Решение по делу № 33-4216/2019 от 17.05.2019

Дело № 33 – 4216/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Хабаровск                          21 июня 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Дорожко С.И.,

судей: Тарасовой А.А., Овсянниковой И.Н.,

при секретаре: Беляниновой А.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Советско-Гаванского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, акционерному обществу «Хабаровские энергетические системы» о возложении обязанности ликвидировать место разлива нефтепродуктов, провести рекультивацию почв, загрязненных нефтепродуктами,

по апелляционной жалобе ответчика администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 13 марта 2019 года,

заслушав доклад судьи Дорожко С.И., объяснения представителя ответчика администрации городского поселения «Город Советская Гавань» - Кравцовой Н.И., представителя истца Советско-Гаванского городского прокурора - Лазаревой Н.А., представителя ответчика АО «Хабаровские энергетические системы» - Кропачева А.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Советско-Гаванский городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края и просил возложить на ответчика обязанность ликвидировать место разлива нефтепродуктов вблизи котельной № 3 г. Советская Гавань, общей площадью 6 725 кв.м., провести рекультивацию почв, загрязненных нефтепродуктами, на указанной площади.

В обоснование иска указано, что 26.10.2018 прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды на участке местности вблизи котельной № 3 г. Советская Гавань, в ходе которой установлено, что на указанной территории имеются следы разлива нефтепродуктов. Производственную деятельность в водоохранной зоне и прилегающей акватории бухты Окоча ведут несколько предприятий. В верхней точке склона производственную деятельность ведет котельная № 3 г. Советская Гавань, работающая на мазутном топливе, на территории котельной расположены резервуары для хранения мазута. Земли, на которых произведен разлив нефтепродуктов, относятся к категории земель – Земли поселений (земли населенных пунктов). Осмотром установлено, что около 250 метров вверх от береговой полосы бухты Окоча на грунте обнаружены глубокие ямы, заполненные нефтепродуктами. На поверхности бухты и береговой полосе пленки нефтепродуктов не зафиксировано. Осмотром установлено и зафиксировано 3 площадки загрязнения грунта в водоохранной зоне бухты Окоча, координаты которых указаны в исковом заявлении. Общая площадь загрязнений составляет 6 725 кв.м. Указанные факты подтверждаются актом осмотра от 26.10.2018. Выявленный факт загрязнения влечет порчу и уничтожение плодородного слоя земли, поскольку не позволяет функционировать имеющейся экологической системе.

Судом к участию в деле в качестве соответчика определением от 16.02.2019 привлечено АО «Хабаровские энергетические системы».

Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 13.03.2019 исковые требования удовлетворены. На администрацию городского поселения «Город Советская Гавань» возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать место разлива нефтепродуктов, провести рекультивацию почв, загрязненных нефтепродуктами, вблизи котельной № 3, расположенной по <адрес> на трех участках с координатами:

Участок № 1

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Площадь участка 2 916 кв.м.

Участок № 2

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Площадь участка 340 кв.м.

Участок № 3

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>В

Площадь участка 3 469 кв.м.

В апелляционной жалобе администрация городского поселения «Город Советская Гавань» просит решение суда отменить и принять новое решение, указав, что судом не учтены существенные для дела обстоятельства. Судом в качестве соответчика привлечено АО «Хабаровские энергетические системы», решением суда удовлетворены требования прокурора к обоим ответчикам, однако обязательства по ликвидации разлива и осуществлению рекультивации почв возложены только на администрацию г. Советская Гавань. Постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 11.12.2018 государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Хабаровскому краю Хлопотенковой А.Н., также опрошенной в судебном заседании в качестве специалиста, производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации г. Советская Гавань по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения по данной статье КоАП РФ. Государственный инспектор, проанализировав материалы административного расследования, установил, что администрация г. Советская Гавань не ведет хозяйственной деятельности на территории земельных участков, где обнаружен разлив. Суд не выяснил в полной мере обстоятельства, имеющие значение для дела, и выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, что является основанием для вынесения судом второй инстанции нового решения по делу.

В возражениях на апелляционную жалобу Советско-Гаванский городской прокурор полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению, указав, что в ходе судебного заседания установлено то, что разлив произошел не на территории котельной № 3, находящейся в ведении АО «Хабаровские энергетические системы», а на землях поселения, находящихся в ведении администрации. Судом правильно установлена обязанность исключительно администрации городского поселения осуществить рекультивацию земельного участка, поскольку охрана земель поселений является ее исключительной компетенцией. Отсутствие в действиях администрации городского поселения состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КлАП РФ, не освобождает ее от обязанностей, предусмотренных земельным законодательством.

На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. ст. 9, 42 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу абз. 2, 4, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 234-ФЗ);

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности (в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 29.12.2010 N 442-ФЗ);

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ);

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 234-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 334-ФЗ) охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии с ч. 3 ст. 13 Земельного кодекса РФ мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно ч. 5 и ч. 6 ст. 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995, действовавшего до 20.01.2019, - рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе при: складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы.

Постановлением Правительства РФ № 800 от 10.07.2018 (в ред. Постановления Правительства РФ № 244 от 07.03.2019) утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, устанавливающие порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в ч. 2 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.

Согласно п. 2 Правил рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Согласно п. 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В соответствии с п. 4 Правил в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются, согласно пп. «в» п. 4 - исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

Согласно п. 5 Правил рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с п. 6 Правил - рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

По смыслу указанных норм права рекультивация земель осуществляется за счет собственных средств землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не только в случае нарушения природоохранного и земельного законодательства, но и во всех случаях, когда требуется восстановление земель. Земли, нарушенные в результате загрязнения, в том числе нефтепродуктами, подлежат обязательной рекультивации.

Действующее законодательство не содержит исключений из числа землепользователей, на которых не может быть возложена обязанность по проведению и организации работ по восстановлению нарушенных земель в результате складирования и захоронения промышленных, бытовых и других отходов.

Из материалов дела следует и установлено судом, что 26.10.2018 Советско-Гаванским городским прокурором проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды на участке местности, вблизи котельной № 3 г. Советская Гавань.

В ходе проверки было установлено, что внизу от котельной № 3 г. Советская Гавань видны многочисленные ямы, в которых содержатся нефтепродукты, вокруг ям имеются черного цвета следы от разлива нефтепродуктов, на указанной территории имеется характерный запах нефтепродуктов. Объем нефтепродуктов, находящийся в ямах установить не удалось. Ближайшее место расположения нефтепродуктов - бункеры, расположенные на территории котельной № 3 г. Советская Гавань. Следы течение нефтепродуктов идут сверху (со стороны котельной № 3 г. Советская Гавань и ИП «Титов С.С.» вниз (в сторону бухты).

Согласно акта проверки, установлено, что производственную деятельность в водоохранной зоне и прилегающей акватории бухты Окоча, ведут несколько предприятий. В верхней точке склона ведет производственную деятельность котельная, работающая на мазутном топливе (котельная № 3 г. Советская Гавань). На территории котельной расположены резервуары для хранения мазута. Земли, на которых произведен разлив нефтепродуктов из сведений Публичной кадастровой карты относятся к категории земель - Земли поселений (земли населенных пунктов). Осмотром установлено, что около 250 метров вверх от береговой полосы бухты Окоча на грунте обнаружены глубокие ямы, заполненные нефтепродуктами. Глубина одной ямы около метра, ширина 4 метра. Вторая яма глубиной около метра, шириной 1 метр. Ямы расположены рядом друг с другом, общая длина их составляет 15 метров. Третья яма имеет вид траншеи в глубину 1,5 метра в ширину около 1 метра, в длину 26 метров. Обнаружен разлив нефтепродуктов шириной 20 метров, который с потоками природных источников разливается по склонам до железнодорожных путей и образует еще одну яму-резервуар длиной 20 метров, шириной 4 метра. На поверхности бухты и береговой полосе пленки нефтепродуктов не зафиксировано. Левее в 150 метрах о первых ям обнаружено еще 4 ямы, которые располагаются внизу склона, наверху которого расположена котельная № 3 г. Советская Гавань. Первая яма длиной 14 метров, шириной 6 метров, вторая длиной 12 метров, шириной 6 метров, третья длиной 10 метров, шириной 4 метра, четвертая длиною 7 метров, в ширину 4 метра. Внизу скалистого склона, на скале зафиксировано черное мазутное пятно размерами примерно 10x10 метров, с дальнейшим формированием в русло длиной 13 метров, шириной 1,5 метра, с дальнейшим попаданием в грунтовые воды. На поверхности бухты и береговой полосе пленки нефтепродуктов не зафиксировано. Таким образом, осмотром установлено и зафиксировано 3 площадки загрязнения грунта в водоохранной зоне бухты Окоча, общая площадь загрязнений – 6 725 кв.м.

24.08.2018 между администрацией городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района и АО «Хабаровские энергетические системы» заключен договор аренды, согласно которого, арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование имущество в количестве 503 единицы, в том числе и котельную № 3 г. Советская Гавань, сроком на один год, со дня подписания договора.

Удовлетворяя исковые требования к администрации городского поселения «Город Советская Гавань», руководствуясь ст. ст. 9, 15, 42 Конституции РФ, ст. ст. 3, 11, 12, 13 Земельного кодекса РФ, ст. 3, п. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 46, ст. 51Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 1, ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 13Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995, согласованными с Минсельхозпродом России, суд первой инстанции исходил из того, что земли, на которых произведен разлив нефтепродуктов относятся к категории земель - Земли поселений, места разлива нефтепродуктов находятся вне зоны производственной деятельности юридических лиц и пришел к выводу о возложении на администрацию города Советская Гавань обязанности ликвидировать места разлива и провести рекультивацию почв.

Проверяя решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия соглашается с принятым решением и с выводами суда первой инстанции, как соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона, и не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, поскольку суд первой инстанции дал правильную оценку представленным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, так как факт загрязнения спорного земельного участка общей площадью 6725 кв.м. нефтепродуктами подтвержден совокупностью относимых, допустимых и достаточных в силу ст.ст. 56, 59, 60 ГПК РФ доказательств, разлив нефтепродуктов произошел на землях поселений, в связи с чем, судом на администрацию городского поселения, к исключительной компетенции которой в силу ст. 11 Земельного кодекса РФ относится охрана земель поселений, верно возложена обязанность по ликвидации места разлива нефтепродуктов и осуществлению рекультивации почв, загрязненных нефтепродуктами.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом в качестве соответчика привлечено АО «Хабаровские энергетические системы», требования прокурора удовлетворены, однако обязательства по ликвидации разлива и осуществлению рекультивации почв возложены только на администрацию городского поселения, судебная коллегия отклоняет, поскольку такое решение судом принято в связи с тем, что места разлива нефтепродуктов находятся вне зоны производственной деятельности юридических лиц.

Ссылка в апелляционной жалобе на прекращение в отношении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6. КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, правового и преюдициального значения для рассмотрения данного гражданского дела не имеет, и не может повлечь отмену решения суда, поскольку обязанность по ликвидации загрязнения земель поселений и осуществлению рекультивации нарушенных земель на администрацию органа местного самоуправления, как собственника земель населенных пунктов, в силу закона и полномочий возлагается во всех случаях, когда требуется восстановление земель и принятие срочных мер по снижению негативного воздействия загрязнения, в том числе нефтепродуктами, на окружающую среду, что не препятствует после установления виновника (виновников) такого загрязнения предъявить к нему, в том числе в судебном порядке, соответствующие имущественные требования.

В целом доводы апелляционной жалобы являются аналогичными доводам, изложенным в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, не могут быть признаны состоятельными, так как, не опровергая выводы суда, по существу сводятся лишь к несогласию с ними, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного постановления в апелляционном порядке по изложенным основаниям.

Решение суда мотивировано и постановлено с соблюдением требований материального и процессуального права, является законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 13 марта 2019 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в президиум Хабаровского краевого суда.

Председательствующий:                  С.И. Дорожко

Судьи:     А.А. Тарасова

И.Н. Овсянникова

33-4216/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Советско-Гаванский городской прокурор
Ответчики
Администрация городского поселения Город Советская Гавань
АО Хабаровские энергетические системы
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Дорожко Светлана Ивановна
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
21.06.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее