Решение по делу № 2-1994/2024 от 22.12.2023

Дело № 2-1994/2024

УИД 21RS0025-01-2023-007567-07

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года      город Чебоксары

Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Ивановой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Перловой К.В.,

с участием представителя истца Алексеева В.В. – Семенова В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева В.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании решения незаконным, обязании включить в стаж периоды работы и назначении пенсии,

у с т а н о в и л:

Истец Алексеев В.В. обратился в суд с иском к ответчику Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ЧР (далее Отделение СФР, ОСФР по ЧР) о признании решения незаконным, обязании включить в стаж периоды работы и назначении пенсии, указав, что 07.07.2023г. Алексеев В.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением от 12.10.2023г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью истцу отказано, ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения: фактическая продолжительность специального стажа - 19 лет 6 мес. 28 дн., требуемая продолжительность специального стажа - 25 лет.

Ответчиком в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены следующие периоды работы:

1. с 26.08.1986 по 07.07.1987 - в должности старшего пионервожатого СОШ <адрес>, поскольку наименование должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее – Список );

2. с 08.07.1987 по 19.05.1989 - служба в Советской армии по призыву, поскольку и Списком не предусмотрено включение в педагогический стаж;

3. с 25.05.1989     по 22.08.1993 - в должности старшего пионервожатого СОШ <адрес>, поскольку наименование должности не предусмотрено Списком;

4. с 01.01.2023    по 06.07.2023     - в должности заместителя директора по учебно- воспитательной работе Общеобразовательной школы при Посольстве России во Франции, поскольку отсутствуют сведения индивидуального (персонифицированного) учета, подлежащие представлению работодателем, срок представления отчетности не истек.

Истец считает указанное решение незаконным. Считает, что периоды работы в должности пионервожатого, а также служба в Советской Армии по призыву, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку в спорные периоды действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Данным Постановлением были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее Перечень) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.

Просит суд:

-признать незаконным решение ответчика от 12 октября 2023 г.;    

-обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы с 26.08.1986 по 07.07.1987 - в должности старшего пионервожатого СОШ <адрес>, с 08.07.1987 по 19.05.1989 - службу в Советской Армии по призыву, с 25.05.1989 по 22.08.1993 - в должности старшего пионервожатого СОШ <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе Общеобразовательной школы при Посольстве России во Франции;

-обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 01.07.2023.

В последующем истец Алексеев В.В. неоднократно уточнял исковые требования и окончательно, ДД.ММ.ГГГГ. просил суд:

признать незаконным решение Отделения СФР по ЧР от ДД.ММ.ГГГГг. в части и обязать включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы:

-с 26.08.1986 по 07.07.1987 - в должности старшего пионервожатого СОШ <адрес>,

-с 08.07.1987 по 19.05.1989 - службу в Советской Армии по призыву,

-с 25.05.1989 по 22.08.1993 - в должности - старшего пионервожатого СОШ <адрес>,

- обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 07.07.2023г. (л.д. 145)

На судебное заседание истец Алексеев В.В. не явился, извещен надлежаще о слушании дела, реализовал свое право на участие по делу через представителя.

В судебном заседании представитель истца Алексеева В.В. – Семенов В.И., действующий на основании доверенности, исковые требования с учетом уточнений поддержал по изложенным в нем основаниям, приведя их вновь, просил иск удовлетворить.

На судебное заседание представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ЧР не явился, извещены надлежаще слушании дела, представили письменный отзыв на иск (л.д.54), указав, что в период действия постановления Совета Министров ССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", т.е. до 1 октября 1993 года Алексеев В.В. в должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, установленных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным данным постановлением, не работал, педагогического стажа до 26 августа 1986 года не имел, в связи с чем, возможность зачета в педагогический стаж Алексеева В.В. с целью назначения досрочной страховой пенсии периода работы в должности старшей пионервожатой в СОШ <адрес> отсутствует. Просили в иске отказать в полном объеме.

На судебное заседание представитель третьего лица Министерства иностранных дел РФ, МБОУ «СОШ » <адрес> не явились, извещены надлежаще о слушании дела, представили заявление о рассмотрении дела без их участия.

От ответа МИД России от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что индивидуальные сведения за 2023г., сформированные в рамках годовой отчетной компании в полном объеме и с указанием кода педагогической деятельности «27-ПД» и ставки «1.00», были предоставлены по телекоммуникационным каналам связи с Отделение Социального Фонда России по месту учета организации 23.01.2024г.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст.39 ч.2 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (части 3,4 ст.36 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ).

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, страховая пенсия назначается независимо от их возраста.

Согласно ч.2 ст.30 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "м" пункта 1, подпунктом "в" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г.;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 г.;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 г.

В силу ч.3 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно ч.4 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Пунктом 2 Постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях организациях и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Частями 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1.04.1996 № 27-ФЗ индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органах: порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после регистрации - основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Кроме того, порядок подтверждения периодов, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, урегулирован пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, даю право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н, в соответствии с которым периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подтверждаются:

-    до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица – документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

-    после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу п.п. 1,2 ст.11 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах работы деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона N° 27-ФЗ).

В соответствии со ст.28 Федерального закона № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

В соответствии с пунктом 4 указанных Правил периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Из материалов дела следует, что Алексеев В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования – ДД.ММ.ГГГГ.

07.07.2023г. истец Алексеев В.В. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.

Решением Отделения СФР от ДД.ММ.ГГГГ. Алексееву В.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ, в связи с отсутствием требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией.

При этом, в решении указано, что фактическая продолжительность специального стажа составила 19 лет 6 мес. 28 дн., требуемая продолжительность специального стажа 25 лет, фактическая величина индивидуального пенсионного коэффициента – достаточна (л.д.10-11).

В страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены следующие периоды работы:- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности старшего пионервожатого СОШ <адрес>, поскольку наименование должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее - Список);

- с 08.07.1987 по 19.05.1989 - служба в Советской армии по призыву, поскольку и Списком не предусмотрено включение в педагогический стаж;

- с 25.05.1989    по 22.08.1993 – в должности старшего пионервожатого СОШ <адрес>, поскольку наименование должности не предусмотрено Списком;

- с 01.01.2023    по 06.07.2023 - в должности заместителя директора по учебно- воспитательной работе Общеобразовательной школы при Посольстве России во Франции, поскольку отсутствуют сведения индивидуального (персонифицированного) учета, подлежащие представлению работодателем, срок представления отчетности не истек.

Истец Алексеев В.В. с решением в указанной части не согласен.

Из записей в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ. на имя Алексеева В.В. следует, что:

26.08.1986 г. – назначен на должность старшего пионервожатого в среднюю школу № <адрес>

10.07.1987г. - уволен с работы в связи с призывом на действительную военную службу,

24.05.1989 г. - служба в рядах Советской армии,

25.05.1989г. - принят старшим пионервожатым в среднюю школу <адрес>,

23.08.1993г. – переведен зам. Директора по воспитательной работе. (л.д.18-19)

С учетом уточнения, истец просит включить в педагогический стаж период работы:

- с 26.08.1986 по 07.07.1987 - в должности старшего пионервожатого Средней общеобразовательной школы <адрес>,

-с 08.07.1987 по 19.05.1989 - службу в Советской Армии по призыву,

-с 25.05.1989 по 22.08.1993 - в должности - старшего пионервожатого Средней общеобразовательной школы <адрес>.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ. «МБОУ школа » <адрес> следует, что Алексеев В.В. действительно работал в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>:

1.1. с 26 августа 1986г. по 10 июля 1987г. - в должности старший пионерский вожатый,

1.2. с 25 мая 1989г. по 22 августа 1993г. в должности старший пионерский вожатый.

1.3. с 23 августа 1993г. по 28 августа 1999г. в должности заместителя директора по воспитательной работе.

2. В период работы с 26 августа 1986г. по 10 июля 1987г., с 25 мая 1989г. по 28 августа 1999г. выполняемая норма (продолжительность) рабочего времени составляла полный рабочий день. (л.д.88-89)

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ. выданной военным комиссариатом города Чебоксары ЧР следует, что Алексеев В.В. действительно проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах СССР с 08.07.1987г. по 19.05.1989г. (л.д.87)

В соответствии с действующей с 1 января 2019 года редакцией п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 8 указанного Федерального закона возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона на № 400-ФЗ.

В силу части 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Реализуя указанные положения закона, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 № 665, в соответствии с которыми при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей до 1 января 1992 года применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, согласно приложению к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее - Постановление от 17.12.1959 № 1397).

Ни ранее действующим пенсионным законодательством, как и ныне действующим не предусматривается включение периода работы в должности старшей пионервожатой (вожатой) в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи педагогической деятельностью.

Однако пунктом 2 Положения от 17.12.1959 № 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах, в качестве штатных пионервожатых - как иные периоды деятельности.

При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1,2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Названное постановление утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогичен деятельностью, лечебной и творческой работой».

Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы старшей пионервожатой не предусмотрена.

Исходя из системной взаимосвязи вышеприведенных норм права возможность включения иных периодов деятельности, в том числе работы в школах в качестве штатных пионервожатых предусмотрено в соответствии с пунктом 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для досрочного назначения пенсии, который имеет место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397.

Названным постановлением предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт "а" пункта 1 постановления), а пунктом 7 этого постановления утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

В абзаце 4 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения указано, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 названного положения засчитывается также работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

При этом в соответствии с пунктом 4 Положения время работы, указанной в пунктах 1,2, и 3 этого положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Таким образом, для зачёта периода работы пионервожатым (старшим пионервожатым) стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, необходимо выполнение двух условий: наличие в период действия постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 стажа работы, предусмотренной Перечнем учреждений, организаций должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утвержденным названным постановлением, в котором должность пионервожатой отсутствует, и продолжительность стажа в должностях, учреждениях (организациях), работа в которых дает право на такую пенсию, составляющая на день назначения пенсии не менее 16 лет 8 месяцев.

Как следует из материалов дела, в период действия постановления Совета Министров ССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", т.е. до 1 октября 1993 года Алексеев В.В. в должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, установленных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным данным постановлением, не работал, педагогического стажа до 26 августа 1986 г. не имел, в связи с чем, возможность зачета в педагогический стаж Алексеева В.В. с целью назначения досрочной страховой пенсии периода работы в должности старшего пионервожатого в СОШ <адрес> отсутствует.

Кроме того, истец просит включить в специальный стаж период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с 08.07.1987г. по 19.05.1989г.

Подпунктом "м" пункта 1 Постановление от 16.07.2014 № 665 предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение от 17 декабря 1959 года N 1397).

Подпунктом "г" пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Поскольку с 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а начало педагогической деятельности Федорова В.А. имеет место с 23.08.1993г., то есть у него отсутствует специальный стаж педагогической деятельности как на момент прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР, так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений, то нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения службы в составе Вооруженных Сил СССР при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о его досрочном пенсионном обеспечении.

Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотрено в п. 4 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 только при наличии у этих лиц 2/3 требуемого стажа педагогической деятельности, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, а такой стаж у истца на указанную дату отсутствует.

При таких обстоятельствах, исковые требования Алексеева В.В. о признании решения Отделения ФСР от ДД.ММ.ГГГГг. в части отказа во включении периодов работы и обязании включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности старшего пионервожатого Средней общеобразовательной школы <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - службу в Советской Армии по призыву, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности - старшего пионервожатого Средней общеобразовательной школы <адрес>, не подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.22 Закона № 400-ФЗ о страховых пенсиях страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно ч.1.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Поскольку судом в удовлетворении включения в специальный стаж вышеуказанных периодов работы было отказано, то у истца не выработан необходимый педагогический стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости - 25 лет на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии, в связи с чем, суд отказывает и в удовлетворении требований истца о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Алексееву В.В. в удовлетворении исковых требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике о признании решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения периодов работы незаконным, обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы: с 26.08.1986 по 07.07.1987 - в должности старшего пионервожатого СОШ <адрес>, с 08.07.1987 по 19.05.1989 - службу в Советской Армии по призыву, с 25.05.1989 по 22.08.1993 - в должности старшего пионервожатого СОШ <адрес>; назначении досрочной страховой пенсии по старости с 07.07.2023 г., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Московский районный суд г.Чебоксары ЧР в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.В. Иванова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-1994/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Алексеев Виктор Валерьевич
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии
Другие
МБОУ «СОШ №23» г. Чебоксары
Семенов Владислав Иванович
Суд
Московский районный суд г. Чебоксары
Судья
Иванова Т.В.
Дело на странице суда
moskovsky.chv.sudrf.ru
22.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2023Передача материалов судье
29.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.02.2024Предварительное судебное заседание
03.04.2024Предварительное судебное заседание
20.05.2024Предварительное судебное заседание
09.07.2024Судебное заседание
22.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее