Председательствующий по делусудья Маншеев Н.Н. | Дело № 33-3677/2023(дело в суде 1 инстанции № 2-56/2023)УИД 75RS0007-01-2023-000092-17 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Погореловой Е.А.
судей краевого суда Чайкиной Е.В. и Казакевич Ю.А.
при секретаре Вашуриной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 10 октября 2023 г. гражданское дело по иску прокурора Александрово-Заводского района Забайкальского края в интересах Ивановой О. Н. к МОУ Александрово-Заводская СОШ, Администрации Александрово-Заводского муниципального округа Забайкальского края, Министерству образования и науки Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы
по апелляционной жалобе главы администрации Александрово-Заводского муниципального округа Забайкальского края Солошко С.В.
на решение Александрово-Заводского районного суда Забайкальского края от 27 июня 2023 г., которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с МОУ Александрово-Заводская СОШ (ОГРН № пользу Ивановой О. Н. (паспорт №) недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет за период с 01.02.2022 года по 28.02.2023 года в размере 5 287,39 рублей.
Возложить на Администрацию Александрово-Заводского муниципального округа Забайкальского края (ОГРН №) обязанность произвести финансирование МОУ Александрово-Заводская СОШ для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Ивановой О. Н. в размере 5 287,39 рублей. В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с МОУ Александрово-Заводская СОШ (ОГРН № государственную пошлину в доход Александрово - Заводского муниципального округа в размере 400 рублей.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Погореловой Е.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Александрово-Заводского района Забайкальского края 4 апреля 2023 г. обратился в суд с указанным иском мотивируя тем, что Иванова О.Н. работает в МОУ Александрово-Заводская СОШ учителем начальных классов, стаж педагогической работы составляет более 6 лет. В ходе прокурорской проверки выявлено, что последней выплата надбавки за выслугу лет 25 % производилась исходя из нормируемой части педагогической работы за ставку заработной платы, составляющей 18 часов в неделю, а не фактической нагрузки нормы часов преподавательской работы, составляющей 21 час в неделю в 2022-2023 учебном году. Установленный размер заработной платы нарушает её трудовые права и не соответствует трудовому законодательству. Просил взыскать с ответчиков недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с февраля 2022 года по февраль 2023 года в размере 5 287,39 руб.
Определениями суда от 24 мая и 6 июня 2023 г. по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены, Комитет образования, молодежной политики и спорта администрации Александрово-Заводского муниципального округа Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края.
Судом постановлено приведенное выше решение.
С решением суда не согласился глава администрации Александрово-Заводского муниципального округа Забайкальского края Солошко С.В., в апелляционной жалобе просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Забайкальского края изменить, принять в этой части новое решение, которым обязать Министерство образования и науки Забайкальского края в срок до двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить субвенцию бюджету администрации Александрово-Заводского муниципального округа в целях обеспечения выплаты заработной платы Ивановой О.Н. с учетом надбавки за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки до прекращения с ней трудовых отношений. Считает, что отказ в удовлетворении исковых требований нарушает права как администрации, так и педагогических работников образовательных учреждений округа. Ссылаясь на Федеральный закон от <Дата> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что согласно пункту 3 части 1 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных, общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Администрация округа не оспаривает тот факт, что указанные выше заявки о предоставлении субвенции в Министерство образования администрацией не подавались. Однако 28 июня 2022 г. в адрес и.о. министра образования и науки Забайкальского края направлялось письмо, в котором Комитет образования, молодежной политики и спорта администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» просил увеличить фонд оплаты труда, для внесения изменений в Положение об оплате труда на работников муниципальных образовательных организаций муниципального района «Александрово-Заводский район», поскольку внесение таких изменений без увеличения фонда оплаты труда невозможно. Учитывая, что бюджет Александрово-Заводского муниципального округа Забайкальского края является дотационным, то администрация округа не может взять на себя дополнительные обязательства в части расходов на оплату труда педагогических работников, а также считает, что несение таких расходных обязательств будет противоречить части 1 статьи 9 и пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. В своем ответе на указанное выше письмо Министерство ссылается на п. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках его расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета, вместе с тем, администрация округа не выходила за пределы нормативов, используемых в методиках расчета соответствующих субвенций, в связи с чем также не может взять на себя такие расходные обязательства. Судом также не учтен тот факт, что расчет заработной платы педагогических работников производится в соответствии с нормативами, установленными постановлением Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 г. № 81 «О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях». Вместе с тем, школы в муниципальном округе являются малокомплектными в связи с низкой численностью населения (за исключение МОУ «Александрово-Заводская СОШ»), в связи с чем и нормативы при расчете должны быть иные, а не те, что указаны в возражениях ответчика. Низкая численность населения также отражается на кадровом обеспечении, педагогические работники школ округа вынуждены брать на себя дополнительную нагрузку, в связи с отсутствием достаточного количества кадров в сельской местности, края, при этом при установлении фонда оплаты труда Министерством образования и науки Забайкальского края данный факт не учитывается.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя процессуального истца прокурора Пешкову А.Б. об обоснованности доводов апелляционной жалобы в обжалуемой части, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Иванова О.Н. работает в МОУ «Александрово-Заводская СОШ» учителем начальных классов.
Согласно заключенному трудовому договору от 9 января 2023 г., истцу установлена по занимаемой должности учебная нагрузка в объеме 21 час в неделю, ставка заработной платы в размере 11049,50 руб.
В соответствии с Положением об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций, утвержденным постановлением и.о. главы администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» от 20.10.2014, заработная плата работников организации за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает:
- базовые оклады (базовые должностные ставки), базовые ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты (пункт 2.1.1).
В силу пункта 2.3.1 Положения стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников организации к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу.
К числу стимулирующих выплат относится, в том числе надбавка за выслугу лет (пункт 2.3.3 Положения).
Пунктом 2.3.5 Положения установлено, что размеры, условия и порядка выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу работникам образовательных организаций утверждается локальным актом в соответствии с нормами действующего законодательства.
Ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу предусмотрена, в том числе педагогическим работникам (пункт 2.3.5.1 Положения).
Пунктом 2.3.5.2.1 Положения регламентировано, что ежемесячная стимулирующая надбавка за выслугу лет к должностному окладу всем работникам муниципальной образовательной организации производится дифференцировано в зависимости от стажа работы, дающего право на получение этой стимулирующей выплаты и устанавливается локальным актом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в следующих размерах: за стаж работы от 1 до 5 лет размер надбавки к должностному окладу составляет 5%, от 5 до 10 лет – 10%, от 10 до 15 лет – 15%, от 15 и более лет – 25%.
На 2022-2023 учебный год Ивановой О.Н. установлена учебная нагрузка 21 час в неделю, вместе с тем, ежемесячная стимулирующая надбавка за выслугу лет 20% к должностному окладу за указанный период времени была выплачена без учета фактически отработанного времени, а с учетом нормируемой части педагогической работы, составляющей 18 часов в неделю.
Считая, что надбавка за выслугу лет не должна ограничиваться пределами нормы часов, а производиться с учетом объема фактической учебной нагрузки педагога, прокурор обратился в защиту законных интересов Ивановой О.Н. в суд.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что порядок начисления надбавки за выслугу лет на ставку заработной платы, установленный вышеприведенным Положением об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций, противоречит действующему законодательству и лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени, права на получение выплат стимулирующего характера с учетом их фактической нагрузки. Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы. Поскольку функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрация Александрово-Заводского муниципального округа, администрация принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых муниципальным бюджетным учреждениям для оплаты труда работников, то администрация Александрово-Заводского муниципального округа должна нести дополнительную ответственность по обязательствам школы по выплате истцу недоначисленной и невыплаченной заработной платы за спорный период времени. Правовых оснований для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам образовательной организации на Министерство образования и науки Забайкальского края не имеется, поскольку доказательств, что Министерство образования и науки Забайкальского края ненадлежащим образом исполняет свои полномочия по доведению субвенций в бюджет Александрово-Заводского муниципального округа в соответствии с установленными нормативами, не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 2 приведенной нормы в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Администрацией Александрово-Заводского муниципального округа обжалуется решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Забайкальского края о возложении субсидиарной ответственности, в связи с чем решение суда первой инстанции будет проверено судебной коллегией только в указанной части.
Проверяя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отмечает, что Министерство образования и науки Забайкальского края в сфере образования обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края (пункт 12.3.2 Положения о Министерстве образования и науки Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 г. №192).
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Частями 1-3 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
При рассмотрении дела как в суде первой инстанции, как и в суде апелляционной инстанции фактов ненадлежащего финансирования из бюджета Забайкальского края в бюджет Александрово-Заводского муниципального округа установлено не было.
Не усматривается такая обязанность и из Устава МОУ «Александрово-Заводская СОШ».
Таким образом, правовых оснований для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам образовательной организации на Министерство образования не имеется.
МОУ «Александрово-Заводская СОШ» не является малокомплектной школой, соответственно расчет заработной платы педагогических работников данного образовательного учреждения вопреки доводам апелляционной жалобы произведен обоснованно в соответствии с нормативами, установленными постановлением Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 г. № 81 «О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях».
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства и доказательства, которые не были установлены или оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение при принятии судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не являются основаниями для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Александрово-Заводского районного суда Забайкальского края от 27 июня 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 октября 2023 г.