Решение по делу № 2а-704/2021 от 24.11.2020

16RS0<номер изъят>-16

СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

П.Лумумбы ул., д. 48, г. Казань, Республика Татарстан, 420081, тел. (843) 264-98-00

http://sovetsky.tat.sudrf.ru     е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Казань

07 апреля 2021 г.                            Дело № 2а-704/2021

Советский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Гатауллина Р.А.,

при секретаре судебного заседания Максимовой А.О.,

с участием:

от административного истца – ФИО5, доверенность от <дата изъята>;

от административных ответчиков – ФИО6, доверенности от <дата изъята> <номер изъят>, от <дата изъята> <номер изъят>;

от заинтересованного лица – ФИО7, доверенность от <дата изъята> <номер изъят>,

рассмотрев в открытом судебном заседании с административное дело по административному исковому заявлению Хасанова Н.М. к исполнительному комитету муниципального образования <адрес изъят>, муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>», заместителю начальника муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» ФИО1 о признании незаконным уведомления о несоответствии объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, обязав устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Хасанов Н.М. (далее – так же административный истец) обратился в суд с настоящим административным иском указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> и находящегося на нем жилого дома, расположенных по адресу: <адрес изъят>; <дата изъята> обратился в Управление градостроительных разрешений ИК МО <адрес изъят> о выдаче уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства; <дата изъята> получено уведомление от <дата изъята><номер изъят> о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, обоснованные тем, что согласно схеме планировочных ограничений Генерального плана <адрес изъят> данный земельный участок находится в санитарно-защитной зоне кладбищ, где строительство объектов индивидуального жилищного фонда запрещено, при этом, строительство индивидуального жилого дома согласовано ПАО «Туполев» в лице казанского филиала высотой не более 8,5 м, а согласно уведомлению предельная высота планируемого объекта составляет 9 м.

Административный истец не согласившись с указанным уведомлением обратился в суд с настоящим административным иском, в котором, с учетом уточнений, просит признать незаконным действия управление градостроительных разрешений ИК МО <адрес изъят> по подготовке и выдаче уведомления от <дата изъята><номер изъят> о несоответствии объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, обязав ИК МО <адрес изъят> и управление градостроительных разрешений ИК МО <адрес изъят> устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят>, расположенном по адресу: <адрес изъят>.

Определениями суда от <дата изъята>, <дата изъята>, <дата изъята> к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены управление Роспотребнадзора по <адрес изъят>, управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>, ОАО «Сетевая компания», ПАО «Туполев» в лице казанского филиала, управление по оказанию ритуальных услуг ИК МО <адрес изъят>, ИК МО <адрес изъят>.

Представитель административного истца заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административных ответчиков – управления градостроительных разрешений ИК МО <адрес изъят>, заместителя начальника управления градостроительных разрешений ИК МО <адрес изъят> ФИО1 с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в возражениях, просил в их удовлетворении отказать.

Представитель управления по оказанию ритуальных услуг ИК МО <адрес изъят> удовлетворение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем, принимая во внимания положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие последних.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Исходя из системного толкования положений статьей 218, 226 и 227 КАС РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействие) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.

Из разъяснений, изложенных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата изъята> <номер изъят> «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Таким образом, в порядке административного судопроизводства подлежит проверке предписание, являющееся документом властно-распорядительного характера, вынесенное уполномоченным органом, содержащее обязательные предписания, распоряжения, нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущие неблагоприятные последствия для участников правоотношений.

Направление застройщиком в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства в орган местного самоуправления уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства предусмотрено нормой части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (часть 7 статьи 51.1 ГрК РФ).

Согласно пункту 2 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Решением Казанской городской Думы от <дата изъята> <номер изъят> утверждено положение об управлении градостроительных разрешений ИК МО <адрес изъят> (далее – Положение).

Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес изъят>, с кадастровым номером <номер изъят>, о чем в ЕГРН <дата изъята> сделана соответствующая запись. При этом, из сведений о характеристиках объекта следует, что земельный участок отнесен к категории земель – земли населенных пунктов и видом разрешенного использования – строительство индивидуального жилого дома, для иных видов жилой застройки, имеет ограничения в виде запрета осуществления любых действий, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства.

<дата изъята> ФИО8 обратился в управление градостроительных разрешений ИК МО <адрес изъят> с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, по результатам рассмотрения которого заместителем начальника управления ФИО1 <дата изъята> вынесено уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

Как следует из оспариваемого акта, заместителем начальника управления градостроительных разрешений ИК МО <адрес изъят> ФИО1 <дата изъята> вынесено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № <номер изъят>, из которого следует, что Хасанов Н.М. уведомлен о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по причине нахождения земельного участка в санитарно-защитной зоне кладбищ, где строительство объектов жилищного фонда запрещено, а так же несогласования ПАО «Туполев» в лице казанского филиала высоты жилого дома высотой 9 м, поскольку такое согласование высоты объекта произошло не более 8,5 м.

В силу пункта 1 части 3, пункта 1 части 4 статьи 23 ГрК РФ в состав положения о территориальном планировании, содержащегося в генеральном плане городского округа, должны включаться характеристики зон с особыми условиями использования территорий (в том числе санитарно-защитных зон) (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).

В соответствии пунктами 4, 5 части 7, пунктом 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана городского округа должны содержать карты, отображающие зоны с особыми условиями использования территорий, а в текстовом формате – характеристики зон с особыми условиями территорий в случаях, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения.

Пункт 2 части 2 и часть 5 статьи 30 ГрК РФ предусматривают, что правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от <дата изъята> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с требованиями указанного Федерального закона вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования – санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения (пункт 2.1 СанПиН 2.2.1./2.<дата изъята>-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <дата изъята> <номер изъят> (далее – СанПиН 2.2.1./2.<дата изъята>-03)).

Из содержания пунктов 4.2, 4.3 СанПиН 2.2.1./2.<дата изъята>-03 следует, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (на основании: предварительного заключения управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны; оценки риска здоровью населения), а для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны).

Установлено, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что на территории <адрес изъят> на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 29 399,3 кв.м (2,9 га) расположено кладбище <адрес изъят>.

В соответствии с классификацией СанПиН 2.2.1./2.<дата изъята>-03 кладбища в зависимости от площади захоронения относятся к объектам различного класса с ориентировочно санитарно-защитной зоной от 500 до 50 м.

Для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га предусмотрены ориентировочные размеры санитарно-защитной зоны 100 м.

Порядок установления таких зон и использование земельных участков, расположенных в границах последних, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от <дата изъята> <номер изъят>, из пункта 3 которого следует, что решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности принимают территориальные органы Роспотребнадзора.

При этом, санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН (пункт 25 Порядка) и только со дня установления санитарно-защитной зоны на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 30).

Из пояснений представителя управления Роспотребнадзора по <адрес изъят> данных в ходе судебного разбирательства и письменных возращений следует, что граница санитарно-защитной зоны кладбища <адрес изъят> в порядке, предусмотренном действующим законодательством не устанавливалась.

Согласно выписке из ЕГРН ограничения (обременения) на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят> в виде границ санитарно-защитной зоны отсутствуют, имеются только сведения о границе пояса санитарной охраны водозабора «Солидарности», а сами границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Таким образом, ссылка ответной стороны на нахождение земельного участка в санитарно-защитной зоне является преждевременной.

Судом так же установлено, что ИК МО <адрес изъят> и ПАО «Туполев» во исполнение требований статей 46, 47, 72 Воздушного кодекса Российской Федерации <дата изъята> согласована схема ограничения застройки приаэродромной территории аэродрома «Казань-Борисоглебское», в соответствии с которой земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> находится в зоне, где разрешено строительство объектов высотой до 50 м, данное обстоятельство лицами, участвующим в деле, в рамках судебного разбирательства не оспаривалось.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемое уведомление является незаконным, поскольку границы санитарно-защитной зоны кладбища <адрес изъят> в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не установлены, а ссылка на отсутствия согласования высоты объекта индивидуального жилищного строительства основана без учета нахождения земельного участка в зоне разрешенного строительства объектов высотой до 50 м.

Других оснований оспариваемое уведомление не содержит.

Доводы на часть 8 статьи 26 Федерального закона от <дата изъята> № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», являются необоснованными, поскольку условия, при которых до <дата изъята> зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными, в настоящем случае не соблюдены, а именно не представлены решения уполномоченных органов об установлении санитарно-защитных зон в границах земельного участка, в связи с чем, отсутствуют основания для распространения режима санитарно-защитной зоны на принадлежащий административному истцу земельный участок.

Согласно пункту 1.2 Положения управление градостроительных разрешений ИК МО <адрес изъят> является органом ИК МО <адрес изъят>, обладает статусом юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном законодательством о регистрации юридических лиц порядке, в полномочия которого входят: рассмотрение уведомлений о планируемом строительстве или реконструкции, об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции, об окончании строительства или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов, расположенных на территории <адрес изъят>, в том числе прием от заинтересованных лиц необходимых документов (пункт 3.1.1.1) и выдача уведомлений о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлениях о планируемом строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов параметров объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов, расположенных на территории <адрес изъят>, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; уведомлений о соответствии либо несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов, расположенных на территории <адрес изъят>, требованиям законодательства о градостроительной деятельности (пункт 3.1.1.2).

Поэтому требования истцовой стороны к ИК МО <адрес изъят> об обязании повторного рассмотрения рассматриваемого уведомления являются необоснованными, не основаны на законе, в связи с чем не могут быть удовлетоворены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Хасанова Н.М. к исполнительному комитету муниципального образования <адрес изъят>, муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>», заместителю начальника муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» ФИО1 о признании незаконным действий по подготовке и выдаче уведомления о несоответствии объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, обязав устранить допущенные нарушения удовлетворить частично.

Признать незаконным действия муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» по подготовке и выдаче уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от <дата изъята><номер изъят>.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» рассмотреть в срок не позднее сорока пяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда уведомление Хасанова Н.М. о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, зарегистрированного <дата изъята> <номер изъят>.

В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Советский районный суд г. Казани в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья

Мотивированное решение составлено 14.04.2021

2а-704/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Другие
Хасанов Н.М.
Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова – филиал ПАО «Туполев»,
ИК МО г. Казани
ОАО "Сетевая компания"
МКУ "Управление градостроительных разрешений ИКМО г. Казани"
МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г. Казани»
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан
Управление по оказанию ритуальных услуг ИК МО г. Казани
заместитель МКУ "Управление градостроительных разрешений ИКМО г. Казани" Хафизов И.М.
Суд
Советский районный суд г. Казань Республики Татарстан
Судья
Гатауллин Р. А.
Дело на странице суда
sovetsky.tat.sudrf.ru
07.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее