ПЭП-1-1) от 05.07.2021 № ..., от 05.07.2021 № ... от 05.07.2021 № ... от 15.07.2021 № ... от 16.07.2021 № ..., от 16.07.2021 № ... от 19.07.2021 № ..., от 19.07.2021 № ...
Объект I категории НВОС иловые площадки ООО «Оренбург Водоканал» располагаются на южной окраине г.Оренбурга в ложбине между поселками Авиагородок, Пруды и Южный в 4,5 км. от старицы р. Урал в районе аэродрома «Оренбург-2», в 12 км. от цеха по очистке сооружений канализации ООО «Оренбург Водоканал».
Согласно проекту нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух для объектов ООО «Оренбург Водоканал» - иловые поля являются источником выбросов в атмосферу дигидросульфида (сероводорода), аммиака, меркаптанов. Выброс загрязняющих веществ с иловых площадок происходит 24 часа.
В отношении ООО «Оренбург Водоканал» заместителем Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 6.3 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ООО «Оренбург Водоканал» действующий на основании доверенности Буханцов Е.Ю., вину в инкриминируемом правонарушении не признал, поддержал ранее представленные в материалы дела письменные объяснения. Пояснил, что основным видом деятельности ООО «Оренбург Водоканал» является предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению на территории г.Оренбурга. В производственной эксплуатации ООО «Оренбург Водоканал» находятся, в том числе очистные сооружения канализации города и иловые поля. Выявление фактов превышения ПКД в санитарно-защитной зоне не позволяет утверждать о допущенных ООО «Оренбург Водоканал» нарушениях, поскольку превышение ПДК на возможном источнике выбросов не выявлялось.
В судебном заседании старший помощник Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Оренбургской области – Гейдаров А.С. настаивал на привлечении ООО «Оренбург Водоканал» к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ.
Исследовав представленные материалы, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, помимо иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования – это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в числе прочего выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно статье 20 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам. В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона №52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 66 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №3, атмосферный воздух должен отвечать гигиеническим нормативам по предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ (максимальным или минимальным их значениям) (далее - ПДК), ориентировочным безопасным уровням воздействия (далее - ОБУВ), предельно допустимым уровням физического воздействия (далее - ПДУ), а также по биологическим факторам, обеспечивающим их безопасность для здоровья человека.
В силу пункта 70 СанПиН 2.1.3684-21, не допускается превышение гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе: в жилой зоне - 1,0 ПДК (ОБУВ); на территории, выделенной в документах градостроительного зонирования, решениях органов местного самоуправления для организации курортных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз, организованного отдыха населения, в том числе пляжей, парков, спортивных баз и их сооружений на открытом воздухе, а также на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации - 0,8 ПДК (ОБУВ).
В соответствии с пунктом 74 СанПиН 2.1.3684-21 нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.
Пунктом 176 таблицы 1.1 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2, установлена предельно допустимая концентрация, предотвращающая раздражающее действие, рефлекторные реакции, запахи при воздействии до 20 - 30 минут - максимальная разовая – 0,008 мг/м3 и концентрация, обеспечивающая допустимые (приемлемые) уровни риска при хроническом (не менее 1 года) воздействии – среднегодовая – 0,002 мг/м3.
Согласно пункту 2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года №74, критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В подтверждении вины ООО «Оренбург Водоканал» в инкриминируемом административном правонарушении представлены следующие доказательства: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 26 июля 2021 года; протокол результатов испытаний проб атмосферного воздуха (ПЭП-1-1) от 05 июля 2021 года; протокол отбора проб атмосферного воздуха от 02 июля 2021 года; и иные доказательства по делу.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований статьи 26.2 КоАП РФ, являются допустимыми и достоверными. Оснований не доверять указанным доказательствам не имеется. Совокупность доказательств является достаточной для принятия решения по делу.
Оценив вышеперечисленную совокупность доказательств, суд приходит к выводу о виновности ООО «Оренбург Водоканал» в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и его действия квалифицирует по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, суд исходит из того, что у ООО «Оренбург Водоканал» имелась возможность для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, однако данным лицом не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Доводы представителя ООО «Оренбург Водоканал» об отсутствии вины Общества в инкриминируемом правонарушении, и тот факт, что ООО «Оренбург Водоканал» не является надлежащим субъектом административного правонарушения, при наличии данных, указывающих на то, что загрязнение атмосферного воздуха возможно имело место от иных источников выбросов сероводорода, не принадлежащих обществу, судом признаются несостоятельными.
В ходе производства по делу установлено, что превышение предельно допустимой концентрации названного загрязняющего вещества в атмосферном воздухе по указанному адресу допущено от источника выбросов сероводорода, находящегося на принадлежащих обществу иловых площадках (в 1000 метрах на границе санитарно-защитной зоны от ограждения). Данный источник определен по результатам проведенного отбора проб и исследования атмосферного воздуха в зоне влияния иловых полей. В районе расположения иловых площадок ООО «Оренбург Водоканал» отсутствуют объекты негативного воздействия на окружающую среду, подлежащие региональному и федеральному государственному надзору. Объективных данных, опровергающих результат проведенных испытаний проб атмосферного воздуха, не имеется.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ООО «Оренбург Водоканал» в силу статей 4.2, 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, учитывая данные, подтверждающие действительную необходимость применения к ООО «Оренбург Водоканал» меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, обсудив все виды наказания, предусмотренные санкцией частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ, суд приходит к выводу о назначении административного наказания в виде штрафа.
Оснований для освобождения ООО «Оренбург Водоканал» от административной ответственности суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
признать общество с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Денежные средства перечислить по указанным реквизитам: Управление Федерального казначейства по Оренбургской области (Прокуратура Оренбургской области) л/с 04531071340, БИК: 015354008, ИНН 5610043893, КПП 561001001, Единый казначейский счет №40102810545370000045, к/с №03100643000000015300, Отделение Оренбург Банка России/ УФК по Оренбургской области, г.Оренбург, ОКТМО 53701000, КБК 415 11601061019000140.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в указанный срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1 000 рублей.
Копию документа, свидетельствующего об оплате административного штрафа, необходимо предоставить в Ленинский районный суд г. Оренбурга.
Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: подпись О.К.Месяц