Дело № 2-2034/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2012 года
Кировский районный суд г.Перми в составе
председательствующего судьи Поносовой И.В.,
при секретаре Наумовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ануфриевой Т.Н. об оспаривании бездействия администрации города Перми,
УСТАНОВИЛ:
Ануфриева Т.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Перми, выразившегося в отказе в признании Ануфриевой Т.Н. нуждающейся в получении садовых земельных участков и не включении ее в список с момента обращения. Просит обязать администрацию города Перми устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя – признать Ануфриеву Т.Н. нуждающейся в получении садовых земельных участков и включить ее в список с момента обращения.
В обоснование заявленных требований Ануфриева Т.Н. указала, что 05.07.2012 года обратилась в администрацию города Перми с заявлением о признании ее нуждающейся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и постановке в очередь, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Письмом Департамента земельных отношений администрации города Перми, полученным заявителем 30.07.2012 года, Ануфриевой Т.Н. отказано в регистрации заявления и постановке в очередь, в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрена постановка граждан на учет в целях предоставления садового земельного участка. Кроме того, заявителем не представлены документы, подтверждающие нуждаемость в получении садового земельного участка (а именно, отсутствие в собственности садового земельного участка или наличие в собственности садового земельного участка, размер которого меньше минимального размера, установленного законом Пермской области от 02.09.2003 года № 965-193 «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность»).
С данным ответом заявитель не согласна, поскольку федеральное законодательство возлагает обязанность на органы местного самоуправления по регистрации заявлений о предоставлении садовых, огородных или дачных земельных участков и, кроме того, не устанавливает каких-либо оснований отказа и ограничений постановки заявителей в очередь. Действительно ранее п. 3 ст. 13 Закона № 66-ФЗ устанавливал, что наличие у гражданина на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или бессрочного (постоянного) пользования садового, огородного или дачного земельного участка является основанием для отказа в предоставлении такого участка, если предоставление приведет к превышению установленных предельных норм предоставления земельных участков или если гражданин совершил сделку по отчуждению предоставленного ранее бесплатно земельного участка. Однако, данный пункт утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ. В связи с чем, требование администрации г.Перми о предоставлении документов, подтверждающих нуждаемость в получении садового земельного участка, является незаконным.
Бездействие администрации города Перми, выразившееся в отказе в признании заявителя нуждающейся в получении садовых земельных участков и не постановке в очередь нарушает права и свободы гражданина, связанные с ведением садовых, огородных или дачных дел.
В судебное заседание заявитель Ануфриева Т.Н. не явилась извещена, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что на требованиях настаивает.
Представители администрации города Перми, Департамента земельных отношений администрации города Перми в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменных возражениях по заявлению, с требованиями К. не согласны по следующим основаниям. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Уставом города Перми заявителю для реализации своих прав в части постановки на соответствующий учет, необходимо было обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства, т.е. администрацию Кирвоского района г.Перми. Заявителем не доказан факт обращения с заявлением о постановке на учет в администрацию Кировского района г.Перми. Принимая во внимание то обстоятельство, что заявитель в администрацию Кировского района г.Перми с заявлением о постановке на учет не обращался, никаких ходатайств в рамках ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ в администрацию города Перми, департамент земельных отношений администрации г.Перми не поступало. Кроме того, полагают, что заявителем не доказан факт несоответствия направленного в адрес заявителя письма действующему законодательству.
Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
В силу п. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Заявителем обжалуется бездействие администрации города Перми, выразившееся в отказе в признании Ануфриевой Т.Н. нуждающейся в получении садовых земельных участков и не включении ее в список с момента обращения.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Гражданин вправе в судебном порядке обжаловать решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" закреплен порядок выбора и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также порядок действий органа местного самоуправления, направленных на создание объединений:
Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Согласно ст. 58 Устава города Перми, администрация города - исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законодательством Пермской области (края).
Департамент земельных отношений администрации города является функциональным подразделением администрации города. Осуществляет полномочия администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством (Положение о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утв. решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210).
Из материалов дела следует, что 05.07.2012 года Ануфриева Т.Н. обратилась в администрацию г.Перми с заявлением о постановке на учет в целях предоставления садового земельного участка.
Письмом Департамента земельных отношений администрации города Перми от 30.07.2012 года №... на обращение Ануфриевой Т.Н. о постановке на учет в целях предоставления садового земельного участка, разъяснено, что действующим законодательством не предусмотрена постановка граждан на учет в целях предоставления садового земельного участка. Учитывая положения Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", указано, что для подготовки ходатайства в орган местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, необходимо представить документы, подтверждающие нуждаемость в получении садового земельного участка (а именно, отсутствие в собственности садового земельного участка или наличие в собственности садового земельного участка, размер которого меньше минимального размера, установленного законом Пермской области от 02.09.2003 года № 965-193 «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность»).
Согласно доводам заявителя, данное письмо ею получено 30.07.2012 года; в суд с заявлением Ануфриева Т.Н. обратилась 03.10.2012 года, срок обращения в суд, установленный ст. 256 ГПК РФ, заявителем соблюден.
Проанализировав действующее законодательство в соответствующей правовой сфере, суд считает требования заявителя обоснованными.
Федеральное законодательство возлагает обязанность на органы местного самоуправления по регистрации и учету заявлений граждан о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и формирование списков граждан, подавших такое заявление. При этом, регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно.
Нормы Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не устанавливает каких-либо оснований отказа и ограничений для включения заявителей в соответствующие списки.
Ссылку Департамента земельных отношений администрации г.Перми в письме от 30.07.2012 года №... на то, что действующим законодательством не предусмотрена постановка граждан на учет в целях предоставления садового земельного участка, а также, что заявителю необходимо представить документы, подтверждающие нуждаемость в получении садового земельного участка, суд считает несоответствующей нормам Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", поскольку ст. 13 названного Закона предусмотрено ведение списков граждан, подавших заявления. Пункт 3 ст. 13 Закона, которым было установлено, что наличие у гражданина на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или бессрочного (постоянного) пользования садового, огородного или дачного земельного участка является основанием для отказа в предоставлении такого участка, если предоставление приведет к превышению установленных предельных норм предоставления земельных участков или если гражданин совершил сделку по отчуждению предоставленного ранее бесплатно земельного участка – утратил силу в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2007 N 118-ФЗ.
Таким образом, администрацией города Перми – органом местного самоуправления, не исполнена обязанность по регистрации и учету заявления Ануфриевой Т.Н. о предоставлении садового земельного участка и включения ее в соответствующий список. Указанным бездействием администрации города Перми нарушены права Ануфриевой Т.Н., установленные указанным выше законом.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ допущенные нарушения подлежат устранению путем возложения на администрацию г.Перми обязанности включить Ануфриеву Т.Н. в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, с момента ее обращения.
При этом, суд не усматривает оснований для возложения обязанности признать Ануфриеву Т.Н. нуждающейся в получении садового земельного участка, поскольку не основано на нормах Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Данным законом не предусмотрено признание гражданина нуждающимся при подаче заявления о предоставлении садовых, огородных или дачных земельных участках.
Доводы заинтересованных лиц о том, что обязанность по постановке на соответствующий учет не является обязанностью администрации г.Перми, поскольку обеспечение граждан садовыми земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан, в данном случае – администрации Кировского района г.Перми, на территории которого проживает заявитель, суд считает несостоятельными.
В соответствии с Уставом города Перми администрация города - исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 58). Администрации районов города входят в структуру администрации города как ее территориальные органы (ст. 60), создаются в целях обеспечения управления внутригородскими районами. Местом жительства заявителя является г.Пермь, а администрация города является органом местного самоуправления, в связи с чем обоснованно занимает процессуальное положение заинтересованного лица по делу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации города Перми, выразившееся в невключении Ануфриевой Т.Н. в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка.
Обязать администрацию города Перми включить Ануфриеву Т.Н. в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, с момента ее обращения.
Решение суда в течение одного месяца с момента принятия судом в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.
Судья И.В. Поносова